Зимняя одежда: собираемся на прогулку




Цель: сформировать у детей умение выполнять два последова­тельных действия, объединенных одной общей целью, только по речевой инструкции.

Задачи:

• расширить пассивный словарный запас детей при освоении ими

знакомых действий, которые обычно выполнялись взрослыми по отношению к детям;

• учиться выполнять задание, связанное с перемещением ребен­ка в смежное помещение в доме, квартире, группе детского сада;

• обучить детей различать на картинках действия, выражаемые возвратными глаголами по сравнению с их исходной формой;

• стимулировать у детей желание договорить слово, закончив фразу взрослого, или использовать указательный жест для показа нужного предмета одежды;

• привлечь внимание детей к некоторым существенным различи­ям в одежде мальчиков и девочек.

Оборудование: детская одежда (верхняя одежда из шкафчиков в коридоре и несколько предметов нижнего белья — трусики, май­ки, колготки, носочки, гольфы), санки, прогулочная коляска для куклы, две куклы-голыша, стол, стульчик, коробка для одежды или игрушечный шкафчик из набора детской мебели.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате, за столом.

Пригласите детей к столу и «познакомьте» их с куклами: маль­чиком и девочкой. Затем дети все вместе придумывают имена для кукол. Поскольку одной из задач занятия является развитие пред­ставлений у детей о связанных с их половой принадлежностью раз­личиях в одежде людей, целесообразно при назывании кукол дать им такие же имена, как и у играющих сейчас детей. Тогда будет легче соотнести пол куклы с полом конкретного ребенка.

Замечено, что чем младше ребенок, тем с большим трудом он «придумывает» имена для кукол: девочек или мальчиков, зато лег­ко «соглашается» в случаях, когда девочку называют именем его сестры, а мальчика — именем брата. В семьях, где воспитывается один ребенок, не посещающий детский сад, куклам можно дать имена мамы и папы ребенка, но не стоит пытаться называть кукол именами знакомых детей, которых в данный момент нет рядом с ребенком. Маленькие дети соотносят между собой только находя­щихся непосредственно перед ними людей (этот же принцип рас­пространяется и на окружающие предметы).

Когда куклы названы, попросите помочь вам одеть кукол на прогулку. Для этого пригласите детей к окну и покажите им, что на улице снег и раздетым куклам будет холодно, на них только майки и трусы.

Речевые инструкции:

1. «Вот Ваня. У Вани — только... (пауза, сопровождающаяся пока­зом на предмет одежды) майка и... трусы. Ване холодно! Замерзли его... (пауза, сопровождающаяся показом на часть тела)... ручки. Замерзли и его... ножки. Нашему мальчику очень холодно!»

2. Далее следует обращение к мальчику, который участвует в игре: «Ваня, найди в коробке (или в шкафу) колготки и дай их мне. Спасибо!»

3. «Я одеваю Ване колготки, а Оля мне помогает. Оля, помоги мне натянуть колготки на Ваню». Обычно используется прием, когда ребе­нок просто помогает до конца натянуть уже одетые взрослым колгот­ки, но некоторые дети могут, подражая взрослому, попробовать са­мостоятельно натянуть колготки на одну из ножек куклы.

4. «А теперь посмотрите на Олю (куклу). Оле тоже холодно! У Оли — только... (Пауза: подождите, не покажет ли кто-нибудь из детей сам на майку или трусы. Если — нет, сами покажите на нужный предмет одежды, но не называйте его сразу, а подождите «помо­щи» от детей)... майка и... трусы. Оле очень холодно! Замерзли ее... (Пауза!)... ручки. Замерзли и ее... ножки. Нашей девочке очень холодно!»

5. Третьего ребенка в зависимости от того, девочка это или маль­чик, можно попросить достать для куклы платье или брюки из коробки (игрушечного шкафчика) и помочь одеть куклу. Действие с одеждой выполняется в той мере, в которой у данного ребенка сформированы навыки самообслуживания.

6. «А теперь оденем на наших кукол теплые кофточки. Покажите, на кого мы оденем кофточку с машинкой (специально подбирается для игры кофточка с «мальчиковым» рисунком, например, машин­ка, ракета, футбольный мяч и т.п.). А вот кофточка с цветочком. На кого мы оденем эту кофточку?»

В заключение один ребенок должен принести из своего шкафчи­ка в коридоре шубку, шапку, шарфик для Вани, а другой — верх­нюю одежду для Оли.

«Иди к своему ящичку и принеси мне свою шубку. Спасибо! А теперь дай мне шубку и шапку». Плохо ориентирующегося ребенка можно «проводить» в прихожую, открыв перед ним дверь и повто­рив инструкцию еще раз, однако не следует чрезмерно «опекать» малыша: любой ребенок способен «найти» свою одежду для прогул­ки. Совместными усилиями каждая кукла постепенно одевается.

Если нет заранее приготовленной обуви для кукольной прогулки (валеночек или сапожек маленького размера), то ноги кукол в ко­ляске и санках можно просто накрыть одеялом.

«Ваня, посади мальчика в коляску и укрой его одеялом! Оля, посади девочку в санки и укрой ее одеялом!». Куклы «уезжают» на прогулку, а дети машут им руками.

Пока куклы «гуляют», с детьми рассматривают две крупные сюжетные картинки по теме «Одежда»:

«Мальчик одевается». «Мальчика одевает мама».

В конце занятия дети помогают раздеть кукол и отнести их одежду на места. Каждая речевая инструкция содержит задание из двух дей­ствий, но с одним предметом одежды: «Сними шарф и отнеси его в свой шкаф» (узлы предварительно развязываются, а пуговицы и молнии расстегиваются взрослым).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: