Итоговые занятия (10 занятий) служат для осуществления предварительной оценки результатов развития речи каждого ребенка на протяжении всего Основного цикла.
Мы стремились при разработке их содержания учитывать наиболее значимые, на наш взгляд, педагогические направления, на которые следует обращать внимание при проведении занятий по развитию речи детей раннего возраста. Конечно, предложенные показатели (их четыре) не могут быть одинаково сформулированы для каждого из трех этапов Основного цикла. Это определяется прежде всего тем, что за 60 занятий происходит качественный скачок в развитии детской речи, переход от первых детских слов к фразовой речи. Однако мы стремилась придерживаться некоторого единообразия при описании каждого из четырех показателей, которые, конечно, так же динамически видоизменялись, как и сама ранняя речевая продукция детей.
Детально анализируя ход всех занятий (все занятия, проводимые в диагностической группе, фиксировались на видеокамеру), мы убедились, что индивидуальный ход речевого развития каждого ребенка может быть достаточно точно прослежен с помощью предложенных показателей. Более того, наши педагогические наблюдения за детьми позволили с достаточной точностью выявить в группе тех детей, которые по ряду причин отстали от всей группы, и направить их на более подробное медицинское и психологическое обследование.
Ниже в обобщенном виде приводятся основные показатели развития ребенка и критерии их оценки для каждого ребенка в группе детей раннего возраста (эти же показатели включены в каждое итоговое занятие Основного цикла).
Этап I | 6-е занятие | 12-е занятие | 18-е занятие | ||
1. Уровень слухового и зрительного внимания | низкий | низкий | низкий | ||
средний | средний | средний | |||
высокий | высокий | высокий | |||
2. Уровень общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками | низкий | низкий | низкий | ||
средний | средний | средний | |||
высокий | высокий | высокий | |||
3. Наличие жестово-мимических средств коммуникации | отсутствуют | отсутствуют | отсутствуют | ||
очень редкие проявления | очень редкие проявления | очень редкие проявления | |||
используются | используются | используются | |||
4. Самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий | отсутствует | отсутствует | отсутствует | ||
очень редкие проявления | очень редкие проявления | очень редкие проявления | |||
используется | используется | используется | |||
этап 2 | 24-е занятие | 30-е занятие | 36-е занятие | 42-е занятие | |
1. Уровень слухового и зрительного внимания | низкий | низкий | низкий | низкий | |
средний | средний | средний | средний | ||
высокий | высокий | высокий | высокий | ||
2. Уровень общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками | низкий | низкий | низкий | низкий | |
средний | средний | средний | срелний | ||
высокий | ВЫСОКИЙ | высокий | высокий | ||
3. Использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении | очень редкие проявления | очень редкие проявления | очень редкие проявления | очень редкие проявления | |
иногда используются | иногда используются | иногда используются | иногда используются | ||
используются часто | используются часто | используются часто | используются часто | ||
4. Самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий | очень редкие проявления | очень редкие проявления | очень редкие проявления | очень редкие проявления | |
иногда используется | иногда используется | иногда используется | иногда используется | ||
используется часто | используется часто | используется часто | используется часто | ||
Этап III | 48-е занятие | 54-е занятие | 60-е занятие | ||
1. Уровень слухового и зрительного внимания | низкий | низкий | низкий | ||
средний | средний | средний | |||
высокий | высокий | высокий | |||
2. Динамика формирования произносительных навыков (произвольные артикуляционные движения) | низкая | низкая | низкая | ||
средняя | средняя | средняя | |||
высокая | высокая | высокая | |||
3. Использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении | очень редкие проявления | очень редкие проявления | очень редкие проявления | ||
иногда используются | иногда используются | иногда используются | |||
используются часто | используются часто | используются часто | |||
4. Самостоятельная речевая продукция (инициативные высказывания) | очень редкие проявления | очень редкие проявления | очень редкие проявления | ||
иногда используются | иногда используются | иногда используются | |||
используются часто | используются часто | используются часто | |||
|
|
Помимо этого всем родителям дважды в течение учебного года (в сентябре и в марте) предлагалось заполнить специальную анкету-опросник, содержание которой было разработано нами на базе MacArthur Communicative Development Inventory: Words and Gestures (part 1, 2), 1993 (список типичных слов, характеризующих развитие речевой коммуникации). См. Приложение 1. С. 151 — 156.
|
Начальный детский лексикон при всех индивидуальных различиях между детьми содержит стандартный набор понятий, которые можно условно разделить на несколько основных словарных групп (наименование окружающих ребенка людей, звукоподражания, названия птиц и животных, игрушек, продуктов питания и т.п.). Известно, что появлению слова в активном словарном запасе предшествует его адекватное понимание и устойчивое предметное соотнесение в реальной действительности. Адресуя этот опросник родителям ребенка раннего возраста, специалисту (логопеду или воспитателю) следует помнить, что наиболее значимыми показателями являются:
• количественный и качественный состав пассивного словарного запаса ребенка;
• процентное соотношение между первыми словами и объемом пассивного словаря по каждой из основных словарных групп;
• наличие в окружающей ребенка обстановке ситуации, однозначно требующей номинации явления или предмета в соответствии с коммуникативными потребностями (прагматический фактор);
• частотность ситуации, в которой это слово следует употреблять.
Условно приняв предложенный в опроснике перечень слов за 100%, можно легко вычислить процентное соотношение между активным и пассивным словарным запасом. Несмотря на неизбежные ошибки и погрешности, допускаемые родителями при заполнении опросника, в целом он довольно точно отражает реальное речевое развитие ребенка.
Данный опросник не содержит ссылок на определенный возраст, потому что может быть использован в различных вариантах для детей разного возраста.
В своем педагогическом опыте мы применяли его и для детей второго года жизни, не имеющих отклонений в речевом развитии, и для детей с задержкой речевого развития, и для детей третьего года жизни с заключением «общее недоразвитие речи, группа риска».
Для детей второго года жизни мы использовали этот опросник для организации динамического наблюдения за темпами накопления детьми первых слов в пассивном и активном словаре.
Как правило, для детей с хорошим развитием речи этот опросник мы использовали только до двух лет, так как потом словарный запас таких детей уже значительно превышает перечень предложенных в опроснике слов.
Качественный анализ данного опросника может указать на очевидные перспективы наращивания активного словарного запаса у конкретного ребенка: называние любимых лакомств в процессе еды, усвоение слов, регулирующих основные режимные моменты.
Количественный анализ этого опросника позволяет:
— у детей с нормальным ходом речевого развития определить положительные сдвиги в развитии речи (в возрасте примерно 1 год 9 мес. — 1 год 11 мес), когда у большинства нормально развивающихся детей происходит так называемый «лексический взрыв»: до этого момента количество слов в пассивном словаре (то, что ребенок понимает) примерно в 4 раза превышает количество слов в активном словаре (то, что ребенок говорит сам или хорошо повторяет за взрослым). Когда происходит «лексический взрыв», это соотношение стремительно меняется и дети начинают активно употреблять значительное количество слов;
— у детей с задержкой речевого развития (более медленным темпом накопления слов в пассивном и активном запасе) этот опросник позволял зафиксировать значительное превышение звукоподражаний (типа «ав-ав» в значении «собака», «лаять», «кусать») над другими словами, более близкими по своей структуре к общепринятой лексике в возрасте около 2 лет. Поэтому, работая над формированием начального детского лексикона у этих детей, мы продолжали использовать этот опросник примерно до достижения ими возраста 2 лет 6 мес, пока происходило постепенное вытеснение звукоподражаний общеупотребительными словами;
— у детей из группы риска по возникновению речевой патологии типа «общего недоразвития речи (ОНР), группа риска» (эти дети проходили предварительное обследование на ПМПК и зачислялись в диагностическую (ясельную) группу логопедического детского сада), для которых характерно проявление выраженных дизонтогенетических отклонений в процессе речевого развития, мы использовали этот опросник на третьем году жизни. В случаях дизонтогенеза речевого развития, чем старше ребенок с ограниченным словарным запасом, тем контрастнее выявляемые у него индивидуальные показатели соотношения объемов пассивного и активного словаря в отдельных группах слов.
Наиболее ярко это различие может быть видно при сравнительном изучении начального детского лексикона при нормальном речевом развитии, ЗРР и у детей из группы риска по ОНР. Анализ данных, собранных нами при наблюдении за детьми раннего возраста с проблемами в формировании вербальной коммуникации, выявил следующие особенности и тенденции в развитии их речи на ранних возрастных этапах.
1. При выраженных дизонтогенетических отклонениях в развитии речи по типу ОНР (ОНР, группа риска).
Предметный словарь — показателем дизонтогенеза речевого развития является:
• отсутствие или крайне низкое наполнение активного словаря в лексических группах — имена животных, транспорт, игрушки, продукты питания, одежда, режимные моменты; при этом лексическая группа «люди» (и имена близких) в большинстве случаев формируется на уровне, достаточном для осуществления примитивной вербальной коммуникации с близкими;
• пассивный словарь — на уровне детей младшего возраста или сверстников.
Глагольный и адъективный (слова-определения) словарь:
• активный словарь практически отсутствует;
• в пассивном словаре выявляется существенная разница в понимании значений глаголов по сравнению со значениями прилагательных (дети значительно лучше усваивали значения глаголов, чем значения прилагательных).
Местоимения — позднее формирование всей группы местоименных слов в целом, при выраженном преимуществе в активном употреблении личных местоимений по сравнению с указательными местоимениями.
Вопросительные слова — отсутствие понимания вопросительных слов, неумение адекватно реагировать на так называемые «вопросы без вопросительного слова», т.е. на вопросы, оформленные собеседником без вопросительного слова, только с помощью вопросительной интонации, которые, как правило, хорошо понятны маленьким детям.