Движение МПЗ в организациях осуществляется в результате операций, связанных с поступлением, перемещением, отпуском и реализацией. Правильное и своевременное документальное оформление движения материалов позволяет предупредить различные нарушения, вскрыть злоупотребления, повышает дисциплинированность материально ответственных работников.
Первичные учетные документы по движению сырья и материалов принимаются к учету, если они составлены по формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а[10] (см. таблицу 1.2.)
Таблица 1.2 – Перечень первичных учетных документов, утвержденным постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 г. № 71а
Номер унифицированной формы | Наименование формы |
По учету материалов | |
М-2 | Доверенность |
М-2а | Доверенность |
М-4 | Приходный ордер |
М-7 | Акт о приемке материалов |
М-8 | Лимитно-заборная карта |
М-11 | Требование-накладная |
М-15 | Накладная на отпуск материалов на сторону |
М-17 | Карточка учета материалов |
М-35 | Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений |
Документы, форма которых не предусмотрена в указанных перечнях, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Материалы могут поступать в организацию различными способами: от поставщиков; из собственного производства; при внесении в счет вклада в уставный капитал организации; при получении материалов безвозмездно (включая договор дарения).
Материалы могут отпускаться со склада: на производство для изготовления продукции, на ремонтные и хозяйственные нужды, в переработку на другие предприятия; для реализации на сторону; для безвозмездной передачи другим предприятиям.
Аналитический учет материалов. Всепервичные учетные документы по движению материальных ценностей на складах подразделений организации должны быть сданы в бухгалтерскую службу в установленные в организации сроки.
Полученные со складов первичные документы подвергаются в бухгалтерии контролю по существу операций (законность операции) и правильности их оформления (наличие необходимых реквизитов, в том числе полноты проставленных в документах шифров).
В бухгалтерии при ведении учета вручную применяются оборотный (количественно-суммовой) и сальдовый (оперативно-бухгалтерский) методы учета.
При оборотном методе (с использованием оборотных ведомостей) могут применяться два варианта учета.
При первом варианте в бухгалтерской службе одновременно ведется учет в количественном и денежном выражении (а на складах и в подразделениях — только количественный учет):
— в бухгалтерии организации на каждый вид МПЗ (номенклатурный номер) открываются карточки аналитического учета;
— в карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями;
— на основании карточек ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению. На основе оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом;
— движение (образование и распределение) и остатки транспортно- заготовительных расходов учитываются отдельно;
— сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов.
В случае использования второго варианта в бухгалтерской службе не ведутся карточки аналитического учета:
— все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость;
— оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости ведутся так же, как в первом варианте;
— остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений.
Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не дублируется складской учет и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. В бухгалтерской службе:
— учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен;
— движение (образование и распределение) и остатки транспортно- заготовительных расходов учитываются отдельно;
— в качестве регистров аналитического учета используются карточки учета материалов, ведущиеся на складе, которые не реже одного раза в неделю проверяет на правильность ведения работник бухгалтерии и данные на карточке удостоверяет своей подписью;
— на 1-е число месяца количественные данные об остатках переносятся по каждому номенклатурному номеру из карточек складского учета в сальдовую ведомость. В качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами вместе с первичными учетными документами;
— остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру, затем выводятся итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.
При учете материалов с использованием компьютера все необходимые для учета и контроля регистры бухгалтерского учета составляются автоматизированным способом. В ведомостях отражаются обороты и остатки по каждому номенклатурному номеру материалов по количеству и сумме. Ведомости составляются в двух экземплярах — для бухгалтерской службы и склада (подразделения).[11]
Применение организацией программ автоматизации учетных работ должно обеспечить формирование необходимых регистров бухгалтерского учета материалов, основными из которых могут быть:
— оборотная ведомость движения материалов по номенклатурным номерам в разрезе складов, подразделений, мест хранения;
— ведомость расхода материалов по заказам, сериям, переделам, другим калькуляционным единицам;
— оборотная ведомость по материалам, находящимся в пути;
— оборотная ведомость движения материалов, по которым отсутствуют расчетные документы (неотфактурованные поставки).
Синтетический учет материалов. Независимо от принятого метода аналитического учета материалов (оборотный или сальдовый) в бухгалтерской службе должен вестись синтетический учет движения материалов в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а внутри них - по складам (кладовым, материально ответственным лицам) и группам материалов.
Ежемесячно данные о движении материалов обобщаются в ведомостях движения материалов (накопительных ведомостях), где группировка ведется раздельно по каждому складу (подразделению, другим местам хранения материалов). Ведомости составляются отдельно по приходу и расходу материалов и могут вестись по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам.
Итоги из ведомостей движения материалов по складам (подразделениям, местам хранения материалов) ежемесячно переносятся в сводную ведомость движения материалов. [12]
Отражение операций по приобретению материальных ценностей в текущем бухгалтерском учете может строиться по-разному:
— непосредственно на счете 10 «Материалы» (без использования счетов 15 и 16) (рисунок 1.4);
— с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
— в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие.
Этот вариант учета позволяет оценивать материалы как по фактической себестоимости их приобретения, так и по учетным ценам, а отклонения от фактической стоимости материалов выявляются не на синтетических счетах, а в регистрах текущего учета.
— в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие.
Этот вариант учета позволяет оценивать материалы как по фактической себестоимости их приобретения, так и по учетным ценам, а отклонения от фактической стоимости материалов выявляются не на синтетических счетах, а в регистрах текущего учета.
Счет 10 «Материалы» | |||||
Дебет | Кредит | ||||
Сальдо начальное | Остаток материалов по фактической себестоимости | ||||
20, 23, 29 | |||||
Кредит | Отражена покупная стоимость материалов | Переданы материалы в производство | Дебет | ||
66,67 | Отражено списание откло- нений фактической | 20, 23, 25, 26, 28, 44 | |||
Кредит | Отражены расходы по креди-там и займам, использованным на закупку материалов | себестоимости приобретен-ных материалов от их учетных цен | Дебет | ||
Отражена задолженность пе- ред другими организациями за | Отражено выбытие мате- риалов в счет вкладов в | ||||
Кредит | транспортные услуги, услуги по заготовке и др. | уставный капитал других организаций | Дебет | ||
Отражена стоимость материа- | Возвращены материалы | ||||
Кредит | лов, поступивших в связи с выбытием основных средств | поставщику при обнаружении дефектов | Дебет | ||
Сальдо конечное | Остаток материалов по фактической себестоимости |
Рисунок 1.4 - Счет 10 «Материалы»
Во втором случае на основании поступивших на предприятие расчетных документов поставщиков на всю сумму акцептованных счетов (принятых к оплате) делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материале ценностей» и дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость» (на сумму НДС, уплаченного поставщику), а в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие по кредиту счетов:
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организации и транспортно-заготовительными расходами,- включенными в счета поставщиков, включая оплату процентов за кредит, предоставленный поставщиками;
23 «Вспомогательные производства» — на расходы вспомогательных цехов, оказанные в процессе заготовления и доставки материальных ценностей;
71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на сумму расходов, оплаченных подотчетными лицами по заготовке, приобретению и доставке материалов;
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на стоимость услуг, оказанных различными организациями по заготовке и доставке материалов (транспортным организациям и др.), а также за приобретенные у них материалы, другие счета (см. таблицу 1.3).
Материальные ценности, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Сырье и материалы заказчика, принятые предприятием в переработку (давальческое сырье), но не оплачиваемые, учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».[13]
Таблица 1.3 – Хозяйственные операции отражающие поступление материально-производственных запасов на предприятие
Первичный документ | Содержание операций | Корреспонди- рующие счета | |
Дебет | Кредит | ||
Приобретение сырья, материалов и запчастей для производственных и хозяйственных нужд организации | |||
Отгрузочные документы поставщика | Оприходовано сырье (материалы, запчасти и др.) | ||
Счет-фактура | Выделен НДС по приобретенным материальным ценностям | ||
Выписка банка по расчетному счету | Перечислены денежные средства поставщику | ||
Счет-фактура | НДС принят к возмещению из бюджета | ||
Товарно-транспортная накладная | Отражены транспортные расходы по приобретению материалов | 60, 76 | |
Счет (накладная) | Отражены расходы по оплате услуг посредни-ческой организации по приобретению материалов | 60, 76 | |
Товарно-транспортная накладная, счет-фактура | Выделен НДС по транспортным услугам и услугам посреднических организаций | 60, 76 | |
Кредитный договор (договор займа), бухгалтерская справка-расчет | Начислены проценты за кредиты и займы, использованные на закупку материалов | 66, 67 | |
Выписка банка по расчетному счету | Перечислены денежные средства за оказанные транспортные и посреднические услуги | ||
Счет-фактура | НДС принят к возмещению из бюджета | ||
Требование- накладная | Отражен отпуск материалов в производство (на хозяйственные нужды) | 20, 23, 25, 26, 29, 44 | |
Учет безвозмездно полученных материалов (в том числе по договору дарения), а также остающихся после выбытия основных средств | |||
Акт приема-передачи, отгрузочные документы | Отражено безвозмездное -получение материалов по рыночной стоимости | 98-2 | |
Требование-накладная | Материалы отпущены в производство | 20, 23, 29, 44 | |
Бухгалтерская справка-расчет | Списывается на доходы рыночная стоимость материалов по мере передачи их в производство | 98-2 | 91-1 |
Учет материалов, изготовленных собственными силами | |||
Расчетно-платежная ведомость, бухгалтерская справка- расчет и др. | Списаны фактические расходы по изготовлению материалов | 25, 29, 10, 02, 70, 69 | |
Калькуляция, бухгалтерская справка | Оприходованы изготовленные собственными силами материалы по фактической себестоимости | ||
Приобретение материалов по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами | |||
Договор, счет-фактура поставщика | Оприходованы материалы | ||
Счет-фактура | Выделен НДС | ||
Договор, счет-фактура организации | Согласно договору в счет оплаты за полученные материалы отгружены товары исходя из цены, по которой обычно реализуются данные товары (работы, услуги), в том числе НДС | ||
Счет-фактура | Начислен НДС на отгруженные товары (работы, услуги) (п. 2 ст. 154 НК РФ) | ||
Бухгалтерская справка | Списана фактическая себестоимость реализованных товаров (работ, услуг) | 41, 43, 20, 23, 29 | |
Счет-фактура организации | Погашена кредиторская задолженность по поступившим материалам (в том числе НДС) | ||
Приобретение материалов на условиях товарного кредита (с отсрочкой, рассрочкой платежа с начислением процентов) | |||
Отгрузочные документы поставщика | Отражены затраты на приобретение | ||
Счет-фактура | Выделен НДС по приобретенным материальным ценностям | ||
Кредитный договор, бухгалтерская справка-расчет | В случае начисления процентов за отсрочку платежа в том же месяце, в котором оприходованы материалы до момента списания их в производство | ||
Требование-накладная | После оформления по фактической стоимости приобретения материалы списаны на производственные и хозяйственные нужды | 20,23 25,26 29,44 | |
Кредитный договор, бухгалтерская справка-расчет | В случае начисления процентов за отсрочку пла- тежа в том же месяце, в котором оприходованы материалы после их списания в производство | ||
Кредитный договор, выписка Банка по расчетному счету | Оплачены проценты по товарному кредиту поставщику | ||
Выписка банка по расчетному счету, отгрузочные доку- менты поставщика | Оплачен счет поставщика |