ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ И ЯЗЫК. ЯЗЫК И РЕЧЬ 3 глава




Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных пе­реживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с не­возможностью это сделать при обострении соответствующей по­требности.

Многообразные проявления эмоциональной жизни челове­ка делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настро­ения и стресс.

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект — силь­ное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (по­рой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно — и это одна из причин практической неуправляе­мости этим состоянием).

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем бо­лее сильным является исходный мотивационный стимул пове­дения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигатель­ными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной органи­зации поведения, его разумности. Они способны оставлять силь­ные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная на­пряженность, накапливаемая в результате возникновения аффек-тогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной раз­рядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровож­дается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, — более дли­тельные состояния. Они — реакция не только на события совер­шившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффек­ты возникают к концу действия и отражают суммарную итого-

 

вую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки лич­ностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека.

Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в дан­ный момент потребности, значения для ее удовлетворения пред­стоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызывать­ся как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внут­ренние переживания, коммуницируются, т. е. передаются дру­гим людям, сопереживаются.

Чувства — высший продукт культурно-эмоционального раз­вития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства — еще более, чем эмоции, устойчивые психичес­кие состояния, имеющие четко выраженный предметный харак­тер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объек­там {реальным или воображаемым). Человек не может пережи­вать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испыты­вать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Б зависимости от направленности чувства делятся на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), ин­теллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятель­ностью), эстетические (чувства красоты при восприятии искус­ства, явлений природы), практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В от­ношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно ре­гулироваться. Проявление сильного и устойчивого поло­жительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, дей­ствующие в течение длительного времени, именуются настрое­ниями.

Настроение — самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятель­ности, могут повышать или понижать жизнедеятельность чело­века. Первые называются стеническими, вторые — астеничес­кими. Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегета­тивной нервной системы, регулирующей работу внутренних ор­ганов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с дея­тельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лим-бической системе существование центров положительных и от­рицательных эмоций, получивших название центров «наслаж­дения, рая» и «страдания, ада».

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобраз­ных и встречающихся только у человека эмоциональных состо­яний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятель­ности или предмета (человека).

С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявле­ниях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нрав­ственные потребности. Он обозначил их соответственно как орга­ническую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, пред­метные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преиму­щественно связанные с удовлетворением органических потреб­ностей. Предметные чувства связаны с обладанием опре­деленными предметами и занятиями отдельными видами дея­тельности. Эти чувства соответственно их предметам подразде­ляются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и ви­дами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренчес­кие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

4.1. Теории эмоций

Впервые эмоциональные выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных ис­следований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой

выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняю­щих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.

Результатом глубокой теоретической мысли является био­логическая теория эмоций П. К. Анохина. Эта теория рассмат­ривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.

Рассмотрение эмоций с биологической точки зрения (П. К. Анохин) позволяет признать, что эмоции закрепились в эволю­ции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оп­тимальных границах и предупреждающий разрушительный ха­рактер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни дан­ного организма. Положительные эмоции возникают, когда ре­альный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям.

Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптими­зирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное по­ложительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограмми­рованного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов дости­жения цели.

Хотя наличие потребности — обязательное условие возник­новения эмоции, оно вряд ли является единственным и доста­точным. Это положение было отправной точкой для построения П. В. Симоновым информационной теории эмоций. Согласно П. В. Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших живот­ных и человека величины потребности и вероятности ее удов­летворения в данный момент.

П. В. Симоновым сформулировано правило, согласно кото­рому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), инфор­мацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличной инфор­мацией, которая может быть использована для целенаправ­ленного поведения (С), выражается формулой Э - П (Н — С). Из данной формулы следует, что: 1) эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии

потребности — если система вполне информирована; 2) при де­фиците наличной информации появляется отрицательная эмо­ция, достигающая максимума в случае полного отсутствия ин­формации; 3) положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, прогностически необхо­димую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, формула эмоций отражает количественную зависимость интен­сивности эмоциональной реакции от силы, потребности и раз­меров дефицита или прироста прагматической информации, не­обходимой для достижения цели (удовлетворения потребности).

