Цель: активизировать в речи детей новые слова (существительные, глаголы, прилагательные по темам «Одежда», «Продукты питания», «Предметы и явления вне дома»).
Задачи:
• проявление в игровой ситуации элементов речевой инициативы;
• умение соотносить свой практический опыт и наблюдения за явлениями природы с определенными словами и выражениями, выражающими чувственные представления детей об окружающем мире;
• договаривание фразы взрослого до конца, используя свои знания о свойствах окружающих предметов и действиях, наиболее часто выполняемых с ними.
Оборудование: снежная баба (высотой не более 0,5 м), сухие веточки или солома, спички, ведро с водой. Ход занятия
Данное занятие проводится в помещении и на улице (на игровой площадке детского сада или во дворе перед домом). Во второй части занятия могут принимать участие одновременно все дети группы, но для проведения первой части надо разделить детей на подгруппы, как на всех занятиях Основного цикла, кроме итоговых занятий, так как малышам будет жарко стоять в одежде и ждать, пока всех детей оденут.
Предварительно перед выходом на улицу с детьми проводится беседа о том, что сейчас происходит на улице. Для того чтобы детям было легче соотнести слова взрослого с конкретной ситуацией, рекомендуется или наблюдать в окне за происходящим на улице, или использовать сюжетную картинку «Тает снег». Скажите детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Какая сегодня погода? На улице очень холодно? Нет! На улице тепло. Подойдите к окну! («Посмотрите на эту картинку!») Светит (указательный жест в направлении солнца) солнышко. На улице много снега? Нет! На улице мало снега! Снег тает».
|
Затем пригласите детей в гардеробную комнату. Доставая одежду ребенка из его шкафчика, спросите у каждого малыша: «На улице холодно? (Нет! Тепло!) Наденем эту кофту? (Да.) А это что? (Еще кофта! — Этот парный предмет одежды предварительно прячется в шкаф.) Наденем сразу две кофты? (Нет. Одну!) Тебе не будет холодно? (Нет.) А мама надевала тебе две кофты или одну? (Одну.)»
Можно варьировать вопросы в зависимости оттого, какие «лишние» парные предметы положили в шкаф (шапку, шарф, варежки).
Когда все дети будут одеты, их организованно выводят на улицу. Там уже подготовлена «снежная баба». Спросите у детей, какой праздник «празднуют» зимой. Если дети не вспомнили, можно задать им наводящий вопрос: «Что Дед Мороз положил тебе под елочку? Дед Мороз приходит каждый день? Нет, Дед Мороз приходит только в Новый год. В какой праздник приходит Дед Мороз? В Новый год? Кто нам приносит подарки в Новый год! Дед Мороз!»
Вы продолжаете: «Деда Мороза больше нет. Он вернется только в Новый год. На улице осталась только снежная... (баба). Снежная баба сделана из... (снега). Ее нос сделан из... (морковки). Сегодня мы будем прощаться со снежной бабой. Солнце светит тепло-тепло, и нам на улице тоже... (тепло), и снежной бабе тоже... (тепло). Снег тает, и снежная баба... (тает). Снег боится лучей солнца, и снежная баба боится лучей... (солнца). Мы попросим солнце: Солнце, свети! Еще раз все вместе скажем: Солнце, свети!»
«Солнышко светит, и снежная баба... (тает). Снежная баба тает, а солнышко сильнее и сильнее... (светит)».
«Надо помочь солнышку? Да, надо помочь! Снежная баба боится огня. Всем от снега — холодно, а от огня — горячо. Снежная баба — холодная, а огонь... горячий».
|
«Снежная баба горячая? Нет, снежная баба... (холодная). Она какая? (Холодная!) Огонь холодный? Нет, огонь... (горячий!)». Неоднократно обращайтесь к каждому ребенку с «неправильным вопросом» (т.е. формулируйте вопрос заведомо неправильно, чтобы вызвать у малыша протест, выраженный в форме «правильного» речевого высказывания). Этот прием очень эффективен для стимуляции речевой инициативы самого ребенка.
Затем дети вместе со взрослым собирают веточки для костра, предварительно разбросанные по площадке. Речевая инструкция взрослого варьируется в зависимости от индивидуальных способностей каждого ребенка к ориентации в пространстве и понимания значений пространственных предлогов.
Зажигают костер. Организуйте всех детей в хоровод, спойте песенку о проводах зимы, например:
Свети, свети нам, солнышко, Свети, свети сильней И каждого ребеночка Своим лучом согрей.
Костер горит, снежная баба тает и превращается в воду. Тлеющие остатки костра заливаются водой из ведра.
Когда зима кончается, становится тепло, все люди радуются и веселятся. Обычно в эти дни все угощают друг друга блинами. Если есть возможность, то в детском саду можно накормить детей блинами в этот день или попросить родителей приготовить детям блины дома на ужин.