Глава двенадцатая. Экономические реформы
Между тем «соль» вопроса — в отношении государства к приватизированным предприятиям и организациям, причем, прежде всего, в отношении собственности. В том как раз, что в условиях современного демократического, частнособственнического товарно-рыночного хозяйства необходимо на деле вывести данного субъекта экономической деятельности по вопросам собственности из огосударствленной среды, сделать его реальным собственником и, значит, самостоятельным, суверенным субъектом в области экономики и права. Что, разумеется, не только не исключает, но, напротив, предполагает, во-первых, активность государства в установлении твердых и справедливых «правил игры» — принципов и норм отработанного гражданского, а также административного, налогового, трудового, судебного законодательства, во-вторых, придание государству через мощную и независимую судебную систему значение реального защитника и гаранта частной собственности и, в-третьих, при государственной необходимости на твердой нормативной основе осуществление поощрения или сдерживания собственнических процессов в той или иной сфере жизни общества, а также формирование с той же направленностью государственных (казенных) предприятий, включаемых в общую систему частнособственнического конкурентного товарно-рыночного хозяйства (проблема, кстати сказать, до настоящего времени не решена).
Некоторое время тому назад в сложных взаимоотношениях государственной власти и экономических воротил — олигархов в российском обществе был выдвинут принцип «равноудаленности» последних от властвующих государственных инстанций. Однако этот принцип не только не решает рассматриваемую проблему, но по своей сути оставляет существующее положение дел таким, каким оно есть, замораживает, консервирует его. «Равно-удаленность» (что по иной формулировке означает — степень приближенности) оставляет субъектов бизнеса в том же, огосударствленном поле и в той же системе координат, где по-прежнему властвуют государственные органы, службы.
Часть третья. Собственность в России
Разогосударствление же в области экономики означает полное отделение друг от друга бизнеса и государственной власти, функционирование и развитие того и другого в своих, не совмещающихся друг с другом плоскостях социально-экономической жизни. При этом, разумеется, отмечу еще раз, — при строжайшем соблюдении действующих в деловой практике и этики, единых и не изменяемых «правил игры», выраженных в гражданском, налоговом, трудовом и иных отраслях действующего законодательства, в рамках строгих разрешительных норм, предусмотренных законом.
Глава тринадцатая Приватизация в России: свободная и огосударствленная приватизация
ФОРМИРОВАНИЕ В РОССИИ частной собственности (включающее приватизацию) по своему итогу к 2000 г. оказалось противоречивым, по результатам разноплановым, породившим несколько направлений.
Первое из таких направлений, создавшее предпосылки для свободной приватизации, начало формироваться сразу же, как только «открыли шлюзы», во второй половине 1980-х гг., т. е. когда в законодательном порядке была открыта возможность создания и деятельности кооперативов, индивидуально-трудовой деятельности. И хотя здесь, особенно в создании и деятельности кооперативов, официальные социалистические инстанции усматривали множество пороков, энтузиасты-труженики, безо всякой государственной опеки или даже вопреки ее начинали и порой весьма успешно развивали «свое дело» — то, что вскоре открыто назовут «малым бизнесом». Да так успешно, что через год-другой даже в официальных кругах стала пропагандироваться идея о том, что обновляемый социализм, официально остававшийся идеологической основой общества (тогда еще — СССР), — это как раз не что иное, как строй цивилизованных кооператоров.
Глава тринадцатая. Приватизация в России
В связи с этим следует вспомнить, что и официальная приватизация (о ней речь дальше) поначалу внесла, пусть и малую, лепту в процессы свободного формирования частной собственности. Она началась с введения в январе 1992 г. свободной торговли и свободных цен, породив рыночную вольницу, а это привело к созданию, пусть пока и в точечных вариантах, малой частной собственности в виде многочисленных небольших киосков, лотков, мини-магазинчиков, потока «челноков», а затем умельцев-ремесленников, обраставших складскими и торговыми помещениями, мастерскими и т. д.
Скажу прямо, в те годы далеко не все население отнеслось с симпатией к этому массовому «возрождению частника». Порой в печати и особенно в чиновничьих кругах проскальзывали мысли о том, что перед нами всего лишь мелкоторговая стихия и легализованная спекуляция. И никому, увы, не приходило в голову, что именно здесь — пусть и с немалыми огрехами! — развертывается процесс формирования частной собственности свободного общества. Нужно было только поддержать этот процесс, связать его с кооперацией и с первыми шагами по приватизации на муниципальном уровне, особенно на тех его участках, которые призваны по хозяйственным делам обслуживать население.
Все мысли в то время были о другом: как же быть с самой гигантской махиной — монопольной и бюрократической государственной собственностью — общепризнанной (в то время — официально) основы всего экономического и социального строя?
Каким же путем (способами) эта приватизация может быть осуществлена в специфических социалистических условиях, когда производственные фонды монопольно принадлежат государству или находятся под прямой его эгидой?
И вот здесь — четко зафиксируем этот пункт! — в силу императивов всего существующего строя приватизация в российском обществе оказалась такой, когда она стала осуществляться огосударствленными способами. Феномен, надо прямо сказать, уникальный, поразительный. Прива-
Часть третья. Собственность в России
тизация, попросту говоря, — это в экономической области отход от государства — преодоление огосударствления. А в данном случае это «преодоление» осуществляется непосредственно на государственных началах. А как же, спрашивается, могло быть иначе, если принципы и идеалы демократии полностью еще не реализовались, сильны былые авторитарные принципы, в немалой мере унаследованные от советского прошлого?
В чем же состояло огосударствление способов приватизации в России?
Вот скажем, один из наиболее широко известных (чуть ли ни «классический», характерный для свободного общества) способ передачи имущества от государства в частные руки — это продажа государственного имущества частным лицам и их объединениям.
Ясно, что в те годы (речь идет о начале 1990-х гг.) российское общество далеко не во всем было готово к такому решению — ни по «факту», т. е. реальному положению дел в стране (в обществе не было готовых к такого рода сделкам состоятельных покупателей и хозяйственников-рыночников, особенно из числа рядовых граждан, трудяг-хозяйственников), ни по общей структуре огосударствленной экономики (приобретенное имущество пока еще не могло быть использовано по законам конкурентной товарно-рыночной экономики), ни по юридическим основам, методике и практике продажи государственных имуществ (еще поначалу отсутствовало новое, надлежащее гражданское законодательство, правила и опыт проведения аукционов, конкурсов), ни по господствующим морально-этическим мотивам (в стране существовало нагнетенное многодесятилетней пропагандой неприятие капиталистов, которые бы благоденствовали, как представлялось многими гражданами, на скупленном у народа добре). Большинству граждан представлялось в то время и представляется ныне, что массовая распродажа государством гигантского имущества, созданного тяжелейшим, порой и впрямь каторжным трудом поколениями царского и советского прошлого людей, с безвозвратной утратой им своего имуществен-
Глава тринадцатая. Приватизация в России
ного и социального статуса, является делом по многим параметрам и критериям несправедливым, неправедным.
Не секрет, что и в те годы произошло известное количество актов «просто продажи» некоторых государственных имуществ по правилам существующего законодательства (Гражданского кодекса РСФСР 1965 г., а затем в середине 1990-х гг. нового Гражданского кодекса РФ).
Но все же показательными для начальной поры приватизации, наложившими на нее печать «прогосударствен-ной операции» стали так называемые залоговые аукционы, которые как будто бы давали «победителю аукциона» действовать в качестве собственника, но в действительности даже не поддаются строгому научному анализу и в принципе противоречит самой природе купли-продажи. Несмотря на то что залог хотя и принадлежит к вещным правам (обеспечительного порядка), однако не означает передачу права собственности, дающего право свободного распоряжения данными объектами, в том числе и в производственной деятельности.
Создается впечатление, что под прикрытием указанного (наукой и практикой не проработанного) института, не вошедшего в общую систему гражданских правоотношений, осуществлялась в свое время административная передача отдельных (реально и в перспективе богатейших) объектов государственной собственности некоторым, как говорилось в то время, «назначенным» лицам, нередко делающая их суперсобственниками. Притом эта передача осуществлялась юридически несостоятельным путем, т. е. на основании процедур, в соответствии с которыми, как свидетельствуют факты, обнародованные в печати, не только не было реальных аукционов, но главное — не происходило правомерного обретения собственности их участниками, так как залог сам по себе, даже при самых изощренных чиновничьих придумках, не может быть законным способом передачи права собственности от государства тем или иным лицам.
К разряду огосударствленной приватизации принадлежит (вслед за залоговыми аукционами) акционирование — преобразование государственной собственности, сущест-
Часть третья. Собственность в России
вующей в виде государственных предприятий, путем приобретения последними статуса акционерных обществ. То есть реформаторская мера, которая в силу ее масштабности и директивное™ приобрела характер жесткой политической линии — сплошного акционирования. К тому же такой линии, которая, наряду с известными позитивными последствиями, имела в своей основе во многом огосударствленный характер и, более того, привела к серьезным изменениям в хозяйственной жизни нашего общества. Да и не только хозяйственной.
Обратимся к некоторым чертам акционирования как «способу» приватизации.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО возникает вопрос о том, какие имеются основания для того, чтобы относить акционирование к огосударствленной приватизации? Ведь при акционировании граждане вправе свободно скупать акции (а работники предприятия по определенным квотам вообще получают их бесплатно), деятельность акционерного общества определяется через общее собрание и образованные ими органы самими акционерами; да и вообще собственниками имущества такого общества признаются сами акционеры. Неужели дело лишь в том, что акционирование происходит по инициативе государства и оно же, государство, в своих законодательных и иных нормативных правовых актах определяет структуру и деятельность акционерного общества?
Основания приведенных выше утверждений об акционерном обществе как об огосударствленном способе приватизации таковы.
Здесь, прежде всего, надо признать, что проблематично в принципе — возможно ли вообще с помощью одних декларативных положений и административных мер преобразовать госпредприятие советского образца, т. е. всего лишь частичку «одной фабрики» в масштабах всей страны (причем «частичку», несущую на себе коренные особенности и органические пороки всей системы), в нечто принципиально качественно иное. А именно в свободно-
Глава тринадцатая. Приватизация в России
го товаропроизводителя — в частного предпринимателя, коммерческое общество, готовое функционировать в условиях частнособственнической, конкурентной товарно-рыночной экономики? Что будто бы должно олицетворять сам факт установления в данном случае частной собственности? Линия, увы, сохранившаяся до нынешней поры, когда в чиновничьем аппарате сама постановка о приватизации того или иного государственного предприятия сводится лишь к одному — к его «акционированию».
Ибо, во-первых, по своей экономической сути и юридической конструкции институт «акционерное общество», сложившийся в развитых капиталистических странах для обеспечения концентрации капиталов, рационального управления и свободного движения капиталов уже существующей частной собственности в производстве, не приспособлен для преобразования отношений собственности. Тем более такого коренного, как переход от всеохватывающей государственной собственности к собственности частной, когда бы раскрылась ее мощная стабилизирующая и стимулирующая роль, фактор ответственности в производстве и создалась развитая конкурентная среда.
И во-вторых, неизбежно возникает вопрос: как здесь быть с самой административно-командной природой социалистического государственного предприятия со всей ее советской спецификой? Не сохранится ли она в том или иной виде и после переоформления государственного предприятия в акционерное общество? Особенно в сфере собственности? Тем более что рядовые работники предприятия, хотя и одариваются акциями, но акциями «не голосующими»; так что после такого «приватизирования» формирование руководства подобного акционерного общества остается в руках правящей административной системы вместе с аффинированными лицами (несомненно, с учетом особенностей принятой у нас изначально американской модели акционерного общества, в котором центр тяжести в его структуре принадлежит не самим акционерам, как в Европе, а управляющим корпоративным органам).
Увы, все эти особенности права собственности советского образца в экономике, ее административно-команд-
Часть третья. Собственность в России
ная суть и своеобразие организационно-правовой формы собственности в виде акционерного общества не были приняты во внимание при официальной приватизации1.
1 В настоящее время принято считать, что приватизация, проведенная в России в первой половине и середине 1990-х гг., имеет много крупных недостатков, пороков. Это действительно так.
Вместе с тем ныне, пожалуй, есть основания не только для обобщения политических и публицистических оценок, но и для более основательной постановки вопроса. И, прежде всего, по-видимому, крупным шагом стала бы проработка всего нормативного материала, принятого в 1991—1997 гг., начиная с утратившего силу Закона РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», а затем указов Президента РФ и, особенно, ведомственных актов, принятых в 1992—1994 гг., в том числе актов Госимущества, установивших помимо всего иного, трехвариантную схему будто бы предоставления льгот для работников приватизируемых предприятий, а на деле — быстрого обретения «назначенными лицами» крупных пакетов акций предприятий, становящихся под флагом приватизации акционерными обществами (что, думается, и определило использование при такой «приватизации» конструкции акционерного общества — ларчик-то при внимательном анализе открывается просто). И это не просто передача по упомянутым ведомственным актам административному руководству 5% голосующих акций, но и с использованием ряда конструкций — «закрытые списки», «списки инициативных групп» и проч. — массовая скупка акций в условиях бедственного имущественного положения рядовых работников и дешевизны акций в обстановке нарастающей инфляции тех лет (в 1994—1995 гг. свыше 1000% ежегодно). См. по данной группе вопросов интересные соображения в книге: Комарицкий С. И. Приватизация: правовые проблемы: Курс лекций. М., 2000.
Система льгот, предусмотренная упомянутым Законом, обернулась на практике, как это неизбежно происходит при недостаточном или ущербном правовом регулировании, когда начинает доминировать «право силы» (кулачное право), гигантским обогащением господствующих кругов в области экономики. Впрочем, конструкция «акционерное общество» в постсоветских условиях сработала в пользу сильных мира сего и в последующем (подробнее об этом в следующем параграфе). Недаром она с такой настойчивостью, вопреки исконному российскому опыту, предлагалась зарубежными специалистами, работавшими в то время в ряде учреждений в качестве консультантов.
Глава тринадцатая. Приватизация в России
Реально при официальной приватизации происходила (в условиях рассматриваемой системы) «административная раздача» государственного имущества. В сугубо административном порядке (в том же стиле, как и при раздаче ваучеров) определились, как уже упоминалось в сноске, по нескольким схемам, установленным управленческими учреждениями, квоты, в соответствии с которыми административные управляющие и рядовые члены коллективов наделялись акциями. Притом, что весьма знаменательно, рядовые члены коллективов наделялись акциями, названными «привилегированными», которые не предусматривали какого-либо управления собственностью, а в сущности давали лишь право на получение дивидендов и которые — еще раз внимание! — сразу могли быть пущены в оборот (что во многих случаях фактически и происходило, когда в обстановке бедственного имущественного положения работников, акции за бесценок в массовом количестве скупались у работников оборотистыми дельцами, в том числе руководителями предприятия).
И вот после административной раздачи акций государственное предприятие выходило из системы государственного управления, а новоявленные акционеры с «голосующими» акциями (административные управляющие, выступавшие наряду со льготными получателями, приобретателями доминирующих пакетов акций) создавали органы управления, и предприятие считалось «приватизированным». «Приватизация», таким образом, сводилась в большинстве случаев к известным перестановкам и административным новациям на уровне чиновничьего, административного аппарата, да к тому еще, что путем манипуляциями акций открывалась перспектива сосредоточения всего имущества предприятия у владельцев основных пакетов акций.
Отсюда и кампания по «сплошному акционированию» в России, проведенная в 1992—1996 гг. решениями и односторонними властными актами государственных инстанций, обернулась во многих случаях одной лишь сменой вывесок, всевластием руководителей обществ, а также тем, что былые государственные предприятия стали объектом свободных, нередко сугубо спекулятивных one-
Часть третья. Собственность в России
раций, связанных с продажей и покупкой акций. Иной раз с единственной целью иных субъектов хозяйствования — либо формирования монопольных структур, либо избавления от сильного конкурента на рынке — отечественном или международном.
И таким путем, минуя механизмы конкурентного товарно-рыночного хозяйства, не обогащенная ими, государственная собственность напрямую из властно-административного поприща «уходила» в акционерные общества.
Конечно, собственность, даже еще не включившаяся в частнособственнические конкурентные товарно-рыночные механизмы, через свой «знак» в виде акций также порождает некий «собственнический» эффект — интересы акционера в дивидендах. Но эти интересы и стремления своеобразны: они отделены и отдалены от производства, замкнуты в основном сферой финансовых отношений, реализуются, главным образом, в игре на бирже, в банках, в совершении прибыльных финансовых операций и в манипулировании акциями и носят подчас спекулятивный характер, причем с агрессивно-иждивенческих позиций собственника-рантье.
Реальный же интерес и ответственность собственника за состояние дел на производстве остается не у любого и каждого акционера, а у держателя более или менее крупного пакета акций и, прежде всего (нередко исключительно), у владельца контрольного и — частично — блокирующего пакета акций (притом «голосующих»), у глав акционерной бюрократии — ведущих управляющих, менеджеров, нередко прикрывающих свои произвольные, чаще всего своекорыстные действия жупелом неких «корпоративных интересов». И в целом, как отмечалось в отношении процедур переоформления государственных предприятий в акционерные общества, у властвующей в экономике административной системы1.
1 Не исключено, впрочем, что инициаторы и составители программы общего акционирования, взяв в качестве ориентира развитые формы собственности, связанные с рынком ценных бумаг, преследовали благие цели, стремились, можно предположить, вывести
V.
Глава тринадцатая. Приватизация в России
4
ТАКИМ ОБРАЗОМ, проведенная официальная приватизация не только не решила проблему преобразования монопольной государственной собственности, не устранила действительного государственного «владычества» в хозяйстве и не вызвала стойких и всеобщих частнособственнических стимулов в производстве. Она, напротив, сохранив администртивно-управляющие начала в своей основе, через «вольный простор» при продаже и покупке акций открыла благоприятные возможности для овладения и передела собственности сильными мира сего — в основном выходцами из комсомольско-партийной номенклатуры, чиновничества, криминальных кругов, клана внезапно обогатившихся чиновников, да легализовала спекулятивные операции с акциями. Осуществленная в виде сплошного акционирования государственных предприятий приватизация обернулась формированием, по существу, особого вида «верховной собственности», по
российское приватизированное хозяйство на совершенные и отработанные на Западе формы обладания гражданами «частичками» собственности в виде свободно обращающихся акций. Консультанты по этим вопросам, как свидетельствуют содержание и даже формулировки принятых на этот счет нормативных документов, — это, судя по всему, результаты разработок западных специалистов, в той или иной мере владеющих тонкостями финансово-акционерного хозяйства, притом преимущественно американского типа, который в отличие от европейской модели ориентирован не на акционеров, а на работу управляющих структур акционерного общества (некоторые из таких специалистов к тому же впоследствии в «своих странах» были привлечены к ответственности за свои корыстные деяния в ходе российской приватизации). И кто знает, подобная направленность на высокоразвитые образцы акционерной собственности, возможно, и позволит нашим специалистам, менеджерам в какой-то мере овладевать развитыми, отработанными формами товарно-рыночного хозяйствования. К этому следует добавить, что и в современных посткоммунистических условиях акционерная форма хозяйствования может дать тем или иным предприятиям значительный эффект, в том числе обеспечить на основе свободно обращающихся акций привлечение больших денежных средств, инвестиций, в том числе зарубежных, с последующим наращиванием производства.
Часть третья. Собственность в России
своей сути весьма близкой к собственности государственной со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями (об этом — в гл. 14). Что, возможно, и создало почву для быстрого, чуть ли не мгновенного появления, как бы сброшенного с иной планеты «десанта» хозяйствующих у нас всесильных «долларовых» миллионеров и миллиардеров, запредельной роскоши их бытия, их немыслимых по меркам здравого смысла трат в далеких от экономики и интересов общества сферах.
Примечательно, что и после сплошного акционирования, проведенного в России под флагом приватизации, формально акционированные предприятия ничуть не меньше, чем предприятия, находящиеся на хозрасчете, оперативном управлении или хозяйственном ведении, фактически так и остались пребывать в том реальном режиме, который характерен для государственной собственности. Разве только оказались развязанными руки у «директоров» (и «красных», и «белых»), которые вместе с иными руководящими лицами обогащаются с потрясающей стремительностью, и сами предприятия, продолжая функционировать по статусу особой разновидности верховной собственности, стали беспрепятственным объектом для своекорыстных операций и игр воротил номенклатурного финансового капитала — отечественного и зарубежного.
Да и к тому же во всем посткоммунистическом обществе возник единственный идол-сверхценность — деньги, их обретение любой ценой, заслонившее во многом собой все богатство истинно человеческого материального и духовного мира. Со всеми вытекающими отсюда многообразными и нарастающими негативными последствиями, распространяющимися на все сферы жизни общества.
Только спустя 6—7 лет после начала «кардинальных реформ», в условиях их очевидных (но официально не признаваемых) неудач, в 1997—1998-х и в последующие годы стали предприниматься попытки как-то преобразовать всю созданную при социализме экономико-социальную махину формально приватизированной, но, по своей сути, реально еще остающейся в атмосфере тотально ого-
Глава тринадцатая. Приватизация в России
сударствленной собственности, а именно: экономически реконструировать былые государственные предприятия, ныне выступающие в качестве акционерных обществ, изменить положение дел в области коммунального хозяйства, упорядочить льготы. Все то, что туманно и лукаво именуется «структурными реформами», а на деле наконец-то являет собой реальные шаги в разгосударствлении и действительной приватизации в экономике, по существу продолжающие преобразования, начатые в 1989—1990 гг.
В СЕРЕДИНЕ 1990-х гг., когда уже стали очевидными неблагополучные результаты приватизации в промышленности, история повторилась. При попытке перевести на частнособственническую основу советское «колхозно-совхозное» сельское хозяйство (являющееся, действительно, корневой проблемой экономических преобразований в нашей стране) вновь негативную роль сыграла неотработанность юридических механизмов. Объектом приватизации здесь стала не собственность, выраженная в праве вещного характера (в праве собственности, и ее производных — таких, как право пожизненного наследуемого владения — все то, что выражает прямую связь лица с вещью — землей), а «доля в праве» объединений, владеющих землей (конструкция, упречная и в строго юридическом плане поразительно соответствующая рассуждениям некоторых западных специалистов о собственности как «пучке» или «доле» прав).
Все дело в том, что конструкция «доля в праве» относится по своей сути к построениям обязательственного порядка, непосредственно не выраженным в вещных отношениях, которые только и могут стать основой статуса «хозяина».
Вот и получилось, что такого рода преобразования привели не к утверждению продуктивных частнособственнических начал в сельском хозяйстве, а к процессам, аналогичным тем, которые происходят в «акционированной экономике», — к продажам и скупкам «долей в праве», в итоге — к переделу земельной собственности, сосредото-
Часть третья. Собственность в России
чению ее у бюрократического чиновничества, новых латифундистов, выходцев из номенклатуры, криминальных кругов. Появились здесь, как свидетельствуют факты нынешнего времени, и «свои» рейдеры, которые вместе с коррумпированной местной администрацией оформляют собственность нашенским супербогачам, не считаясь с «долями» крестьян, на крупные землевладения — для целых сельских поместьев, загородных дворцов и сопутствующих им заведений.