Цель: научить детей употреблять качественные прилагательные («холодный», «горячий», «белый») в сочетании с существительными, называющими предметы и явления окружающего мира (вода, огонь, снег, лед, сосулька).
Задачи:
• закрепить первичные (бытовые) представления детей о качественной характеристике огня, снега, воды;
• понимать слова-определения, связанные с качественными отличиями между предметами (холодный — горячий, грязный — чистый, мокрый — сухой);
• активизировать в их лексическом запасе слова по теме: «Вода, Огонь, Зима»;
• научить детей отвечать на альтернативный вопрос и использовать отрицательные слова и жесты в ситуации общения;
• научить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу словом (или повторять «важное» слово, уже названное взрослым).
Оборудование: свечка, чашка, блюдце, чайная ложка, снеге улицы, совок, ведерко, стол, стульчики. Ход занятия
Занятие проводится на прогулке и в игровой комнате. Попросите детей на прогулке наполнить ведерко снегом. После прогулки это ведерко (если занятие проводится не сразу после прогулки, то в ведерке может быть уже другой снег, важно просто привлечь внимание детей к тому, что с улицы в помещение был принесен снег) ставится на стол. Дети приглашаются к столу.
Речевая инструкция: «Вот снег. Мы принесли его с улицы. На улице холодно. И снег тоже холодный. Я трогаю снег: пальцам холодно. Пальчики замерзли». (Сделайте жест «растирание обеих рук», показывая, как вам холодно.)
«Я дую на руки (жест «фею руки»). Ваня, подуй тоже на свои руки. А теперь Света подует.
Я дую на свои руки. Хорошо! Теперь Ваня дует на свои руки. Ваня, ручкам холодно или нет? Теперь Света дует на свои руки. Света, ручкам холодно или нет?»
|
«А теперь Ваня потрогает снег в ведерке. Ваня, а теперь ручкам холодно или нет?» (Это очень сложный вопрос для ребенка. Если малыш вас «не понимает» и дает ответ «нет», как и на предыдущий вопрос, то надо привлечь его внимание к тому, как мерзнут руки, если трогаешь снег. Несколько раз потрогайте снег в ведерке на глазах у ребенка и эмоционально произнесите: «Ой! Холодно! Как холодно! Моим рукам холодно!» Ребенок скорее поймет эмоционально окрашенную ситуацию и сможет адекватно прореагировать на повторно заданный ему после касания снега рукой вопрос: «Ваня, ручкам холодно или нет?»)
Далее зачерпните совком немного снега из ведерка в блюдце. Это действие может начать выполнять взрослый, а потом он передает совок ребенку. Когда снег лежит в блюдце, оно ставится на черный (темный) лист бумаги. Детям задается вопрос: «Снег белый или нет?» Можно помочь им и ответить на этот вопрос вместе, хором.
Сочетание «белый снег» очень часто у маленьких детей выступает в своего рода цельной номинации явления, тем более что семантика цветовых прилагательных в возрасте до двух лет ребенку еще не может быть доступной (С.Н. Цейтлин).
Далее зажгите свечку и повторяйте вместе с детьми слово «Горячо!», как описано в занятии № 13 «Огонь: погаси свечку». Затем к огню подносится на чайной ложке немного снега. Снег тает на глазах у детей и превращается в воду. Вода с ложки переливается в чашку. Чайная ложка со снегом подносится к огню несколько раз, и постепенно в чашке скапливается немного воды. Помешивайте воду в чашке, переливайте ее со словами: «Вода: буль-буль» (занятие № 10), стимулируя детей к совместному повторению этих слов.
|
В заключение каждого ребенка попросите самостоятельно показать, где снег (в ведерке), где вода (в чашке). Затем вместе с взрослым ребенок повторяет: «В ведерке — снег. В чашке — вода». А потом заканчивает эту же фразу за взрослым: «(В ведерке)... снег.
Аналогично отрабатываются фразы: «Снег — холодный. А вода — нет».
В зависимости от индивидуального речевого развития ребенка на занятии с ним можно также использовать слова «мокрый» — «сухой» (например, можно поговорить о платке, на который попал снег), «чистый — грязный» (о воде из-под крана или образовавшейся из растаявшего снега).
В конце занятия чашка с водой убирается в холодильник. Когда вода замерзнет, образуется лед. Можно будет чашку со льдом вынести на следующую прогулку и сравнить замерзшую в холодильнике воду с сосульками на улице.
После занятия все дети идут в ванную комнату мыть руки: во время этого действия активно используются слова «горячая» и «холодная» (о воде). «Сейчас руки моет Ваня. Ваня, вода горячая или холодная? А теперь какая вода? Вода горячая?» Если ребенок затрудняется с ответом, сами «попробуйте» воду руками и эмоционально «отреагируйте»: «Ой! Как горячо! Вода горячая!», или, наоборот: «Ой! Как холодно! Вода холодная!» Как правило, ребенок принимает такую «подсказку» и отвечает на повторно заданный вопрос.