Цель: научить ребенка соотносить звук игрушечного инструмента (ножниц) с их традиционным «обозначением» в русской разговорной речи.
Задачи:
• развитие моторной ловкости, координации, тонких движений;
• воспитание слухового внимания;
• ознакомление с новым предметом и способами занятий с ножницами и бумагой (режем бумагу, рвем на полоски, собираем и убираем бумажный мусор);
• формирование умения соотносить конкретный предмет с его изображением на картинке, названием, звукоподражанием;
• понимание названий действий (резать, собирать, рвать, держать), слов, обозначающих место (сюда, туда, тут, там), указательных слов (вот, это);
• стимулирование речевой активности в игровой ситуации.
Оборудование: игрушечный инструмент (одни ножницы), картинка с изображением этого инструмента, полоска бумаги (шириной 1 — 1,5 и длиной 3—5 см), стол, стульчики.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате.
Сначала детей знакомят с предметом (ножницами) и одновременно показывают4 его изображение на картинке, а затем вместе с каждым ребенком по очереди «работаем» этим инструментом.
Примечание! Ножницы всегда держит в руке взрослый, а ребенок помогает ему, подавая полоски бумаги, собирая кусочки нарезанной бумаги, выбрасывая бумажный мусор, обучаясь самостоятельно отрывать от полоски маленькие кусочки бумаги, — все эти действия надо многократно закрепить в игре.
Ножницы (детские, с закругленными краями, но которыми можно резать) демонстрируются на слово «чик-чик!», этому соответствует разрезание полоски бумаги «в два приема».
Речевая инструкция: «Это ножницы. Ножницы: чик-чик. Посмотри, я режу бумагу: "чик-чик". Еще дай мне бумагу. Вот так: еще бумага! Спасибо! Я режу здесь: чик-чик. И еще раз — вот тут: чик-чик. И там: чик-чик. Ножницы: "чик-чик"! Покажи, где мне сейчас резать бумагу. Так?»
|
Когда «знакомство» с ножницами закончено, положите их перед детьми на стол и каждого ребенка по очереди попросите: «Дай ножницы: «чик-чик», т.е. предмет называется словом и «облегченным словом», напоминающим его звучание. Особое внимание обращается на способ, которым дети должны удерживать ножницы в руке при передаче их взрослому: «острый» конец держать в кулачке, а подавать их вперед «колечками».
В конце задания попросите детей найти предмет «по картинке»:
• показываем ребенку одну картинку и спрашиваем: «Где это?»,
• или просим: «Дай это!»,
• или показываем ребенку несколько картинок (не более трех-четырех) и спрашиваем: «Это ножницы?» Следим за правильным употреблением утвердительных и отрицательных жестов или слов «да — нет».
Когда ребенок правильно показывает предмет, его хвалят («аплодисменты») и еще раз называют предмет и воспроизводят его звучание. Если ребенок постарался сам «назвать» предмет, его поощряют независимо от того, насколько успешна была его попытка воспроизвести звукоподражательное слово: «Умница! Как хорошо сказал! Правильно: чик-чик!»
Как «говорят» инструменты (итоговое занятие)
Цель: повторить пройденный материал и определить, как усвоены каждым ребенком навыки, необходимые для развития понимания речи и стимулирования активной речи.
Задачи:
• закрепить умение соотносить конкретный предмет с его названием и изображением;
|
• уметь определять конкретный предмет по его звучанию;
• развитие тонкой моторики (движения пальцев руки) при разучивании жестов, имитирующих «работу» инструментов.
Оборудование: см. занятие № 5.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате.
Перед началом занятия просите каждого ребенка показать на столе предмет, который вы ему демонстрируете на картинке (картинки «молоток», «ножницы» уже знакомы детям).
Затем, оставив на столе только один предмет, например молоток, положите напротив него брусок с гвоздиком и полоску бумаги.
Речевая инструкция: «Покажи, что мы делаем молотком». Если ребенок придвигает к себе брусок с гвоздиком и начинает по нему стучать, похвалите его. Если один ребенок «ошибся», скажите: «Нет, не это!» — и задайте такой же вопрос другому ребенку.
Когда ребенок постучал молотком, покажите ему, как можно стучать кулачком (требуется специально учить ребенка сжимать ручку в кулак). Погладьте ребенка по руке («Это ладошка»), сожмите его пальчики в своей руке («Вот так, это кулачок»). Продолжая держать пальчики ребенка в своей руке, покажите ему, как надо стучать «кулачком» и одновременно произносить «тук-тук».
Следите, чтобы каждому движению руки соответствовало произнесение звукоподражательного слова, так будет легче добиться от ребенка его многократного повторения, поскольку ритмические движения руки стимулируют повторение одинаковых коротких слов.
Аналогично разучите с каждым ребенком другие движения.
«Ножницы»: удерживая в своей левой руке ладошку ребенка правой рукой, «отводим» его большой палец в сторону, под углом 90, а затем опять приближаем его вплотную к другим пальцам. Такие ритмические «отведения-приведения» большого пальца сочетаем с одновременным произнесением: «Чик-чик».
|
Работа по развитию у детей жестов, имитирующих движения инструментов, проводится для левой и правой руки ребенка поочередно.
Особое внимание на этом занятии должно быть уделено тем детям в группе, которые плохо справлялись с заданием из занятия № 9. Эти дети часто предпочитают «общаться» с другими людьми с помощью капризных криков, недифференцированных жестов (например, не показывают пальцем в направлении предмета, который им нужен, а просто тянут руки вверх, к взрослому человеку).
Если такой ребенок вообще не может с первого раза «освоить» нужные движения, специально для него следует сформулировать задание в форме разучивания просительного жеста «Дай!» (сжимать и разжимать ладошку).
Речевая инструкция: «У......молоточек: тук-тук. Давай попросим
молоточек! Вот так! Дай! Дай молоточек!» При этом взрослый, несколько раз сжав и разжав своей рукой ладошку малыша, вкладывает
в нее молоточек.
Итоги этого занятия подводятся индивидуально для каждого ребенка по критериям:
1) состояние слухового и зрительного внимания по уровням;
2) состояние общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками, по уровням;
3) наличие жестово-мимических средств общения;
4) самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий.
Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, высокий» уровень, два последних — как «отсутствуют, очень редкие проявления, используются».
Если ребенок плохо справляется со всеми заданиями итогового занятия, с ним надо обязательно повторить все пять предыдущих заданий дома и закрепить их индивидуально.
Огонь: погаси свечку
Цель: обучить детей длительному направленному выдоху.
Задачи:
• тренировать на физиологическом выдохе умение кратко и длительно выдыхать воздух;
• научить детей «играть» с огоньком свечи;
• постепенно формировать произвольный речевой выдох;
• стимулировать звукоподражание «фу», эмоциональные возгласы «ой!»;
• практическое ознакомление с понятием «горячо».
Оборудование: вырезанное из бумаги изображение свечи, стол, стульчик.
Ход занятия '
Несколько раз продемонстрируйте детям, как надо дуть на свечку, чтобы она погасла. Затем предложите каждому ребенку повторить это задание.
Речевая инструкция: «Это свечка. Она горит. Я дую: фу-у-у. Ой! Свечка погасла. Нет огонька».
Домашнее задание. Несколько раз зажгите свечку, давая ребенку ощутить ее тепло. Надо подносить свечку поближе к раскрытым ладоням ребенка и комментируя его ощущения с помощью слов: «Ой! Горячо!», а затем задувая ее.
Интересно «поиграть» огоньком свечи. Можно варьировать два приема:
— удалять и приближать свечку к губам,
— дуть слабо и сильно, так, чтобы пламя сначала колебалось, а потом гасло от резкого порыва выдыхаемого воздуха.
Сначала эти приемы демонстрирует взрослый, а потом он поочередно разучивает их с каждым ребенком. Детям, которые испытывают значительные трудности при самостоятельном выполнении заданий на дутье, предлагается облегченный вариант игры. Скажите такому ребенку: «Я дую на огонек. Громко скажи мне: "Дуй", и огонек погаснет».
На заключительном этапе занятия каждый ребенок может еще раз самостоятельно попробовать «задуть свечку».
Всем детям это задание дается на дом с настоящей свечой под обязательным контролем родителей.