Как «говорят» инструменты: ножницы




Цель: научить ребенка соотносить звук игрушечного инструмен­та (ножниц) с их традиционным «обозначением» в русской разго­ворной речи.

Задачи:

• развитие моторной ловкости, координации, тонких движений;

• воспитание слухового внимания;

• ознакомление с новым предметом и способами занятий с нож­ницами и бумагой (режем бумагу, рвем на полоски, собираем и убираем бумажный мусор);

• формирование умения соотносить конкретный предмет с его изображением на картинке, названием, звукоподражанием;

• понимание названий действий (резать, собирать, рвать, дер­жать), слов, обозначающих место (сюда, туда, тут, там), указа­тельных слов (вот, это);

• стимулирование речевой активности в игровой ситуации.

Оборудование: игрушечный инструмент (одни ножницы), кар­тинка с изображением этого инструмента, полоска бумаги (шири­ной 1 — 1,5 и длиной 3—5 см), стол, стульчики.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате.

Сначала детей знакомят с предметом (ножницами) и одновре­менно показывают4 его изображение на картинке, а затем вместе с каждым ребенком по очереди «работаем» этим инструментом.

Примечание! Ножницы всегда держит в руке взрослый, а ребенок помогает ему, подавая полоски бумаги, собирая кусочки нарезан­ной бумаги, выбрасывая бумажный мусор, обучаясь самостоятель­но отрывать от полоски маленькие кусочки бумаги, — все эти действия надо многократно закрепить в игре.

Ножницы (детские, с закругленными краями, но которыми можно резать) демонстрируются на слово «чик-чик!», этому соответству­ет разрезание полоски бумаги «в два приема».

Речевая инструкция: «Это ножницы. Ножницы: чик-чик. Посмот­ри, я режу бумагу: "чик-чик". Еще дай мне бумагу. Вот так: еще бумага! Спасибо! Я режу здесь: чик-чик. И еще раз — вот тут: чик-чик. И там: чик-чик. Ножницы: "чик-чик"! Покажи, где мне сейчас резать бумагу. Так?»

Когда «знакомство» с ножницами закончено, положите их перед детьми на стол и каждого ребенка по очереди попросите: «Дай нож­ницы: «чик-чик», т.е. предмет называется словом и «облегченным словом», напоминающим его звучание. Особое внимание обращает­ся на способ, которым дети должны удерживать ножницы в руке при передаче их взрослому: «острый» конец держать в кулачке, а подавать их вперед «колечками».

В конце задания попросите детей найти предмет «по картинке»:

• показываем ребенку одну картинку и спрашиваем: «Где это?»,

• или просим: «Дай это!»,

• или показываем ребенку несколько картинок (не более трех-четырех) и спрашиваем: «Это ножницы?» Следим за правильным употреблением утвердительных и отрицательных жестов или слов «да — нет».

Когда ребенок правильно показывает предмет, его хвалят («ап­лодисменты») и еще раз называют предмет и воспроизводят его звучание. Если ребенок постарался сам «назвать» предмет, его по­ощряют независимо от того, насколько успешна была его попытка воспроизвести звукоподражательное слово: «Умница! Как хорошо сказал! Правильно: чик-чик!»

Как «говорят» инструменты (итоговое занятие)

Цель: повторить пройденный материал и определить, как усвое­ны каждым ребенком навыки, необходимые для развития понима­ния речи и стимулирования активной речи.

Задачи:

• закрепить умение соотносить конкретный предмет с его назва­нием и изображением;

• уметь определять конкретный предмет по его звучанию;

• развитие тонкой моторики (движения пальцев руки) при разу­чивании жестов, имитирующих «работу» инструментов.

Оборудование: см. занятие № 5.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате.

Перед началом занятия просите каждого ребенка показать на сто­ле предмет, который вы ему демонстрируете на картинке (картинки «молоток», «ножницы» уже знакомы детям).

Затем, оставив на столе только один предмет, например моло­ток, положите напротив него брусок с гвоздиком и полоску бу­маги.

Речевая инструкция: «Покажи, что мы делаем молотком». Если ребенок придвигает к себе брусок с гвоздиком и начинает по нему стучать, похвалите его. Если один ребенок «ошибся», скажите: «Нет, не это!» — и задайте такой же вопрос другому ребенку.

Когда ребенок постучал молотком, покажите ему, как можно стучать кулачком (требуется специально учить ребенка сжимать ручку в кулак). Погладьте ребенка по руке («Это ладошка»), сожмите его пальчики в своей руке («Вот так, это кулачок»). Продолжая держать пальчики ребенка в своей руке, покажите ему, как надо стучать «кулачком» и одновременно произносить «тук-тук».

Следите, чтобы каждому движению руки соответствовало про­изнесение звукоподражательного слова, так будет легче добиться от ребенка его многократного повторения, поскольку ритмические дви­жения руки стимулируют повторение одинаковых коротких слов.

Аналогично разучите с каждым ребенком другие движения.

«Ножницы»: удерживая в своей левой руке ладошку ребенка пра­вой рукой, «отводим» его большой палец в сторону, под углом 90, а затем опять приближаем его вплотную к другим пальцам. Такие ритмические «отведения-приведения» большого пальца сочетаем с одновременным произнесением: «Чик-чик».

Работа по развитию у детей жестов, имитирующих движения инструментов, проводится для левой и правой руки ребенка по­очередно.

Особое внимание на этом занятии должно быть уделено тем детям в группе, которые плохо справлялись с заданием из заня­тия № 9. Эти дети часто предпочитают «общаться» с другими людь­ми с помощью капризных криков, недифференцированных жестов (например, не показывают пальцем в направлении предмета, кото­рый им нужен, а просто тянут руки вверх, к взрослому человеку).

Если такой ребенок вообще не может с первого раза «освоить» нужные движения, специально для него следует сформулировать задание в форме разучивания просительного жеста «Дай!» (сжимать и разжимать ладошку).

Речевая инструкция: «У......молоточек: тук-тук. Давай попросим

молоточек! Вот так! Дай! Дай молоточек!» При этом взрослый, не­сколько раз сжав и разжав своей рукой ладошку малыша, вкладывает

в нее молоточек.

Итоги этого занятия подводятся индивидуально для каждого ре­бенка по критериям:

1) состояние слухового и зрительного внимания по уровням;

2) состояние общей моторной ловкости, точность движений, вы­полняемых руками, по уровням;

3) наличие жестово-мимических средств общения;

4) самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выпол­нение действий.

Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, вы­сокий» уровень, два последних — как «отсутствуют, очень редкие проявления, используются».

Если ребенок плохо справляется со всеми заданиями итогового занятия, с ним надо обязательно повторить все пять предыдущих заданий дома и закрепить их индивидуально.

Огонь: погаси свечку

Цель: обучить детей длительному направленному выдоху.

Задачи:

• тренировать на физиологическом выдохе умение кратко и дли­тельно выдыхать воздух;

• научить детей «играть» с огоньком свечи;

• постепенно формировать произвольный речевой выдох;

• стимулировать звукоподражание «фу», эмоциональные возгла­сы «ой!»;

• практическое ознакомление с понятием «горячо».

Оборудование: вырезанное из бумаги изображение свечи, стол, стульчик.

Ход занятия '

Несколько раз продемонстрируйте детям, как надо дуть на свеч­ку, чтобы она погасла. Затем предложите каждому ребенку повто­рить это задание.

Речевая инструкция: «Это свечка. Она горит. Я дую: фу-у-у. Ой! Свечка погасла. Нет огонька».

Домашнее задание. Несколько раз зажгите свечку, давая ребен­ку ощутить ее тепло. Надо подносить свечку поближе к раскрытым ладоням ребенка и комментируя его ощущения с помощью слов: «Ой! Горячо!», а затем задувая ее.

Интересно «поиграть» огоньком свечи. Можно варьировать два приема:

— удалять и приближать свечку к губам,

— дуть слабо и сильно, так, чтобы пламя сначала колебалось, а потом гасло от резкого порыва выдыхаемого воздуха.

Сначала эти приемы демонстрирует взрослый, а потом он поочеред­но разучивает их с каждым ребенком. Детям, которые испытывают значительные трудности при самостоятельном выполнении заданий на дутье, предлагается облегченный вариант игры. Скажите такому ребен­ку: «Я дую на огонек. Громко скажи мне: "Дуй", и огонек погаснет».

На заключительном этапе занятия каждый ребенок может еще раз самостоятельно попробовать «задуть свечку».

Всем детям это задание дается на дом с настоящей свечой под обязательным контролем родителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: