Цель: закрепить в самостоятельной речи детей использование основных глаголов движения. Задачи:
• сформировав представления детей о смене времен года;
• учить детей строить предложения от своего имени в будущем времени, следуя образцу, предложенному взрослым;
• познакомить детей с использованием в общении планирующей речи;
• отработать правильное употребление окончаний существительных в косвенных падежах.
Оборудование: лист ватмана с нарисованными на нем объектами: детский сад (в центре), море (наверху слева), лес (наверху справа), дача (внизу слева), река (внизу справа), предметные картинки с изображениями самолета, поезда, машины, велосипеда, лодки; стол, стульчики.
Ход занятия
Приглашаете детей к столу, на котором лежит лист ватмана. Рассказываете детям: «Посмотрите. Это карта. На Ней нарисован наш детский сад. Сейчас все мы находимся здесь (показываете на рисунок домика в центре карты). За окном на улице — весна (указательный жест в сторону окна)! Мамы и папы ходят каждый день на работу, а вы ходите в детский сад. Светит яркое весеннее солнышко. Солнышко греет землю, и на ней появляется зеленая травка и первые цветы. А раньше на улице было холодно. Вокруг нашего детского сада лежал снег. Все люди ходили на улице в шубах и шапках. Кто вспомнит, когда это было? Весной? Нет? А когда? Зимой? Правильно! Это было зи... (зимой). А сейчас... ве... (весна). Сначала была зима, а потом пришла... (весна). Солнышко светит все теплее и теплее. Скоро на улице станет совсем жарко. И наступит лето!
Лето — это самое лучшее время года! Папы и мамы не ходят на работу, они отдыхают. И дети тоже отдыхают, они не ходят в детский сад. Летом все куда-нибудь уезжают.
|
1. Летом я поеду на велосипеде на речку купаться. Кто хочет поехать на речку? Ты, Ваня? Тогда покажи мне на карте, где речка. Я поеду туда на велосипеде. А ты как туда поедешь? (Протягиваете ребенку предметную картинку «машина».) Скажи громко, чтобы все тебя услышали и поняли! (Я поеду на машине.)
2. Летом я поеду на машине в лес за грибами. Кто хочет поехать в лес? Ты, Света? Тогда покажи мне на карте, где находится лес. Я поеду туда на машине. А ты как туда поедешь? (Протягиваете ребенку предметную картинку «велосипед».) Скажи громко, чтобы все тебя услышали и поняли! (Я поеду на велосипеде[11].)
3. А еще я летом поеду на море. Кто хочет поехать на море? Ты, Вова? Тогда покажи мне на карте, где море. Я поеду туда на поезде. А ты как туда поедешь? (Протягиваете ребенку предметную картинку «самолет».) Скажи громко, чтобы все тебя услышали и поняли! (Я полечу на самолете.)
4. Там я поплыву на корабле. А ты, Вася, как поплывешь? (Протягиваете ребенку предметную картинку «лодка».) Скажи громко, чтобы все тебя услышали и поняли! (Я поплыву на лодке).
5. А еще у меня есть чудесная дача. Она находится близко от города. Я поеду туда на машине. У кого из вас есть дача? У тебя, Ваня? Ты поедешь туда на машине или на велосипеде? (Предлагаете ребенку на выбор две картинки: «велосипед» и «машина».) (Я поеду...)»
Когда опрос всех детей закончен, предложите одному из детей попутешествовать самостоятельно. Даете этому ребенку по очереди несколько картинок и просите рассказать, куда он поедет.
Речевая инструкция: «А сейчас Ваня поедет в свое путешествие. Ваня! Куда ты поедешь на поезде? (Я поеду на море.) (Показываете ребенку, что картинку надо положить на карту, но место ребенок должен выбрать самостоятельно.) А на самолете? Куда ты полетишь на самолете? (Я полечу в лес.) (Дополняете ребенка: «Наверное, этот лес находится очень далеко отсюда, если ты собрался лететь туда на самолете».) А куда ты поедешь на велосипеде? (Я поеду на речку.)»
|
Аналогичные задания даются всем детям. Не исправляйте ответы детей, а только подчеркивайте, что на самолете и поезде можно добраться очень далеко, а на машине и велосипеде ездят на близкие расстояния.
В конце занятия проводится игра «Далеко — близко».
Игра «Далеко — близко». Взрослый называет пару слов, а ребенок должен сказать, что находится далеко, а что близко.
Например, «море — река». Ответ: «Море — далеко, а река — близко».
Можно варьировать задания. Например, называть детям птиц или животных: «утка — павлин», «медведь — жираф». Это задание требует дополнительного напоминания детям, что одни птицы и животные живут у нас и мы можем их встретить в лесу или в парке, а другие живут в дальних странах, и мы их можем увидеть только по телевизору или в зоопарке.
Результаты итогового занятия оцениваются индивидуально для каждого ребенка по следующим критериям:
1) Состояние слухового, зрительного внимания по уровням;
2) Динамика формирования произносительных навыков (произвольные артикуляционные движения);
3) Использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении;
4) Самостоятельная речевая продукция (инициативные высказывания);
|
Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, высокий» уровень, два последних — как «очень редкие проявления, иногда используются, используются часто».
К концу III этапа Основного цикла дети должны:
1) научиться
— участвовать в совместной речевой деятельности с близким взрослым (добавлять последнее слово в строчке знакомого стихотворения или детской потешки, правильно заканчивать короткую фразу нужным по смыслу словом),
— активно включаться в ситуативную речь, которая понятна в ходе совместной игровой деятельности с ребенком и в наиболее часто повторяющихся бытовых ситуациях даже людям, не являющимся его постоянными партнерами в речевом общении,
— отвечать на вопросы взрослого с использованием наглядной опоры (предметной или сюжетной картинки);
2) усовершенствовать
— свои произносительные навыки и некоторые элементарные способы воспроизведения слоговой структуры (2-, 3-сложные слова, односложные слова с закрытым слогом, наиболее часто употребляемые в детской речи слова со стечениями согласных, например, выражающие уменьшительно-ласкательную форму слов),
— умение в ответах на вопрос взрослого о предмете (название этого предмета и его частей, его форма, размер, цвет и другие существенные признаки) использовать грамматические формы единственного и множественного числа в соответствующих падежах (прямом и косвенных);
3) постепенно осваивать
• инициативную речь
— в виде элементарных побудительных (императивных) высказываний, обязательно включающих в свой состав глагол в нужной форме, обращенных сначала только к взрослому, а затем и к своим сверстникам,
— в виде простейших вопросов, содержащих или вопросительные слова (кто, что, где?), или образованных только с помощью интонации (Это вкусно?),
— в виде простейших детских диалогов между собой во время игры;
• контекстную речь, лишенную зрительной опоры,
— в беседе с взрослым дети начинают использовать полученные ранее знания,
— пересказывают хорошо знакомые короткие рассказы и сказки своими словами или близко к тексту (сначала по вопросам взрослого, а затем — самостоятельно),
— познакомятся с приемом придумывания конца сказки, рассказа.
Опросник прислан И.К. Приложение 1