С неограниченной очередью




Рассмотрим многоканальную СМО с ожиданием и неограниченной длиной очереди, на которую поступает поток заявок с интенсивностью и которая имеет интенсивность обслуживания каждого канала . Размеченный граф состояний представлен на рис. 6.7. Он имеет бесконечное число состояний:

Рис. 6.7. Размеченный граф состояний многоканальной СМО

с неограниченной очередью

Вероятности состояний получим из формул для многоканальной СМО с ограниченной очередью при переходе к пределу при . Следует заметить, что сумма геометрической прогрессии в выражении для расходится при уровне загрузки , очередь будет бесконечно возрастать, а при ряд сходится, что определяет установившийся стационарныйрежимработы СМО, для которого и определим выражения для предельных вероятностей состояний:

Поскольку отказа в обслуживании в таких системах не может быть, то характеристики пропускной способности равны:

среднее число заявок в очереди -

среднее время ожидания в очереди -

среднее число заявок в СМО -

Вероятность того, что СМО находится в состоянии , когда нет заявок и не занято ни одного канала, определяется выражением

Эта вероятность определяет среднюю долю времени простоя канала обслуживания.

Вероятность занятости обслуживанием заявок -

На этом основании можно определить вероятность, или долю времени занятости всех каналов обслуживанием.

Если же все каналы уже заняты обслуживанием, то вероятность состояния определяется выражением.

Вероятность оказаться в очереди равна вероятности застать все каналы уже занятыми обслуживанием.

Среднее число заявок, находящихся в очереди и ожидающих обслуживания, равно:

среднее время ожидания заявки в очереди начала обслуживания:

среднее время пребывания заявки в СМО -

среднее число занятых каналов обслуживанием равно -

среднее число свободных каналов –

коэффициент занятости каналов обслуживанием -

среднее число заявок в СМО -

Важно заметить, что параметр характеризует степень согласования входного потока, например, покупателей в магазине с интенсивностью потока обслуживания. Процесс обслуживания будет стабилен при . Если же , в системе будут возрастать средняя длина очереди и среднее время ожидания покупателями начала обслуживания, и, следовательно, СМО будет работать неустойчиво.

Рассмотрим применение моделей для анализа работы СМО с ожиданием на нескольких примерах.

Пример 1. В столовой к узлу расчета поступает пуассоновский поток посетителей с интенсивностью человек в час. Средняя продолжительность обслуживания контролером-кассиром одного посетителя составляет мин. Определим оптимальное число контролеров-кассиров , при котором общие издержки , определяемые затратами, с одной стороны, на содержание контролеров-кассиров , а с другой - пребыванием посетителей в очереди , были бы минимальны.

На этом основании целевую функцию можно записать так:

Издержки определяются числом каналов обслуживания , величиной затрат, связанных с содержанием в системе одной обслуживающей единицы в течение одной единицы времени (руб./ч) и интенсивностью входного потока .

Издержки потребления , определяются величиной удельных потерь , связанных с пребыванием в очереди одного покупателя в течение единицы времени и средним временем ожидания в очереди . Тогда целевую функцию затрат, связанную с пребыванием покупателей в системе в течение единицы времени, можно записать так:

Для удобства проведения вычислений предположим, что , что позволит определить соотношение стоимостей обслуживания для разных вариантов организации системы. Для наглядности решения задачи построим график целевой функции , по которому найдем минимум затрат, величина которого укажет на оптимальную численность контролеров-кассиров.

Следует заметить, что длина очереди - один из основных показателей эффективности СМО. Причем если длина очереди в системе может бесконечно возрастать, то рациональной организации системы нельзя получить. Только при условии очередь может быть конечна, т. е. число заявок, поступающих в СМО за промежуток времени, равный средней длительности обслуживания , меньше числа обслуживающих каналов. Это обусловлено вероятностным характером как потока заявок, так и временем их обслуживания. Поэтому о рациональности варианта организации СМО можно рассуждать лишь в том случае, если . Поскольку из условия задачи следует, что интенсивность нагрузки , то вычисления показателей системы следует начать с .

Сначала определяем долю времени простоя контролеров-кассиров в течение рабочего дня, т.е. при условии отсутствия покупателей.

Следовательно, 3 контролера-кассира будут простаивать 11% времени от всей продолжительности рабочего дня. Результаты вычислений запишем в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Вероятность застать всех контролеров-кассиров занятыми определяется по формуле Эрланга.

Вероятность оказаться в очереди -

среднее число покупателей, находящихся в очереди, -

среднее время ожидания покупателями в очереди начала обслуживания -

относительная величина затрат для и составляет:

среднее время пребывания посетителя в узле расчета-

среднее число занятых обслуживанием контролеров-кассиров-

среднее число свободных контролеров-кассиров -

Коэффициент занятости контролеров-кассиров обслуживанием, т. е. нагрузка на одного контролера-кассира, или доля занятых обслуживанием каналов, составляет

Среднее число покупателей в узле расчета -

абсолютная пропускная способность узла расчета в столовой -

Затем проводим аналогичные вычисления по определению перечисленных показателей для других значений и результаты запишем в табл. 6.2 и представим в виде рис. 6.8. По данным таблицы следует, что оптимальное число контролеров-кассиров в узле расчета для соотношения , при этом общие затраты будут минимальными.

 

Рис. 6.8. Графическая модель связи относительно затрат СМО

и числа кассиров

Для целей расширения анализа проведены вычисления для разных вариантов соотношения , которое, по данным таблицы, влияет на оптимальную численность контролеров-кассиров.

Пример 2. В расчетном узле магазина самообслуживания работают 3 кассы. Интенсивность входного потока составляет 5 покупателей в минуту. Интенсивность обслуживания каждого контролера-кассира составляет 2 покупателя в минуту. Определим характеристики СМО и дадим оценку ее работы.

Решение.

Определяем характеристики системы массового обслуживания:

интенсивность нагрузки -

поскольку условие устойчивой работы выполнено 2,5 < 3, то можно определять предельные вероятности состояний;

доли времени простоя узла расчета -

вероятность того, что заявка окажется в очереди -

средняя длина очереди -

среднее время пребывания в очереди -

среднее число покупателей в магазине -

среднее количество занятых каналов -

коэффициент занятости каналов -

среднее время пребывания заявки в магазине -

Доля времени простоя расчетного узла в магазине самообслуживания составляет всего 4,5% от продолжительности рабочего дня, а вероятность оказаться в очереди велика - 58,6%, длина очереди небольшая - всего 3,5 покупателя, время ожидания в очереди — 0,7 мин, а коэффициент занятости каналов -83,3%, поэтому система работает удовлетворительно. Следует иметь в виду, что при увеличении интенсивности входного потока , может нарушиться стационарный режим работы СМО, и при очередь будет нарастать, и система не будет справляться с обслуживанием.

Пример 3. В магазине самообслуживания установлены два кассовых аппарата. Интенсивность входного потока в будние дни в среднем составляет 1,3 покупателя в минуту до обеда, 1,8 покупателя/мин - после обеда, а в субботу и воскресенье - в среднем 2,2 покупателя/мин. Среднее время обслуживания покупателя контролером-кассиром составляет 52 сек. Проведем анализ работы системы массового обслуживания магазина.

Решение.

Определяем характеристики СМО отдельно для каждого варианта значения интенсивности входного потока:

интенсивность нагрузки -

поскольку , то , и, следовательно, возможен стационарный режим работы, при котором

доля времени простоя кассиров -

вероятность оказаться в очереди -

среднее число покупателей в очереди -

среднее число покупателей в магазине -

среднее число занятых каналов -

среднее время пребывания заявки в очереди -

среднее время пребывания заявки в магазине -

коэффициент занятости каналов -

Интенсивность входного потока влияет на все характеристики СМО, доля времени простоя уменьшается до 2,5%, вероятность образования очереди увеличивается до 0,86, среднее число покупателей в очереди увеличивается до 17 человек, что уже недопустимо, поскольку потенциальные покупатели будут уходить к конкурентам, что в конечном итоге приведет к уменьшению длины очереди и снижению экономических показателей, поэтому необходимо ориентироваться на покупателей и стремиться обслужить всех путем введения дополнительного кассового аппарата после обеда и в субботние, и воскресные дни, ориентируясь на режим работы с длиной очереди в 3 покупателя.

Контрольные вопросы

1. 1. Зачем нужны характеристики СМО?

2. 2. Как пользоваться характеристиками СМО с отказами в коммерческой деятельности?

3. 3. Как применять характеристики СМО с ожиданием в коммерческой деятельности?

4. 4. Как аргументировать построение СМО с ограничением на длину очереди в коммерческой деятельности?

5. 5. Каким образом можно оценить свою деятельность с помощью характеристик СМО?

6. 6. Как можно провести оценку работы вашего руководителя на основе характеристик СМО?

7. 7. Проведите оценку работы характеристиками СМО мини-маркета, книжного киоска или любого другого торгового предприятия.

8. 8. Проведите оценку согласованности взаимодействия студентов в группе с помощью характеристик СМО в процессе выполнения фрагментов учебного процесса: выполнения курсовых работ, подготовки и сдачи зачетов, экзаменов.

9. 9. Дайте оценку взаимодействия членов вашей семьи утром характеристиками СМО.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: