Фрукты: яблоко и апельсин




Цель: активизировать в словаре детей слова, описывающие каче­ственные признаки отдельных предметов (круглый, сладкий, вкус­ный).

Задачи:

• научить детей по словесной инструкции соотносить цвета пред­метов между собой для решения практических задач;

• повторить лексику по теме «Продукты питания: фрукты», «Ин­струменты»;

• научить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу словом (или повторять «важное» слово, уже названное взрослым);

• научить детей отвечать на альтернативный вопрос и использо­вать отрицательные слова и жесты в ситуации общения;

• продолжать обучать детей выполнению речевых инструкций, связанных с перемещением в другое помещение в доме;

• закрепить умение ребенка выполнять простые движения син­хронно, обеими руками.

Оборудование: красное яблоко, апельсин, маленькие пакетики с апельсиновым и яблочным соком (200 мл), обклеенные снаружи белой бумагой, мячик, по размеру близкий к этим фруктам, стака­ны, нож, тарелка, блюдце, бумажные трафареты в виде двух поло­винок круга, раскрашенные в красный (2—4 шт.) и оранжевый (2—4 шт.) цвет.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате.

Приглашайте детей к столу, на котором на тарелке лежат два предмета: одно яблоко и один апельсин. (Более сложный вариант начала этого занятия: детей можно сначала попросить принести эти два фрукта со стола в кухне.)

Как правило, названия этих фруктов входят в активный словар­ный запас детей одними из первых, однако произношение этих слов еще сильно искажено: «песин», «сина», «абика», «акя» или другие варианты звучания. Возьмите в руку один из фруктов (на­пример, апельсин) и, обращаясь к ребенку, спросите: «Это апель­син?» После утвердительного ответа данного ребенка, не меняя пред­мет в руке, с той же интонацией спросите у другого ребенка: «Это яблоко?» Если этот ребенок «ошибается» и отвечает, как и его Това­ рищ, то скажите ему: «Подумай!» — и этот же вопрос задайте или третьему ребенку (если за столом трое детей), или первому ребенку (если занимаются двое детей).

(Если занимается один маленький ребенок, то взрослому надо поменять предмет в руке, но задать ребенку тот же вопрос.)

Когда все дети правильно ответят на Ваш вопрос, возьмите в одну руку апельсин, а в другую — яблоко и спросите у ребен­ка: «Покажи мне, где яблоко». Затем поменяйте фрукты в руках местами и спросите у другого ребенка: «Покажи мне, где апель­син?»

Последний вариант этого задания: покажите ребенку два фрукта одновременно, затем «спрячьте» их за спиной, потом достаньте из-за спины один фрукт, например яблоко, и спросите: «Что это?»

Не обязательно задавать одному ребенку на занятии все три ва­рианта вопросов! В зависимости от речевого развития детей можно выбрать один вопрос, наиболее подходящий по трудности для кон­кретных детей, но в любом случае все вопросы должны задаваться очень динамично, чтобы внимание детей все время было приковано к рукам взрослого, в которых фрукты «меняют» свои «места».

Затем возвратите оба фрукта на тарелку, положите сверху на них свои руки и покажите детям, как фрукты «катаются» по поверхно­сти тарелки: «Посмотрите, яблочко катится, как мячик. Мячик круг­лый, и яблочко — круглое. И апельсин катится, как мячик. Мячик круглый и апельсин круглый». (Можно в этот момент достать мячик и положить его рядом с тарелочкой для сравнения.)

Затем каждому ребенку по очереди предлагается покатать мячик. Если ребенок растерялся, можно руки взрослого положить сверху рук ребенка и таким образом «вместе» покатать яблочко одной ру­кой, а апельсин — другой.

Затем разрежьте яблоко пополам и несколько раз на глазах у детей соедините и разъедините обе половинки. После того как каждый ре­бенок попробует соединить один из фруктов, можно переходить к работе с бумажным трафаретом.

Задание «Собери яблочко», выполняется каждым ребенком ин­дивидуально. Для самых маленьких можно специально подготовить специальный трафарет в виде круга, куда надо будет просто вкла­дывать две половинки. Одни дети могут просто соединять две по­ловинки одного цвета, детям, которые лучше подготовлены, можно предложить на выбор две разные половинки, из которых надо будет выбрать только одну, нужную по цвету (не требуя употреблять названия цвета).

Если кто-то из детей вообще впервые выполняет задание на со­отнесение по цвету, то он должен получить целые, а не разрезанные фигурки, из которых надо будет выбрать одну, такую же, как у него в руках.

Необходимо так организовать деятельность детей, чтобы они не молчали! Для любого варианта выполнения этого задания важным моментом является необходимость для ребенка обратиться к взрос­лому с просьбой «Дай мне это!» (или «Дай мне яблоко!») при под­боре нужной по цвету фигурки.

Затем взрослый обращается к детям: «Ваня, сходи на кухню и принеси со стола пакетики с соком. (Вариант: «Сходи в коридор и принеси мою сумку».) Света, достань с полки стаканы и поставь их на наш стол».

Когда пакеты с соком принесены и стаканы поставлены на стол, дети опять усаживаются вокруг стола. Покажите детям жест «нож­ницы» рукой и спросите: «Чем я могу разрезать пакетик с соком? Я режу пакетик...» Дети «помогают» взрослому вспомнить нужное слово или повторяют это слово за ним.

(Внимание! Если в группе есть ребенок, который еще не начал говорить это слово, он может показать нужный «жест», но надо стремиться к тому, чтобы он прореагировал еще и любым возгла­сом. Это очень важно для активизации его речевой деятельности.)

В конце задания дети угадывают, какой сок в стакане по цвету, а потом могут и попробовать сок (принеся свои личные чашки). Зак­репляются слова «вкусно», «сладко» и словосочетания «вкусный сок», «сладкий сок» в любом доступном для произношения детей «облегченном» варианте звучания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: