ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА




Введение

Углубленная разработка основного содержания и методов ран­него воздействия на первых этапах становления вербальной ком­муникации у детей становится на сегодняшний день одним из стратегических направлений развития детской логопедии. Именно с ним мы связываем ближайшие перспективы совершенствования системы помощи детям с отклонениями в развитии речи.

В помощь логопедам-практикам, воспитателям ясельных групп и родителям в лаборатории логопедии Института коррекционной пе­дагогики РАО под руководством доктора педагогических наук, про­фессора Г. В. Чиркиной была разработана методика формирования начального детского лексикона детей с нормальным слухом и со­храненными предпосылками интеллектуального развития из груп­пы риска по общему недоразвитию речи (ОНР, группа риска) в условиях ДОУ компенсирующего вида. Эти занятия могут быть так­же проведены в массовом детском саду с детьми раннего возраста, которые несколько «отстали» в своем речевом развитии от сверст­ников, уже умеющих общаться с помощью коротких фраз.

У детей раннего возраста отграничение темповых задержек речевого развития от случаев дизонтогенеза по типу раннего проявления сис­темного нарушения всех сторон речи (ОНР) представляет собой доста­точно сложную медико-психолого-педагогическую проблему. Поэтому мы приводим в методических рекомендациях и приложении некото­рые наиболее яркие и характерные отличия начального детского лек­сикона для разных типов отклонений в развитии детской речи (ОНР, ЗРР). Однако приоритетную роль в точной диагностике мы, так же как и большинство специалистов, работающих в этой области специаль­ной педагогики, отводим собственно коррекционным занятиям, в про­цессе которых подтвердятся предварительные педагогические заклю­чения о характере речевого нарушения у ребенка раннего возраста.

Предложенная система формирования начального детского лек­сикона может быть использована и для нормально развивающихся детей второго года жизни, например, в индивидуальной работе с ребенком старше 1 года 6 месяцев, который уже произнес несколько своих первых слов, для стимуляции его дальнейшего речевого раз­вития. С учетом этих возможностей мы приводим в тексте занятий некоторые пояснения, адресованные воспитателям и родителям очень маленьких детей (до 2 лет). Эти рекомендации содержатся только в I и II частях Основного курса. Задания III части ориентированы на детей более старшего возраста (2 года 6 месяцев — 3 года), которые в силу тяжести своего речевого нарушения будут нуждаться в длительном логопедическом воздействии.

Развитие мышления и речи ребенка раннего возраста происхо­дит по мере его ознакомления с окружающей действительностью. Однако малышу обычно очень трудно сосредоточиться на одном конкретном предмете, его признаках или на действиях, выполняе­мых с этим предметом. Часто ребенок не может сконцентрировать свое внимание на заданиях, которые ему предлагают выполнить родители или воспитатели, стремясь стимулировать его речевое раз­витие («Кто это? Что это? Как говорит кошечка? Как зовут эту куклу?»). Ребенок отвлекается и, кажется, совсем не хочет общать­ся со взрослыми с помощью слов. Иногда он может «позвать» како­го-нибудь человека, «назвать» коротким, «приблизительным» сло­вом хорошо знакомую игрушку, но упорно отказывается повторить сказанное еще раз или «выучить» новое слово.

Работая над развитием речи детей раннего возраста, мы воздей­ствуем на формирующуюся речевую функцию в ее сензитивном пе­риоде. Хорошо известно, что именно ранние этапы усвоения детьми родного языка имеют значительные индивидуальные расхождения, которые проявляются в разном темпе накопления малышами первых детских слов, во времени появления первых фраз и перехода к раз­вернутой самостоятельной речи. Формирование начальных этапов ре­чевого развития находится в зависимости от пола детей (как прави­ло, девочки начинают говорить несколько раньше мальчиков), осо­бенностей социального окружения, условий медицинского обслужи­вания и педагогического сопровождения детей раннего возраста.

Стремясь максимально приблизить наши занятия к естественно­му процессу усвоения детьми родного языка, мы специально на протяжении нескольких лет апробировали содержание занятий I и II этапов Основного цикла на детях в возрасте от 1 года 6 меся­цев до двух лет в ДОУ № 2352 ЦАО г. Москвы (зав. О.В. Алексеева, ст. воспитатель Л.Ф. Дикова, воспитатели Г.Н. Мамедоразова, Е.В. Пузикова). Одновременно мы апробировали все материалы (под­готовительный этап; I, II, III этапы Основного цикла) в экспери­ментальной диагностической группе для детей ясельного возраста при ДОУ компенсирующего вида № 1210 ЮЗАО г. Москвы (зав. Л.И. Гудскова, логопед НА. Земская).

Содержание опросника для родителей отрабатывалось нами при анкетировании родителей, дети которых посещали ДОУ № 2352 ЦАО, ДОУ № 1210 ЮЗАО и № 815 ЗАО (зав. Р.И. Тюркина, ст. логопед А.В. Сенчилло), а также при консультировании детей раннего возраста в лаборатории логопедии Института коррекционной педагогики РАО.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Все занятия по развитию речи ребенка разделены нами на не­сколько основных этапов. Мы выделяем подготовительный этап (8 индивидуальных занятий) и три этапа Основного цикла (I этап — 18 занятий, из них 3 итоговых, которые проводятся для всей груп­пы, все остальные занятия — подгрупповые; II этап — 24 занятия, из них 4 итоговых; III этап — 18 занятий, из них 3 итоговых).

Занятия с маленьким ребенком следует проводить регулярно, не менее двух раз в неделю. В конце каждого цикла (после пяти заня­тий) — итоговое занятие, на котором следует кратко повторить пройденный материал.

Регулярно — один раз в два-три месяца — следует заполнять специальную анкету-опросник. Нужно это для того, чтобы опреде­лять уровень реального речевого развития ребенка и отслеживать динамику накопления пассивного и активного словаря. Анкету за­полняет мама ребенка, потому что общение с матерью — наиболее естественная в раннем возрасте форма речевой коммуникации, адек­ватно отражающая особенности его речевой деятельности.

Проведению Основного цикла занятий предшествует подготови­тельный период, продолжительность которого варьируется в зави­симости от возраста ребенка, его готовности к взаимодействию со взрослым, навыков звукоподражания, копирования жестов, общей двигательной подвижности и моторной ловкости. К концу этого начального периода ребенок должен:

• привыкнуть к помещению, в котором будут проходить заня­тия, и знать свое место для игр;

• познакомиться с человеком, который будет проводить эти за­нятия, и эмоционально принять его в свой «ближний круг»;

• уметь непродолжительное время фиксировать свое внимание на определенных движениях, действиях этого взрослого, его мимике и жестах и по возможности подражать им;

• знать названия нескольких своих игрушек (например, мишка, кубик, мячик, машинка, кукла) и некоторые игровые действия с ними;

• выполнять обращенные к нему элементарные речевые инструк­ции типа: «Иди ко мне. Дай. Принеси. Возьми».

Все занятия подготовительного цикла ориентированы на одного ребенка с целью определить индивидуальный уровень развития слу­хового и зрительного внимания малыша.

Если ребенок достаточно хорошо развит для своего возраста, то, как правило, подготовительный период значительно сокращается, некоторые игровые задания уже знакомы малышу и не требуют дополнительного закрепления. Тогда целью подготовительного пе­риода становится знакомство с новым взрослым, привыкание к нему и организация игрового взаимодействия между этим взрос­лым и ребенком.

К любым трудностям, с которыми вы столкнетесь на этом эта­пе, стоит присмотреться повнимательнее: в чем именно эта труд­ность состоит, от кого зависит ее преодоление — от вас или от ребенка, с которым вы занимаетесь. В случае стойких затруднений необходима консультация детского психолога, а также врачей в поликлинике по месту жительства (педиатра, невропатолога, окули­ста, ЛОР-врача, сурдолога), потому что некоторые соматические или неврологические заболевания могут вызывать серьезные откло­нения в развитии, которые влияют на становление не только речи, но и других психических функций. Так, перенесенный отит может вызвать временное или стойкое снижение слуха различной степени тяжести, которое негативно повлияет на нормальное развитие речи в онтогенезе.

Занятия Основного цикла проводятся одновременно с несколькими детьми раннего возраста. В мини- группу (три ребенка) обязательно включается ребенок, уже начавший говорить и хорошо понимаю­щий обращенную к нему речь. Если занятия проводятся дома, к ним привлекаются старшие дети, а если ребенок в семье единственный, то его родители. В начале Основного цикла занятия могут быть и очень короткими — 5—7 минут. Помните, что важна не столько дли­тельность занятия, сколько его результативность. Самое главное — добиться поставленной цели. И все-таки надо стремиться к тому, чтобы в конце цикла ребенок мог «заниматься» до 30 минут. Для этого на одном занятии последовательно используется несколько разных игр, чтобы ребенок мог в течение этого получаса менять свое местоположение, переходить от подвижных игр к занятиям за сто­лом, «играть» с разными игрушками.

Итоговые занятия (в Основном цикле таких занятий 10) следует проводить со всеми детьми в группе.

Итак, программа Основного цикла предусматривает три этапа занятий, которые при их проведении в условиях организованно­го обучения в дошкольных образовательных учреждениях целесо­образно распределить по месяцам следующим образом:

• I этап (октябрь — ноябрь) — 18 занятий (из них 3 итоговых);

• II этап (декабрь — февраль) — 24 занятия (из них 4 итоговых);

• III этап (март — апрель) — 18 занятий (из них 3 итоговых).

В сентябре проводится обследование состояния речи, а также — индивидуальные занятия для определения уровня слухового и зри­тельного внимания каждого ребенка.

В конце учебного года (в мае) зарезервировано время для прове­дения тех занятий, которые могли быть не проведены в связи с отсутствием большинства детей в группе (по болезни), а также по другим причинам.

Для осуществления динамического наблюдения за развитием детской речи мы предлагаем использовать таблицы оценки инди­видуальных достижений ребенка (заполняются специалистом, проводящим коррекционно-развивающие занятия после каждого ито­гового занятия) и опросник для родителей (заполняется мамой ребенка на подготовительном этапе и в конце II этапа Основного цикла).

Использование специально разработанного автором стимульного материала к методике делает работу по формированию начального детского лексикона значительно эффективней.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: