Учет материалов в бухгалтерской службе




 

Движение МПЗ в организациях осуществляется в результате операций, связанных с поступлением, перемещением, отпуском и реализацией. Правильное и своевременное документальное оформление движения материалов позволяет предупредить различные нарушения, вскрыть злоупотребления, повышает дисциплинированность материально ответственных работников.

Первичные учетные документы по движению сырья и материалов принимаются к учету, если они составлены по формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а[10] (см. таблицу 1.2.)

 

Таблица 1.2 – Перечень первичных учетных документов, утвержденным постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 г. № 71а

Номер унифицированной формы Наименование формы
   
По учету материалов
М-2 Доверенность
М-2а Доверенность
М-4 Приходный ордер
М-7 Акт о приемке материалов
М-8 Лимитно-заборная карта
М-11 Требование-накладная
М-15 Накладная на отпуск материалов на сторону
М-17 Карточка учета материалов
М-35 Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений

 


Документы, форма которых не предусмотрена в указанных перечнях, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Материалы могут поступать в организацию различными способами: от поставщиков; из собственного производства; при внесении в счет вклада в уставный капитал организации; при получении материалов безвозмездно (включая договор дарения).

Материалы могут отпускаться со склада: на производство для изготовления продукции, на ремонтные и хозяйственные нужды, в переработку на другие предприятия; для реализации на сторону; для безвозмездной передачи другим предприятиям.

Аналитический учет материалов. Всепервичные учетные документы по движению материальных ценностей на складах подразделений организации должны быть сданы в бухгалтерскую службу в установленные в организации сроки.

Полученные со складов первичные документы подвергаются в бухгалтерии контролю по существу операций (законность операции) и правильности их оформления (наличие необходимых реквизитов, в том числе полноты проставленных в документах шифров).

В бухгалтерии при ведении учета вручную применяются оборотный (количественно-суммовой) и сальдовый (оперативно-бухгалтерский) методы учета.

При оборотном методе (с использованием оборотных ведомостей) могут применяться два варианта учета.

При первом варианте в бухгалтерской службе одновременно ведется учет в количественном и денежном выражении (а на складах и в подразделениях — только количественный учет):

— в бухгалтерии организации на каждый вид МПЗ (номенклатурный номер) открываются карточки аналитического учета;

— в карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями;

— на основании карточек ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению. На основе оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом;

движение (образование и распределение) и остатки транспортно- заготовительных расходов учитываются отдельно;

— сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов.

В случае использования второго варианта в бухгалтерской службе не ведутся карточки аналитического учета:

— все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость;

— оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости ведутся так же, как в первом варианте;

— остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений.

Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не дублируется складской учет и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. В бухгалтерской службе:

— учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен;

— движение (образование и распределение) и остатки транспортно- заготовительных расходов учитываются отдельно;

— в качестве регистров аналитического учета используются карточки учета материалов, ведущиеся на складе, которые не реже одного раза в неделю проверяет на правильность ведения работник бухгалтерии и данные на карточке удостоверяет своей подписью;

— на 1-е число месяца количественные данные об остатках переносятся по каждому номенклатурному номеру из карточек складского учета в сальдовую ведомость. В качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами вместе с первичными учетными документами;

— остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру, затем выводятся итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

При учете материалов с использованием компьютера все необходимые для учета и контроля регистры бухгалтерского учета составляются автоматизированным способом. В ведомостях отражаются обороты и остатки по каждому номенклатурному номеру материалов по количеству и сумме. Ведомости составляются в двух экземплярах — для бухгалтерской службы и склада (подразделения).[11]

Применение организацией программ автоматизации учетных работ должно обеспечить формирование необходимых регистров бухгалтерского учета материалов, основными из которых могут быть:

— оборотная ведомость движения материалов по номенклатурным номерам в разрезе складов, подразделений, мест хранения;

— ведомость расхода материалов по заказам, сериям, переделам, другим калькуляционным единицам;

— оборотная ведомость по материалам, находящимся в пути;

— оборотная ведомость движения материалов, по которым отсутствуют расчетные документы (неотфактурованные поставки).

Синтетический учет материалов. Независимо от принятого метода аналитического учета материалов (оборотный или сальдовый) в бухгалтерской службе должен вестись синтетический учет движения материалов в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а внутри них - по складам (кладовым, материально ответственным лицам) и группам материалов.

Ежемесячно данные о движении материалов обобщаются в ведомостях движения материалов (накопительных ведомостях), где группировка ведется раздельно по каждому складу (подразделению, другим местам хранения материалов). Ведомости составляются отдельно по приходу и расходу материалов и могут вестись по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам.

Итоги из ведомостей движения материалов по складам (подразделениям, местам хранения материалов) ежемесячно переносятся в сводную ведомость движения материалов. [12]

Отражение операций по приобретению материальных ценностей в текущем бухгалтерском учете может строиться по-разному:

— непосредственно на счете 10 «Материалы» (без использования счетов 15 и 16) (рисунок 1.4);

— с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

— в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие.

Этот вариант учета позволяет оценивать материалы как по фактической себестоимости их приобретения, так и по учетным ценам, а отклонения от фактической стоимости материалов выявляются не на синтетических счетах, а в регистрах текущего учета.

— в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие.

Этот вариант учета позволяет оценивать материалы как по фактической себестоимости их приобретения, так и по учетным ценам, а отклонения от фактической стоимости материалов выявляются не на синтетических счетах, а в регистрах текущего учета.


 

Счет 10 «Материалы»
Дебет         Кредит
           
Сальдо начальное   Остаток материалов по фактической себестоимости      
           
          20, 23, 29
Кредит   Отражена покупная стоимость материалов   Переданы материалы в производство Дебет
    66,67           Отражено списание откло- нений фактической   20, 23, 25, 26, 28, 44
Кредит   Отражены расходы по креди-там и займам, использованным на закупку материалов   себестоимости приобретен-ных материалов от их учетных цен Дебет
      Отражена задолженность пе- ред другими организациями за     Отражено выбытие мате- риалов в счет вкладов в    
Кредит   транспортные услуги, услуги по заготовке и др.   уставный капитал других организаций Дебет
    Отражена стоимость материа-     Возвращены материалы  
Кредит   лов, поступивших в связи с выбытием основных средств   поставщику при обнаружении дефектов Дебет
         
Сальдо конечное   Остаток материалов по фактической себестоимости      

 

Рисунок 1.4 - Счет 10 «Материалы»

 

Во втором случае на основании поступивших на предприятие расчетных документов поставщиков на всю сумму акцептованных счетов (принятых к оплате) делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материале ценностей» и дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость» (на сумму НДС, уплаченного поставщику), а в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие по кредиту счетов:

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организации и транспортно-заготовительными расходами,- включенными в счета поставщиков, включая оплату процентов за кредит, предоставленный поставщиками;

23 «Вспомогательные производства» — на расходы вспомогательных цехов, оказанные в процессе заготовления и доставки материальных ценностей;

71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на сумму расходов, оплаченных подотчетными лицами по заготовке, приобретению и доставке материалов;

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на стоимость услуг, оказанных различными организациями по заготовке и доставке материалов (транспортным организациям и др.), а также за приобретенные у них материалы, другие счета (см. таблицу 1.3).

Материальные ценности, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Сырье и материалы заказчика, принятые предприятием в переработку (давальческое сырье), но не оплачиваемые, учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».[13]

 

Таблица 1.3 – Хозяйственные операции отражающие поступление материально-производственных запасов на предприятие

Первичный документ Содержание операций Корреспонди- рующие счета
Дебет Кредит
       
Приобретение сырья, материалов и запчастей для производственных и хозяйственных нужд организации
Отгрузочные документы поставщика Оприходовано сырье (материалы, запчасти и др.)    
Счет-фактура Выделен НДС по приобретенным материальным ценностям    
Выписка банка по расчетному счету Перечислены денежные средства поставщику    
Счет-фактура НДС принят к возмещению из бюджета    
Товарно-транспортная накладная Отражены транспортные расходы по приобретению материалов   60, 76
Счет (накладная) Отражены расходы по оплате услуг посредни-ческой организации по приобретению материалов   60, 76
Товарно-транспортная накладная, счет-фактура Выделен НДС по транспортным услугам и услугам посреднических организаций   60, 76
Кредитный договор (договор займа), бухгалтерская справка-расчет Начислены проценты за кредиты и займы, использованные на закупку материалов   66, 67
Выписка банка по расчетному счету Перечислены денежные средства за оказанные транспортные и посреднические услуги    
Счет-фактура НДС принят к возмещению из бюджета    
Требование- накладная Отражен отпуск материалов в производство (на хозяйственные нужды) 20, 23, 25, 26, 29, 44  
Учет безвозмездно полученных материалов (в том числе по договору дарения), а также остающихся после выбытия основных средств
Акт приема-передачи, отгрузочные документы Отражено безвозмездное -получение материалов по рыночной стоимости   98-2
Требование-накладная Материалы отпущены в производство 20, 23, 29, 44  
Бухгалтерская справка-расчет Списывается на доходы рыночная стоимость материалов по мере передачи их в производство 98-2 91-1
Учет материалов, изготовленных собственными силами
Расчетно-платежная ведомость, бухгалтерская справка- расчет и др. Списаны фактические расходы по изготовлению материалов   25, 29, 10, 02, 70, 69
Калькуляция, бухгалтерская справка Оприходованы изготовленные собственными силами материалы по фактической себестоимости    
Приобретение материалов по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами
Договор, счет-фактура поставщика Оприходованы материалы    
Счет-фактура Выделен НДС    
Договор, счет-фактура организации Согласно договору в счет оплаты за полученные материалы отгружены товары исходя из цены, по которой обычно реализуются данные товары (работы, услуги), в том числе НДС    
Счет-фактура Начислен НДС на отгруженные товары (работы, услуги) (п. 2 ст. 154 НК РФ)    
Бухгалтерская справка Списана фактическая себестоимость реализованных товаров (работ, услуг)   41, 43, 20, 23, 29
Счет-фактура организации Погашена кредиторская задолженность по поступившим материалам (в том числе НДС)    
Приобретение материалов на условиях товарного кредита (с отсрочкой, рассрочкой платежа с начислением процентов)
Отгрузочные документы поставщика Отражены затраты на приобретение    
Счет-фактура Выделен НДС по приобретенным материальным ценностям    
Кредитный договор, бухгалтерская справка-расчет В случае начисления процентов за отсрочку платежа в том же месяце, в котором оприходованы материалы до момента списания их в производство    
Требование-накладная После оформления по фактической стоимости приобретения материалы списаны на производственные и хозяйственные нужды 20,23 25,26 29,44  
Кредитный договор, бухгалтерская справка-расчет В случае начисления процентов за отсрочку пла- тежа в том же месяце, в котором оприходованы материалы после их списания в производство    
Кредитный договор, выписка Банка по расчетному счету Оплачены проценты по товарному кредиту поставщику    
Выписка банка по расчетному счету, отгрузочные доку- менты поставщика Оплачен счет поставщика    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: