Характеристики системы массового обслуживания




Покупателей в зоне расчетного узла

Интерес представляет сравнительный расчет мощности кассового узла как с учетом экспресс-касс, так и без них. В табл. 7.4 приведены характеристики системы обслуживания кассового узла трех типоразмеров универсамов, рассчитанные по моделям для СМО с ограничением на длину очереди на наиболее напряженный период рабочего дня с 17 до 21 ч.

Анализ данных этой таблицы показывает, что неучет фактора "Структура потока покупателей по типу кассового обслуживания" на стадии технологического проектирования может привести к увеличению зоны расчетного узла на 22-33%, а отсюда соответственно и к уменьшению установочных и выставочных площадей торгово-технологического оборудования и товарной массы, размещаемой в торговом зале.

Проблема определения мощности кассового узла представляет собой цепочку взаимосвязанных характеристик. Так, увеличение его мощности сокращает время покупателей на ожидание обслуживания, уменьшает вероятность потери требований и, следовательно, потери товарооборота. Наряду с этим необходимо соответственно уменьшить зону самообслуживания, фронт торгово-технологического оборудования, товарную массу в торговом зале. В то же время увеличиваются затраты на заработную плату контролеров-кассиров и оборудование дополнительных рабочих мест. Поэтому необходимо проводить оптимизационные расчеты.

Таблица 7.4

 

Рассмотрим характеристики системы обслуживания в кассовом узле универсама торговой площадью 650 м2, рассчитанные по моделям СМО с ограниченной длиной очереди для различных мощностей его кассового узла в табл. 7.5.

На основе анализа данных табл.7.5 можно сделать вывод, что по мере увеличения количества касс время ожидания покупателей в очереди растет, а затем после определенного момента резко падает. Характер изменения графика времени ожидания покупателей понятен, если параллельно рассматривать изменение вероятности потери требований .Вполне очевидно, что когда мощность кассового узла чрезмерно мала, то более 85% покупателей будет уходить необслуженными, а оставшаяся часть покупателей будет обслужена и при этом за очень короткое время. Чем больше мощность кассового узла, тем вероятность потери требований будет уменьшаться и соответственно тем большее число покупателей будет дожидаться своего обслуживания, а значит и время их ожидания в очереди соответственно будет расти. После того как расчетный узел превысит оптимальную мощность, время ожидания и вероятность потерь будут резко уменьшаться.

Таблица 7.5

 

Для универсама торговой площадью 650 м2 этот предел для зоны обычных касс лежит между 6 и 7 кассовыми аппаратами. При 7 кассовых аппаратах соответственно среднее время ожидания - 2,66 мин, а вероятность потери заявок очень мала - 0,1%. Таким образом, задача состоит в выборе такой мощности кассового узла, которая позволит получить минимальные совокупные затраты на массовое обслуживание покупателей.

В связи с этим следующим этапом решения поставленной задачи является оптимизация мощности кассового узла на базе применения моделей СМО разных типов с учетом совокупных затрат и перечисленных выше факторов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: