Цель: закрепить прием «придумывания» конца предложения с опорой на сюжетную картинку, смысловое содержание предыдущего текста, полученные ранее знания об окружающем мире.
Задачи:
• обобщить знания детей о весне и проверить активный словарный запас по этой теме;
• закрепить в самостоятельной речи детей употребление некоторых глаголов в прошедшем времени;
• тренировать детей в правильном употреблении окончаний глаголов при составлении предложения от своего имени в прошедшем времени (мужской и женский род);
• развивать у детей чувство ритма, учить их прохлопывать слова из нескольких слогов.
Оборудование: сюжетные картинки «Снег тает», «Птицы прилетели», поднос, чашечка с водой, стол, стульчики.
Ход занятия
Детей приглашают занять свои места на стульчиках, которые стоят на некотором отдалении от столика. На столике — ширма, за ней спрятаны чашечка с водой и поднос. Попросите детей внимательно послушать и отгадать, что так звучит. За ширмой льете воду на поднос тоненькой струйкой так, чтобы она журчала. Для того чтобы «голос» водички звучал громко, необходимо лить ее на жестяной поднос не постоянной струйкой, а небольшими порциями, наклоняя чашечку так, чтобы падающая вода с силой ударялась о поверхность подноса (занятие 44-е). Когда дети отгадают, что это водичка, попросите их попробовать повторить, как говорит водичка: «Послушайте, водичка журчит: жур-жур-жур. Так она разговаривает с нами. Повторим вместе с водичкой: жур-жур-жур. Водичка рассказывает: сначала я была снегом, а теперь снег растаял и превратился в воду».
«Ребята, когда это бывает? Когда снег тает, а на улице журчат ручьи?» (Весной.) Правильный ответ надо повторить индивидуально с каждым ребенком.
|
Речевая инструкция: «Послушай еще раз, что я скажу, и добавь в конце нужное слово.
1. Снег растаял... (весной).
2. Ручьи журчали... (весной).
3. Птицы прилетели... (весной)».
Вы продолжаете: «А теперь проверим, кто из вас хорошо слушал и запомнил мои слова. Теперь я буду говорить о весне, а вы — повторять мои слова».
1. На улице — весна. Только весной снег... (тает).
2. Весной ручьи... (журчат).
3. Весной птицы... (прилетают).
(Затем дети рассматривают сюжетные картинки и заканчивают фразы за взрослым по образцу.)
1. Тает снег (45-е занятие).
На улице сейчас... зима или весна? Весной солнышко... (греет) или не греет? Весной снег... (тает) или не тает? Весной снег превращается в... (воду)?
2. Птицы прилетели (48-е занятие).
Зимой перелетные птички жили не здесь, а там, где тепло. Перелетные птички вернулись к нам издалека. Эти птички зимовали в другом месте, далеко-далеко от дома, но здесь они выводят своих... (птенчиков). У каждой птички есть свой... (домик).
Я буду говорить, а вы показываете на картинке: у дятла — дупло, у скворца — скворечник, у грача — гнездо»[5].
В конце выполнения этого задания задаете детям общий вопрос: А вы ждали весну? Попросите каждого ребенка ответить самостоятельно, используя глагол «ждать» в нужной форме: Я ждал весну (мальчик). Я ждала весну (девочка). Если на занятии девочек нет, женщина-логопед, проводящая это занятие, начинает свою фразу: Я ждала весну, а ты, Вася? Скажи: «Я тоже».
Занятие заканчивается чтением стихотворения. Когда детям читают короткое стихотворение о весне, они должны произнести последнее слово в каждой строчке.
|
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Результаты итогового занятия оцениваются индивидуально для каждого ребенка по следующим критериям:
1) состояние слухового, зрительного внимания по уровням;
2) динамика формирования произносительных навыков (произвольные артикуляционные движения);
3) использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении;
4) самостоятельная речевая продукция (инициативные высказывания).
Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, хороший» уровень, два последних — как «очень редкие проявления, иногда используются, используются часто».
Что делают звери и птицы весной?
Цель: воспитать умение «оречевлять» непосредственно наблюдаемое действие.
Задачи:
• активизировать в речи детей основные глаголы, описывающие жизнедеятельность животных;
• тренировать детей в употреблении некоторых новых словообразовательных моделей («перелетный», «зимовать») — повторение этих слов за взрослым;
• сформировать умение использовать глаголы в настоящем и прошедшем времени при описании выполняемого и только что выполненного действия.
Оборудование: игрушки: зайка, мишка, мышка, дикая утка, курица, стол, стул.
Ход занятия
Занятие проводится в игровой комнате.
Предварительно сообщаете детям о том, что сегодня они будут играть в новую игру «Наблюдатель»: учиться рассказывать об увиденном и наблюдаемом.
Скажите детям: «Давайте вспомним наши "Веселые старты". Только теперь мы будем выполнять задания не все вместе, а по очереди. У каждого будет свое задание. Проверим, кто из вас самый внимательный. Когда услышите свое имя, быстро вставайте со стула и выполняйте действие, которое я скажу».
|
Надо обратить особое внимание на то, что для большинства детей выполнять два действия одновременно — двигаться и говорить, что ты делаешь, — является достаточно сложным. Вы можете подойти к такому ребенку, выполнить действие вместе с ним и потом помочь ему правильно сформулировать фразу, описывающую это действие.
«Ваня, обеги несколько раз вокруг стула. Ваня, что ты сейчас делаешь? (Я бегу.) Садись. Дети, что делал Ваня? (Ваня бегал.)
Оля, хлопай в ладоши. Оля, что ты сейчас делаешь? (Я хлопаю.) Садись. Дети, что делала Оля? (Оля хлопала.)
Вова, топай ножками: топ-топ. Вова, что ты сейчас делаешь? (Я топаю.) Садись. Дети, что делал Вова? (Вова топал.)»
Когда все дети потренируются выполнять различные действия и рассказывать о них, можно переходить ко второму варианту игры «Наблюдатель» — составлению фраз о действиях животных и птиц.
Примерное содержание заданий: «А теперь мы поучимся рассказывать о наших маленьких друзьях — птицах и животных. Давайте вспомним, как говорят наши друзья. Зайка стрекочет: т'-т'-т'. (Дети повторяют за взрослым: т'-т'-т'.) Мышка пищит:... И-И-И. (Делаете паузу, чтобы дети самостоятельно воспроизвели голос мышки.)1
Мишка урчит:... (Ы-Ы-Ы)[6]. (Также делаете паузу.)
Т'!.. Ы!.. И!.. Ребята, а вам понятно, о чем говорят животные? Непонятно? И мне тоже непонятно. Давайте поможем нашим друзьям. Они будут делать, а мы с вами будем рассказывать о том, что они делают. Попробуем? Вот к нам в гости пришел зайка. Зайка радуется весне. Он делает вот так: прыг-прыг-прыг. Что делает зайка? (Чаще всего дети отвечают: прыг-прыг-прыг. Вы «не понимаете» их.) Я не поняла, что такое "прыг-прыг-прыг"? Покажите мне, что это такое? (Дети начинают прыгать.) Ваня! Что ты сейчас делаешь? (Я прыгаю.) Оля, что ты делаешь? (Я прыгаю.) Правильно! А зайка что делает? (Зайка прыгает.)»
Таким образом можно добиться от детей правильного смыслового переноса — от действия, производимого лично ребенком, к аналогичному действию, выполняемому другим субъектом, избегая звукоподражательной модели ответа.
Аналогично проводятся задания:
«Мышка радуется весне. Мышка делает лапками вот так: хлоп-хлоп-хлоп... Мышка хлопает».
«Медведь радуется весне. Медведь делает ножками вот так: топ-топ-топ... Мишка топает».
«Курочка радуется весне. Курочка машет крылышками: мах-мах-мах».
(Надо обратить внимание детей на то, как курочка машет крыльями. Напомнить им, что курочка — домашняя птица. Она разучилась летать. Она машет крыльями, но не летит. Дети, изображая курочку, должны взмахивать обеими руками, но при этом оставаться на месте («не лететь!»).)
«Дикая уточка радуется весне. Весной уточка возвращается к себе домой из теплых стран. Она тоже машет крылышками: мах-мах-мах. Уточка летит домой». (Все дети передвигаются по комнате, изображая движение перелетных птиц.)
В конце занятия проводится повторение всего материала в форме игры: «Зимой — весной».
Игра «Зимой — весной». Взрослый рассказывает и показывает, как зимовали животные и птички, а дети продолжают его рассказ: показывают, что делают их маленькие друзья весной, и называют их действия. Ребенок, который правильно дополнил высказывание за взрослым, получает в руки игрушку, которой он «помог заговорить».
Взрослый предваряет речь детей показом движений, выполняемых игрушкой.
Примерное содержание беседы: «Давайте вспомним, что делали наши друзья зимой, и скажем за них, что они делают сейчас.
Вот мишка. Повторяйте за мной: мишка зимовал в лесу. Он спал всю зиму».
Взрослый продолжает, а дети слушают: «А сейчас — весна. Мишка радуется весне. Что мишка делает весной?[7] (Он топает.)
Вот зайка. Повторяйте за мной. Зайка зимовал в лесу. Зайке было холодно».
Взрослый продолжает, а дети слушают: «А сейчас — весна. Зайка радуется весне. Как зайка радуется весне?[8] (Он прыгает.)
Вот мышка. Повторяйте за мной: Мышка зимовала в лесу. Мышке было холодно».
Взрослый продолжает, а дети слушают: «А сейчас — весна. Мышка радуется весне. Что мышка делает весной? (Мышка хлопает лапками.)»
Ребенок, который назвал действие, получает игрушку. Ребенку, испытывающему затруднения, можете предложить выполнить повторно то же задание, что уже было выполнено с этой игрушкой. (Для этих целей должны быть предварительно подготовлены несколько зайчиков, мишек, мышек. Если все дети успешно справились с заданиями (мишка, мышка, зайка), то можно продолжить игру с другими заданиями (курочка, уточка).)
«Вот курочка. Курочка зимы не боится. Она зимовала рядом с людьми. Ей построили теплый домик. Повторите за мной: "Эта птичка зимовала здесь"». Вы продолжаете: «А сейчас — весна. Курочка радуется весне. Что курочка делает весной? (Курочка машет крыльями.)
Вот уточка. А уточка боится зимы. У нее нет теплого домика. Уточка улетала в теплые края. Повторяйте за мной: "Уточка — перелетная птичка. Уточка улетала в теплые края"».
Взрослый продолжает: «Уточка радуется весне. Что делает уточка весной? (Уточка летит домой.)»
В конце занятия можно провести подвижную игру «Уточки и лиса».
Игра «Уточки и лиса». Назначается ведущий. Он будет изображать лису. Остальные дети будут уточками. Взрослый: «Уточки летели-летели из дальних стран и сели отдохнуть. А лиса тут как тут. Пытается уточек поймать. Уточки взлетели. Если лиса поймала уточку (осалила ребенка), то теперь он будет изображать лису». Взрослый во время игры следит за тем, чтобы «лиса» нападала только на неподвижных уточек (детей, которые присели на корточки). Уточка, не успевшая вскочить и побежать, считается пойманной.