Снег и вода. Откуда берутся сосульки?




Цель: научить детей употреблять качественные прилагательные («холодный», «горячий», «белый») в сочетании с существительны­ми, называющими предметы и явления окружающего мира (вода, огонь, снег, лед, сосулька).

Задачи:

• закрепить первичные (бытовые) представления детей о каче­ственной характеристике огня, снега, воды;

• понимать слова-определения, связанные с качественными от­личиями между предметами (холодный — горячий, грязный — чи­стый, мокрый — сухой);

• активизировать в их лексическом запасе слова по теме: «Вода, Огонь, Зима»;

• научить детей отвечать на альтернативный вопрос и использо­вать отрицательные слова и жесты в ситуации общения;

• научить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу сло­вом (или повторять «важное» слово, уже названное взрослым).

Оборудование: свечка, чашка, блюдце, чайная ложка, снеге ули­цы, совок, ведерко, стол, стульчики. Ход занятия

Занятие проводится на прогулке и в игровой комнате. Попросите детей на прогулке наполнить ведерко снегом. После прогулки это ведерко (если занятие проводится не сразу после прогулки, то в ведерке может быть уже другой снег, важно просто привлечь вни­мание детей к тому, что с улицы в помещение был принесен снег) ставится на стол. Дети приглашаются к столу.

Речевая инструкция: «Вот снег. Мы принесли его с улицы. На улице холодно. И снег тоже холодный. Я трогаю снег: пальцам хо­лодно. Пальчики замерзли». (Сделайте жест «растирание обеих рук», показывая, как вам холодно.)

«Я дую на руки (жест «фею руки»). Ваня, подуй тоже на свои руки. А теперь Света подует.

Я дую на свои руки. Хорошо! Теперь Ваня дует на свои руки. Ваня, ручкам холодно или нет? Теперь Света дует на свои руки. Света, ручкам холодно или нет?»

«А теперь Ваня потрогает снег в ведерке. Ваня, а теперь ручкам холодно или нет?» (Это очень сложный вопрос для ребенка. Если малыш вас «не понимает» и дает ответ «нет», как и на предыдущий вопрос, то надо привлечь его внимание к тому, как мерзнут руки, если трогаешь снег. Несколько раз потрогайте снег в ведерке на глазах у ребенка и эмоционально произнесите: «Ой! Холодно! Как холодно! Моим рукам холодно!» Ребенок скорее поймет эмоцио­нально окрашенную ситуацию и сможет адекватно прореагировать на повторно заданный ему после касания снега рукой вопрос: «Ваня, ручкам холодно или нет?»)

Далее зачерпните совком немного снега из ведерка в блюдце. Это действие может начать выполнять взрослый, а потом он передает со­вок ребенку. Когда снег лежит в блюдце, оно ставится на черный (темный) лист бумаги. Детям задается вопрос: «Снег белый или нет?» Можно помочь им и ответить на этот вопрос вместе, хором.

Сочетание «белый снег» очень часто у маленьких детей выступа­ет в своего рода цельной номинации явления, тем более что семан­тика цветовых прилагательных в возрасте до двух лет ребенку еще не может быть доступной (С.Н. Цейтлин).

Далее зажгите свечку и повторяйте вместе с детьми слово «Горя­чо!», как описано в занятии № 13 «Огонь: погаси свечку». Затем к огню подносится на чайной ложке немного снега. Снег тает на гла­зах у детей и превращается в воду. Вода с ложки переливается в чашку. Чайная ложка со снегом подносится к огню несколько раз, и постепенно в чашке скапливается немного воды. Помешивайте воду в чашке, переливайте ее со словами: «Вода: буль-буль» (занятие № 10), стимулируя детей к совместному повторению этих слов.

В заключение каждого ребенка попросите самостоятельно пока­зать, где снег (в ведерке), где вода (в чашке). Затем вместе с взрос­лым ребенок повторяет: «В ведерке — снег. В чашке — вода». А потом заканчивает эту же фразу за взрослым: «(В ведерке)... снег.

Аналогично отрабатываются фразы: «Снег — холодный. А вода — нет».

В зависимости от индивидуального речевого развития ребенка на занятии с ним можно также использовать слова «мокрый» — «су­хой» (например, можно поговорить о платке, на который попал снег), «чистый — грязный» (о воде из-под крана или образовав­шейся из растаявшего снега).

В конце занятия чашка с водой убирается в холодильник. Когда вода замерзнет, образуется лед. Можно будет чашку со льдом выне­сти на следующую прогулку и сравнить замерзшую в холодильнике воду с сосульками на улице.

После занятия все дети идут в ванную комнату мыть руки: во время этого действия активно используются слова «горячая» и «хо­лодная» (о воде). «Сейчас руки моет Ваня. Ваня, вода горячая или холодная? А теперь какая вода? Вода горячая?» Если ребенок за­трудняется с ответом, сами «попробуйте» воду руками и эмоцио­нально «отреагируйте»: «Ой! Как горячо! Вода горячая!», или, на­оборот: «Ой! Как холодно! Вода холодная!» Как правило, ребенок принимает такую «подсказку» и отвечает на повторно заданный вопрос.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: