Цель: научить детей выполнять речевую инструкцию в два действия, не связанных жестко между собой по смыслу. Задачи:
• закрепить первичные (бытовые) представления детей о различиях между птицами и животными;
• закрепить в их пассивном словарном запасе новые слова, связанные с качественными отличиями птиц от животных по формальным признакам (перья, крылья, клюв) и выполняемым действиям (возможность летать, нести яйца);
• проверить знания детей об особенностях рациона некоторых птиц и животных, активизировать в их лексическом запасе слова по этим темам («имена» птиц и животных, их «голоса», названия любимых продуктов питания);
• научить детей отвечать на альтернативный вопрос и использовать отрицательные слова и жесты в ситуации общения;
• продолжать обучать детей выполнению речевых инструкций, связанных с перемещением в другое помещение в доме;
• научить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу словом (или повторять «важное» слово, уже названное взрослым).
Оборудование: игрушечные животные и птицы (кот, собачка, заяц, курочка, уточка и т.п.), крупные картинки с изображением каждого животного или птицы; набор мисок, продукты питания (капустный лист, морковь, косточка, пакет молока (200 мл), хлеб) и картинки с их изображением; столы, стульчики.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате.
Пригласите детей к столу с продуктами. Сообщите детям, что сегодня они ждут гостей, еда для них — для гостей.
Затем все уходят «с кухни» и подходят к праздничному столу. Пока на нем только красивая скатерть (или салфетка). Все усаживаются вокруг этого стола. Покажите всем детям картинку с изображением одной игрушки, а затем обратитесь к любому ребенку.
|
Речевая инструкция: «Света, это "мяу-мяу" или "гав-гав"? Наш гость говорит "мяу-мяу" или "гав-гав"? Ты узнала, кто к нам сегодня придет? Это кошечка или собака? Правильно: она говорит "мяу-мяу". Это "мяу-мяу" — кошечка. Света, принеси миску для киски и выбери для нее еду». (Все продукты и миски находятся в соседнем помещении, «на кухне».)
Когда ребенок «выбрал еду», он идет встречать своего «гостя». («Гости» ждут своей очереди на лавочке в коридоре.) «Света, посмотри в коридоре. Кажется, твой гость уже пришел. Сходи за ним и приведи его к нам за стол». «Дети, давайте поздороваемся с котиком за лапку и погладим его».
Если еда была выбрана ребенком неправильно, котик отказывается есть. Тогда за едой надо отправить другого ребенка.
Пакет молока открывают с помощью ножниц. «Давайте откроем пакет. Как мы его разрежем? (Покажите детям жест из занятия по теме «Инструменты»: отведение-приведение большого пальца.) Чик-чик! Ваня, повтори!» (Ребенок повторяет или жест, или звукоподражание, или облегченное слово.) Возьмите ножницы (они должны находиться на занятии в недоступном для детей месте) и откройте упаковку молока.
Аналогично следующий ребенок сначала угадывает «голос» своего гостя, рассматривая картинку с его изображением, а потом идет «на кухню» за едой для него. Обращайтесь к каждому ребенку со стандартными фразами, обязательно содержащими вопрос, заданный в альтернативной форме, или инструкцию в два действия «принеси миску и выбери еду, сходи за гостем и посади его за стол». Ошибки, сделанные детьми при выборе еды для «гостей», исправляет сам «гость»: он энергично мотает головой, а остальные дети «помогают» ему громко сказать: «Нет».
|
Если дети допускают другие ошибки, например путают «голоса», их исправляют другие дети по просьбе взрослого.
Когда все гости рассажены по местам, попросите одного ребенка показать всех птичек (Животных на этом занятии мы не просим показывать, ограничиваясь пониманием детьми того, что они «не птицы».[1])
Вопрос формулируется так: «Ваня, где здесь птички? Покажи мне каждую птичку за столом».
Затем задайте несколько уточняющих вопросов:
«Оля, покажи мне клювик у каждой птички!»
«Света, покажи мне крылышки у каждой птички!»
«Вова, покажи мне хвостики с перышками у каждой птички!»
Последний вопрос задается в том случае, если игрушечные птички сделаны достаточно натурально.
Затем покажите детям, как птички машут своими крыльями (движения обеими руками вверх-вниз), и повторите это движение с каждым ребенком по очереди, одновременно имитируя вместе с ним «голос» конкретной птицы: «Курочка машет крыльями: ко-ко-ко!»
Затем гости остаются за праздничным столом, а все дети переходят на соседний стол. На нем выложите перед детьми картинки с изображениями животных и птиц, а напротив — картинки с нарисованной на них «едой». Дети повторяют свои реальные действия, выполненные на занятии, теперь по картинкам. «Света, ты кормила киску. Как она просит еду? («Мяу-мяу».) Правильно. Выбери для киски еду на этих картинках. Правильно: киска пьет молоко». Надо повторить слово вместе с ребенком или попросить его произнести это слово за взрослым, хотя бы в облегченной форме («ко», «мо»).
Затем гости «уходят», каждый гость прощается за руку с каждым ребенком, а своему «кормильцу» еще и низко кланяется.