П. В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассог­ласовании между жизненной нотребнвстью и возможностью ее удовлетворения, т. е. при недостатке или избытке актуаль­ных сведений, необходимых для достижения цели, а степень эмоционального напряжения определяется потребностью и де­фицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. Таким образом, в ряде случаев знания, информи­рованность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональ­ный настрой и поведение личности.

Эмоция может рассматриваться каж обобщенная оценка си­туации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведе­ний, необходимых для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть вы­полнено в данных условиях. Очень часто страх, возникающий в ситугциях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает. Понимание того, что страх может быть следствием недостатка информации, позволяет его преодолеть. Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную фор­му страха, которая пропорциональна разнице между предвиди­мой и фактически полученной дозой информации. При удивле­нии внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе — на предвосхищении угрозы. Понимание родства удив­ления и страха позволяет преодолеть страх, если перенести ак­цент с результатов события на анализ его причин.

Согласно теории американского психолога Джеймса, тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными измене­ниями в деятельности внутренних органов, з состоянии мышц (мимика), позволяет предположить, что эмоции представляют собой сумму только органических ощущении, вызываемых эти­ми изменениями. Согласно этой теории, человеку грустно, по­тому что он плачет, а никак не наоборот. Если человек примет зажатую скованную позу с опущенными плечами и головой, то вскоре у него появится и чувство неуверенности, подавленности,

грусти. И наоборот, поза с развернутыми плечами, поднятой головой, улыбкой на губах вскоре вызовет и чувство увереннос­ти, бодрости, хорошее настроение. Частично эти наблюдения справедливы, но все же физиологические проявления не исчер­пывают существа эмоций. Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мо­билизацию организма, так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии рас­ширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теп­лее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, так как создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движе­ния в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, тка­ни обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопро­вождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.

Итак, если вы хотите подольше сохранить молодость, то не выходите из душевного равновесия по пустякам, чаще радуй­тесь и стремитесь удержать хорошее настроение.

Таким образом, Джеймс и независимо от него Ланге пред­ложили «периферическую» теорию эмоции, согласно которой эмоция является вторичным явлениемосознанием прихо­дящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внут­ренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогеннымраздражителем. Другими словами, эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная аф-ферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс вы­разил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим».

В данном аспекте представляет интерес концепция Арноль­да, согласно которой интуитивная оценка ситуации (напри­мер, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, пережива­ется как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил «мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.

Теория Джеймса—Ланге сыграла положительную роль, ука­зав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенчес­кого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом

остается сведение эмоции лишь к осознанию ощущений, возни­кающих в результате периферических реакций. Ощущение выс­тупает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ЧУВСТВ ЭМОЦИИ
ведущая роль: Эмоции:
* коры головного мозга, которая оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, регули­рует протекание и выражение чувств и эмоций • 2-й сигнальной системы слово — сигнал для возникнове­ния чувств, эмоций — основа формирования высших чувств — моральных — интеллектуальных — эстетических — обусловлены возбуждением подкорковых центров и вегета­тивной нервной системы (симпатической нервной системы) — вызывают изменения: • в органах кровообращения • в органах дыхания • в органах пищеварения • в функционировании высшей нервной деятельности (влияют на мышление, память, коорди­нацию движений, продуктив­ность деятельности

ТЕОРИИЭМОЦИЙ

ЭЛЕКТРОФИЗИОЛО­ГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПС ИХОЛ ОГИЧ ЕС КИ Е ТЕОРИИ ПСИХОФИЗИОЛО­ГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
• объясняет природу эмоций наличием особых образований нервной системы, в структуре мозга: • таламуса • гипоталамуса • лимбической системы • наличие мозговых центров «наслаж­дения-рая» и «страдания, ада» выделяют две точки зрения: 1. Эмоции — вторич­ные состояния,за­висящие от позна­вательной деятель­ности. 2. Эмоции носят пер­вичный самостоя­тельный характер и тесно связаны с биологической функцией организ­ма ИНФОРМАЦИОННАЯ теория П.В.Симонова • эмоции возникают при рассогласова­нии между жизнен­ной потребностью и возможностью ее удовлетворения (при недостатке ин-" формации, необхо­димой для дости­жения цели); • информированность человека о сред­ствах удовлетво­рения потребности может снимать эмоции

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

ТЕОРИЯ ДАРВИНА о биологической при- ТЕОРИЯ немецкого психолога ВУНДТА: Теория АНОХИНА: эмоции — это продукт
роде и пользе эмо­ций: выразительные эмоциональные дви­жения — это руди­мент целесообразных инстинктивных дей­ствий, — это биоло­гически значимый сиг­нал для особей свое­го и других видов «психофизиологиче­ский параллелизм» — изменение психиче­ских состояний протекает параллель­но выразительным движениям,придавая им особое сигнальное значение в выраже­нии чувств эволюции, приспосо­бительный фактор в жизни животного ми­ра, способствующий сохранению жизни от­дельной особи и все­го вида • положительные эмо­ции возникают, ес­ли реальный ре­зультат действия совпадает или пре­вышает ожидаемый результат • отрицательные эмоции возникают, если реальный ре­зультат хуже ожи­даемого; повторные неудачи в получе­нии ожидаемого ре­зультата вызывают торможение неэф­фективной деятель­ности
ТЕОРИЯ «ПЕРИФЕ- Теория ГЕЛЬГОРНА: ТЕОРИЯ когнитив-
РИЧЕСКАЯ» ДЖЕМ­СА—ЛАНГЕ: — Возникновение эмоций обусловлено изменениями органи­ческих процессов (дыхания, пульса, мимики) Эмоции = сумма органических ощуще­ний «человеку груст­но, потому что он плачет, а не наобо­рот» Эмоции осущест­вляют энергетиче­скую мобилизацию организма: • положительные эмоции вызывают приток крови,уси­ление питания тка­ней — они «моло­дят» человека • отрицательные эмоции вызывают спазм сосудов — они «старят» чело­века ного диссонанса ФЕСТИНГЕРА: • положительные эмоции — резуль­тат совпадения или превышения полу­ченной информации с ожидаемой • отрицательные эмоции — резуль­тат недостатка, не­совпадения полу­ченной информации с исходной • если занизить уро­вень ожиданий, то вызываются более положительные эмоции
ТЕОРИЯ КЕННОНА: — не органические КОНЦЕПЦИЯ АРНОЛЬДА КОНЦЕПЦИЯ Д. БИНДРА:  
процессы вызывают эмоции, а Эмоции и Органические процессы порождаются одновременно единым источником • интуитивная оценка ситуации, например угрозы, вызывает стремление действовать, что выражается в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию «Мы боимся, потому что решили, будто нам угрожают» • Эмоции не сущест­вуют как отдельный класс поведенческих реакций, они неот­делимы от ощуще­ния, восприятия, мотивации • «центральное мотивационное состояние» — комплекс нервных процессов, возникающий в результате действия комбинации побудительных стимулов определенного типа, обусловливает определенные эмоциональные и типично-видовые реакции  
           

Далибор Бнндра после-критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответству­ющими типично видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а моти­вации — только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-либо единого спе­цифического церебрального процесса в качестве «эмоциональ­ного процесса», постулируемого рядом теорий. Эмоция не су­ществует ни как единый процесс, ни как отдельный класс пове­денческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений — ощущения, восприятия, мотивации и т. п. Она не является также «промежуточной переменной», связыва­ющей отдельные компоненты поведенческой реакции в целост­ный акт.

Биндра выдвигает собственную концепцию о «центральном мотивационном состоянии»комплексе нервных процессов, возникающем в результате действия комбинации побудитель­ных стимулов определенного типа. Развитие «центрального мо-тивационного состояния» создает избирательное внимание к опре-

деленному классу побудительных стимулов и реактивную склон­ность в пользу определенного класса типично видовых действий.

4.2. Стресс и фрустрация

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрез­мерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система полу­чает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятель­ность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрес­сы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрица­тельное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой глав­ные «факторы риска» при проявлении и обострении таких забо­леваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В переводе с английского стресс — это давление, кажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое прсдъявленное ему требование, который помогает ему приспо­собиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая нео­жиданность, которая нарушает привычное течение жизни, мо­жет быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна кия неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потреб­ности в перестройке или в адаптации. В качестве примера уче­ный приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что со­общение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Любое событие, факт или сообщение межет вызвать стресс, т. е. стать стрессором. При этом, выступит та или иная ситуа­ция причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситу­ации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т. д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угро­зы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопос­тавления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т. д.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустра­ции. Сам термин в переводе с латинского означает обман, тщет­ное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тре­вога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели оп встречается с неожиданными по­мехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение генерализованной агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это воз­можно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, бить, толкать) или объект (сло­мать его).

Отступлепие и уход. В некоторых случаях субъект реагиру­ет на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), со­провождаемый агрессивностью, которая не проявляется откры­то.

Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотива­ции. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагиру­ет гневом, однако в конце сосания — никаких эмоциональных проявлений.

4.3. Физиологические механизмы стресса

Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное собы­тие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя пра­вильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случив­шегося; и опять накатывает волна обиды, негодования. Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса.

Во-первых, в коре головного мозга сформировался интен­сивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидиро­вать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкури­рующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие люби­мым делом) фактически направлены на формирование конкури­рующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пыта­ется переключиться расстроенный человек, тем ему легче со­здать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас

не помешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь по­ложительным эмоциям.

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается осо­бая цепная реакция — возбуждается одна из глубинных струк­тур мозга — гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу — гипофиз — выделить в кровь большую пор­цию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологи­чески активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, ста­новится чаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный чело­век, в отличие от первобытного, вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные веще­ства, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внут­ренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь — физкультура, интенсивная мышеч­ная нагрузка.

В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и ка­кая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность до­минанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбыв­шегося желания или же отыскать путь для его реализации. Оп­тимальный способ избавления от затянувшегося стресса — пол­ностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помирить­ся. Если сделать это невозможно, следует логически переоце­нить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы сниже­ния значимости конфликта. Первый из них можно охарактери­зовать словом «зато». Суть его — суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения — доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем («а другому гораздо хуже») позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Инте­ресный способ успокоения по типу «зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безус-

пешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо».

Один из лучших способов успокоения — это общение с близ­ким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т. е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переклю­читься на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к сниже­нию его значимости.

Иногда однажды пережитый сильный страх в какой-либо ситуации закрепляется, становится хроническим, навязчивым — возникает фобия на определенный круг ситуаций или объектов. Для устранения фобий разработаны специальные психологичес­кие приемы (в рамках нейролингвистического программирова­ния).

Эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его результативности, но при слишком сильной заинтересован­ности в результатах человек испытывает волнение, тревогу, из­лишнее возбуждение, неприятные вегетативные реакции. Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для исклю­чения неблагоприятных последствий перевозбуждения желатель­но снять эмоциональную напряженность на основе концентра­ции внимания не на значимости результата, а на анализе при­чин, технических деталях задания и тактических приемах.

Для создания оптимального эмоционального состояния нуж­ны:

1) правильная оценка значимости события;

2) достаточная информированность (разноплановая) по данно­му вопросу, событию;

3) запасные отступные стратегии — это снижает излишнее воз­буждение, уменьшает страх получить неблагоприятное ре­шение, создает оптимальный фон для решения проблемы. В случае поражения можно произвести обитую переоценку значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось». По­нижение субъективной значимости события помогает отой­ти на заранее подготовленные позиции и готовиться к сле­дующему штурму без значительных потерь здоровья. Не случайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне мужество, чтобы спра­виться с тем, что я могу сделать, дай мне силы, чтобы сми­риться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Когда человек находится в состоянии сильного возбужде-

ния, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему раз­рядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.

Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность разрядить эмоциональ­ную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того, чтобы быст­рее нормализовать свое состояние после неприятностей, полез­но дать себе усиленную физическую нагрузку. Для экстренного понижения уровня напряжения может быть использовано об­щее расслабление мускулатуры; мышечное расслабление несов­местимо с ощущением беспокойства. Методы релаксации, ауто­генной тренировки очень полезны, когда нужно быстро, за 5— 10 минут, привести себя в спокойное хорошее состояние. Эмо­циями можно управлять и путем регуляции внешнего их прояв­ления: если хотите легче переносить боль, старайтесь ее не де­монстрировать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: