Цель: закрепить в речи детей слова, называющие людей по их роли в семье (мама, папа, ребенок, дети). Задачи:
• использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Семья»;
• активизировать номинативный словарь по этой теме, а также из смежных лексических тем («Дом», «Мебель», «Одежда», «Предметы быта»), а также глагольный словарь, описывающий часто повторяющиеся действия людей в доме;
• употреблять в диалогической речи прилагательные с противоположным значением «большой — маленький», качественное прилагательное «хороший», притяжательные прилагательные типа «мамина», «папина» и местоимение «мой»;
• уметь соотносить слова, характеризующие ролевые отношения людей в семье («мать — дитя»), со словами, характеризующими отношения между животными в аналогичной диаде («мать — детеныш»).
Оборудование: семейные фотографии (индивидуально для каждого ребенка), большой лист ватмана с нарисованным на нем домом (окошки по размерам соответствуют типичному размеру фотографий 10—15 см), картинки с изображениями членов одной семьи, занятых домашними делами, отдельные картинки с крупными изображениями птиц и животных, а также их детенышей из занятия по теме «Большие и маленькие», стол, стулья.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате, закрепление материала проводится на прогулке.
В начале занятия с детьми проводится игра «Найди свою маму» (по фотографиям).
Поочередно покажите всем детям фотографии их мам и попросите «найти свою маму» (фотографии ранее уже предъявлялись детям на занятии по теме «Семья»).
|
Речевая инструкция: «Посмотрите! Это мама. Я не знаю, чья она? Чья это мама? У кого такая мама? Кто скажет: это моя мама?» (Курсивом отмечены слова, которые должны произноситься с выражением.) («Моя». «Мама!») Фотографии всех мам размещаются в «окошках» домика, нарисованного на листе ватмана.
Затем детям предъявляются картинки, на которых изображены действия людей. (Обязательно используются все сюжетные картинки из занятия по теме «Семья»: спать на кровати, есть за столом, одеваться на прогулку, мыть чашки, смотреть телевизор.) Также на итоговом занятии можно использовать и новые картинки. Действия, изображенные на новых картинках, должны быть обязательно отмечены родителями в опроснике как уже имеющиеся в словаре детей.
На занятии можно спросить каждого ребенка о том, кто выполняет дома определенную работу, например: «Кто моет чашки: мама или папа?» Надо обязательно задавать вопросы обо всех членах семьи ребенка, ориентируясь на состав его семьи (например, мама, папа, бабушка, дедушка) так, чтобы малыш мог использовать эти слова в своих ответах. Слова «брат» и «сестра» употребляются в обращенной к ребенку словесной инструкции обязательно в сочетании с личными именами («брат Вова», «сестра Лена»), так как дети усваивают абстрактные понятия «брат и сестра» значительно позже, чем личные имена этих детей.
Глагольная лексика отрабатывается в следующем вопросе по картинкам: «Мама чашки моет или ставит на стол?»
Некоторым детям можно предложить закончить фразу, используя нужный глагол (или повторить его вместе со взрослым): «Мама чашки («моет»)».
|
Прилагательные (мамин, папин, хороший) закрепляются в вопросах типа: «Вова — хороший мальчик? Какой Вова мальчик? Чей Вова мальчик?», и при совместном произнесении фраз типа: «Вова — мамин! (Показываете на фотографию мамы ребенка в «окошке».) Вова — хороший!»
В продолжение темы «Чей мальчик?» проводится игра «Чей детеныш?». Каждому ребенку на выбор предъявляются две картинки с изображениями животных или птиц («мам») и одного «детеныша».-
Речевая инструкция: «Это цыпленок? Цыпленок чей? Кто мама у цыпленка?»
Если ребенок только показывает нужную картинку, но не называет ее, надо обязательно похвалить его и поощрить к совместному говорению: «Молодец! Это мама у цыпленка. Это курица! Скажи громче: курица1.» Ребенок должен ответить любым «облегченным» словом, отдаленно напоминающим образец («куитя», «итя»). Затем другому ребенку предлагается то же самое задание в инвертированном виде (одна «мама» и два «детеныша»): «Это курица? Чья она мама?» В речевой инструкции первые вопросы «Это курица?» и «Это цыпленок?» задаются не для того, чтобы «подсказать» ребенку ответ (малыш и так знает, что на картинке изображена курица), а для того, чтобы побудить его к высказыванию по картинкам.
После занятия на прогулке детей спрашивают: «Чья мама пришла? За кем мама пришла?», и многократно повторяют правильный ответ вместе со взрослым. Аналогично проводятся наблюдения за животными и птицами, если они встречаются на прогулке: «Это щеночек? Где его мама? Как ее зовут?» Или: «Это собака? Чья она мама?»
|
В дальнейшем (весной) во время прогулки также закрепляются понятия «большие и маленькие» по отношению к животным (птицам) и их детенышам.
Результаты итогового занятия оцениваются индивидуально для каждого ребенка по следующим критериям:
1) состояние слухового, зрительного внимания по уровням;
2) состояние общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками по уровням;
3) использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении;
4) самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий;
Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, высокий» уровень, два последних — как «очень редкие проявления, иногда используются, используются часто».
37. Едем в гости. Поезд
Цель: закрепить умение различать в речи взрослых людей грамматические формы единственного и множественного числа существительных.
Задачи:
• называть облегченными словами и объединять единичные предметы из разделов «Игрушки», «Мебель» в группы по общему лексическому названию (типа «шарфы», «мишки», «стулья») и назначению («играть», «одевать», сидеть»);
• называть облегченными словами количество одинаковых предметов «один», «много», «два» (для детей старше двух лет), используя при этом и соответствующие жесты;
• различать в речи взрослых употребление притяжательных местоимений «мой — твой — свой» и притяжательных прилагательных, образованных от имен детей (типа «Светин»);
• практически различать два основных цвета (красный — зеленый), соотносить эти «сигнальные» цвета с определенными жизненными ситуациями вне дома и словами, регулирующими поведение детей («Вперед! Путь свободен!» и «Стой на месте! Двигаться нельзя!»);
• соотносить употребление в речи некоторых новых звукоподражаний с определенными предметами вне дома («поезд») и действиями («гудеть»).
Оборудование: личные вещи детей нескольких наименований (шапки, шарфы, варежки), игрушечный «семафор» (два картонных круга — красный и зеленый, каждый круг в центре прикреплен кнопкой к деревянной линейке так, чтобы их было удобно держать в руке), игрушки детей из дома, принесенные родителями (см. занятие № 24), набор картинок с изображениями поезда и машин (легковых, грузовых), книжка или серия сюжетных картинок про поездку на поезде, стол, стулья.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате.
Покажите детям поезд из серии картинок, сопровождая показ следующими словами: «Это поезд. Он едет: "чух-чух-чух". Мальчик едет на поезде. Он машет нам ручкой: "Пока-пока!" И девочка едет на поезде. Она тоже машет ручкой: "«Пока-пока! Я уезжаю! До свиданья!" Поезд едет вперед: "чух-чух-чух". Он гудит: "Ту-ту! Я еду вперед! Ту-ту! Дорогу мне!"»
Затем поочередно каждому ребенку предлагается вместе со взрослым проговорить «голосом» поезда и показать, как поезд едет.
Поезд едет: «Чух-чух-чух!» Поезд гудит: «Ту-ту!»
Жест «поезд едет»: согнутые в локтях руки поочередно делают поступательное движение вперед, ладони сжаты в кулаки. Жест индивидуально разучивается с каждым ребенком, при этом «движение поезда» сопровождается соответствующим звуком («чух-чух-чух»). При рассмотрении изображения поезда обращается внимание на его колеса.
Жест «поезд гудит»: рука со сжатым кулаком поднимается вверх. Жест индивидуально разучивается с каждым ребенком, при этом «гудок поезда» сопровождается соответствующим звуком («ту-ту!»). При рассмотрении изображения поезда обращается внимание на его трубу.
Затем детям предлагаются на выбор две картинки.
Речевая инструкция: «Где здесь поезд? Покажи!... Это поезд?» Последний вопрос задается дополнительно, если ребенок только показывает, но сам не произносит слово «поезд». Картинки для предъявления должны быть достаточно крупными и изображать стандартные транспортные средства: машины, грузовые и легковые, и поезда (несколько различных изображений). Каждому ребенку предлагается выбирать из своей пары картинок. Надо помнить, что наиболее сложно ребенку различить грузовик с прицепом и поезд с несколькими вагончиками (это задание можно давать самому сообразительному малышу). Обязательно надо предложить «показать поезд», предъявив или только две картинки с разными машинами, или два разных поезда: так можно лишний раз убедиться, что ребенок не угадывает, а Именно различает два различных транспортных средства между собой.
В заключение работы по картинкам дети вместе со взрослым «собирают поезд»: размещают «вагончики» (листы цветного картона) позади «паровоза» (вдоль нарисованной на ватмане линии «рельс»).
Если дети хорошо подготовлены к этому заданию на занятиях по аппликации, то можно предложить им размещать вагончики соответственно расположению колесиков разного цвета, заранее нарисованных на ватмане.
Речевая инструкция: «Вот колесики! А вот такой же вагончик! Ставим вагончик на такие же колесики! А где вагончик для этих колесиков? Правильно! Этот вагончик такой же! Вагончик такого же цвета, как и эти колесики!» Если это задание является новым для детей, то оно проводится после основного занятия индивидуально с каждым ребенком.
Когда работа по картинкам закончена, сообщите детям, что сегодня они будут играть в «Поезд».
Вместе с детьми строится поезд из нескольких вагончиков — стульев. Речевая инструкция: «Этот стул — вагончик в нашем поезде. Сейчас мы и наши игрушки поедем на поезде. Вова! Света! Саша! Принесите сюда другие стулья. Пусть каждый принесет по одному стулу. Вот поезд готов!» (Помогите детям расставить стулья друг за другом.)
Затем дети будут должны рассадить в «поезде» свои игрушки. Детские игрушки заранее размещаются в игровой комнате так, чтобы любой ребенок мог выбрать несколько нужных игрушек из целой группы предметов.
Речевая инструкция: «Это наш поезд. Вот вагончик! Здесь поедет Саша и его игрушки. Саша, возьми с собой друзей: этого зайку и тех мишек! Посади зайку и мишек на свой стульчик: вот так! Хорошо!»
Света! А это твой вагончик! Здесь вместе с тобой поедут куклы. Посади кукол на свой стульчик. Молодец!
А это Бовин вагончик! Вова, посади к себе в вагончик зайчиков и лисичку. Хорошо!
Затем произнесите: «Ой, кажется, зайчики что-то говорят». Присядьте на корточки и «слушайте», что говорят зайчики. Затем расскажите детям о том, что «вам сказали зайчики»: «Зайчики не хотят ехать вместе с лисичкой. Вова, посади лисичку в Светин вагончик. Назови, кто теперь остался сидеть в твоем вагончике? («Зайчики».)
Покажи на пальчиках, сколько игрушек сидит в твоем вагоне (жест «два» или «много» — в зависимости от условий игры и возраста детей). Правильно!»
«Света! Лисичка не хочет ехать с куклами. Тогда куда мы ее посадим? (Подскажите ребенку ответ, указывая на нужный вагон.) Чей это вагончик?» («Сашин».) Кто едет в его вагончике? («Зайка и мишки».) Сколько мишек сидит в вагончике? (жест «два» или «много» — в зависимости от условий игры и возраста детей)».
«Саша! Сколько зайчиков сидит в твоем вагончике? («Один» и соответствующий жест.) Зайка может ехать вместе с лисичкой? («Нет»). Куда мы можем пересадить зайку? (Подскажите ребенку ответ, указывая на нужный вагон.) Чей это вагончик?» («Бовин».)
Все игрушки рассажены. Надо определить с помощью любой считалки, кто будет отправлять «поезд» в дорогу. В конце занятия проводится игра «Семафор».
Все игроки вместе со взрослым «просят» ведущего разрешить поезду отправиться в путь. Они громко произносят: «Ту-ту!», демонстрируя соответствующий жест. Ведущий поднимает зеленый круг «семафора», и поезд едет: «Чух-чух-чух!» (дети произносят хором, демонстрируя соответствующий жест). Если ведущий поднимает красный кружок «семафора», «поезд» останавливается и гудит: «Ту-ту!»
Тогда ведущий опускает красный круг и опять поднимает зеленый. Игра продолжается.
Зимняя дорога
Цель: закрепить умение выполнять сложную речевую инструкцию (в два действия), выраженную с помощью глаголов в изъявительном и повелительном наклонении.
Задачи:
• закрепить в пассивном словаре качественные прилагательные, называющие цвет «красный» — «зеленый», и активизировать употребление слова «белый» в связанном сочетании «белый снег»;
• проверить понимание значений наиболее распространенных глаголов движения (бегать, стоять, идти, прыгать) и наречий («вперед», «назад»);
• стимулировать детей к самостоятельному произнесению в игре речевых команд, содержащих глаголы в побудительной форме.
Оборудование: игрушечный «семафор», личные игрушки детей (мишки, зайки, кошечки, собачки и т.п.).
Ход занятия
В начале занятия с детьми повторяются задания из темы «Едем в гости»: сначала дети строят «поезд» (из стульев) и рассаживают в нем свои игрушки. Помогите детям пересадить игрушки в вагончиках так, как они «просят» (см. вариант аналогичной речевой инструкции из предыдущего занятия).
Проводится игра «Семафор».
Затем сообщите детям о том, что поезд приехал в лес. В лесу зимой много снега и ехать в поезде дальше нельзя.
Речевая инструкция: «Стоп! Красный свет! Ехать дальше нельзя! Вокруг только снег, дороги не видно. Игрушки остаются в вагончиках, а мы идем искать дорогу в лесу!»
В комнате на полу широкой лентой отмечается дорога: дети по очереди должны пройти по ней вперед, пробежать назад.
Первым команды дает взрослый, а затем каждый ребенок повторяет их, обращаясь к другому ребенку. Удобнее всего организовать это занятие как игру-эстафету, когда одно движение выполняется последовательно всеми детьми, причем команда на выполнение определенного движения также повторяется каждым ребенком.
Речевая инструкция (для движения шагом по широкой ленте):
«Ваня! Иди!» (Произнесите эти слова громко.) «Вперед!» (Покажите соответствующий жест рукой в нужном направлении.)
«Света! Иди!» (Это произносит Ваня.) Хорошо, если ребенок не только повторяет слова за взрослым, но и самостоятельно показывает направление движения — жест «Ко мне!».
«Саша! Иди!» (Это произносит Света.)
Последовательно с каждым ребенком отрабатывается произнесение каждой команды: «Иди! Беги! Прыгай!» Команда «Стой!» отрабатывается вместе с любой из этих команд, как противоположная ей. Можно заменять ее в речевой инструкции аналогичной командой «Стоп!», чтобы продемонстрировать детям, что эти слова обозначают одно и то же: конец действия, прекращение движения.
Команда «Прыгай!» в этой игре означает «прыгать на двух ногах».
Команды «Вперед!» и «Назад!» используются только взрослым и обозначают именно направление движения относительно исходной точки начала «дороги» (ленты).
Если двигательные возможности детей еще очень несовершенны и поэтому с ними нельзя организовать групповую подвижную игру, можно облегчить задание. Двигаться по команде должны не дети, а игрушки в их руках. Соответственно меняются протяженность «дороги» (она уменьшается), ее местоположение (лента кладется на поверхность детского стола, вокруг которого располагаются дети).
Речевые инструкции: 1. «Мишка! Иди!» 2. «Зайка! Прыгай!» 3. «Котик! Беги!»
Все эти фразы произносятся детьми по речевому образцу (после взрослого) и сопровождаются точным выполнением соответствующего движения игрушкой в руках того ребенка, у которого она находится.
В конце занятия дети возвращаются к поезду и садятся в «вагончики». Они нашли дорогу в лесу, но, чтобы по ней проехать, надо «расчистить» снег. Вы произносите: «Снег! Снег! Белый снег!» Затем, обращаясь к детям, спрашиваете: «Снег какой! Белый! На дороге... белый снег. Давайте подуем, и он улетит! Вот так: фу-у-у! Еще сильнее: фу-у-у! Белый снег! Белый снег, улетай!» Дети сильно дуют, прогоняя «белый снег» с дороги. (Очень хорошо поднести к губам ребенка вату: малыш увидит, как «летит белый снег».) «Все! Снега больше нет!»
Поезд опять едет. Игра «семафор» завершает это занятие: отрабатывается согласованное произнесение команды «Стоп!» и поднимание красного круга с каждым ребенком по отдельности. Хорошо учить эту команду в парах: один ребенок произносит «Стоп!», а другой должен поднять красный сигнал «семафора». Затем все дети «гудят»: «Ту-ту!», и поезд едет дальше (ребенок опускает красный сигнал). При организации этой игры надо учитывать, что маленьким детям очень трудно поочередно поднимать то красный, то зеленый сигнал, как это должно быть в реальной жизни. Для них игру надо адаптировать: один ребенок (например, тот, который держал красный сигнал) садится на свое место в «поезде», а другой ребенок выходит вперед и дает зеленый свет (поднимает зеленый круг). В дальнейшем можно будет разучить с каждым ребенком и выполнение обеих команд, но на данном занятии акцент надо делать на самостоятельное произнесение детьми команд в игре, а не на усложнение выполнения этих команд.