Цель: повторить пройденный материал и определить, как усвоены каждым ребенком навыки, необходимые для развития понимания речи и стимулирования активной речи.
Задачи:
• воспитание слухового и зрительного внимания, устойчивых навыков наблюдения за движущимися предметами и нахождения взглядом неподвижных предметов, прислушивания к неречевым звукам, издаваемым этими предметами;
• развитие понимания речи при практическом ознакомлении со способами действий с предметами и словами, обозначающими эти действия (катать, стучать, прятать, искать и т.д.), а также называющими сами предметы (например, молоток: тук-тук), их признаки (большой, маленький, мой, твой), местоположение в пространстве (вверх, вниз, сюда, туда, тут, там, предлоги «в», «под»);
• развитие речеслуховой памяти и зрительного внимания при поиске знакомых предметов, умения наблюдать и удерживать в памяти, что было спрятано и где, понимание вопросительных слов (где, куда?), указательных слов (вот, это);
• воспитание умения самостоятельно «прятать» определенный предмет в нужном месте, ориентируясь только на речевую инструкцию («Спрячь...»);
• формирование умения соотносить конкретный предмет с его изображением на картинке, названием, звукоподражанием;
• стимулирование речевой активности ребенка в игровой ситуации (в том числе и путем совместного говорения слов (ребенком вместе с взрослым), ответов одним словом на простые вопросы и т.д.);
• умение выполнять действие по показу, по словесной инструкции в сочетании с указательным жестом, а также только по словесной инструкции;
• воспитание у ребенка контроля за результатом своих игровых действий с ориентацией на их оценку взрослым (так, не так, туда, не туда, отрицательная частица «не», слово «нет»);
|
• умение самостоятельно ходить в течение длительного времени, присаживаться и подниматься, произвольно менять направление движения;
• развитие точных и целенаправленных движений обеими руками.
Оборудование: несколько экземпляров игрушечных инструментов: молоточки, некоторые из них отличаются друг от друга размерами (например, маленький и большой молоточки, резко контрастные по размеру, примерно в пропорции 1:3), две подушки, два музыкальных шарика, два-три маленьких мячика, столик, стульчики.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате, на столе лежит брусочек с гвоздиками, рядом одна подушка, другая подушка — на ковре, на расстоянии от стола примерно 1,5—2 метра.
Приглашаем в комнату двух детей и просим каждого спрятать под подушку по одному инструменту.
Речевые инструкции:
1. «Саша, вот молоток. Молоток спрячь под подушку. Вот сюда (указательный жест на подушку, лежащую на ковре)».
2. «Катя, вот мячик. Мячик спрячь под подушку. Вон там (указательный жест на подушку, лежащую на столе)».
3. «Катя! Шарик спрячь в карманчик!» (Эта речевая инструкция не предъявлялась на предыдущих занятиях, но, как правило, она хорошо понимается детьми, так как связана с действием, которое они выполняют в бытовых ситуациях достаточно часто.) Такое же задание дается и другому ребенку.
Когда предметы спрятаны, в комнату приглашается третий ребенок, как правило лучше всех понимающий речевую инструкцию или уже начавший говорить. (Если игра проводится с одним ребенком, то именно он и должен «прятать» предметы. Взрослый помогает ему «спрятать» игрушки, а потом и «найти» то, что нужно по ходу игры.)
|
Речевые инструкции:
1. «Ваня! Иди к столу. Посмотри. Видишь гвоздик? Сейчас мы будем его забивать. А где молоток?»
2. «Саша, где молоток? (обращаемся с вопросом к ребенку, спрятавшему молоток). Вот молоток! Саша, дай Ване молоток».
3. «Ваня, возьми молоток. Забей гвоздик».
4. «Тук-тук! (Обращение ко всем детям с целью вызвать звукоподражание во время забивания гвоздика.) Саша, забей гвоздик. Как Саша делает? Саша делает "тук-тук". Катя, забей гвоздик. Как Катя делает? Катя делает "тук-тук"... А теперь еще раз Ваня забьет гвоздик. Ваня делает "тук-тук"».
Особое внимание в этой игре уделяется:
• умению соотносить реальный предмет и его изображение на картинке,
•называнию предмета словом и соответствующим ему звукоподражанием,
• пониманию детьми слов-действий.
Например, второй предмет (мячик) можно сначала не называть, а, показав одному ребенку его изображение, спросить: «Где это (лежит)? Покажи (или: «Найди»). Дай мне это».
Игра должна проводиться очень динамично, следует постоянно «менять роли» участников (кто прячет, а кто ищет), менять предметы, которые прячут, и места, в которые прячут. Если в игре участвуют дети с хорошим уровнем понимания обращенной к ним речи, целесообразно использовать инструкции, регулирующие выбор больших и маленьких предметов: «Вот молоточек. Он маленький. А где большой молоточек?» Вполне допустимо просто поменять предметы под подушками (мячик положить под подушку на столе, а молоточек — на их место, под подушку на полу), и это уже будет «другая игра». Детей увлекает сам процесс «поиска». Следует постоянно менять задания и варьировать реплики, обращенные к детям. В частности, надо обязательно использовать:
|
• «неправильные вопросы»; например, спрашивать, показывая на мячик: «Это молоточек? Этим можно забить гвоздик? Сделаем "тук-тук"? Послушай, это "тук-тук" (несколько раз ударяем мячиком по столу и ловим его с отскока)? Да?» Надо целенаправленно добиваться от детей употребления слова «нет», любого отрицательного жеста руками или отрицательного движения головой;
• указательные слова «там, вот, тут, туда» и другие в сочетании с указательным жестом, а также поощрять детей к их использованию в игре;
• «незаконченные» фразы, которые ребенок может закончить, произнеся вместе с вами нужное звукоподражание.
Итоги этого занятия надо подводить индивидуально для каждого ребенка, оценивая у него:
1) состояние слухового и зрительного внимания по уровням;
2) состояние общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками по уровням;
3) наличие жестово-мимических средств общения по уровням;
4) самостоятельную речевую продукцию, сопровождающую выполнение действий.
Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, высокий» уровень, два последних — как «отсутствуют, очень редкие проявления, используются».
Если ребенок плохо справляется со всеми заданиями итогового занятия, с ним надо обязательно повторить все пять предыдущих заданий дома и закрепить их индивидуально.
После проведения итогового занятия каждый ребенок, как правило, уже хорошо усваивает слово «спрятали», но в его сознании оно ассоциируется прежде всего с напольной подушкой, где он и начинает «искать» любой предмет. Такое поведение ребенка является адекватным для маленького ребенка, так как новое слово («прятать») привязано у него к одной конкретной ситуации, предмету. Даже дети более старшего возраста, играя в «Ку-ку», прячут игрушку или прячутся сами всегда в одном и том же месте. Требуются дальнейшие обучающие занятия, чтобы ребенок сообразил, что «прятать» — это не место, а действие («делать невидимым»). Однако проведение таких занятий с неговорящими детьми целесообразно, потому что, называя невидимый предмет и прося ребенка его «найти», мы одновременно тренируем и речеслуховую память ребенка, и его умение хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, связанные с умением запоминать название предмета и места, где он сейчас находится.
Для закрепления в домашней обстановке игры «Прятки» следует активнее использовать некоторые бытовые ситуации. Например, мама будит малыша и одевает его. Они вместе прячут один носочек в любое место по выбору и зовут бабушку, чтобы она «нашла пропажу». Бабушка, в свою очередь, просит ребенка о помощи («Где носочек?»), и малыш должен ей точно показать место, где спрятан носочек. Если проводить такую игру один-два раза каждый день, то это не потребует никаких дополнительных затрат времени, а малыш прекрасно выучит некоторые «укромные места», а также названия предметов одежды, что расширит его пассивный словарный запас и создаст объективные предпосылки для появления некоторых новьгх слов в активном лексиконе.
Домашняя птица: курочка
Цель: сформировать у ребенка умение соотносить свои действия с простой (состоящей из одного задания) речевой инструкцией, не подкрепленной жестом или другими вспомогательными средствами.
Задачи:
• познакомить детей с новой игрушкой: механической курочкой;
• сформировать у детей представление о том, как двигается курочка, когда она клюет зернышки («курочка кушает»);
• обучить выполнять в игре с одним предметом разнообразные действия по речевой инструкции, содержащей «задание» в одно действие («Поставь курочку. Помоги курочке, курочка упала. Покорми курочку»);
• развивать точные движения руками, практически овладеть умением собирать пальчики в щепотку: умение поставить курочку на ноги, «кормить» зернышками и т.п.;
• стимулирование собственной речевой активности ребенка, умения «звать» курочку («цып-цып»).
Оборудование: механическая заводная игрушка «курочка», стол, стульчики, блюдце для «корма» (любая сухая крупа или хлебные крошки).
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате.
«Познакомьте» детей с птичкой: курочкой. Эта механическая игрушка достаточно неустойчива. Покажите детям, как она «прыгает», а потом «случайно» опрокиньте ее на бок (курочка прекращает стрекотать и клевать, потому что в этом положении ее механизм не работает). Неоднократно повторяя это действие, показываем ребенку, как ее надо ставить на ноги.
Речевая инструкция: «Это курочка. Курочка стоит. Сейчас я завожу курочку. Она прыгает. Вот так. Курочка упала (положить курочку на бок, чтобы она перестала «прыгать»). Я помогаю курочке (поставьте курочку на ноги). Курочка опять прыгает».
Большинство городских детей еще никогда не видели живую курочку, именно поэтому знакомство начинается с механической игрушки: ее движения напоминают характерные «подпрыгивания» живой курочки. Далее покажите детям, как курочка «клюет» (зернышки или крошки).
Речевая инструкция: «Это корм. Я беру крошки (возьмите немножко корма в щепотку). Я кормлю курочку (сыпьте корм на стол, перед клювом «прыгающей» курочки). Курочка клюет. Она ест крошки». Надо следить, чтобы каждое ваше действие «оречевлялось», т.е. проговаривалось, что вы делаете в данный момент.
Когда «знакомство» с курочкой состоялось, можно переходить к разучиванию всех продемонстрированных действий с детьми. Каждый ребенок должен обязательно выполнить одно простое действие с курочкой самостоятельно, опираясь только на речевую инструкцию.
Речевые инструкции:
1. «Ваня, дай мне курочку».
2. «... дай мне ключик».
3. «... заведи курочку (ключиком)».
4. «... поставь курочку (на стол)».
5. (Курочка упала.) «... подними курочку».
6. «... возьми корм из блюдечка».
7. «... положи корм... на ладошку».
8. «... возьми корм с ладошки». 9. «... покорми курочку».
Действия различаются между собой по сложности, и соответственно речевые инструкции должны быть обращены к разным детям с учетом их реальных умений (один ребенок может без труда «заводить» курочку, потому что у него аналогичным ключиком заводится машинка, а другой с этим заданием без предварительного обучения не справится). Однако собственно речевая инструкция должна быть понятна каждому ребенку!
Задание требует закрепления в течение нескольких дней.
8. Прятки: «ку-ку» (второй вариант)
Цель: научить детей выполнять простую речевую инструкцию, указывающую на изменение положения предмета в пространстве. Задачи:
• развивать речеслуховую память детей, зрительное и слуховое внимание при поиске знакомых предметов;
• овладеть умением прятать предметы в окружающем пространстве, прежде всего относительно себя, а затем и относительно одного другого предмета (предлоги «под», «на», «в», «за»), ориентируясь сначала на показ, сопровождаемый соответствующим жестом взрослого, и речевую инструкцию, а потом только на речевую инструкцию;
• стимулировать употребление указательных слов в ответ на обращенный вопрос.
