Цель: стимулировать детей к поддержанию короткого диалога со взрослым при обсуждении темы «Зима» (инициатором диалога является взрослый).
Задачи:
• тренировать детей отвечать на вопросы взрослого и самим задавать вопросы другим детям по предложенному взрослым речевому образцу;
• закрепить в речи детей употребление устойчивых словосочетаний и некоторых высказываний в форме повествовательных и побудительных предложений (как правило, в «замороженной» форме).
Оборудование: сюжетные картинки по темам «Новый год», «Кормушка для птиц», «Снег тает», предметные картинки «снежная баба», «солнышко», «луна», «елка», «птичка», стол, стулья.
Ход занятия
Занятие проводится в помещении.
Пригласите детей к столу и достаньте первую картинку: «елка». Речевая инструкция: «Что это? (Елка.)»
Достаньте вторую картинку «Новый год». «Какой праздник мы отмечаем с елкой? (Новый год). Кто нам приносит подарки в Новый год? (Дед Мороз.)»
«Дети, в Новый год на улице очень тепло? (Нет, холодно.) На прогулку нам не надо надевать шапки и шарфы? Не надо! (Нет, надо!) Мы любим гулять на улице в сильный мороз? (Нет, нелюбим.)»
Достаньте третью картинку: «птичка». Спросите: «Кто это?» (Птичка.)
«Зимой птичке не хочется есть? Не хочется! (Нет, хочется.) Зимой в лесу еды очень-очень много? (Нет, не много, а мало!)» Последний ответ можете подсказать самому сообразительному ребенку в группе, энергично жестикулируя (жесты «нет» головой, «не» — рукой, «мало» — двумя руками).
Достаньте картинку «Кормушка для птиц».
«Ваня, спроси у Светы, кто это? Это птички?»
«Вова, спроси у Вани, птичка маленькая? Это маленькая птичка?» (Показывайте именно на маленькую птичку: дети могут подражать только правильно сформулированным вопросам, «неправильные» вопросы не принимаются ими для подражания, потому что детское восприятие еще очень привязано к конкретной ситуации: малыши еще не готовы повторять «одно», когда видят «другое».)
|
Когда беседа по картинке «Кормушка для птиц» закончена, все ранее предъявленные картинки убираются со стола и детям показываются сразу две предметные картинки.
Попросите их показать, где солнышко. Затем, в зависимости от индивидуальных речевых возможностей детей и общего уровня развития их представлений об окружающем мире, с ними проводится беседа по следующим вопросам: Солнышко светит ночью или днем? Солнышко греет или не греет? Некоторым детям могут быть адресованы неправильные вопросы: «Луна греет? Солнце светит ночью? Зимой солнце очень горячее?» Надо обязательно следить за тем, чтобы в своих ответах все дети использовали нужные глаголы и прилагательные, а не ограничивались только односложными ответами типа «да — нет». Вопрос, который был «трудным» для одного ребенка, надо «переадресовать» другому малышу. Для этого можно использовать и прием «озвучивания» ребенком слов взрослого из занятия «Кормушка для птиц».
Заключительная часть занятия проводится по картинке «снежная баба», которая напомнит детям о празднике Масленица. Рекомендуется использовать примерные вопросы и задания детям из второй части предыдущего занятия.
Результаты итогового занятия оцениваются индивидуально для каждого ребенка по следующим критериям:
1) состояние слухового, зрительного внимания по уровням;
|
2) состояние общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками по уровням;
3) использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении;
4) самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий;
Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, высокий» уровень, два последних — как «очень редкие проявления, иногда используются, используются часто».
По окончании занятий II этапа Основного цикла для всех детей обязательно проводится заполнение анкеты-опросника (родителями) и сравниваются результаты наблюдений педагога с оценкой речевой продукции ребенка его родителями.
Дети, которые стойко отстают от всей группы в своем речевом развитии, должны быть направлены на дополнительную консультацию к детскому психологу, а также логопеду (специалисту по ранней коммуникации) в ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). В случае необходимости этими специалистами дети могут быть направлены на обследование к другим специалистам (невропатологу, психоневрологу, педиатру и т.д.).
К концу II этапа Основного цикла дети должны приобрести следующие навыки речевого общения:
• Уметь различать в речи взрослых употребление:
— грамматической формы единственного — множественного числа существительных и некоторых часто используемых в речи глаголов;
— уменьшительных суффиксов существительных для обозначения соответствующего лексического значения;
— глаголов в форме инфинитива, а также в изъявительном и повелительном наклонении.
|
• Соотносить значение некоторых прилагательных и наречий с характерными признаками отдельных предметов и явлений.
• Понимать смысл нескольких вопросительных слов (кто, что, где, чей) и отдельных местоимений, числительных (количественных «один, много», пространственных «там — тут — здесь», притяжательных «мой, мне, твое»).
В самостоятельной речи детей, которая в некоторой степени становится инициативной, хотя еще в значительной мере остается отраженной, появятся:
• Наряду с аморфными словами-предложениями некоторые устойчивые словосочетания (в «замороженной форме»), и даже отдельные побудительные предложения (обращенные чаще к взрослому, чем к сверстникам).
• «Облегченные» слова, которые функционируют еще параллельно со звукоподражательной лексикой (машина — би-би — сина),
Значительно возрастет пассивный словарный запас детей, в котором именно на II этапе работы по программе Основного цикла произойдет ряд качественных изменений:
• Номинативный словарь — значительно возрастет понимание слов из лексических групп «Транспорт», «Одежда», «Продукты питания», «Предметы быта».
• Глагольный и адъективный словарь (прилагательные) — теперь ребенок понимает многие глаголы и основные прилагательные, обслуживающие его жизненные потребности (горячий, вкусный, мамин).
• Вопросительные слова, местоимения, слова о количестве предметов и их расположении в пространстве — идет процесс активного накопления.