Цель: стимулировать называние игрушек и действий с ними в игровой ситуации.
Задачи:
• соотнесение названия предметов с реальными предметами разной формы;
• уточнение действий, совершаемых с этими предметами (мячики катятся, прыгают; из кубиков можно строить);
• совместное говорение звукоподражательных слов («бух», «ап», «би-би», «кать-кать»), сопровождающих выполнение конкретных действий, слов, указывающих на количество (еще, один, много);
• практическое овладение понятиями «большой — маленький», «один — много» и умением указывать на количество и размер предметов с помощью соответствующих жестов.
Оборудование: две игрушечные грузовые машинки (большая и маленькая), деревянные кубики и резиновые мячики разного цвета, резко контрастные по размеру (в отношении 1:3), ящик для игрушек.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате на ковре. Перед детьми ставится ящик с лежащими в нем мячиками и кубиками, на ковер выкатываются две машинки.
Речевые инструкции:
1. «Сегодня мы будем складывать игрушки. Вот они (указательный жест в сторону ящика). Здесь мячики и кубики. На этих машинках мы будем отвозить игрушки на их места».
2. «Ваня, кати сюда большую машинку». (Надо обязательно руками «показать» размер машинки: развести руки в сторону так, чтобы расстояние между ними соответствовало размерам машины в длину.)
3. «Дети, какую машину прикатил Ваня? Вот такую!» Жестом покажите размер машины и помогите каждому ребенку тоже продемонстрировать этот жест.
4. «Я положила в машину один кубик (покажите количество кубиков на пальцах). Оля, положи в машину тоже один кубик (жест
«один»). Оля положила в машинку (жест «один» выполняется совместно с ребенком: помогите ребенку сложить пальцы руки в нужном порядке) один кубик».
|
5. «Теперь Света положит в машинку еще один кубик (жест «один»). Света положила в машинку... (жест «один», выполняемый совместно с ребенком) один кубик».
6. «Теперь Галя...» и т.д., пока все дети не положат в машинку по 2—3 кубика каждый и несколько раз не повторят жест «один». Некоторые дети в ходе выполнения этого задания могут повторить за взрослым и слово «один».
7. «Посмотрите, в большой машинке теперь лежит много кубиков (жест «много»: разводите руки над кузовом машины в стороны, как бы огибая руками все кубики сразу). Вот сколько!» Совместно с каждым ребенком еще раз продемонстрируйте жест «много». При выполнении этого жеста вместе с взрослым некоторые дети могут повторить и слово «много» в облегченном варианте (типа «нога»).
8. «Давайте покатим машинку вон туда, к полочке». Когда дети начинают подталкивать машинку в нужном направлении, несколько раз повторите «Кати, кати!», стимулируя детей к произнесению этого простого слова в сочетании с движением машинки. Как правило, дети воспроизводят это слово в виде повторяющегося сочетания «кать-кать». Машинка едет по ковру и гудит: «Би-би!» Повторите это звукоподражание совместно со всеми детьми.
9. Если во время движения кубики начинают падать, то прокомментируйте это: «Бух! Упал!» (жест «упал»: развести обе руки в стороны на ширине пояса), и сами или с помощью детей («Подними кубик! Дай мне кубик! Положи кубик в машинку!») возвратите упавший кубик в кузов грузовика.
|
10. «А теперь мне нужна маленькая машинка». Жестом покажите размеры маленькой машинки в длину.
11. «Света, положи один кубик в машинку. Света положила... (жест «один») один кубик. Покажи, сколько кубиков ты положила!» Жест «один» выполняется совместно с ребенком.
Аналогично дается задание перевезти на большой машинке много мячиков, которые складываются в кузов также по одному, и один мячик в маленькой машинке (мячики прыгают «Ап!», падают «бух» и катятся по полу «кать»).
В течение всей игры каждому ребенку неоднократно задается вопрос: «Что ты положил в машинку?», или комментируется его действие: «Ты положил в машинку... (мячик, кубик)». Таким образом стимулируется повторение названий этих игрушек, хотя бы в форме облегченных слов («мя», «ку»).
В дальнейшем игра проводится с усложнением — надо положить в машинку:
• только большие или только маленькие кубики;
• только большие или только маленькие кубики;
• только маленькие кубики и мячики, и т.д.
Маленький барабанщик
Цель: научить детей соотносить звук музыкального инструмента (барабана) с самим предметом и его названием. Задачи:
• воспитание слухового внимания;
• ознакомление с новым предметом и способами занятий с ним (бить в барабан);
• формирование умения соотносить конкретный предмет с его изображением на картинке, названием, звукоподражанием;
• понимание названий действий (взять, держать, бить), слов, обозначающих место (здесь, туда), указательных слов (вот, это);
• обучение выполнению нового движения обеими руками (бить палочками по барабану, похлопывать ладонями по поверхности барабана);
|
• стимулирование речевой активности в игровой ситуации. Оборудование: игрушечный музыкальный инструмент (барабан),
картинка с его изображением, игрушечный заяц, стол, стульчики.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате.
Поставьте на стол детский барабан, рядом положите две деревянные палочки. Дети усаживаются вокруг стола.
Речевая инструкция: «Это барабан. Зайка хочет на нем сыграть. Ваня, дай зайке палочку. Спасибо!» Зайка кланяется Ване и один-два раза ударяет палочкой по барабану: «Бум!»
«Света, дай зайке другую палочку. Спасибо!» Зайка кланяется Свете.
«Теперь зайка играет сразу двумя лапками. Бум-бум! Молодец, зайка! Давайте похлопаем зайке!» Все дети хлопают в ладоши, подражая действию взрослого. Зайка кланяется.
Затем покажите детям на выбор два крупных рисунка и попросите их показать, где нарисован барабан. Надо подождать, чтобы каждый ребенок показал на нужную картинку (указательный жест).
Затем можно переходить к следующему этапу занятия: обучению детей игре на барабане.
Для этого надо сначала предложить поиграть на барабане наиболее активному ребенку. Этот ребенок возьмет палочку в руки и один-два раза ударит ею по барабану. Остальные дети, как правило, следуют его примеру. Если кто-то из детей так и не взял деревянные палочки со стола, надо, не требуя у него повторить это задание за всеми детьми, сразу переходить к другому варианту «игры на барабане»: поочередно ударять палочками по барабану.
Для того чтобы научить детей поочередно ударять по барабану двумя руками, лучше всего использовать прием «помощи зайке»: попросите ребенка помочь зайке держать палочки в лапках, т.е. выполнить то действие, которое он уже демонстрировал детям в самом начале игры. Когда ребенок возьмет и будет удерживать в «заячьих лапках» обе деревянные палочки, надо положить свои руки сверху ручек малыша и легким движением, без нажима, выполнить несколько ударов по барабану, поочередно обеими «лапками».
С детьми, которые уже попробовали самостоятельно «бить по барабану», таким способом разучивается прием поочередных ударов по барабану, необходимый для овладения ребенком согласованных действий обеими руками.
С детьми, которые боялись брать палочки в руки и играть на барабане самостоятельно, таким способом разучивается просто игра на барабане одной рукой (любой). Как правило, такие дети редко выполняют действия по собственной инициативе, но с удовольствием включаются в работу, когда надо помочь более слабому игроку (в данном случае зайка не может удержать палочки без их помощи). Получив поощрение (аплодисменты других детей, поклоны зайки), эти дети в дальнейшем более активно включаются в задание и постепенно начинают стучать в барабан наравне с другими детьми.
На заключительном этапе занятия все вместе разучивают прием «хлопанья по барабану» ладошками. Для этого можно попросить всех детей (обычно их два-три на таком занятии) положить ручки на барабан, как зайка, и постучать по нему. С ребенком, который боится стучать самостоятельно, можно индивидуально провести модифицированный вариант игры: он будет помогать «хлопать зайке», как и в предыдущем занятии.
Все движения даются на дом для обязательного закрепления с родителями.