Готовим угощение для птиц и зверей




Цель: научить детей выполнять речевую инструкцию в два дей­ствия, не связанных жестко между собой по смыслу. Задачи:

• закрепить первичные (бытовые) представления детей о разли­чиях между птицами и животными;

• закрепить в их пассивном словарном запасе новые слова, свя­занные с качественными отличиями птиц от животных по фор­мальным признакам (перья, крылья, клюв) и выполняемым дей­ствиям (возможность летать, нести яйца);

• проверить знания детей об особенностях рациона некоторых птиц и животных, активизировать в их лексическом запасе слова по этим темам («имена» птиц и животных, их «голоса», названия любимых продуктов питания);

• научить детей отвечать на альтернативный вопрос и использо­вать отрицательные слова и жесты в ситуации общения;

• продолжать обучать детей выполнению речевых инструкций, связанных с перемещением в другое помещение в доме;

• научить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу сло­вом (или повторять «важное» слово, уже названное взрослым).

Оборудование: игрушечные животные и птицы (кот, собачка, заяц, курочка, уточка и т.п.), крупные картинки с изображением каждого животного или птицы; набор мисок, продукты питания (капустный лист, морковь, косточка, пакет молока (200 мл), хлеб) и картинки с их изображением; столы, стульчики.

Ход занятия

Занятие проводится в игровой комнате.

Пригласите детей к столу с продуктами. Сообщите детям, что сегодня они ждут гостей, еда для них — для гостей.

Затем все уходят «с кухни» и подходят к праздничному столу. Пока на нем только красивая скатерть (или салфетка). Все усаживают­ся вокруг этого стола. Покажите всем детям картинку с изображени­ем одной игрушки, а затем обратитесь к любому ребенку.

Речевая инструкция: «Света, это "мяу-мяу" или "гав-гав"? Наш гость говорит "мяу-мяу" или "гав-гав"? Ты узнала, кто к нам сегод­ня придет? Это кошечка или собака? Правильно: она говорит "мяу-мяу". Это "мяу-мяу" — кошечка. Света, принеси миску для киски и выбери для нее еду». (Все продукты и миски находятся в соседнем помещении, «на кухне».)

Когда ребенок «выбрал еду», он идет встречать своего «гостя». («Гости» ждут своей очереди на лавочке в коридоре.) «Света, по­смотри в коридоре. Кажется, твой гость уже пришел. Сходи за ним и приведи его к нам за стол». «Дети, давайте поздороваемся с коти­ком за лапку и погладим его».

Если еда была выбрана ребенком неправильно, котик отказыва­ется есть. Тогда за едой надо отправить другого ребенка.

Пакет молока открывают с помощью ножниц. «Давайте откроем пакет. Как мы его разрежем? (Покажите детям жест из занятия по теме «Инструменты»: отведение-приведение большого пальца.) Чик-чик! Ваня, повтори!» (Ребенок повторяет или жест, или звукопо­дражание, или облегченное слово.) Возьмите ножницы (они долж­ны находиться на занятии в недоступном для детей месте) и от­кройте упаковку молока.

Аналогично следующий ребенок сначала угадывает «голос» сво­его гостя, рассматривая картинку с его изображением, а потом идет «на кухню» за едой для него. Обращайтесь к каждому ребенку со стандартными фразами, обязательно содержащими вопрос, задан­ный в альтернативной форме, или инструкцию в два действия «при­неси миску и выбери еду, сходи за гостем и посади его за стол». Ошибки, сделанные детьми при выборе еды для «гостей», исправ­ляет сам «гость»: он энергично мотает головой, а остальные дети «помогают» ему громко сказать: «Нет».

Если дети допускают другие ошибки, например путают «голо­са», их исправляют другие дети по просьбе взрослого.

Когда все гости рассажены по местам, попросите одного ребенка показать всех птичек (Животных на этом занятии мы не просим показывать, ограничиваясь понима­нием детьми того, что они «не птицы».[1])

Вопрос формулируется так: «Ваня, где здесь птички? Покажи мне каждую птичку за столом».

Затем задайте несколько уточняющих вопросов:

«Оля, покажи мне клювик у каждой птички!»

«Света, покажи мне крылышки у каждой птички!»

«Вова, покажи мне хвостики с перышками у каждой птички!»

Последний вопрос задается в том случае, если игрушечные птич­ки сделаны достаточно натурально.

Затем покажите детям, как птички машут своими крыльями (движения обеими руками вверх-вниз), и повторите это движе­ние с каждым ребенком по очереди, одновременно имитируя вместе с ним «голос» конкретной птицы: «Курочка машет кры­льями: ко-ко-ко!»

Затем гости остаются за праздничным столом, а все дети пере­ходят на соседний стол. На нем выложите перед детьми картинки с изображениями животных и птиц, а напротив — картинки с на­рисованной на них «едой». Дети повторяют свои реальные дей­ствия, выполненные на занятии, теперь по картинкам. «Света, ты кормила киску. Как она просит еду? («Мяу-мяу».) Правильно. Вы­бери для киски еду на этих картинках. Правильно: киска пьет молоко». Надо повторить слово вместе с ребенком или попросить его произнести это слово за взрослым, хотя бы в облегченной форме («ко», «мо»).

Затем гости «уходят», каждый гость прощается за руку с каж­дым ребенком, а своему «кормильцу» еще и низко кланяется.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: