Обслуживания коммерческого
Предприятия
Одной из важных задач коммерческой деятельности является рациональная организация торгово-технологического процесса массового обслуживания, например, в универсаме. В частности, определение мощности кассового узла торгового предприятия является непростой задачей. Такие экономико-организационные показатели, как нагрузка товарооборота на 1 м2 торговой площади, пропускная способность предприятия, время пребывания покупателей в магазине, а также показатели уровня технологического решения торгового зала: соотношение площадей зон самообслуживания и расчетного узла, коэффициенты установочной и выставочной площадей, во многом определяются пропускной способностью кассового узла. В этом случае пропускную способность торгового зала можно рассматривать как пропускную способность двух зон (фаз) обслуживания: зоны самообслуживания и зоны расчетного узла рис. 7.1.
- интенсивность входного потока покупателей,
- интенсивность прохода покупателей зоны самообслуживания,
- интенсивность прихода покупателей в расчетный узел,
- интенсивность потока обслуживания.
Рис. 7.1. Модель двухфазной СМО торгового зала универсама
Основная функция расчетного узла состоит в обеспечении высокой пропускной способности покупателей в торговом зале и создании комфортного обслуживания покупателей. Факторы, влияющие на пропускную способность расчетного узла, можно разделить на две группы:
1) экономико-организационные факторы: система материальной ответственности в универсаме; средняя стоимость и структура одной покупки;
2) организационная структура кассового узла;
3) технико-технологические факторы: применяемые типы кассовых аппаратов и кассовых кабин; применяемая контролером-кассиром технология обслуживания покупателей; соответствие мощности кассового узла интенсивности покупательских потоков.
|
Из перечисленных групп факторов наибольшее влияние оказывают организационное построение кассового узла и соответствие мощности кассового узла интенсивности покупательских потоков.
Рассмотрим обе фазы системы обслуживания:
1) выбор покупателями товаров в зоне самообслуживания;
2) обслуживание покупателей в зоне расчетного узла.
Входящий поток покупателей попадает в фазу самообслуживания, и покупатель самостоятельно отбирает нужные ему товарные единицы, формируя их в единую покупку. Причем время этой фазы зависит от того, как взаиморазмещены товарные зоны, какой фронт они имеют, сколько времени тратит покупатель на выбор конкретного товара, какова структура покупки и т.д.
Выходящий поток покупателей из зоны самообслуживания одновременно является входящим потоком в зону кассового узла, который последовательно включает ожидание покупателя в очереди и затем обслуживание его контролером-кассиром. Кассовый узел можно рассматривать как систему обслуживания с потерями или как систему обслуживания с ожиданием.
Однако ни первая, ни вторая рассмотренные системы не позволяют реально описать процесс обслуживания в кассовом узле универсама по следующим причинам:
в первом варианте кассовый узел, мощность которого будет рассчитана на систему с потерями, требует значительных как капитальных вложений, так и текущих затрат, на содержание контролеров-кассиров;
|
во втором варианте кассовый узел, мощность которого будет рассчитана на систему с ожиданиями, приводит к большим затратам времени покупателей в ожидании обслуживания. При этом в часы «пик» зона расчетного узла «переполняется» и очередь покупателей «перетекает» в зону самообслуживания, что
нарушает нормальные условия для выбора товара другими покупателями.
В связи с этим целесообразно рассматривать вторую фазу обслуживания как систему с ограниченной длиной очереди, промежуточную между системой с ожиданием и системой с потерями. При этим предполагается, что одновременно в системе может находиться не более L, причем L = п + т, где п - количество обслуживаемых клиентов в кассах, т - количество покупателей, стоящих в очереди, причем любая т + 1 - заявка, покидает систему необслуженной.
Это условие позволяет, с одной стороны, ограничить площадь зоны расчетного узла с учетом максимально допустимой длины очереди, а с другой - ввести ограничение на время ожидания покупателями обслуживания в кассовом узле, т.е. учитывать издержки потребления покупателей.
Правомерность постановки задачи в таком виде подтверждается проведенными обследованиями потоков покупателей в универсамах, результаты которых приведены в табл. 7.1, анализ которых выявил тесную связь между средней длиной очереди в кассовом узле и количеством покупателей, не совершивших покупок.
В организации работы кассового узла универсама имеется еще одна важная особенность, которая значительно влияет на его пропускную способность: наличие экспресс-касс (одной-двух покупок). Изучение структуры потока покупателей в универсамах по типу кассового обслуживания показывает, что поток обслуженных через экспресс-кассы, достигает 34,5%, а их товарооборот составляет 12,9 % (табл.7.2).
|
Таблица 7.1
Таблица 7.2
Для окончательного построения математической модели процесса обслуживания с учетом перечисленных выше факторов необходимо определить функции распределения случайных величин, а также случайные процессы, описывающие входящие и выходящие потоки покупателей:
1) функцию распределения времени покупателей на выбор товаров в зоне самообслуживания;
2) функцию распределения времени работы контролера-кассира для обычных касс и экспресс-касс;
3) случайный процесс, описывающий входящий поток покупателей в первую фазу обслуживания;
4) случайный процесс, описывающий входящий поток во вторую фазу обслуживания для обычных касс и экспресс-касс.
Моделями для расчета характеристик системы массового обслуживания удобно пользоваться в том случае, если входящий поток требований в систему обслуживания является простейшим пуассоновским потоком, а время обслуживания заявок распределено по экспоненциальному закону.
Исследование потока покупателей в зоне кассового узла показало, что для него может быть принят пуассоновский поток. Функция распределения времени обслуживания покупателей контролерами-кассирами является экспоненциальной, такое допущение не приводит к большим ошибкам.
Безусловный интерес представляет анализ характеристик обслуживания потока покупателей в кассовом узле универсама, рассчитанных для трех систем: с потерями, с ожиданием и смешанного типа.
Расчеты параметров процесса обслуживания покупателей в кассовом узле проведены для коммерческого предприятия торговой площадью S = 650 м2 на основе следующих данных.
Целевая функция может быть записана в общем виде связи (критерия) выручки от реализации от характеристик СМО:
где: , - кассовый узел состоит из касс обычного типа и экс пресс-касс, всего ;
- интенсивность обслуживания покупателей в зоне обычных касс - 0,823 чсл./мин;
- интенсивность нагрузки кассовых аппаратов в зоне обычных касс – 6,65, ;
- интенсивность обслуживания покупателей в зоне экспресс-касс - 2,18 чсл./мин;
- интенсивность входящего потока в зону обычных касс - 5,47 чел./мин;
- интенсивность нагрузки кассовых аппаратов в зоне экспресс-кассе – 1,63, ;
- интенсивность входящего потока в зону экспресс-касс - 3,55 чел./мин;
- для модели СМО с ограничением на длину очереди в соответствии с проектируемой зоной кассового узла максимально допустимое число покупателей, стоящих в очереди в одну кассу, принимается равным, покупателей.
Следует заметить, что для получения сравнительно небольших по абсолютной величине значений вероятности потерь заявок и времени ожидания покупателей в кассовом узле необходимо соблюдать следующие условия: .
В таблице 7.3 приведены результаты характеристик качества функционирования СМО в зоне расчетного узла.
Расчеты проведены для наиболее напряженного периода времени рабочего дня с 17 до 21 ч. Именно на этот период, как показали результаты обследований, приходится около 50% однодневного потока покупателей.
Из приведенных данных в табл.7.3 следует, что если бы для расчета была выбрана:
1) модель с отказами, то 22,6% потока покупателей, обслуживаемых обычными кассами, и соответственно 33,6% потока покупателей, обслуживаемых экспресс-кассами, должно было бы уйти без покупок;
2) модель с ожиданием, то потерь заявок в расчетном узле не должно бы быть;
3) модель с ограничением на длину очереди, то только 0,12% потока покупателей, обслуживаемых обычными кассами, и 1,8% потока покупателей, обслуживаемых экспресс-кассами, покинет торговый зал без покупок. Следовательно, модель с ограничением на длину очереди позволяет более точно и реально описать процесс обслуживания покупателей в зоне кассового узла.
Таблица 7.3