Оборудование: две игрушечные коляски, две подушки (на полу и на диване), игрушки небольшого размера (кубики, мячики, музыкальные шарики, машинки, куколки и др.), стол, стульчики.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате, закрепление материала занятия может проводиться на прогулке.
Данное занятие является продолжением предыдущих занятий по этой теме (№ 4, 1 и 2 части). Дети уже понимают, что спрятанный предмет невидим для других людей, однако пока детей учили прятать игрушки только в одном месте («под подушкой»), и соответственно в речевой инструкции, обращенной к детям, употреблялся только один предлог: «под». Предлог «в» практически усваивается всеми детьми раннего возраста в ситуации «относительно себя» при опускании в карман платка, конфетки, игрушки. В дальнейшем при выполнении аналогичного действия в ситуации «изменение положения одного предмета относительно другого предмета» (например, мячик опускается в отверстие деревянного ящика) ребенком усваивается глагол «опусти», который «подразумевает» предлог «в». Поэтому значение самого предлога «в» не актуализировано в сознании ребенка. Необходимо целенаправленно формировать у него понимание значения этого предлога при выполнении практических действий.
Прежде чем переходить к обучению детей прятать предметы в другие места, необходимо выяснить, все ли дети умеют прятать предметы относительно себя и понимают значение предлогов «в», «за», «на».
Пригласите детей сесть за столик и предложите каждому ребенку последовательно выполнить несколько действий. Каждое действие ребенка предваряется соответствующей речевой инструкцией: «Садись. Возьми куколку. Положи куколку на колени. Убери куколку в карманчик. Спрячь куколку за спинку».
Речевая инструкция содержит не только слово «спрячь», но и другие глаголы (положи, убери), потому что в данном случае наша цель — выяснить, обращались ли к детям раньше с такими просьбами, и для этого лучше использовать самые распространенные варианты реплик.
Если кто-то из детей не справился с любым из заданий, например не сумел спрятать куколку «за спинку», несколько раз помогите ребенку выполнить это действие: своей рукой направляйте руку ребенка в нужное место.
Когда все дети успешно выполнят это задание, можно переходить к следующему этапу занятия: поиску предметов, спрятанных в комнате, по речевой инструкции, содержащей один из предлогов (в, за, на, под). С каждым ребенком отдельно надо сначала учить «прятать» игрушки «в коляски» и «под подушки», тренируя умение запоминать места, в которые прятались игрушки, и показывать их вошедшему в комнату взрослому. С помощью взрослого ребенок прячет две любые игрушки, а затем он должен показать эти места другому взрослому или ребенку.
Речевая инструкция: «Где...? Куда... спрятали?»
Рекомендуем сначала использовать музыкальные шарики или другие звучащие предметы, потому что их «голоса» могут в случае необходимости «напомнить» малышу, куда он спрятал нужную игрушку, а звучание вызывает дополнительную радость у ребенка при «нахождении» этой игрушки.
Затем можно прятать игрушки «на стол», «на стул», «на полку», «за коляску», «за шкафчик». Хорошо дополнительно к предлогам использовать сопровождающие речевую инструкцию жесты.
Жест «на» — ладонь опускается на предмет, на котором будет спрятана игрушка.
Жест «за» — повернутая ребром ладонь поворачивается в сторону предмета, за который будут прятать игрушку, и движется в нужном направлении.
Важно помнить, что зрительное внимание детей еще очень рассеяно, поэтому «спрятать», «сделать невидимым» для него знакомый предмет можно, расположив эту игрушку в любом месте комнаты.
Задания требуют закрепления в течение нескольких дней, при этом закрепляющие эту тему упражнения проводятся индивидуально с каждым ребенком, как в детском саду, так и дома. Как правило, у детей выявляются значительные индивидуальные различия в темпах усвоения этого учебного материала.