III этап Основного цикла




Собираем букет для мамы

Цель: научить детей отвечать на вопрос взрослого фразой из двух-трех слов, используя разные варианты ответов.

Задачи:

• закрепить в экспрессивном словаре детей слова-определения, описывающие личностные характеристики родного человека (доб­рый, красивый, любимый);

• тренировать у детей умение формулировать фразы с нужным по смыслу глаголом (в 3-м лице ед. числа настоящего времени), описывающими традиционные домашние занятия мужчин и жен­щин;

• стимулировать в речи детей употребление личных местоимений (1-е лицо ед. числа, 3-е лицо ед. числа) при назывании близких людей (членов семьи ребенка);

• развивать мелкую моторику (упражнения для пальчиков обеих

рук);

• формировать на практике первичные сенсорные обобщения (цве­ты имеют свой определенный запах) и умение соотнести запах с названием весеннего цветка (мимозы).

Оборудование: веточка мимозы в вазочке, фотографии несколь­ких мам, два схематичных рисунка, изображающих мужчину и жен­щину, предметные картинки (иголка, молоток, ножницы, пила, веник, пылесос, утюг), стол, стулья.

Ход занятия

Занятие проводится в помещении. В начале занятия проведите с детьми короткую беседу о женском празднике — 8 Марта.

«Сегодня мы с вами поговорим о празднике. Этот праздник — необычный. Его всегда празднуют ранней весной — это праздник всех женщин, а значит, это праздник и ваших мам. Ваня, ты будешь поздравлять маму, с праздником? (Да, буду.) Оля, а ты будешь поздравлять маму? (Да, буду.)

Скоро мы будем поздравлять наших мам и дарить им подарки. Скажите, цветы — это подарок? (Да, цветы — это подарок.) Ваня, кому ты подаришь цветы на праздник? (Я подарю цветы маме.) Оля, а бабушке можно подарить цветы? (Да, бабушке можно пода­рить цветы.)»

Если дети будут отвечать короткими ответами, можно попробо­вать не расслышать их ответы («Я не услышала твой ответ, повтори еще раз, так можно бабушке подарить цветы или нет?»).

«А кто мне подскажет название этого цветка? Этот цветок называ­ется... (мимоза). Молодец, Оля. Давайте повторим еще раз все вместе: "Этот цветок называется мимоза". А теперь я проверю, как вы за­помнили его название. Ваня, помоги мне: "Этот цветок... (называет­ся мимоза)". А теперь Света повторит громко, чтобы все услышали: "Этот (цветок называется мимоза)"».

В зависимости от индивидуальных речевых возможностей детей задание может быть сформулировано в форме завершения ребенком фразы взрослого одним-двумя словами или самостоятельного пол­ного развернутого ответа на заданный вопрос с использованием всех слов, содержащихся в вопросе. \

«Итак, какой подарок дарят маме на праздник?» (жест в сторону вазы с веточкой мимозы). (Маме дарят мимозы.)

Пригласите детей подойти поближе к столу и внимательно рас­смотреть мимозу. Дайте каждому ребенку по очереди один «шарик» мимозы и попросите покатать его между пальцами. Внимание ребен­ка при этом обращается на то, что цветки у мимозы маленькие, круглые, желтые, если их размять в пальцах, то кончики пальчиков тоже станут желтыми и будут пахнуть мимозой.

Затем проводится игра «Угадай, в какой руке цветочек». Зажмите цветочек мимозы между большим и указательным пальцем одной руки, а другой рукой просто имитируйте это же самое движение так, чтобы ребенку надо было угадать, где «спрятался» цветочек. При определении, в какой руке цветочек, ребенок мо­жет понюхать пальцы взрослого и по запаху найти цветочек. Для детей, которые затрудняются в выполнении этого задания, мож­но его упростить: дети могут пробовать определить место цветка по цвету кончиков пальцев — для этого перед предъявлением задания ребенку надо так раскатать шарик мимозы между пальца­ми, чтобы малышу было видно, что кончики пальцев окрасились в желтый цвет. Ребенок должен указать на нужную руку и произ­нести: «Мимоза вот здесь!» или «Мимоза — в этой руке!» Если он угадал, то вы разжимаете пальцы и показываете цветок, если нет, тогда показываете ребенку, что между пальцами этой руки ничего нет, и задание повторяется. Для большинства детей при повтор­ном задании следует заново менять положение цветочка в руках за своей спиной, но для некоторых детей можно использовать и адаптированный вариант задания: нахождение цветочка в другой руке. Важно помнить, что на этом занятии основной целью явля­ется именно обучение детей отвечать на вопрос взрослого фразой из двух-трех слов, а не коррекция познавательного развития ре­бенка.

Когда все дети «угадают» правильно, где «спрятался» цветочек, им еще раз демонстрируется ветка мимозы и задается вопрос: «Кому ты подаришь мимозу на праздник?» При ответе на этот вопрос ребенок должен взять со стола фотографию своей мамы и сказать: «Я подарю мимозу моей маме». Фотографии предварительно выкла­дываются на столе так, чтобы любой ребенок при ответе мог выбрать именно портрет своей мамы. Дети увлекаются поиском нужной фо­тографии и с нетерпением ждут, когда им будет задан этот вопрос. Таким образом, они с большим желанием повторяют одну и ту же фразу.

«Скоро будет праздник всех мам. В свой праздник мамы будут отдыхать и веселиться. А в другие дни наши мамы делают очень мно­го работы по дому. Давайте вместе разберемся, что делает дома папа, а что — мама?»

Затем попросите детей разложить на две группы предметные кар­тинки, на которых изображены некоторые хорошо известные детям предметы, связанные с действиями, выполняемыми людьми в ходе домашней работы: иголка, молоток, ножницы, пила, веник, пыле­сос, утюг.

Речевая инструкция: «Я покажу вам картинки, а вы мне подска­жите, кто обычно использует эти предметы в домашней работе: мама или папа?»

Речевая инструкция: «Ваня, что это? Оля> что делают иголкой? Света, кто шьет: мама или папа? Вася, куда мы положим эту картинку: туда, где "он", или туда, где "она"?» (Последний воп­рос сопровождается соответствующим указательным жестом в сто­рону двух картинок: схема женщины — «она» и схема мужчины — «он».)

Когда картинки разложены, предложите детям по очереди брать в руку по одной картинке и называть действие, которое папа будет делать в праздник. Например: «8 Марта мой папа работает. Он забива­ет гвоздь». Особое внимание детей надо привлечь к тому, что все картинки, которые были предварительно отложены в группу «она», должны быть переложены в группу «он»: «Мой папа работает. Он гладит утюгом». При выполнении этого задания следует помогать детям в составлении фраз, но надо стремиться к тому, чтобы дети научились самостоятельно формулировать свои высказывания на за­данную тему.

Выполнение этого задания подытоживается фразой: «В мамин праздник мама отдыхает, а папа делает всю работу: и свою, и мами­ну».

В заключение детям предлагается собрать букет для мамы и пода­рить его от своего лица и от лица папы. При этом отрабатываются фразы: «Я люблю маму. Моя мама — самая добрая. Я дарю цветы маме. И папа любит маму. Он дарит цветы маме».

Каждому ребенку предлагается отломить маленькую веточку от мимозы и с этими словами положить ее на фотографию своей мамы.

Звенят ручьи

Цель: составить с детьми короткий рассказ по картинке с опорой на вопросы взрослого.

Задачи:

• научить детей отвечать на вопросы взрослого, используя прием перестановки слов в исходном задании (т.е. перефразируя вопрос взрослого), а также дополняя ответ нужным по смыслу;

• тренировать произносительные навыки детей;

• научить правильно воспроизводить по словесному образцу сло­ва с различной слоговой структурой (сгс; сгсг; сгссг; сгсгс);

• обучить детей следить за адресным обращением вопросов в си­туации общения и соблюдать определенную последовательность ди­алогического общение (задавание вопроса — ответ на него).

Оборудование: ведерко со снегом, свеча, чайная ложка, чашка, поднос, сюжетная картинка «Снег тает», стол, стульчики, предмет­ные картинки.

Ход занятия

Занятие проводится в помещении, закрепление усвоенного мате­риала проверяется во время прогулки.

Приглашаете детей на занятие и просите их вспомнить, что бы­вает, когда снег нагревают.

Речевая инструкция: «Посмотрите на стол. Что лежит в этом ве­дерке? (В ведерке — снег.) Я набираю снег в ложечку и подношу эту ложечку к огню... Помогите мне! Скажите, что будет со снегом? (Снег тает.)»

Если отвечающие на вопрос взрослого дети будут использовать однословные ответы, то надо обязательно «подправить их»: подска­зывайте ребенку начало фразы или задавайте наводящий во­прос, используя вопросительные слова «где?», «что (тает)?», «снег что делает?».

Детям еще раз демонстрируется, как снег тает. (Занятие № 28: «Снег и вода».) Затем, если занятие проводится в яркий, солнеч­ный весенний день, детей приглашают к нагретому солнцем подо­коннику. Дети трогают подоконник руками, а вы говорите: «Весной солнышко светит ярко. Его лучи горячие-горячие. Они греют все вок­руг. Солнышко греет, а снег тает».

Если на улице пасмурно, то этот же материал объясняется бо­лее просто. «Огонь — горячий. А наше солнышко — это тоже огонь, только очень большой. Снег боится огня, он тает. И солнышка снег боится, от солнечных лучей снег тает. Посмотрите, сколько водички у меня в чашечке? (Много.) Раньше эта водичка была снегом».

Собранную при растапливании снега воду вылейте на поднос то­ненькой струйкой так, чтобы она журчала. Попросите детей прислу­шаться, как «говорит» водичка: «Послушайте, водичка журчит. Так она разговаривает с нами. Водичка рассказывает: сначала я была сне­гом, а теперь снег тает и становится водой». (Для того чтобы «голос» водички звучал громко, необходимо лить ее на жестяной поднос не постоянной струйкой, а небольшими порциями, наклоняя чашечку так, чтобы падающая вода с силой ударялась о поверхность подноса. Каждой фразе взрослого должно соответствовать звучание текущей по подносу воды.)

«Давайте послушаем, какие слова говорит нам водичка: лед, вода, зима, весна, лучик, капель. Ваня, повтори за водичкой: "зима". Оля, повтори: "лучик"». Если любой ребенок затрудняется в воспроизве­дении всего слова, надо индивидуально отработать с ним это слово, используя прием произнесения по слогам.

Затем можно переходить к беседе по картинке «Снег тает». За­дайте к картинке вопрос, а названный ребенок должен на этот вопрос ответить. При этом надо следить за тем, чтобы ребенок не ограничивался в своем ответе одним словом. Всего к картинке надо задать не менее пяти вопросов, например:

На улице — зима или весна?

Как греет солнышко весной?

Когда тает снег?

Снег превращается в воду?

Бывают ручьи зимой?

Как видно, вопросы различаются по своей сложности: одни из них требуют ответа на альтернативный вопрос (т. е. выбора из пред­ложенного материала) или простого переформулирования в нуж­ный ответ, другие — использования дополнительных слов («горя­чо, весной»). Варьируйте свои вопросы, задавая более трудные из них сначала только детям с более хорошим развитием речи, но затем можно задать эти вопросы и остальным детям.

Вопросы повторяются не менее двух раз так, чтобы все дети ответили на разные вопросы. Вопрос должен задаваться каждому ребенку лично, например: «Саша, на улице — зима или весна?» Можно значительно расширить круг задаваемых вопросов в зависи­мости от речевого развития детей.

Затем проводится игра в «Ответы по цепочке». Задавайте вопросы детям, не называя их, а дотрагиваясь. Ребенок, ответивший пра­вильно на вопрос, может коснуться другого ребенка своей рукой: теперь он будет отвечать на следующий вопрос. В данном случае каса­ние рукой — это коммуникативный жест, предваряющий задавание

вопроса и указывающий на человека, к которому данный вопрос будет обращен.

Речевая инструкция: «Ты правильно ответил. Покажи, кто будет отвечать следующим?»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: