Цель: сформировать у детей умение выполнять два последовательных действия, объединенных одной общей целью, только по речевой инструкции.
Задачи:
• расширить пассивный словарный запас детей при освоении ими
знакомых действий, которые обычно выполнялись взрослыми по отношению к детям;
• учиться выполнять задание, связанное с перемещением ребенка в смежное помещение в доме, квартире, группе детского сада;
• обучить детей различать на картинках действия, выражаемые возвратными глаголами по сравнению с их исходной формой;
• стимулировать у детей желание договорить слово, закончив фразу взрослого, или использовать указательный жест для показа нужного предмета одежды;
• привлечь внимание детей к некоторым существенным различиям в одежде мальчиков и девочек.
Оборудование: детская одежда (верхняя одежда из шкафчиков в коридоре и несколько предметов нижнего белья — трусики, майки, колготки, носочки, гольфы), санки, прогулочная коляска для куклы, две куклы-голыша, стол, стульчик, коробка для одежды или игрушечный шкафчик из набора детской мебели.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате, за столом.
Пригласите детей к столу и «познакомьте» их с куклами: мальчиком и девочкой. Затем дети все вместе придумывают имена для кукол. Поскольку одной из задач занятия является развитие представлений у детей о связанных с их половой принадлежностью различиях в одежде людей, целесообразно при назывании кукол дать им такие же имена, как и у играющих сейчас детей. Тогда будет легче соотнести пол куклы с полом конкретного ребенка.
Замечено, что чем младше ребенок, тем с большим трудом он «придумывает» имена для кукол: девочек или мальчиков, зато легко «соглашается» в случаях, когда девочку называют именем его сестры, а мальчика — именем брата. В семьях, где воспитывается один ребенок, не посещающий детский сад, куклам можно дать имена мамы и папы ребенка, но не стоит пытаться называть кукол именами знакомых детей, которых в данный момент нет рядом с ребенком. Маленькие дети соотносят между собой только находящихся непосредственно перед ними людей (этот же принцип распространяется и на окружающие предметы).
|
Когда куклы названы, попросите помочь вам одеть кукол на прогулку. Для этого пригласите детей к окну и покажите им, что на улице снег и раздетым куклам будет холодно, на них только майки и трусы.
Речевые инструкции:
1. «Вот Ваня. У Вани — только... (пауза, сопровождающаяся показом на предмет одежды) майка и... трусы. Ване холодно! Замерзли его... (пауза, сопровождающаяся показом на часть тела)... ручки. Замерзли и его... ножки. Нашему мальчику очень холодно!»
2. Далее следует обращение к мальчику, который участвует в игре: «Ваня, найди в коробке (или в шкафу) колготки и дай их мне. Спасибо!»
3. «Я одеваю Ване колготки, а Оля мне помогает. Оля, помоги мне натянуть колготки на Ваню». Обычно используется прием, когда ребенок просто помогает до конца натянуть уже одетые взрослым колготки, но некоторые дети могут, подражая взрослому, попробовать самостоятельно натянуть колготки на одну из ножек куклы.
4. «А теперь посмотрите на Олю (куклу). Оле тоже холодно! У Оли — только... (Пауза: подождите, не покажет ли кто-нибудь из детей сам на майку или трусы. Если — нет, сами покажите на нужный предмет одежды, но не называйте его сразу, а подождите «помощи» от детей)... майка и... трусы. Оле очень холодно! Замерзли ее... (Пауза!)... ручки. Замерзли и ее... ножки. Нашей девочке очень холодно!»
|
5. Третьего ребенка в зависимости от того, девочка это или мальчик, можно попросить достать для куклы платье или брюки из коробки (игрушечного шкафчика) и помочь одеть куклу. Действие с одеждой выполняется в той мере, в которой у данного ребенка сформированы навыки самообслуживания.
6. «А теперь оденем на наших кукол теплые кофточки. Покажите, на кого мы оденем кофточку с машинкой (специально подбирается для игры кофточка с «мальчиковым» рисунком, например, машинка, ракета, футбольный мяч и т.п.). А вот кофточка с цветочком. На кого мы оденем эту кофточку?»
В заключение один ребенок должен принести из своего шкафчика в коридоре шубку, шапку, шарфик для Вани, а другой — верхнюю одежду для Оли.
«Иди к своему ящичку и принеси мне свою шубку. Спасибо! А теперь дай мне шубку и шапку». Плохо ориентирующегося ребенка можно «проводить» в прихожую, открыв перед ним дверь и повторив инструкцию еще раз, однако не следует чрезмерно «опекать» малыша: любой ребенок способен «найти» свою одежду для прогулки. Совместными усилиями каждая кукла постепенно одевается.
Если нет заранее приготовленной обуви для кукольной прогулки (валеночек или сапожек маленького размера), то ноги кукол в коляске и санках можно просто накрыть одеялом.
«Ваня, посади мальчика в коляску и укрой его одеялом! Оля, посади девочку в санки и укрой ее одеялом!». Куклы «уезжают» на прогулку, а дети машут им руками.
Пока куклы «гуляют», с детьми рассматривают две крупные сюжетные картинки по теме «Одежда»:
«Мальчик одевается». «Мальчика одевает мама».
В конце занятия дети помогают раздеть кукол и отнести их одежду на места. Каждая речевая инструкция содержит задание из двух действий, но с одним предметом одежды: «Сними шарф и отнеси его в свой шкаф» (узлы предварительно развязываются, а пуговицы и молнии расстегиваются взрослым).