Предметный словарь:
• активный словарь — спонтанная речь ребенка изобилует звукоподражательными возгласами и облегченными словами, преимущественно относящимися к названиям животных (игрушечных и настоящих), а также к некоторым режимным моментам (приветствия, прощания, выражение согласия-несогласия). При этом дети очень часто дополняют свою речь жестами и выразительной мимикой. Ребенок хорошо называет всех близких, знает и употребляет лексику, регулирующую основные режимные моменты его жизни;
• пассивный словарь — понимание слов из лексических групп «транспорт», «одежда», «еда» и т.д. соответствует возрастным показателям у говорящих детей.
Глагольный и адъективный словарь:
• активный словарь — ребенок активно употребляет многие глаголы в виде звукоподражательных слов, понимает основные прилагательные, обслуживающие его жизненные потребности (горячий, вкусный, мамин), и начинает устойчиво употреблять их в виде облегченных слов в нужных ситуациях;
• пассивный словарь — наполнение словаря соответствует возрастным показателям у сверстников,
Местоимения — чаще всего в словаре у ребенка уже присутствуют личные и притяжательные местоимения, указательные местоимения еще могут заменяться жестами и возгласами.
Вопросительные слова — хорошее понимание вопросов, заданных со словом «где?».
Таким образом, настораживающими факторами неблагополучия в речевом развитии являются:
— чрезмерное количество звукоподражательных слов у ребенка старше 18 месяцев при практически полном отсутствии с его стороны попыток имитации «взрослых» слов,
— обилие многочисленных недифференцированных жестов, носящих не коммуникативную, а агрессивную направленность,
|
— навязчивые требования недоступного предмета с помощью нечленораздельного мычания, плача.
В случае выраженных отклонений в поведении такого ребенка логопедическое заключение следует выдавать только после обследования ребенка у детского психолога, психоневролога и невропатолога.
Необходимо отметить, что во всех случаях задержки речевого развития необходимо:
— осуществлять динамическое наблюдение за формированием вербальных средств общения ребенка,
— привлекать родителей к организации стимулирующего воздействия на раннее речевое развитие ребенка,
— в случаях сочетания ЗРР с резидуальными проявлениями патологии ЦНС<проконсультировать ребенка у невропатолога,
— обязательно провести с логопедом пропедевтический курс коррекционно-развивающего обучения.
В приложении мы приводим опросник для родителей и некоторые наиболее типичные варианты его заполнения родителями детей с нормальным речевым развитием, а также при отклонениях в развитии детской речи. Обращаем особое внимание специалистов на то, что все данные, полученные от родителей с помощью этого опросника, носят предварительный характер и их необходимо уточнять при окончательной оценке речевого развития каждого ребенка.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
В начальный период для организации взаимодействия между ребенком и взрослым рекомендуем индивидуальные игры-занятия, которые позволяют в игровой форме проводить обследование развития слухового и зрительного внимания. В конце каждого занятия предложен примерный перечень регистрационных записей, которые смогут адекватно отразить реальный уровень развития внимания, проявившийся при проведении этого занятия с конкретным ребенком, и уточнить педагогическую характеристику ребенка.
|
В случаях явных затруднений при их выполнении ребенку необходима консультация детского психолога.
Обследование слухового внимания
Найди колокольчик
Цель: определить умение ребенка реагировать на внезапный звук и находить его источник в знакомой обстановке (детская или игровая комната).
Оборудование: 2—3 одинаковых колокольчика (лучше всего использовать «валдайские колокольчики» с очень красивым и мелодичным звучанием), любая игрушка или машинка.
Ход занятия
Занятие проводится в детской или игровой комнате.
Для его проведения необходимо предварительно раздать по одному колокольчику нескольким взрослым (маме, бабушке, няне). Попросите их сесть или встать в разных концах комнаты и звенеть колокольчиками по очереди только после специального знака (организатор игры поправляет свои волосы, дотрагивается до носа и т. п.).
В начале игры внимание ребенка специально привлекается к интересной игрушке, находящейся в центре комнаты. Если малыш возьмет игрушку в руки или потянет в рот, дать ему некоторое время (30 сек — 1 мин) на то, чтобы он мог по-своему ее «изучить». Если же ребенок
ничем не заинтересовался, то организатор игры должен сам «начать игру» — передвигать игрушку (машинка катается, кукла ходит), чтобы удержать внимание ребенка (взгляд) и отвлечь его от происходящего вокруг в комнате. Затем, по специальному сигналу, «звучит колокольчик» сзади малыша. Обратите внимание: малыш не должен видеть колокольчик, звук должен идти для него сзади, взрослый может даже спрятать колокольчик за спиной. Если ребенок только обернулся, но не стал «искать», что звучало, то вы должны помочь ему найти этот колокольчик.
|
Речевая инструкция: «Ой! Идем-идем. Вот сюда. Иди сюда! Вот это!» (Она должна произноситься эмоционально и сопровождаться соответствующими движениями взрослого в направлении предмета и жестами, при помощи которых вы обращаетесь к ребенку и стимулируете его подойти к колокольчику.) Взрослый, который звонил в колокольчик, может в этот момент достать колокольчик из-за спины, позвонить в него и на глазах у ребенка опять спрятать колокольчик за спину.
При успешном включении ребенка в игру выполните это задание несколько раз с разными колокольчиками. Как правило, если малыш еще очень мал, он бросает «старый» колокольчик или легко отдает его маме в руки, как только его внимание привлекает новое звучание в другом конце комнаты. Такой колокольчик можно использовать для повторного задания. С ребенком до 1 года 6 мес. не рекомендуется проводить больше 3—4 проб: он ведь не так давно начал ходить самостоятельно и еще с трудом может резко менять направление движения в пространстве вокруг себя.
Если ребенок так сильно увлекся одним колокольчиком, что не реагирует на звучание других, задание можно повторить в другой день, чтобы убедиться, что малыш реагирует именно на звучание колокольчика, а не на внешний вид предмета и двигается в направлении колокольчика, потому что соотнес понравившийся звук с этой игрушкой.
Отметьте, как ребенок реагирует на звучание колокольчика:
• оборачивается, но не начинает искать его в комнате;
• начинает самостоятельно искать колокольчик только после его показа;
• сразу пытается найти источник звука (совершает хотя бы одну попытку).
Звонят. Откройте дверь
Цель: выявить уровень сформированности слуховых и поведенческих реакций ребенка на невербальные сигналы.
Оборудование: телефон (можно использовать игрушечный телефон с электрическим звонком), дверной звонок.
Ход занятия
Занятие проводится в коридоре квартиры ребенка или в одной из комнат, в ДОУ — в любом кабинете, группе.
Предварительно следует выяснить у родственников, пользуются ли в доме дверным звонком, есть ли в доме телефон и какого он типа (городской номер, сотовый, радиотелефон и т. п.), где он расположен.
Занятие проводится в форме игры-поиска: «где звонят?», которая организуется в непосредственной близости от источника звукового сигнала. Но, в отличие от игры «Найди колокольчик», вы на этот раз «не слышите» звонок (в дверь или по телефону), продолжаете свои дела — так проверяется собственная реакция ребенка на знакомый звуковой сигнал:
• не реагирует;
• слышит, но не пытается привлечь внимание взрослого;
• слышит и пытается привлечь внимание взрослого;
• самостоятельно подходит к двери или звонящему телефону, пытается открыть дверь или снять трубку;
• плачет, путается.
Если занятие проводится в помещении, не оборудованном телефоном и дверным звонком, то можно использовать упрощенный вариант задания («Кто стучится в дверь ко мне?»). Для этого следует находиться с ребенком в комнате, в которую можно войти через две двери. В любую из этих дверей одному из взрослых надо стучать извне, а другой должен находиться в комнате рядом с ребенком, наблюдая за его реакциями, но не открывать дверь. Иногда для этого варианта игры требуется предварительное обучение — некоторые дети просто не знают, что в дверь надо постучать, чтобы ее открыли.
Кто так говорит?
Цель: определить уровень слухового внимания к речевым сигналам.
Оборудование: несколько игрушек, резко отличающихся друг от друга по «голосам» (курочка, собачка, кошка), столик и два стульчика.
Ход занятия
Занятие проводится за столом.
Сядьте на один стульчик и пригласите ребенка сесть напротив: «Иди сюда. Давай поиграем! Посмотри, кто к нам пришел». Поставьте перед ребенком сначала две игрушки (курочка, кошка).
Речевая инструкция: «Мяу-мяу! Покажи!» Изобразите «голос» кошки и подождите, сможет ли ребенок показать на нужную игрушку.
Если вам кажется, что ребенок затрудняется ответить, потому что инструкция ему непонятна, произносите: «Мяу-мяу! Где мяу-мяу?», выделяя голосом слово «где».
В наиболее сложных случаях, когда занятия проводятся с очень маленьким ребенком или с ребенком, у которого уже отмечаются явления речевого или поведенческого негативизма, можно принимать как правильный ответ не только указательный жест, но и «направленный взгляд» (ребенок на короткое время, не более нескольких секунд, смотрит на игрушку). Точно так же проверьте, знает ли ребенок «голос» курочки.
Если ребенок активно включается в задание, можно посмотреть, насколько легко он выбирает нужное звучание и соотносит его с игрушкой при последовательном предъявлении «голосов»: мяу-мяу, ко-ко, ав-ав (все три игрушки находятся перед ребенком). Чтобы исключить ваше подозрение, что ребенок случайно показал игрушку, животные несколько раз во время игры «пересаживаются».
В конце занятия отметьте типичные реакции ребенка на часто употребляемые в детской речи звукоподражательные слова:
• эмоционально реагирует на игрушки, но не знает их «голоса»;
• знает некоторые «голоса», но может спутать их в игре, когда устанет или отвлечется;
• не удается привлечь внимание ребенка к «голосам» животных;
• самостоятельно называет в игре животных (использует при этом слова-звукоподражания или облегченные слова);
• отказывается от игры, плачет;
• не понимает задания.
Правильно или нет?
Цель: выявить умение ребенка словами или жестами выражать свое несогласие с «неправильными» высказываниями взрослых.
Оборудование: в игровой комнате — соответствующие игрушки, а на прогулке это могут быть настоящие кошечки, собаки, вороны.
Ход занятия
Спросите у ребенка: «Это кошечка?» (показывая на кошечку) — и дождитесь утвердительного ответа в любой форме (кивок головой, улыбка, возглас). Если ребенок никак не реагирует, задайте вопрос о другом животном или игрушке. Если ребенок умеет использовать любые коммуникативные жесты, мимические выражения или лепетные слова для выражения своего согласия, переходите к основному этапу задания.
Покажите на собачку и с той же интонацией, что и в первый раз, еще раз задайте этот же вопрос: «Это кошечка?» (облегченный вариант вопроса «Это мяу-мяу?»). Дождитесь ответа ребенка, вопрос можно повторить несколько раз. Самое главное — не реагируйте негативно (не переспрашивайте с интонацией удивления, показывая, насколько неверно ребенок ответил; не хмурьтесь, не качайте головой), даже если ребенок ошибочно подтвердил ваш «неправильный» вопрос. Можно еще раз повторить вопрос, чтобы убедиться в том, что именно хотел «сказать» ребенок.
Несколько раз задайте малышу такие вопросы, варьируя правильные и неправильные названия предметов, например, спросите, показывая на кошечку: «Это собачка?»
Следует помнить, что если вопросы задаются на прогулке, то особенности движений и поведения животных будут помогать ребенку «узнать» или «не узнать» кошечку. В помещении игрушки для этого задания должны быть тщательно отобраны, так как они будут предъявляться ребенку последовательно, несколько раз, и ребенок может их перепутать, если игрушки будут похожи.
В конце занятия отметьте, умеет ли ребенок выражать свое согласие или несогласие со словами взрослого:
• ребенку впервые предъявляется задание в форме вопроса «Это?» (в семье к нему чаще обращаются с утвердительными выражениями), он не умеет на него отвечать ни в какой форме;
• у ребенка сформирована стереотипная реакция на вопрос «Это...?», который всегда задавался ему только в правильной форме, поэтому утвердительный жест или слово он употребляет не в значении «Да», а как эмоционально-положительную реакцию на общение со взрослым. Если на любой вопрос ребенок отвечает «Да», удостоверьтесь, что это правильное согласие, — покажите на другой предмет и задайте тот же вопрос, если ребенок тоже радостно ответит «Да», значит, он реагирует на интонацию, на само обращение к нему, но не на слова;
• ребенок понимает заданный вопрос и отвечает на него в соответствии с ситуацией («Да» или «Нет») — в форме жеста, возгласа, слова и т.п.;
• ребенок вообще не реагирует на слова, обращенные к нему.
После проведения этих заданий можно уже предварительно определить уровень развития слухового внимания и типичные поведенческие реакции на невербальные и вербальные коммуникативные знаки у конкретного ребенка:
— ребенок только реагирует на звуковые сигналы, например, поворачивает голову в сторону источника звука;
— ребенок хорошо понимает, что означают звуковые неречевые сигналы (знает их коммуникативный смысл), которые его окружают в жизни (телефон, дверной звонок, стук в дверь);
— ребенок знает некоторые элементарные слова-звукоподражания и соотносит их с конкретными предметами в окружающей действительности;
— ребенок адекватно реагирует на использование в речевой коммуникации нескольких знакомых ему слов, отличает вопросительную интонацию от утвердительной, может выразить свое «согласие-несогласие» со словами взрослого жестами (утвердительными, отрицательными) или облегченными словами.
Обязательно запишите, хотя бы кратко, результаты ваших наблюдений за ребенком при проведении этих игр. Отметьте, какие именно задания вызвали у него наибольшие затруднения. Такие записи носят регистрирующий характер и помогут вам более точно определить исходный уровень развития слухового внимания у малыша.