ПРОВЕДЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ




Итоговые занятия (10 занятий) служат для осуществления пред­варительной оценки результатов развития речи каждого ребенка на протяжении всего Основного цикла.

Мы стремились при разработке их содержания учитывать наибо­лее значимые, на наш взгляд, педагогические направления, на ко­торые следует обращать внимание при проведении занятий по раз­витию речи детей раннего возраста. Конечно, предложенные пока­затели (их четыре) не могут быть одинаково сформулированы для каждого из трех этапов Основного цикла. Это определяется прежде всего тем, что за 60 занятий происходит качественный скачок в развитии детской речи, переход от первых детских слов к фразовой речи. Однако мы стремилась придерживаться некоторого единооб­разия при описании каждого из четырех показателей, которые, ко­нечно, так же динамически видоизменялись, как и сама ранняя речевая продукция детей.

Детально анализируя ход всех занятий (все занятия, проводимые в диагностической группе, фиксировались на видеокамеру), мы убе­дились, что индивидуальный ход речевого развития каждого ребен­ка может быть достаточно точно прослежен с помощью предложен­ных показателей. Более того, наши педагогические наблюдения за детьми позволили с достаточной точностью выявить в группе тех детей, которые по ряду причин отстали от всей группы, и напра­вить их на более подробное медицинское и психологическое обсле­дование.

Ниже в обобщенном виде приводятся основные показатели раз­вития ребенка и критерии их оценки для каждого ребенка в группе детей раннего возраста (эти же показатели включены в каждое ито­говое занятие Основного цикла).

 

Этап I 6-е занятие 12-е занятие 18-е занятие
1. Уровень слухового и зрительного внимания низкий низкий низкий
    средний средний средний
    высокий высокий высокий
2. Уровень общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками низкий низкий низкий
    средний средний средний
    высокий высокий высокий
3. Наличие жестово-мимических средств коммуникации отсутствуют отсутствуют отсутствуют
    очень редкие проявления очень редкие проявления очень редкие проявления
    используются используются используются
4. Самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий отсутствует отсутствует отсутствует
    очень редкие проявления очень редкие проявления очень редкие проявления
    используется используется используется
 
этап 2 24-е занятие 30-е занятие 36-е занятие 42-е занятие
1. Уровень слу­хового и зритель­ного внимания низкий низкий низкий низкий
    средний средний средний средний
    высокий высокий высокий высокий
2. Уровень общей моторной ловко­сти, точность движений, выпол­няемых руками низкий низкий низкий низкий
    средний средний средний срелний
    высокий ВЫСОКИЙ высокий высокий
3. Использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении очень редкие проявления очень редкие проявления очень редкие проявления очень редкие проявления
    иногда используются иногда используются иногда используются иногда используются
    используются часто используются часто используются часто используются часто
4. Самостоятель­ная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий очень редкие проявления очень редкие проявления очень редкие проявления очень редкие проявления
    иногда используется иногда используется иногда используется иногда используется
    используется часто используется часто используется часто используется часто
 
Этап III 48-е занятие 54-е занятие 60-е занятие  
1. Уровень слухового и зрительного внимания низкий низкий низкий  
    средний средний средний  
    высокий высокий высокий  
2. Динамика формирования произносительных навыков (произвольные артикуляционные движения) низкая низкая низкая  
    средняя средняя средняя  
    высокая высокая высокая  
3. Использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении очень редкие проявления очень редкие проявления очень редкие проявления  
    иногда используются иногда используются иногда используются  
    используются часто используются часто используются часто  
4. Самостоятельная речевая продукция (инициативные высказывания) очень редкие проявления очень редкие проявления очень редкие проявления  
    иногда используются иногда используются иногда используются  
    используются часто используются часто используются часто  
           

 

Помимо этого всем родителям дважды в течение учебного года (в сентябре и в марте) предлагалось заполнить специальную анкету-опросник, содержание которой было разработано нами на базе MacArthur Communicative Development Inventory: Words and Gestures (part 1, 2), 1993 (список типичных слов, характеризующих развитие речевой коммуникации). См. Приложение 1. С. 151 — 156.

Начальный детский лексикон при всех индивидуальных разли­чиях между детьми содержит стандартный набор понятий, кото­рые можно условно разделить на несколько основных словарных групп (наименование окружающих ребенка людей, звукоподража­ния, названия птиц и животных, игрушек, продуктов питания и т.п.). Известно, что появлению слова в активном словарном запасе предшествует его адекватное понимание и устойчивое предметное соотнесение в реальной действительности. Адресуя этот опросник родителям ребенка раннего возраста, специалисту (ло­гопеду или воспитателю) следует помнить, что наиболее значи­мыми показателями являются:

• количественный и качественный состав пассивного словарного запаса ребенка;

• процентное соотношение между первыми словами и объемом пассивного словаря по каждой из основных словарных групп;

• наличие в окружающей ребенка обстановке ситуации, одно­значно требующей номинации явления или предмета в соответствии с коммуникативными потребностями (прагматический фактор);

• частотность ситуации, в которой это слово следует употреб­лять.

Условно приняв предложенный в опроснике перечень слов за 100%, можно легко вычислить процентное соотношение между активным и пассивным словарным запасом. Несмотря на неизбежные ошиб­ки и погрешности, допускаемые родителями при заполнении оп­росника, в целом он довольно точно отражает реальное речевое раз­витие ребенка.

Данный опросник не содержит ссылок на определенный воз­раст, потому что может быть использован в различных вариантах для детей разного возраста.

В своем педагогическом опыте мы применяли его и для детей второго года жизни, не имеющих отклонений в речевом развитии, и для детей с задержкой речевого развития, и для детей третьего года жизни с заключением «общее недоразвитие речи, группа риска».

Для детей второго года жизни мы использовали этот опросник для организации динамического наблюдения за темпами накопле­ния детьми первых слов в пассивном и активном словаре.

Как правило, для детей с хорошим развитием речи этот опрос­ник мы использовали только до двух лет, так как потом словарный запас таких детей уже значительно превышает перечень предложен­ных в опроснике слов.

Качественный анализ данного опросника может указать на оче­видные перспективы наращивания активного словарного запаса у конкретного ребенка: называние любимых лакомств в процессе еды, усвоение слов, регулирующих основные режимные моменты.

Количественный анализ этого опросника позволяет:

— у детей с нормальным ходом речевого развития определить положительные сдвиги в развитии речи (в возрасте примерно 1 год 9 мес. — 1 год 11 мес), когда у большинства нормально развиваю­щихся детей происходит так называемый «лексический взрыв»: до этого момента количество слов в пассивном словаре (то, что ребе­нок понимает) примерно в 4 раза превышает количество слов в активном словаре (то, что ребенок говорит сам или хорошо повто­ряет за взрослым). Когда происходит «лексический взрыв», это соотношение стремительно меняется и дети начинают активно упот­реблять значительное количество слов;

— у детей с задержкой речевого развития (более медленным тем­пом накопления слов в пассивном и активном запасе) этот опрос­ник позволял зафиксировать значительное превышение звукоподра­жаний (типа «ав-ав» в значении «собака», «лаять», «кусать») над другими словами, более близкими по своей структуре к общеприня­той лексике в возрасте около 2 лет. Поэтому, работая над формиро­ванием начального детского лексикона у этих детей, мы продолжали использовать этот опросник примерно до достижения ими возраста 2 лет 6 мес, пока происходило постепенное вытеснение звукоподра­жаний общеупотребительными словами;

— у детей из группы риска по возникновению речевой патологии типа «общего недоразвития речи (ОНР), группа риска» (эти дети проходили предварительное обследование на ПМПК и зачислялись в диагностическую (ясельную) группу логопедического детского сада), для которых характерно проявление выраженных дизонтогенетических отклонений в процессе речевого развития, мы использовали этот опросник на третьем году жизни. В случаях дизонтогенеза речевого развития, чем старше ребенок с ограниченным словарным запа­сом, тем контрастнее выявляемые у него индивидуальные показа­тели соотношения объемов пассивного и активного словаря в от­дельных группах слов.

Наиболее ярко это различие может быть видно при сравнитель­ном изучении начального детского лексикона при нормальном ре­чевом развитии, ЗРР и у детей из группы риска по ОНР. Анализ данных, собранных нами при наблюдении за детьми раннего возра­ста с проблемами в формировании вербальной коммуникации, вы­явил следующие особенности и тенденции в развитии их речи на ранних возрастных этапах.

1. При выраженных дизонтогенетических отклонениях в развитии речи по типу ОНР (ОНР, группа риска).

Предметный словарь — показателем дизонтогенеза речевого раз­вития является:

• отсутствие или крайне низкое наполнение активного словаря в лексических группах — имена животных, транспорт, игрушки, продукты питания, одежда, режимные моменты; при этом лекси­ческая группа «люди» (и имена близких) в большинстве случаев формируется на уровне, достаточном для осуществления примитив­ной вербальной коммуникации с близкими;

• пассивный словарь — на уровне детей младшего возраста или сверстников.

Глагольный и адъективный (слова-определения) словарь:

• активный словарь практически отсутствует;

• в пассивном словаре выявляется существенная разница в пони­мании значений глаголов по сравнению со значениями прилага­тельных (дети значительно лучше усваивали значения глаголов, чем значения прилагательных).

Местоимения — позднее формирование всей группы местоименных слов в целом, при выраженном преимуществе в активном употреблении личных местоимений по сравнению с указательными местоимениями.

Вопросительные слова — отсутствие понимания вопросительных слов, неумение адекватно реагировать на так называемые «вопросы без вопросительного слова», т.е. на вопросы, оформленные собесед­ником без вопросительного слова, только с помощью вопроситель­ной интонации, которые, как правило, хорошо понятны малень­ким детям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: