Что мы видели зимой? (итоговое занятие)




Цель: стимулировать детей к поддержанию короткого диалога со взрослым при обсуждении темы «Зима» (инициатором диалога яв­ляется взрослый).

Задачи:

• тренировать детей отвечать на вопросы взрослого и самим зада­вать вопросы другим детям по предложенному взрослым речевому образцу;

• закрепить в речи детей употребление устойчивых словосочета­ний и некоторых высказываний в форме повествовательных и побу­дительных предложений (как правило, в «замороженной» форме).

Оборудование: сюжетные картинки по темам «Новый год», «Кор­мушка для птиц», «Снег тает», предметные картинки «снежная баба», «солнышко», «луна», «елка», «птичка», стол, стулья.

Ход занятия

Занятие проводится в помещении.

Пригласите детей к столу и достаньте первую картинку: «елка». Речевая инструкция: «Что это? (Елка.)»

Достаньте вторую картинку «Новый год». «Какой праздник мы отмечаем с елкой? (Новый год). Кто нам приносит подарки в Но­вый год? (Дед Мороз.)»

«Дети, в Новый год на улице очень тепло? (Нет, холодно.) На прогулку нам не надо надевать шапки и шарфы? Не надо! (Нет, надо!) Мы любим гулять на улице в сильный мороз? (Нет, нелюбим.)»

Достаньте третью картинку: «птичка». Спросите: «Кто это?» (Птичка.)

«Зимой птичке не хочется есть? Не хочется! (Нет, хочется.) Зи­мой в лесу еды очень-очень много? (Нет, не много, а мало!)» По­следний ответ можете подсказать самому сообразительному ребенку в группе, энергично жестикулируя (жесты «нет» головой, «не» — рукой, «мало» — двумя руками).

Достаньте картинку «Кормушка для птиц».

«Ваня, спроси у Светы, кто это? Это птички?»

«Вова, спроси у Вани, птичка маленькая? Это маленькая птичка?» (Показывайте именно на маленькую птичку: дети могут подражать только правильно сформулированным вопросам, «неправильные» во­просы не принимаются ими для подражания, потому что детское вос­приятие еще очень привязано к конкретной ситуации: малыши еще не готовы повторять «одно», когда видят «другое».)

Когда беседа по картинке «Кормушка для птиц» закончена, все ранее предъявленные картинки убираются со стола и детям показы­ваются сразу две предметные картинки.

Попросите их показать, где солнышко. Затем, в зависимости от индивидуальных речевых возможностей детей и общего уровня раз­вития их представлений об окружающем мире, с ними проводится беседа по следующим вопросам: Солнышко светит ночью или днем? Солнышко греет или не греет? Некоторым детям могут быть адре­сованы неправильные вопросы: «Луна греет? Солнце светит ночью? Зимой солнце очень горячее?» Надо обязательно следить за тем, чтобы в своих ответах все дети использовали нужные глаголы и прилагательные, а не ограничивались только односложными отве­тами типа «да — нет». Вопрос, который был «трудным» для одного ребенка, надо «переадресовать» другому малышу. Для этого можно использовать и прием «озвучивания» ребенком слов взрослого из занятия «Кормушка для птиц».

Заключительная часть занятия проводится по картинке «снежная баба», которая напомнит детям о празднике Масленица. Рекоменду­ется использовать примерные вопросы и задания детям из второй части предыдущего занятия.

Результаты итогового занятия оцениваются индивидуально для каждого ребенка по следующим критериям:

1) состояние слухового, зрительного внимания по уровням;

2) состояние общей моторной ловкости, точность движений, вы­полняемых руками по уровням;

3) использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении;

4) самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выпол­нение действий;

Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, вы­сокий» уровень, два последних — как «очень редкие проявления, иногда используются, используются часто».

По окончании занятий II этапа Основного цикла для всех детей обязательно проводится заполнение анкеты-опросника (родителя­ми) и сравниваются результаты наблюдений педагога с оценкой речевой продукции ребенка его родителями.

Дети, которые стойко отстают от всей группы в своем речевом развитии, должны быть направлены на дополнительную консульта­цию к детскому психологу, а также логопеду (специалисту по ран­ней коммуникации) в ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). В случае необходимости этими специалистами дети могут быть направлены на обследование к другим специалистам (невропа­тологу, психоневрологу, педиатру и т.д.).

К концу II этапа Основного цикла дети должны приобрести сле­дующие навыки речевого общения:

• Уметь различать в речи взрослых употребление:

— грамматической формы единственного — множественного числа существительных и некоторых часто используемых в речи глаголов;

— уменьшительных суффиксов существительных для обозначе­ния соответствующего лексического значения;

— глаголов в форме инфинитива, а также в изъявительном и повелительном наклонении.

• Соотносить значение некоторых прилагательных и наречий с характерными признаками отдельных предметов и явлений.

• Понимать смысл нескольких вопросительных слов (кто, что, где, чей) и отдельных местоимений, числительных (количествен­ных «один, много», пространственных «там — тут — здесь», притя­жательных «мой, мне, твое»).

В самостоятельной речи детей, которая в некоторой степени ста­новится инициативной, хотя еще в значительной мере остается от­раженной, появятся:

• Наряду с аморфными словами-предложениями некоторые устой­чивые словосочетания (в «замороженной форме»), и даже отдельные побудительные предложения (обращенные чаще к взрослому, чем к сверстникам).

• «Облегченные» слова, которые функционируют еще параллельно со звукоподражательной лексикой (машина — би-би — сина),

Значительно возрастет пассивный словарный запас детей, в ко­тором именно на II этапе работы по программе Основного цикла произойдет ряд качественных изменений:

• Номинативный словарь — значительно возрастет понимание слов из лексических групп «Транспорт», «Одежда», «Продукты пи­тания», «Предметы быта».

• Глагольный и адъективный словарь (прилагательные) — те­перь ребенок понимает многие глаголы и основные прилагатель­ные, обслуживающие его жизненные потребности (горячий, вкус­ный, мамин).

• Вопросительные слова, местоимения, слова о количестве пред­метов и их расположении в пространстве — идет процесс активного накопления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: