Глава IX. О РАССУДОЧНОМ МЫШЛЕНИИ, О МЫШЛЕНИИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И НЕПОСРЕДСТВЕННОМ СОЗЕРЦАНИИ 11 глава




 

Уточняя и суммируя этот последний вопрос, как вопрос о теории познания, т. е. диалектики, мы получаем следующее диалектическое движение:

 

  Первобытный коммунизм Классовое общество Коммунизм.
  Единство необходимости и цели Стихийная необходимость, как отрицание цели (это – в товарном и товарно – капиталистическом хозяйстве) Единство необходимости и цели
II Единство практики и теории, при теории, близкой к О. разрыв теории и практики единство теории и практики на обогащенной основе
III Единство анализа и синтеза при их смутности расчленение анализа и синтеза диалектическое единство анализа и синтеза
IV Царство нерасчлененного конкретного царство абстрактного царство диалектического конкретного

 

И так далее. Новый целостный человек, сам представляющий живое единство многообразных функций, и новое целостное общество, имеют и новое, истинно диалектическое и материалистическое мышление. "Способ производства" имеет свой совершенный исторически прогрессивный "способ представления".

 

Здесь нужно остановиться на одном чрезвычайно важном вопросе, без выяснения которого вся проблема социоморфизма познания не получает своего действительного решения и может, при своем неверном понимании, привести к своеобразным идеалистистическим представлениям типа богдановского эмпириомонизма, т. е. одного из видов идеализма.

 

А именно: являются ли "социоморфические очки", как мы ихметафорически – условно назвали, только общественно-субъективными формами, или за ними скрывается и внеобщественное объективное содержание? На этот вопрос нужно ответить утверждением его второй половины. Закономерность есть нечто объективное и от человека независящее. Необходимость есть связь вещей, процессов, равнодушная к самому факту наличия или не-наличия субъекта, который, даже существуя, может ее открывать или не открывать. Поскольку он ее открывает, источником является внешний мир иего действительные связи. Таким образом "закон", "необходимость", как нечто объективно существующее, отражаются в обобщенно-мыслительных категориях "закона", "закономерности", "необходимости", "телеологии" и т. д. Но они сами могут отражаться правильно или извращенно.

 

Рассмотрим здесь с социологически-философской точки зрения эту проблему. Возьмем для этого контроверзу необходимости - телеологии. Есть ли в реальном мире нечто действительно-существующее, что способно навести на ложный путь? Есть. Это, во-первых, практика самого человека. То, что в объективной связи, вне-человеческой связи, предстоит, как субъектный закон, то в целевой практике превращается в правило. Поэтому еще Фрэнсис Бэкон формулировал эту связь так: quod in contemplatione instar causae est, id in operatione instar regulae est", т. е. то, что в наблюдении есть причина, то в действии есть правило. Если на земле "от действия теплоты тело расширяется" то, чтобы расширить тело, нужно его нагреть". Во-вторых, следовательно, целеполагающая деятельность человека есть факт. В-третьих, как мы видели, в природе существует целесообразность post factum, как приспособленность, за спиной которой скрыта необходимость. Но социоморфизм познания, в условиях раздвоенного общества и сублимированных идеальных форм этого раздвоения, приводит к тому, что объективные закономерности природы, природная необходимость, отражается в общественном сознании человека, как сверхчеловеческая телеология. Если мы имеем, например, форму "анимистической причинности", причинности как духовной внутренней "силы вещей", то здесь берется объективная причинность, извращенная в сознании по типу человеческой телеологии, с раздвоением предмета на его "закон" и "факт", с трактовкой причины, как активно духовного начала по отношению к косной материи наподобие управляющих родовых старшин, приказывающих обыкновенным смертным и т. д. Поэтому впоследствии само понятие "закона" (природного закона) оказалось связанным генетически с понятием юридического закона, и на учении о т. н. "естественном законе" можно проследить всю диалектику развития в этой путанице и извращениях, имеющих прочность народного предрассудка.

 

У А. Богданова,у которого исчезает объективный предметный мир, а его научно-обработанное отражение ("научная картина мира", "социально-организованный опыт") заменяет и подменяетсобою реальность вне нас существующую, соответственно получается, что категории связи (такие, например, как анимистическая причинность) суть не социоморфическитрансформированые (и извращенные в ряде случаев) отражения объективного, а только одна проекция общественныхсвязей, вне источника в материальном природном мире. Эта односторонность (антидиалектическая) у него так раздулась и распухла, что привела к настоящему социо-морфотворчеству и в данномпункте. И здесь правильное решение задачи может дать только материалистическая диалектика.

 

Глава XXIV. О ТАК НАЗЫВАЕМОМ РАСОВОМ МЫШЛЕНИИ

С марксистской точки зрения пролегоменами философии являются предпосылки социологического характера.

 

С точки зрения "теории" современного фашизма такими пролегоменами являются предпосылки биологического,конкретнее, расового характера.

 

Как ни мизерабельна и как ни убога идеология националистических башибузуков фашизма, о ней нужно сказать несколько слов, ибо логическая несостоятельность и логическая низкопробность фашистской концепции не мешает ей быть известной общественной силой, идеологической силой контрреволюции.

 

Теоретики расовой биологии утверждают, что важнейшим, решающим, определяющим моментом типа мышления,более того, типа психической жизни вообще (инстинктивно-бессознательного, в психологии, идеологии – и нормативной, и теоретической) является раса,как первично данный формообразующий фактор. Раса, как "народность", "Volkstum", определяет собой добродетели, и пороки, и тип мышления, и науку: теория относительности Эйнштейна,например, относится к еврейской науке и подвергается тем самым остракизму; говорится без стеснения о семитической и арийской физике, математике и т д. Правда, господа идеологи всей этой чепухи не спелись в основных вопросах: то они искали признаков расы во внешне-материальных вещах и процессах (составе крови, форме черепа, цвете волос и глаз, длине носов, величине лицевого угла, соотношении туловища и ног и т. д.); то хватались за соотношение с землей и определенными географическими факторами; то, убоявшись материализма, начинали апеллировать к "внутренним" свойствам, вроде "немецкой верности", "чести" и другим тевтонским добродетелям, включая добродетели пресловутой "белокурой бестии" Ницше,о которой столь много писалось иговорилось за последнее время. В итоге получилась дикая каша:ибо игра с черепами и волосами привела к невероятной путанице и часто к совершено неожиданным результатам. Но она вступила и в принципиальный конфликт с идеалистической мистикой, потребовавшей отказа от материалистической интерпретации биологии, отказа от "внешнего". Однако, вводя все более и более значительные дозы мистических врожденных и неизменных добродетелей, заменяя химический состав крови – "голосом крови", а длину черепа – "честью" и "верностью" в их рубацко-башибуэукском понимании, идеологи фашизма окончательно запутались, и насквозь фальшивая теория стала быстро превращаться в нагло-крикливую и бессодержательную вербалистику.

 

Итак, все же "ученые" фашизма исходят из наличия некое постоянной расовой апперцепции,т. е. "способа представления", определяемом не способом производства, а расой. Как, почему ичто – остается туманным.

 

Но перейдем к разбору основных тезисов этой "теории".

 

Здесь нужно отметить нижеследующие основные пункты.

Во-первых:никаких чистых рас нет. Берем, например, японцев, ближайших друзей немецкого фашизма, "восточных пруссаков", произведенных некоторыми, особо старательными борзописцами фашизма в арийцы. Проф. Конрад (см. Очерк японской истории ((Конрад Н.И. "Очерк японской истории с древнейших времен до "революции Мейддзи // В кн. Япония. Сб. ст./ Под ред. Е.Жукова и А.Розена. – М. 1934.))) сообщает, что японцы этнически сложились из:

 

а) переселенцев с материка (главным образом через Корею), частично со стороны Тихого Океана (из монгольского, т. е. манчжуро-тунгусского мира);

 

в) из выходцев малазийско-полинезийского мира;

 

с) из пересепенцев с южного побережья Китая (предки нынешних племен лоло и мяоузы);

 

д) из еще более ранних переселенцев островов: Эбису (айну) в Средней и Северной Японии, кумасо (хаято) – на Кюсю. В мифологии эти процессы отложились, как напластования племен: "божества земли" (тиги), "боги небес" (тэндзин), "потомки неба" (тэнсеон). Центром объединительного антрополого-этнографического процесса было племя тэнсон,наряду с племенем идзумо, как основной стержень племени ямато,как племя-завоевателя. Но не нужно думать, что перечисленные компоненты были "чистыми". На самом деле они, в свою очередь, являлись сложным продуктом этнического скрещивания. Так обстоит дело с "восточными пруссаками", т. е. японцами,необычайно гордящимися (в лице националистических идеологов) своей расовой чистотой, как чистотой избранного богом народа.

 

Возьмем теперь германцев,ныне руководимых господами расистами. Только абсолютно невежественный человек может соглашаться с тезисом о чистоте "германства" (или какого-либо варианта, вроде "нордической расы"). Германские, кельтские, славянские, литовские, романские элементы (вплоть до эмигрантов-гугенотов, потоком хлынущих когда-то из Франции), – все это смешалось в одну национальную массу (мы не говорим уже о евреях и других этнических группах, вроде мадьяр). В свою очередь, каждый из этих составных элементов тоже продукт смешения. Характерно, что отцы германской расовой идеологии были все не-немцы по происхождению: X. Чемберлен – англичанин, де-Лагард – француз, Евг. Дюринг (бывший яростным антисемитом) – выходец из Швеции по предкам. Что касается арийского происхождени германцев (наиболее чистыми арийцами обычно считаются персы – иранцы и индусы, хотя некоторые "наиболее чистых" персов – иранцев сближают как раз с "наиболее чистыми" семитами, евреями), то новейшие исследования лингвистического порядка показали близость германцев к сванетам и этрускам, т. е. к народам т. н. яфетической группы, которыми пристально занимался покойный ак. Н. Я. Марр ((Имеется в виду работа Марра Н.Я. Актуальные проблемы и очередные задачи яфетической теории. – М.: Из-во Ком. Академ. 1929; Марр Н.Я. Вопросы языка в освещении яфетической теории. – Л.: ОГИ3.1933.)) (см. Friedrich Braun: Die Urbevölkerung Europas und die Herkunft der Germanen). Мы оставляем в стороне работы, доказывающие еврейское происхождение германцев (Sebald Herman), упоминая об этом лишь для иллюстрации дикой путаницы. Но достаточно здесь указывать на расплывчатость самого понятия арийства: что общего по внешности между индусом и персом – с одной стороны и шведом и пруссаком с – другой? Что общего между браманизмом и буддизмом в Индии и религией Вотана Тора – в германо-скандинавских мифах? Как будто маловато.

 

Любой серьезный человек, признавая, разумеется, существование исторически сложившихся рас и исторически сложившихся наций, будет с полным правом отрицать их определенность и их чистоту. Чистота рас, это – миф, творимая легенда. Но еще глупее тезис о чистоте наций, которые уже в историческое время сложились, как нации, причем в этот процесс включался и процесс антрополого-этнографического порядка, как процесс скрещивания разнородных этнических моментов.

 

Во-вторых. Совершенно неверен тезис о постоянстве расовых (или национальных) "душевных свойств", ориентации, психологических доминант, идеологических установок. Конечно, есть известные относительно более устойчивые моменты, из которых складывается т. н. "национальный характер" и которые связаны с особенностями географическо-климатического порядка и т. н. "исторической судьбы", т. е. конкретными особенностями исторического процесса. Но эти моменты поистине quantité négligeable ((Quantité négligeable – (лат. быть незначительным). На самом деле фр. «пренебрежимо-малая величина» – прим. СРС)) по сравнению с громаднейшими историческими переменами в психологии народов. Германия тому лучший пример. Одно время (во Французской революции) немцы считались "варварами". Потом они превратились в мечтательный народ, населяющий "страну поэтов и философов" (Dichter und Denker). В начале строительства железных дорог про немцев писалось, что они неспособны к индустриально-торговой жизни, и что железные дороги противоречат спокойно-патриархально-меланхолическому складу, и характеру немецкого народа. Немцы де – не итальянцы, с их банкирскими конторами, торговлей, заморскими операциями, промышленностью и т. д. Затем немецкий национальный характер стал характером самого промышленного в Европе народа. А теперь фашисты воспитывают солдатчину, казарму, кровавую захватническую воинственность и т. д. Страна поэтов и мыслителей превратилась в страну ландскнехтов и преторианцев. ((Преторианцы – (лат. praetoriani): 1) В др. Риме первоначально – личная охрана полководца, позднее – императорская гвардия; 2) Наемные войска.)) А во что превратилась т. н. "âme slave", "славянская душа" русских? В свою полную противоположность. Ибо коренным образом изменились условия социального бытия. А какие громадные перемены происходят, например, в Китае,который из страны косной, неподвижной, с прочнейшей рутиной и несравненным традиционализмом, превратилась в кипящий котел войн и революций, напряженнейшей и трагической борьбы и крутых смен всех основных ориентации? И т. д. И т. п.

 

Отсюда ясно, что утверждать постоянство психологических и идейных доминант, якобы имманентных наций (и тем более рас) является сущим вздором,ровно ничем не оправдываемым. Относительно-устойчивые моменты – бесконечно-малая величина по сравнению с подвижностью, обусловливаемой не постоянной климата, а переменной – социального бытия.

 

В-третьих, совершенно диким является обоснование антисемитизма и объявление семитов культурно-отрицательной величиной, "азиатской чумой", как выражался еще Дюринг.

 

К семитам, как известно принадлежат:

 

1. Арамейцы (сирийцы и халдеи);

2. Ассирийцы и вавилоняне;

3. Арабы;

4. Финикийцы;

5. Евреи.

 

Нужно быть круглым невеждой, чтоб не знать громаднейшей культурной роли этих народов. Известна халдейская астрономия. Известна великая культура Ассирии и Вавилона, и каналы, великолепные дороги, дворцы, храмы, крепости, гигантские мировые города (Вавилон, Ниневия), архитектура, скульптура, литература, письменность, законодательство, астрономия, медицина, математика, инженерное искусство и т. д. и т. п. До сих пор сохранились традиции вавилонского календаря, счета, медицински рецептов и прочее, не говоря уже о преданиях вавилонского происхождения (через Библию евреев). Арабам принадлежат замечательные открытия в области математики, географии, медицины, философии, литературы, архитектуры и т. д. Испания под арабским владычеством была культурнейшей страной со славными университетами. Через арабов Европа сохранила великих греков, в том числе и Аристотеля. Арабы в годы их процветания в Европе были поистине светочами культуры. А старинные и таинственные финикийцы?Кто не знает о финикийском алфавите? О замечательных финикийских городах и колониях? Об отважных путешествиях вплоть до Немецкого Моря и до Цейлона? О великом Карфагене, бывшей финикийской колонии, которая превратилась в могучую республику, оспаривавшую гегемонию у самого Рима в пунических войнах, где развертывался военный гений Ганнибала Баркиеврейская Библия не стала настольной книгой европейских народов? А полумифический еврейский Мессия не стал богом Европы? Круглоголовые Кромвели распевали псаломы, американские пионеры, основатели Соединенных Штатов, воевали с этими песнями на устах, а уж о Европе нечего говорить. Великий ум Спинозы, сверкающий талант Гейне, сверхгений Маркса, научный гений Эйнштейна – разве это свидетельство отсталости и неполноценности евреев? Антисемитизм, поистине, есть "социализм" дураков – как это заметил еще старик Август Бебель.

В-четвертых. История говорит нам о переменчивой исторической роли разных рас и наций, а вовсе не об однозначимом процессе. Расы и нации меняются местами в зависимости от очень сложных исторических причин, и в связи с этим меняется и их культурно-историческая роль. Не представляют исключения и черные расы, обладавшие когда-то стариннейшими цивилизациями. Государство черных, Мерое,владело одно время всем великим Египтом. Затхлый в XXвеке Китай был когда-то очагом великой цивилизации. Отсталая Россия стала передовой страной социализма. Расы, народы, нации развиваются не равномерно. Здесь все подвижно, а не заперто на замок каких-то априорных сущностей внеисторического характера. Что касается мессианской роли,которую приписывают фашисты "нордической расе", то – в разных исторических вариантах и на различной исторической почве эта идеология встречалась у очень многих народов, начиная с евреев,как " избранного народа". А "народ-богоносец" и миссия России у славянофилов ((Славянофилы – представители одного из направлений русской общественной мысли середины 19 в.: выступали за принципиально отличный от западно-европейского пути развития России на основе ее самобытности.)), Хомякова, Киреевских, Аксаковых, К. Леонтьева и др.? А мессианство японских самураев и их идеологов и практиков типа Араки? A mania gloriosa Муссолини с проповедью всемирно-исторической роли нового Рима? Довольно перечислять, ибо этим можно заниматься долгое время.

В-пятых. Расистская позиция приводит к совершенно изумительным результатам в своем конкретном развитии. То А. Розенберг объявляет всю пролетарскую революцию в России восстанием монголоидов против арийской верхушки немецко-арийской императорской бюрократии. То явные монголоиды, японцы, превращаются в арийцев на потребу текущей фашистской политики. То яростно доказывается, что Иоанн, Иисус и апостол Павел были чистыми арийцами в иудейском окружении. То христианство объявляется чумой и заменяется чисто-арийско-нордической религией "бога виселиц" Вотана. То устами Дрисманса творчество Данте, Микель-Анджело, Леонардо да Винчи, Торквато Тассо объясняется проникновением в Италию германских долихоцефалов. То воспеваются романско-римские добродетели муссолиниевских когорт. То расточаются восторги по адресу немецкой науки во время войны. То из страны фактически изгоняется великий химик Габер, который прямо спасал Германию своими открытиями (азот из воздуха), ибо он оказался иудеем. То в сочинениях Вольтмана Лютер объявляется воплощением победы герма нства над "римско-латинским клерикальным принципом, являющимся носителем еврейской деловой и юридической морали (!)". То Лютер объявляется изменником немецкому народу, затем христианство вообще есть еврейская чума. То Гете объявляется великим выражением арийско-германского гения. То в сочинениях жены фельдмаршала Людендорфа он смешивается грязью, как космополит и масон, и провозглашается физическим убийцей белокурого и истинно-германского Шиллера. И т. д.

 

Еще забавнее, когда противопоставляются националисты разных наций. Так, германские фашисты объявляют большевизм -русско-азиатской чумой, заносимой в Европу. А известный русский, философ-эмигрант С. Франк объявляет тот же большевизм западно-европейской чумой, занесенной в Россию. Вся эта беспомощная болтовня, вздорная от А до Z, тем не менее превращена в официальную идеологию и воспроизводится машинным путем на основе мощной германской техники...

В-шестых. Развитие мирового хозяйства, созданного капитализмом, создало и мировую культуру, идеологические установки которой диалектически раздвояются по классам. Кантианство, махизм, прагматизм и т. д.; Шекспир, Гете, Гейне, Толстой, Достоевский; Дарвин, Гельмгольц, Геккель, Фарадей, Максвелл; Дизель, Эдисон; Павлов; Резерфорд, Нильс Бор, Кюри; Бетховен, Вагнер, Дебюсси, Чайковский и прочие, – все это вошло в мировой кругооборот идей. Марксизм,ленинизм – стали интернациональными явлениями. А взрыв бешеного национализма есть не имманентное свойство расы, а идеологическое и политическое выражение империализма у последней его черты, империализма у порога его гибели, что связано с гигантским обострением капиталистических противоречий и всеобщим кризисом капитализма. Inde ira. ((Inde ira – (лат. Отсюда следует). На самом деле – лат. «отсюда гнев», т.е. «отсюда все беды» – прим. СРС))

 

Таким образом, современный фашистский "способ представления", как последняя антитеза социалистическому "способу представления", выражает собою не расово-биологическую антитезу, а антитезу классовую, общественно-историческую.. Не в составе крови, не в цвете волос, не в национальных особенностях "в себе", не в вечных и внеисторических ориентациях рас и наций коренятся идейные установки борющихся в последней битве лагерей, а в общественно-исторически обусловленных классовых позициях, где полярно-противоположные классы являются носителями, представителями и борцами полярно-противоположных способов производства, быта, культур, идеологий, всей жизненной ориентации в совокупности ее многоразличных функций.

 

Для решения философских проблем этот фашистский "способ представления" означает гигантский регресс: ибо он тащит понимание субъекта от абстракции общественного человека (что был в старой буржуазной философии) либо к биологическо-расовой, т. е. зоологической абстракции, либо к средневеково-теологическом "способу" иерархически-неподвижного мышления, мышления в категориях средневековой схоластики и мистики. Как он ни кичится своим антихристианством и антиазиатством, но в своем антиинтеллектуализме он повторяет и восточных мистиков, и отцов церкви и мистиков христианства. Ведь, это как раз они считали мышление чумой, язвой, адом; ведь это они объявляли разум порождением Сатаны, гулящей девкой. Ведь, это в "Упанишадах" (("Упанишады" – (санскр. сокровенное знание), закл. часть вед. их окончание ("ведаанта"); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религ.-филос. систем Индии, в т. ч. веданты. Из св. 200 У. ок. 10 считаются главными. Время создания 7-3 вв. до н.э. – 14-15 вв. н.э)) сказано,что, кто рационально познает, тот ничего не знает. Ведь это Лао-Тзе утверждал, что жизнь и рациональное познание несовместимы.

 

Ничто так не характеризует всей гнилостирасово-мистической ориентации, как именно это отвержение разума. Биологические пролегомена мышления, как их понимают фашистские философы, на самом деле – идеологическая иллюзия. В действительности и здесь реальнодействуют пружины общественно-исторического процесса. Логика "биологии" здесь есть рефлекс конкретной общественно-исторической полосы, и анализ этой логики еще раз блестяще подтверждает основные истины исторического материализма Маркса. Общественное бытие класса обреченного, гибнущего, делающего отчаянные зверские прыжки, – определяет собой и его общественное сознание. Отказ от рационального познания и замена его мистикой есть такое testimonium pauperitas ((Testimonium paupertalis – (лат.) Здесь "Обнаружение собственной слабости, своих слабых сторон.)), которое, с точки зрения всемирной истории, лишает этот класс права на историческое существование. Да не придерутся к этой формуле: она, конечно, метафора. Но она выражает действительность. Она означает, что тенденции прогрессивного типа, то есть тенденции жизни, стали несовместимы с существованием класса, который не может идти вперед и смотрит назад, и только назад. Именно поэтому он вынужден вести борьбу против разумаи разумного познания, развитие которого в его всеобщем масштабе угрожает все больше самому бытию уходящего и гниющего эксплуататорского строя. Не на этих путях происходит обновление философской мысли современности.

 

Глава XXV. О СОЦИАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЯХ, МЫШЛЕНИИ И "ПЕРЕЖИВАНИИ"

Итак, расово-биологические предпосылки должны быть отброшены, вернее, сведены к тому минимальному значению, какое он занимает в действительности. В полной силе остается Марксово учение о "способе производства", определяющем собою "способ представления". Национальные особенности суть лишь добавочный коэффициент, конкретная "форма проявления" основного и решающего. При этом следует заметить, что эти особенности лежат и в особенностях ("национальных" и т. д.) материальных условии жизни, т. е. самого способа производства в его данной исторической конкретности. Феодализм есть везде феодализм. Но, например, так называемый "кочевой феодализм" монголов имел свои особенности, точно так же, как русский феодализм по сравнению с западно-европейским. Американский капитализм имеет свои особые черты, объясняемые конкретно-историческими условиями развития Соединенных Штатов (свободные земли, относительно высокая зарплата, минимум феодальных отношений, социальный подбор европейских англосаксонских поселенцев и т. д.), точно так же, как и всякий другой капитализм. Рабовладельческий строй Эллады – это не то, что рабовладельческая теократия Древнего Египта и Вавилона. Кастовый социальный порядок Индии, социальный строй древнего Китая, государство инков и т. д., – все это имело и общие черты, и черты оригинальные. Именно такова диалектика общего и единичного. Но и в пределах одного и того же социального комплекса, разделенного на классы,профессии и т. д. – неизбежно возникают различные ориентации,причем решающую роль, как мы видели уже, играют классовые позиции.

 

Таковы общие предпосылки социалистического характера. Здесь нам хочется поставить в этой связи вопрос, который мы уже отчасти разбирали в нашей работе, а именно вопрос о мышлении,т. е. о мышлении в понятиях,и о так называемом " переживании "мира, что служит основой "непосредственного созерцания", противопоставлямого современным мистицизмом рациональному познанию вообще. С логической стороны этот вопрос уже разбирался нами; здесь мы его ставим снова под новым углом зрения, с ударением на генезисе и социальном значении этой "ориентации в мире", особенно в связи с модными увлечениями индийским (и восточном вообще) мистицизмом.

 

У Георга Зиммеля (см. его "Социологию", "Философию денег", "Социальную дифференциацию", а также работу о культурном кризисе) ((Зиммель Г. "Soziologie", 4 Aufl., В., 1958; "Philisofie des Geldes", 4 Aufl., Lpz.-Munch., 1922; "Über soziale Differenzirung", 1890; рус. пер. "Социальная дифференциация", 1909; "Конфликт современной культуры". П., 1923.)) большую роль играют два понятия: понятие социальной дифференциации (причем автор все время сглаживает основное решающее деление на классы, в котором и выражается диалектическое раздвоение единого и биполярность классового общества, топя классы в понятии всевозможных "социальных групп") и понятие позиции,"Attitude" определяющее отношения данных индивидуумов к миру. С этой точки зрения отношения человека, как субъекта, крайне многообразны, его ориентации и его оценки многоразличны и переменны: он может относиться к миру пассивно-созерцательно; он может относиться к нему активно-практически; он может относиться к нему эстетически; познавательно-критически; наивно; религиозно и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: