Собираем букет для мамы
Цель: научить детей отвечать на вопрос взрослого фразой из двух-трех слов, используя разные варианты ответов.
Задачи:
• закрепить в экспрессивном словаре детей слова-определения, описывающие личностные характеристики родного человека (добрый, красивый, любимый);
• тренировать у детей умение формулировать фразы с нужным по смыслу глаголом (в 3-м лице ед. числа настоящего времени), описывающими традиционные домашние занятия мужчин и женщин;
• стимулировать в речи детей употребление личных местоимений (1-е лицо ед. числа, 3-е лицо ед. числа) при назывании близких людей (членов семьи ребенка);
• развивать мелкую моторику (упражнения для пальчиков обеих
рук);
• формировать на практике первичные сенсорные обобщения (цветы имеют свой определенный запах) и умение соотнести запах с названием весеннего цветка (мимозы).
Оборудование: веточка мимозы в вазочке, фотографии нескольких мам, два схематичных рисунка, изображающих мужчину и женщину, предметные картинки (иголка, молоток, ножницы, пила, веник, пылесос, утюг), стол, стулья.
Ход занятия
Занятие проводится в помещении. В начале занятия проведите с детьми короткую беседу о женском празднике — 8 Марта.
«Сегодня мы с вами поговорим о празднике. Этот праздник — необычный. Его всегда празднуют ранней весной — это праздник всех женщин, а значит, это праздник и ваших мам. Ваня, ты будешь поздравлять маму, с праздником? (Да, буду.) Оля, а ты будешь поздравлять маму? (Да, буду.)
Скоро мы будем поздравлять наших мам и дарить им подарки. Скажите, цветы — это подарок? (Да, цветы — это подарок.) Ваня, кому ты подаришь цветы на праздник? (Я подарю цветы маме.) Оля, а бабушке можно подарить цветы? (Да, бабушке можно подарить цветы.)»
|
Если дети будут отвечать короткими ответами, можно попробовать не расслышать их ответы («Я не услышала твой ответ, повтори еще раз, так можно бабушке подарить цветы или нет?»).
«А кто мне подскажет название этого цветка? Этот цветок называется... (мимоза). Молодец, Оля. Давайте повторим еще раз все вместе: "Этот цветок называется мимоза". А теперь я проверю, как вы запомнили его название. Ваня, помоги мне: "Этот цветок... (называется мимоза)". А теперь Света повторит громко, чтобы все услышали: "Этот (цветок называется мимоза)"».
В зависимости от индивидуальных речевых возможностей детей задание может быть сформулировано в форме завершения ребенком фразы взрослого одним-двумя словами или самостоятельного полного развернутого ответа на заданный вопрос с использованием всех слов, содержащихся в вопросе. \
«Итак, какой подарок дарят маме на праздник?» (жест в сторону вазы с веточкой мимозы). (Маме дарят мимозы.)
Пригласите детей подойти поближе к столу и внимательно рассмотреть мимозу. Дайте каждому ребенку по очереди один «шарик» мимозы и попросите покатать его между пальцами. Внимание ребенка при этом обращается на то, что цветки у мимозы маленькие, круглые, желтые, если их размять в пальцах, то кончики пальчиков тоже станут желтыми и будут пахнуть мимозой.
Затем проводится игра «Угадай, в какой руке цветочек». Зажмите цветочек мимозы между большим и указательным пальцем одной руки, а другой рукой просто имитируйте это же самое движение так, чтобы ребенку надо было угадать, где «спрятался» цветочек. При определении, в какой руке цветочек, ребенок может понюхать пальцы взрослого и по запаху найти цветочек. Для детей, которые затрудняются в выполнении этого задания, можно его упростить: дети могут пробовать определить место цветка по цвету кончиков пальцев — для этого перед предъявлением задания ребенку надо так раскатать шарик мимозы между пальцами, чтобы малышу было видно, что кончики пальцев окрасились в желтый цвет. Ребенок должен указать на нужную руку и произнести: «Мимоза вот здесь!» или «Мимоза — в этой руке!» Если он угадал, то вы разжимаете пальцы и показываете цветок, если нет, тогда показываете ребенку, что между пальцами этой руки ничего нет, и задание повторяется. Для большинства детей при повторном задании следует заново менять положение цветочка в руках за своей спиной, но для некоторых детей можно использовать и адаптированный вариант задания: нахождение цветочка в другой руке. Важно помнить, что на этом занятии основной целью является именно обучение детей отвечать на вопрос взрослого фразой из двух-трех слов, а не коррекция познавательного развития ребенка.
|
Когда все дети «угадают» правильно, где «спрятался» цветочек, им еще раз демонстрируется ветка мимозы и задается вопрос: «Кому ты подаришь мимозу на праздник?» При ответе на этот вопрос ребенок должен взять со стола фотографию своей мамы и сказать: «Я подарю мимозу моей маме». Фотографии предварительно выкладываются на столе так, чтобы любой ребенок при ответе мог выбрать именно портрет своей мамы. Дети увлекаются поиском нужной фотографии и с нетерпением ждут, когда им будет задан этот вопрос. Таким образом, они с большим желанием повторяют одну и ту же фразу.
|
«Скоро будет праздник всех мам. В свой праздник мамы будут отдыхать и веселиться. А в другие дни наши мамы делают очень много работы по дому. Давайте вместе разберемся, что делает дома папа, а что — мама?»
Затем попросите детей разложить на две группы предметные картинки, на которых изображены некоторые хорошо известные детям предметы, связанные с действиями, выполняемыми людьми в ходе домашней работы: иголка, молоток, ножницы, пила, веник, пылесос, утюг.
Речевая инструкция: «Я покажу вам картинки, а вы мне подскажите, кто обычно использует эти предметы в домашней работе: мама или папа?»
Речевая инструкция: «Ваня, что это? Оля> что делают иголкой? Света, кто шьет: мама или папа? Вася, куда мы положим эту картинку: туда, где "он", или туда, где "она"?» (Последний вопрос сопровождается соответствующим указательным жестом в сторону двух картинок: схема женщины — «она» и схема мужчины — «он».)
Когда картинки разложены, предложите детям по очереди брать в руку по одной картинке и называть действие, которое папа будет делать в праздник. Например: «8 Марта мой папа работает. Он забивает гвоздь». Особое внимание детей надо привлечь к тому, что все картинки, которые были предварительно отложены в группу «она», должны быть переложены в группу «он»: «Мой папа работает. Он гладит утюгом». При выполнении этого задания следует помогать детям в составлении фраз, но надо стремиться к тому, чтобы дети научились самостоятельно формулировать свои высказывания на заданную тему.
Выполнение этого задания подытоживается фразой: «В мамин праздник мама отдыхает, а папа делает всю работу: и свою, и мамину».
В заключение детям предлагается собрать букет для мамы и подарить его от своего лица и от лица папы. При этом отрабатываются фразы: «Я люблю маму. Моя мама — самая добрая. Я дарю цветы маме. И папа любит маму. Он дарит цветы маме».
Каждому ребенку предлагается отломить маленькую веточку от мимозы и с этими словами положить ее на фотографию своей мамы.
Звенят ручьи
Цель: составить с детьми короткий рассказ по картинке с опорой на вопросы взрослого.
Задачи:
• научить детей отвечать на вопросы взрослого, используя прием перестановки слов в исходном задании (т.е. перефразируя вопрос взрослого), а также дополняя ответ нужным по смыслу;
• тренировать произносительные навыки детей;
• научить правильно воспроизводить по словесному образцу слова с различной слоговой структурой (сгс; сгсг; сгссг; сгсгс);
• обучить детей следить за адресным обращением вопросов в ситуации общения и соблюдать определенную последовательность диалогического общение (задавание вопроса — ответ на него).
Оборудование: ведерко со снегом, свеча, чайная ложка, чашка, поднос, сюжетная картинка «Снег тает», стол, стульчики, предметные картинки.
Ход занятия
Занятие проводится в помещении, закрепление усвоенного материала проверяется во время прогулки.
Приглашаете детей на занятие и просите их вспомнить, что бывает, когда снег нагревают.
Речевая инструкция: «Посмотрите на стол. Что лежит в этом ведерке? (В ведерке — снег.) Я набираю снег в ложечку и подношу эту ложечку к огню... Помогите мне! Скажите, что будет со снегом? (Снег тает.)»
Если отвечающие на вопрос взрослого дети будут использовать однословные ответы, то надо обязательно «подправить их»: подсказывайте ребенку начало фразы или задавайте наводящий вопрос, используя вопросительные слова «где?», «что (тает)?», «снег что делает?».
Детям еще раз демонстрируется, как снег тает. (Занятие № 28: «Снег и вода».) Затем, если занятие проводится в яркий, солнечный весенний день, детей приглашают к нагретому солнцем подоконнику. Дети трогают подоконник руками, а вы говорите: «Весной солнышко светит ярко. Его лучи горячие-горячие. Они греют все вокруг. Солнышко греет, а снег тает».
Если на улице пасмурно, то этот же материал объясняется более просто. «Огонь — горячий. А наше солнышко — это тоже огонь, только очень большой. Снег боится огня, он тает. И солнышка снег боится, от солнечных лучей снег тает. Посмотрите, сколько водички у меня в чашечке? (Много.) Раньше эта водичка была снегом».
Собранную при растапливании снега воду вылейте на поднос тоненькой струйкой так, чтобы она журчала. Попросите детей прислушаться, как «говорит» водичка: «Послушайте, водичка журчит. Так она разговаривает с нами. Водичка рассказывает: сначала я была снегом, а теперь снег тает и становится водой». (Для того чтобы «голос» водички звучал громко, необходимо лить ее на жестяной поднос не постоянной струйкой, а небольшими порциями, наклоняя чашечку так, чтобы падающая вода с силой ударялась о поверхность подноса. Каждой фразе взрослого должно соответствовать звучание текущей по подносу воды.)
«Давайте послушаем, какие слова говорит нам водичка: лед, вода, зима, весна, лучик, капель. Ваня, повтори за водичкой: "зима". Оля, повтори: "лучик"». Если любой ребенок затрудняется в воспроизведении всего слова, надо индивидуально отработать с ним это слово, используя прием произнесения по слогам.
Затем можно переходить к беседе по картинке «Снег тает». Задайте к картинке вопрос, а названный ребенок должен на этот вопрос ответить. При этом надо следить за тем, чтобы ребенок не ограничивался в своем ответе одним словом. Всего к картинке надо задать не менее пяти вопросов, например:
На улице — зима или весна?
Как греет солнышко весной?
Когда тает снег?
Снег превращается в воду?
Бывают ручьи зимой?
Как видно, вопросы различаются по своей сложности: одни из них требуют ответа на альтернативный вопрос (т. е. выбора из предложенного материала) или простого переформулирования в нужный ответ, другие — использования дополнительных слов («горячо, весной»). Варьируйте свои вопросы, задавая более трудные из них сначала только детям с более хорошим развитием речи, но затем можно задать эти вопросы и остальным детям.
Вопросы повторяются не менее двух раз так, чтобы все дети ответили на разные вопросы. Вопрос должен задаваться каждому ребенку лично, например: «Саша, на улице — зима или весна?» Можно значительно расширить круг задаваемых вопросов в зависимости от речевого развития детей.
Затем проводится игра в «Ответы по цепочке». Задавайте вопросы детям, не называя их, а дотрагиваясь. Ребенок, ответивший правильно на вопрос, может коснуться другого ребенка своей рукой: теперь он будет отвечать на следующий вопрос. В данном случае касание рукой — это коммуникативный жест, предваряющий задавание
вопроса и указывающий на человека, к которому данный вопрос будет обращен.
Речевая инструкция: «Ты правильно ответил. Покажи, кто будет отвечать следующим?»