Оборудование: одна игрушка (для каждого ребенка лучше использовать свою игрушку, желательно, чтобы она могла «звучать») и два предмета, с помощью которых будут прятать предмет (например, подушка на ковре и подушка с дивана).
Ход занятия
На втором занятии (для детей старше 1 года 6 мес. можно проводить эту игру на 4-м занятии) одну подушку с дивана опустите на ковер, рядом с ребенком. Подушка на ковре должна находиться в поле зрения сидящего на полу или стоящего ребенка. По очереди перепрятывайте игрушку (например, молоточек) то под одной, то под другой подушкой.
Речевая инструкция: «Где тук-тук? Куда спрятали тук-тук? Поднимаем подушку. Тут нет! Поднимаем другую подушку. Вот молоточек: тук-тук!»
Обязательно поощряйте ребенка, если, находя игрушку, он сымитировал слова «вот, тут» или произнес звукоподражания типа «тук-тук, би-би, ав-ав».
Постепенно в ходе игры несколько раз измените положение двух подушек так, чтобы не только расстояние между ними увеличилось до 1,5—2 метров, но и изменилось их положение относительно пола: одна подушка пусть останется на полу, а другая вернется на свое «место» на диване. Такое взаимное расположение подушек будет определять для детей необходимость не только прослеживать взглядом вдоль одной линии, но и переводить его вверх-вниз в поиске нужного предмета.
Звучащая игрушка: музыкальные шарики
Цель: обучить ребенка выполнять целенаправленное действие, ориентируясь на сочетание жеста и словесной инструкции. Задачи:
• умение выполнять действие по показу (указательный жест взрослого, направленный на отверстие, куда надо опустить мячик) и словесной инструкции;
• практическое усвоение действия «опустить» в сочетании с предлогом «в», указывающим на пространственное расположение одного предмета (мячика) относительно другого предмета (ящичка);
|
• понимание слов (опусти, сюда, туда, так, не так, еще);
• воспитание навыков самоконтроля у ребенка за результатом своих игровых действий с ориентацией на их оценку взрослым (так, не так, туда, не туда).
Оборудование: два набора китайских музыкальных шариков, которые издают мелодический звук при движении, и деревянный (или картонный) ящик с несколькими круглыми отверстиями на верхней крышке.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате, можно расположиться на ковре.
Чаще всего маленький ребенок совершает действия с предметами, ориентируясь только на собственные желания. Например, опуская музыкальные шарики в круглые отверстия, он будет повторять это действие вновь и вновь, потому что ему нравится мелодичное звучание, издаваемое при падении. Если вы хотите добиться от ребенка целенаправленных действий, например опускания шарика каждый раз в определенное отверстие, вы должны так организовать свое взаимодействие с ребенком, чтобы:
• игровой материал был новым для ребенка и получить его он мог только на данном занятии, а не брать в игровой комнате в любое время;
• регламентирующая ход игры речевая инструкция, обращенная к ребенку, должна быть ему понятна и, наряду с указательными жестами и словами, содержать также отрицательные жесты и слова, останавливающие игру.
Игра начинается с того, что на глазах у детей опускаются два музыкальных шарика в разные отверстия в крышке ящика.
|
Речевая инструкция: «Вот мячик. Опускаем мячик. Вот сюда, в дырочку! Смотри! Мячик упал — бух! А этот мячик — вот туда: бух! ~ упал».
Затем один музыкальный шарик дается любому ребенку: «Опусти мячик вот сюда! Мячик опусти в эту дырочку!» Обязательно укажите на определенное отверстие. Когда ребенок выполнит задание, надо эмоционально поощрить его (похлопать: жест «аплодисменты», похвалить: «Молодец!»). Потом дайте ему еще один музыкальный шарик: «Вот еще один шарик. Опусти его туда! Мячик опусти в ту дырочку!» Покажите на другое отверстие. Ребенок может попытаться опустить мячик в предыдущее отверстие, что бывает достаточно часто, так как маленькие дети склонны скорее повторять еще раз уже выполненное действие, чем «переносить» его в другое место. Необходимо быть к этому готовым и «закрыть» рукой старое отверстие при попытке ребенка отправить мяч «не туда»: «Нет, не так. Не сюда! Опусти мячик вон туда! В ту дырочку!» Как правило, дети уже достаточно хорошо знают «запретительную» интонацию, и, если ее подкрепить соответствующим жестом, они легко понимают, что надо сделать на этот раз.
При таком направленном обучении ребенок не сразу, но все-таки научится «прислушиваться» к тому, о чем вы его просите, и станет опускать музыкальные шарики в нужные отверстия по просьбе взрослого. Следует отметить, что не следует бояться начинать эту игру с любым ребенком группы, даже если он, по вашему мнению, «отстает» от других детей в понимании обращенной к нему речи. Интересный игровой материал в сочетании с желанием ребенка получить его наряду с другими детьми поможет организовать обучающее занятие с самым «непонятливым» малышом.
В ходе занятия необходимо также специально стимулировать детей к тому, чтобы они самостоятельно находили шарики, выкатыва-
ющиеся в разные стороны из деревянного ящика при его переворачивании, и отдавали их взрослому.
Речевая инструкция: «Где мячик? Дай мне мячик!»