Цель: определить уровень слухового внимания к неречевым сигналам и возможность их дифференциации на слух каждым ребенком.
Задачи:
• уметь определять музыкальный инструмент по его звучанию;
• закрепить умение соотносить конкретный предмет с его названием и изображением;
• развитие тонкой моторики (движения пальцев руки) при закреплении приемов игры на различных музыкальных инструментах;
• понимание названий действий (дудеть, свистеть, играть, звенеть, бить) и умение соотносить их с определенными музыкальными инструментами;
• стимулирование речевой активности в игровой ситуации. Оборудование: ширма, несколько музыкальных игрушек, резко
отличающихся по звучанию (барабан, дудка, колотушка), свисток, индивидуальные свистки для каждого ребенка, несколько одинаковых колокольчиков, игрушечный заяц и мишка.
Ход занятия
Предварительно, перед началом коллективной игры, индивидуально продемонстрируйте каждому ребенку, как звучат две любые музыкальные игрушки, а затем спрячьтесь за настольной ширмой и сыграйте на одном из инструментов. Попросите ребенка угадать, «что звучало». Если ребенок не справляется с заданием, можно дать ему самому «поиграть» на каждом инструменте, а затем повторить задание.
В случае успешного выполнения этого задания следует проверить, может ли малыш определить направление звучания знакомой игрушки. Для этого ребенку предлагается самому спрятаться за ширму (или закрыть глаза ладошками), внимательно послушать любую игрушку, например колокольчик, и, открыв глаза, показать рукой, куда он «спрятался» в комнате.
Если в группе значительное количество детей младше двух лет или просто большинство детей не справляются с этими двумя заданиями (узнать один из двух инструментов по звучанию, определить примерное место источника звука в комнате), то дальше надо игру проводить без ширмы. В этом случае только отгадывающий ребенок сидит спиной к демонстрируемому музыкальному инструменту, а остальные дети могут его видеть.
|
Игра начинается с того, что в гости к зайке приходит мишка. Они приветствуют друг друга (жмут лапы, обнимаются друг с другом, затем мишка здоровается с каждым ребенком).
Затем все усаживаются вокруг стола, на котором разложены музыкальные инструменты.
Зайка показывает своему гостю, какие у него есть музыкальные инструменты и как можно играть на каждом инструменте. Ему помогают все дети. Ниже мы приводим речевые инструкции для шести инструментов. На занятии целесообразно использовать не больше трех инструментов одновременно.
Речевые инструкции:
1. «Это колокольчик. Он звенит. Вот так: динь-динь! Ваня, позвени в колокольчик!»
2. «Это дудочка. Она дудит: ду-ду-ду! Послушай! Света, подуди в дудочку!»
3. «Это барабан. По нему стучат вот так: хлоп-хлоп! Вова, постучи палочками по барабану».
4. «А можно и ладошками постучать: бум-бум! Давайте все постучим ладошками».
5. «Это свисток. Он свистит. Оля, посвисти в свой свисток (ребенку протягивается его индивидуальный свисток). И Катя тоже посвистит в свисток! (Кате протягивается ее свисток)».
6. «А мишка нам принес свой инструмент: это колотушка! Мишка в лесу в колотушку шумит, других зверей будит». Педагог вместе с мишкой демонстрирует, как звучит колотушка.
|
7. «Колотушка так громко шумит, что мишка сам ничего не слышит вокруг. Давайте поможем мишке услышать наши инструменты!»
Усадите мишку на колени к одному из детей, уберите все игрушки со стола и поставьте ширму. Сейчас зайка будет учить мишку узнавать, как звучат инструменты. Зайка поочередно вручается каждому ребенку в группе. Ребенок, взяв зайку в руки, должен за ширмой поиграть на нужном инструменте.
Речевые инструкции:
1. «Оля, помоги зайке (посвистеть в свисток)».
2. «Света, помоги зайке (позвенеть в колокольчик)».
3. «Ваня, помоги зайке (подудеть в дудку)».
4. «Вова, помоги зайке (постучать в барабан)».
Слова в скобках произносятся на ухо ребенку. Для стимуляции речевой активности у ребенка, держащего мишку, и у других слушателей можно в ходе игры обращаться к ним с «неправильным вопросом»: «Это колотушка?» Поощряется любая форма отрицательного ответа: кивком головы, словом, отрицательным возгласом.
В течение игры дети несколько раз меняются ролями: кто-то из них держит мишку, а остальные помогают зайке. В конце игры зайка и мишка вместе благодарят своих помощников и прощаются с ними. Дети машут им вслед ручками.
В конце занятия подводятся его итоги индивидуально для каждого ребенка.
1) состояние слухового и зрительного внимания по уровням;
2) состояние общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками, по уровням;
3) наличие жестово-мимических средств общения;
4) самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий;
Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, высокий» уровень, два последних — как «отсутствуют, очень редкие проявления, используются».
|
В конце I этапа Основного цикла дети должны освоить следующие коммуникативные умения и навыки:
— научиться внимательно вслушиваться в речь взрослых, дифференцировать на слух звучание некоторых игрушек и инструментов,
— правильно выполнять простые речевые инструкции,
— адекватно использовать звукоподражательные слова в конкретной ситуации общения,
— освоить некоторые коммуникативные жесты и уметь их применять наряду со словами-предложениями с определенным лексическим значением,
— накопить пассивный словарный запас, особенно слов-действий и слов, указывающих на изменение положения предмета в пространстве,
— начинать осваивать ситуативную речь («первые слова»), как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе.
Все это является необходимым условием для появления у детей желания говорить, возрастания их речевой активности в условиях общения с близкими людьми.
Наряду с этим у детей направленно формируются навыки подражания движениям губ, тренируется произвольный выдох через рот. Постепенно с детьми разучиваются элементарные движения руками, связанные с развитием мелкой моторики (стучать кулачком, ладошкой, противопоставлять большой палец остальным, указательный палец — остальным пальцам, и т.п.). Эти упражнения стимулируют дальнейшее развитие и укрепление речевой артикуляции, а также опосредованно влияют на активность речевых зон коры головного мозга.