Помогаем маме: чьи это вещи




Цель: научить детей употреблять притяжательные прилагатель­ные («мамина», «папина») и притяжательное местоимение («мой») в сочетании с существительными, называющими предметы одеж­ды, обувь, другие личные вещи людей.

Задачи:

• закрепить первичные (бытовые) представления детей об от­ношениях между субъектом и объектом обладания на примере отдельных предметов одежды и обуви (мамины тапочки, папина кепка и т.п.);

• закрепить в активном словаре детей слова-определения, свя­занные с качественными отличиями между предметами (большой — маленький);

• активизировать в их лексическом запасе слова по темам: «одеж­да, обувь, семья, бытовые предметы»;

• научить детей отвечать на альтернативный вопрос и использо­вать отрицательные слова и жесты в ситуации общения;

• научить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу сло­вом (или повторять «важное» слово, уже названное взрослым).

Оборудование: некоторые личные вещи родителей (тапочки, пер­чатки, шарфы, шапки, очки, расческа, газета, губная помада и т.п.), любимая игрушка из дома для каждого ребенка и его личные вещи, коробка для этих вещей.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате.

Сообщите детям, что сегодня каждый из них будет «помогать» своей маме:

«Света! Твоя мама ушла на работу. А мы ей поможем по дому: найдем вещи из вашего дома в этой коробке. Скажешь: "Вот!", когда увидишь что-то свое, мамино или папино».

_ Предварительно вещи специально отбираются и складываются в коробку. В зависимости от возраста детей меняется количество и состав сложенных вещей. Для ребенка в возрасте от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. таких предметов может быть два—четыре, ближе к двум годам допустимо класть в коробку до шести предметов для одного ребенка, после двух лет словарный запас детей значительно возрас­тает, и это позволяет складывать в корзину много предметов.

Можно складывать в коробку вещи сразу нескольких детей, но лучше это делать не в равном соотношении (больше всего вещей должны принадлежать членам семьи ребенка, который получил это задание). Наиболее простой и доступный «набор» для этого занятия, как правило, содержит ограниченный набор парных одноименных вещей (детские, папины и мамины тапочки и перчатки), в который добавлены «лишние» вещи: например, чужой ботинок, шарф, шапка.

Надо очень внимательно подойти к выбору предметов для этой игры, внимательно изучить список слов, понимаемых и употребляе­мых каждым ребенком, потому что «ошибки» детей могут быть свя­заны с неправильным подбором вещей. Например, если в пассив­ном, а тем более в активном словарном запасе ребенка содержится слово «ключи», а вы положите в коробку связку чужих ключей как «лишний» предмет, то ребенок, скорее всего, узнает в них именно «свои» ключи и произнесет слово «Вот!». Он знает этот предмет, его назначение в своем доме, а форма и количество ключей на связке для него еще не так важны.

Отобранная ребенком из коробки одежда и обувь выкладывают­ся перед ним на столе, а затем делится на две группы: большие и маленькие. Для этого ребенку задается вопрос в альтернативной форме: «Это большое или маленькое? Тапочек большой или ма­ленький? Шапка большая или маленькая?»

Если ребенок ошибается и, например, называет любую роди­тельскую вещь «маленькой», то переспросите его еще раз с вырази­тельной интонацией: «Маленькая? Эта маленькая? Подумай?!», а потом еще раз повторите альтернативный вопрос.

Когда все вещи разложены, то «большие» вещи также при помо­щи альтернативного вопроса «делятся» на «мамины» и «папины»: «Тапочки мамины или папины?» В качестве правильного ответа при­нимается употребление ребенком «облегченного слова» типа «мами», «папи».

В заключение ребенку показывается мамина губная помада и спра­шивается: «Это папино?» Надо получить отрицательный ответ в виде слова «нет» в сопровождении соответствующего жеста головой или рукой.

Когда каждый ребенок таким образом разложит «свой» набор одеж­ды из коробки, то на столе останутся только детские вещи. Можно попробовать «разделить» их между детьми при помощи во­проса: «Чье это?» Однако надо помнить, что притяжательное место­имение «мое, мой» у большинства детей появляется только к двум годам. Поэтому для детей младшего возраста вполне допустимо в качестве правильного ответа принимать жест («ребенок показывает рукой на себя, прижимая ладонь к груди» — этому жесту детей надо предварительно научить).

В конце занятия рекомендуется еще раз «закрепить» слова «мами­на», «папина» при совместном говорении вместе с ребенком фраз типа: «Это тапочки... папины». Более хорошо говорящие дети при­тяжательное прилагательное в конце фразы могут произносить са­мостоятельно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: