Экономико-математическая




Постановка задач

Массового обслуживания

Правильная или наиболее удачная экономико-математическая постановка задачи в значительной степени определяет полезность рекомендаций по совершенствованию систем массового обслуживания в коммерческой деятельности.

В связи с этим необходимо тщательно проводить наблюдение за процессом обслуживания в системе, поиска и выявления существенных связей, формирования проблемы, выделения цели, определения показателей и выделения экономических критериев оценки работы СМО. В этом случае в качестве наиболее общего, интегрального показателя могут выступать затраты, с одной стороны, СМО коммерческой деятельности как обслуживающей системы, а с другой - затраты заявок, которые могут иметь разную по своему физическому содержанию природу.

Повышение эффективности в любой сфере деятельности К. Маркс, в конечном счете, рассматривал как экономию времени и усматривал в этом один из важнейших экономических законов. Он писал, что экономия времени, равно, как и планомерное распределение рабочего времени по различным отраслям производства, остается первым экономическим законом на основе коллективного производства. Этот закон проявляется во всех сферах общественной деятельности.

Для товаров, в том числе и денежных средств, поступающих в коммерческую сферу, критерий эффективности связан со временем и скоростью обращения товаров и определяет интенсивность поступления денежных средств в банк. Время и скорость обращения, являясь экономическими показателями коммерческой деятельности, характеризуют эффективность использования средств, вложенных в товарные запасы. Товарооборачиваемость отражает среднюю скорость реализации среднего товарного запаса. Показатели товарооборачиваемости и уровня запасов тесно связаны известными моделями. Таким образом, можно проследить и установить взаимосвязь этих и других показателей коммерческой деятельности с временными характеристиками.

Следовательно, эффективность работы коммерческого предприятия или организации складывается из совокупности времени выполнения отдельных операций обслуживания, в то же время для населения затраты времени включают время на дорогу, посещение магазина, столовой, кафе, ресторана, ожидание начала обслуживания, ознакомление с меню, выбор продукции, расчет и т.д. Проведенные исследования структуры затрат времени населения свидетельствуют о том, что значительная его часть расходуется нерационально. Заметим, что коммерческая деятельность в конечном счете направлена на удовлетворение потребности человека. Поэтому усилия моделирования СМО должны включать анализ затрат времени по каждой элементарной операции обслуживания. С помощью соответствующих методов следует создавать модели связи показателей СМО. Это обусловливает необходимость наиболее общие и известные экономические показатели, такие, как товарооборот, прибыль, издержки обращения, рентабельность и другие, увязывать в экономико-математических моделях с дополнительно возникающей группой показателей, определяемых спецификой обслуживающих систем и вносимых собственно спецификой теории массового обслуживания.

Например, особенностями показателей СМО с отказами являются: время ожидания заявок в очереди , поскольку по своей природе в таких системах существование очереди невозможно, то и, следовательно, вероятность ее образования . По числу заявок определяется режим работы системы, ее состояние: при простой каналов, при обслуживание заявок, при обслуживание и отказ. Показателями таких СМО являются вероятность отказа в обслуживании , вероятность обслуживания , среднее время простоя канала , среднее число занятых и свободных каналов среднее время обслуживания , абсолютная пропускная способность .

Для СМО с неограниченным ожиданием характерно, что вероятность обслуживания заявки поскольку длина очереди и время ожидания начала обслуживания не ограничены, т.е. формально и . В таких системах возможны следующие режимы работы: при наблюдается простой каналов обслуживания, при - обслуживание и при - обслуживание и очередь. Показателями эффективности таких СМО являются среднее число заявок в очереди , среднее число заявок в системе , среднее время пребывания заявки в системе , абсолютная пропускная способность .

В СМО с ожиданием с ограничением на длину очереди если число заявок в системе , то наблюдается простой каналов, при - обслуживание, при - обслуживание и очередь и при k > n+m - обслуживание, очередь и отказ в ожидании обслуживания. Показателями эффективности таких СМО являются вероятность отказа в обслуживании - вероятность обслуживания , среднее число заявок в очереди , среднее число заявок в системе , среднее время пребывания заявки в системе , абсолютная пропускная способность .

Таким образом, перечень характеристик систем массового обслуживания можно представить следующим образом: среднее время обслуживания - ; среднее время ожидания в очереди - ; среднее время пребывания в СМО - ; средняя длина очереди - ; среднее число заявок в СМО - ; количество каналов обслуживания - ; интенсивность входного потока заявок - ; интенсивность обслуживания - ; интенсивность нагрузки - ;коэффициент нагрузки - ; относительная пропускная способность - ; абсолютная пропускная способность - ; доля времени простоя СМО - ; доля обслуженных заявок - ; доля потерянных заявок - ; среднее число занятых каналов - ; среднее число свободных каналов - ; коэффициент загрузки каналов - ; среднее время простоя каналов - .

Следует заметить, что иногда достаточно использовать до десяти основных показателей, чтобы выявить слабые места и разработать действенные рекомендации по совершенствованию СМО. Это часто связано с решением вопросов согласованной работы цепочки или совокупностей СМО.

