Цель: научить детей употреблять притяжательные прилагательные («мамина», «папина») и притяжательное местоимение («мой») в сочетании с существительными, называющими предметы одежды, обувь, другие личные вещи людей.
Задачи:
• закрепить первичные (бытовые) представления детей об отношениях между субъектом и объектом обладания на примере отдельных предметов одежды и обуви (мамины тапочки, папина кепка и т.п.);
• закрепить в активном словаре детей слова-определения, связанные с качественными отличиями между предметами (большой — маленький);
• активизировать в их лексическом запасе слова по темам: «одежда, обувь, семья, бытовые предметы»;
• научить детей отвечать на альтернативный вопрос и использовать отрицательные слова и жесты в ситуации общения;
• научить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу словом (или повторять «важное» слово, уже названное взрослым).
Оборудование: некоторые личные вещи родителей (тапочки, перчатки, шарфы, шапки, очки, расческа, газета, губная помада и т.п.), любимая игрушка из дома для каждого ребенка и его личные вещи, коробка для этих вещей.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате.
Сообщите детям, что сегодня каждый из них будет «помогать» своей маме:
«Света! Твоя мама ушла на работу. А мы ей поможем по дому: найдем вещи из вашего дома в этой коробке. Скажешь: "Вот!", когда увидишь что-то свое, мамино или папино».
_ Предварительно вещи специально отбираются и складываются в коробку. В зависимости от возраста детей меняется количество и состав сложенных вещей. Для ребенка в возрасте от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. таких предметов может быть два—четыре, ближе к двум годам допустимо класть в коробку до шести предметов для одного ребенка, после двух лет словарный запас детей значительно возрастает, и это позволяет складывать в корзину много предметов.
|
Можно складывать в коробку вещи сразу нескольких детей, но лучше это делать не в равном соотношении (больше всего вещей должны принадлежать членам семьи ребенка, который получил это задание). Наиболее простой и доступный «набор» для этого занятия, как правило, содержит ограниченный набор парных одноименных вещей (детские, папины и мамины тапочки и перчатки), в который добавлены «лишние» вещи: например, чужой ботинок, шарф, шапка.
Надо очень внимательно подойти к выбору предметов для этой игры, внимательно изучить список слов, понимаемых и употребляемых каждым ребенком, потому что «ошибки» детей могут быть связаны с неправильным подбором вещей. Например, если в пассивном, а тем более в активном словарном запасе ребенка содержится слово «ключи», а вы положите в коробку связку чужих ключей как «лишний» предмет, то ребенок, скорее всего, узнает в них именно «свои» ключи и произнесет слово «Вот!». Он знает этот предмет, его назначение в своем доме, а форма и количество ключей на связке для него еще не так важны.
Отобранная ребенком из коробки одежда и обувь выкладываются перед ним на столе, а затем делится на две группы: большие и маленькие. Для этого ребенку задается вопрос в альтернативной форме: «Это большое или маленькое? Тапочек большой или маленький? Шапка большая или маленькая?»
Если ребенок ошибается и, например, называет любую родительскую вещь «маленькой», то переспросите его еще раз с выразительной интонацией: «Маленькая? Эта маленькая? Подумай?!», а потом еще раз повторите альтернативный вопрос.
|
Когда все вещи разложены, то «большие» вещи также при помощи альтернативного вопроса «делятся» на «мамины» и «папины»: «Тапочки мамины или папины?» В качестве правильного ответа принимается употребление ребенком «облегченного слова» типа «мами», «папи».
В заключение ребенку показывается мамина губная помада и спрашивается: «Это папино?» Надо получить отрицательный ответ в виде слова «нет» в сопровождении соответствующего жеста головой или рукой.
Когда каждый ребенок таким образом разложит «свой» набор одежды из коробки, то на столе останутся только детские вещи. Можно попробовать «разделить» их между детьми при помощи вопроса: «Чье это?» Однако надо помнить, что притяжательное местоимение «мое, мой» у большинства детей появляется только к двум годам. Поэтому для детей младшего возраста вполне допустимо в качестве правильного ответа принимать жест («ребенок показывает рукой на себя, прижимая ладонь к груди» — этому жесту детей надо предварительно научить).
В конце занятия рекомендуется еще раз «закрепить» слова «мамина», «папина» при совместном говорении вместе с ребенком фраз типа: «Это тапочки... папины». Более хорошо говорящие дети притяжательное прилагательное в конце фразы могут произносить самостоятельно.