Например, в коммерческой деятельности необходимо учитывать еще и экономические показатели СМО: общие затраты - ; издержки обращения - ; издержки потребления - ; затраты на обслуживание одной заявки - ; убытки, связанные с уходом заявки, - ; затраты на эксплуатацию канала - ; затраты простоя канала - ; капитальные вложения - ; приведенные годовые затраты - ; текущие затраты - ; доход СМО в единицу времени - .

В процессе постановки задачи необходимо раскрыть взаимосвязи показателей СМО, которые по своей базовой принадлежности можно разделить на две группы: первая связана с издержками обращения , которые определяются числом занятых обслуживания каналов, затратами на содержание СМО, интенсивностью обслуживания, степенью загрузки каналов, эффективностьюих использования, пропускной способностью СМО и др.; вторая группа показателей определяется издержками собственно заявок , поступающих на обслуживание, которые образуют входящий поток, ощущают эффективность обслуживания и связаны с такими показателями, как длина очереди, время ожидания обслуживания, вероятность отказа в обслуживании, время пребывания заявки в СМО и др.

Эти группы показателей противоречивы в том смысле, что улучшение, показателей одной группы, например сокращение длины очереди или времени ожидания в очереди, например, путем увеличения числа каналов обслуживания (официантов, поваров, грузчиков, кассиров), связано с ухудшением показателей другой группы, поскольку это может привести к увеличению времени простоев каналов обслуживания, затрат на их содержание и т.д. В связи с этим при формализации задач обслуживания вполне естественно стремление построить СМО таким образом, чтобы установить разумный компромисс между показателями собственно заявок и полнотой использования возможностей системы. С этой целью необходимо выбрать обобщенный, интегральный показатель эффективности СМО, включающий одновременно претензии и возможности обеих групп. В качестве такого показателя может быть выбран критерий экономической эффективности, включающий как издержки обращения , так и издержки заявок , которые будут иметь оптимальное значение при минимуме общих затрат . На этом основании целевую функцию задачи можно записать так:

Поскольку издержки обращения включают затраты, связанные с эксплуатацией СМО - и простоем каналов обслуживания - , а издержки заявок включают потери, связанные с уходом необслуженных заявок - и с пребыванием в очереди - , тогда целевую функцию можно переписать с учетом этих показателей таким образом:

В зависимости от поставленной задачи в качестве варьируемых, т.е. управляемых показателей, могут быть: количество каналов обслуживания, организация каналов обслуживания (параллельно, последовательно, смешанным образом), дисциплина очереди, приоритетность обслуживания заявок, взаимопомощь между каналами и др. Часть показателей в задаче фигурирует в качестве неуправляемых, которые обычно являются исходными данными. В качестве критерия эффективности в целевой функции могут быть также товарооборот, доход, прибыль или, например рентабельность, тогда оптимальные значения управляемых показателей СМО находятся, очевидно, уже при максимизации указанных показателей, а не при минимизации, как в предыдущем варианте.

В некоторых случаях следует пользоваться другим вариантом записи целевой функции:

где и - соответственно издержки заявок, связанные с уходом необслуженных заявок и с пребыванием в системе.

В качестве общего критерия может быть выбран, например, уровень культуры обслуживания покупателей на предприятиях, тогда целевая функция может быть представлена следующей моделью:

где - значимость показателя устойчивости ассортимента товаров;

- коэффициент устойчивости ассортимента товаров;

- значимость показателя внедрения прогрессивных методов продажи товаров;

, - коэффициент внедрения прогрессивных методов продажи товаров;

, - значимость показателя дополнительного обслуживания;

- коэффициент дополнительного обслуживания;

- значимость показателя завершенности покупки;

- коэффициент завершенности покупки;

- значимость показателя затрат времени на ожидание в обслуживании;

- показатель затрат времени на ожидание обслуживания;

- значимость показателя качества труда коллектива;

- коэффициент качества труда коллектива;

- показатель культуры обслуживания по мнению покупателей.

Для анализа СМО можно выбирать и другие критерии оценки эффективности работы СМО. Например, в качестве такого критерия для систем с отказами можно выбрать вероятность отказа , значение которого не превышало бы заранее заданной величины. Например, требование означает, что не менее чем в 90% случаев система должна справляться с обслуживанием потока заявок при заданной интенсивности . Можно ограничить среднее время пребывания заявки в очереди или в системе. В качестве показателей, подлежащих определению, могут выступать: либо число каналов при заданной интенсивности обслуживания , либо интенсивность при заданном числе каналов.

После построения целевой функции необходимо определить условия решения задачи, найти ограничения, установить исходные значения показателей, выделить неуправляемые показатели, построить или подобрать совокупность моделей взаимосвязи всех показателей для анализируемого типа СМО, чтобы в конечном итоге найти оптимальные значения управляемых показателей, например количество поваров, официантов, кассиров, грузчиков, объемы складских помещений и др.

Рассмотрим применение методов и моделей теории массового обслуживания в алгоритме моделирования типичных для коммерческой деятельности систем массового обслуживания.

 

Модели систем

Массового обслуживания



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: