· Нормативная температура воздуха в жилом помещении:
o в населенных пунктах, где системы отопления проектируются на температуру наружного воздуха -31 градус Цельсия и ниже – не ниже 20 градусов Цельсия, в угловых комнатах – не ниже 22 градусов Цельсия
o в остальных населенных пунктах – не ниже 18 градусов Цельсия, в угловых комнатах – не ниже 20 градусов Цельсия
Входные данные | |||||||||||||||||
· P – размер начисленной платы за коммунальную услугу, руб. в месяц · Допустимые границы температуры воздуха в помещении (минимальная температура) · Список измерений температуры воздуха | |||||||||||||||||
Шаг № 1. Расчет количества часов и градусо-часов недопоставки | |||||||||||||||||
Обозначения:
g – количество градусо-часов
Действие № 1. Расчет отклонения температуры:
dT = (минимально допустимая – фактическая температура воздуха в помещении), если температура воздуха в помещении ниже минимальной
dT = (фактическая температура воздуха в помещении – максимально допустимая), если температура воздуха в помещении выше максимальной
Действие № 2. Расчет числа градусо-часов (g)
|
Пример:
Минимально допустимая температура = 18 Градусов Цельсия
Составляем таблицу нарушений температуры на основании измерений:
|
Дата и время замера | Фактическая температура, градусов Цельсия | Величина отклонения температуры (dT) | Превышение допустимого отклонения температуры | Длительность недопоставки в градусо-часах (g) | Пояснения |
04.01.2018 10:00 | |||||
04.01.2018 02:00 | Отклонение в пределах допустимого | ||||
14.01.2018 00:30 | |||||
ИТОГО | 3 градусо-часа |
Результат: g = 3 градусо-часа
Шаг № 2. Расчет суммы недопоставки за отопление |
Отопление Сумма недопоставки = P * 0,15% * h |
Шаг №3. Расчет размера платы за коммунальную услугу, предъявляемый потребителю |
Размер платы = P – Сумма недопоставки |
Результат |
· Размер платы – размер платы за коммунальную услугу, предъявляемый к оплате потребителю, руб. в месяц · Сумма недопоставки – сумма недопоставки (обычно показывается в графе «Перерасчет») |
Коммунальные услуги
Тема 2.5. Приборы учета
Прибор учета – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) индивидуального или общедомового потребления коммунального ресурса.
Общие требования к ИПУ и ОДПУ:
· К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законов РФ об обеспечении единства измерений.
· Если в период эксплуатации прибора учета законодательные требования к приборам учета повышаются (например, повышается минимально допустимый класс точности прибора учета), то уже установленные приборы учета продолжают работать и использоваться для расчетов до окончании срока действия их поверки. После окончания срока действия поверки такие приборы учета должны быть заменены новыми.
|
Порядок установки, обслуживания и поверки ОДПУ:
· Установка и приемка (допуск) в эксплуатацию ОДПУ осуществляются Исполнителем в соответствии с действующим отраслевым законодательством (законодательством об электроэнергетике, о холодном водоснабжении, о теплоснабжении, о газоснабжении).
· Надлежащая техническая эксплуатация, обеспечение сохранности прибора учета и его пломб, своевременная замена и поверка ОДПУ – это обязанность Исполнителя.
Порядок установки, обслуживания и поверки ИПУ:
· Оснащение помещения (жилого или нежилого) ИПУ – это обязанность собственника помещения.
· Надлежащая техническая эксплуатация, обеспечение сохранности прибора учета и его пломб, своевременная замена и поверка ИПУ – это обязанность собственника помещения.
· Приемка (допуск) ИПУ в эксплуатацию – это документальное оформление ИПУ в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, а также установка пломб на прибор учета.
· Приемку (допуск) ИПУ в эксплуатацию осуществляет ИКУ на основании заявления потребителя.
· Исполнитель имеет право установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств.
|
· Установленный ИПУ должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки (если потребитель сразу обратится к ИКУ).
· Исполнитель обязан, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем допуска ИПУ в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, исходя из показаний введенного в эксплуатацию ИПУ.
Критерии невозможности установки прибора учета (Приказ Минрегиона № 627 от 29.12 2011):
· установка прибора учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования)
· при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к нему, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании
· в месте, в котором подлежит установке прибор учета, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством РФ обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены
· техническая возможность установки в помещении МКД индивидуального, общего (квартирного) ПУ тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам МКД имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления
Техническая возможность установки прибора учета имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие вышеуказанных критериев.
Обязанности по снятию показаний:
· Обязанность по снятию показаний с ИПУ лежит на ИКУ 1 раз в 6 месяцев, если прибор учета находится не в помещении потребителя
· У потребителя отсутствует обязанность по ежемесячному снятию показаний ИПУ и передаче этих данных поставщику услуг
· Обязанность по ежемесячному снятию показаний с ОДПУ лежит на:
o ИКУ, если прибор учета находится в доступном для ИКУ месте
o РСО, если прибор учета находится в недоступном для ИКУ месте (и доступном РСО)
Способы сбора показаний ИПУ:
Наименование | Преимущества | Недостатки |
Обход приборов учета персоналом | · Достаточно высокая достоверность данных | · Много ручного труда, слабая автоматизация · Отсутствие документального подтверждения показаний · Необходимость ручного ввода показаний · Низкие затраты в сравнении с другими способами такой же достоверности · Очень высокие трудозатраты для ИПУ, расположенных внутри помещений |
Сбор показаний через систему дистанционного снятия показаний | · Полная автоматизация · Высокая достоверность данных · Отсутствие нагрузки на потребителя | · Отсутствие документального подтверждения показаний · Малорентабельно, если это не сделано при строительстве дома |
Прием показаний от потребителя по телефону | · Легкость использования – возможно даже без нормального биллинга · Наличие документального подтверждения – записи разговора | · Много ручного труда, слабая автоматизация · Очень высокие затраты · Средняя достоверность, нужно верить потребителю |
Прием показаний от потребителя на автоответчик (по телефону в автоматическом режиме) | · Самый широко доступный способ для потребителей · Наличие документального подтверждения – записи автоответчика · Скорость обработки выше, чем при приеме по телефону | · Средняя достоверность, нужно верить потребителю · Нужен ручной ввод |
Прием показаний от потребителя через сайт/личный кабинет | · Полная автоматизация с напоминанием потребителю, когда нужно передать показания · Очень низкая цена | · Средняя достоверность, нужно верить потребителю · Отсутствие документального подтверждения показаний |
Прием показаний от потребителя посредством SMS | · Полная автоматизация · Возможно напоминание потребителю о необходимости передачи показаний | · Высокая цена (ввиду жадности операторов связи) |
Прием показаний от потребителя посредством Whatsap/Viber/Telegram | · Полная автоматизация · Возможно напоминание потребителю о необходимости передачи показаний · Цена ниже, чем SMS | · Средняя достоверность, нужно верить потребителю · Меньший, чем у SMS, охват аудитории · Препятствия со стороны некоторых владельцев сервисов обмена сообщениями |
Прием показаний от потребителя посредством электронной почты | · Полная автоматизация · Возможно напоминание потребителю о необходимости передачи показаний · Низкая цена | · Средняя достоверность, нужно верить потребителю |
Прием показаний от потребителя посредством специального мобильного приложения | · Полная автоматизация · Возможно напоминание потребителю о необходимости передачи показаний · Низкая цена | · Средняя достоверность, нужно верить потребителю · Практически нулевой охват аудитории |
Выход из строя прибора учета:
· С точки зрения Правил предоставления коммунальных услуг под прибором учета понимается весь комплекс устройств, обеспечивающий в совокупности учет потребленного многоквартирным домом ресурса или потребленного конкретным помещением ресурса.
· В состав прибора учета (с точки зрения Правил предоставления коммунальных услуг) входят трансформаторы тока (для измерения электроэнергии), датчики температуры, давления и расхода (для тепловой энергии и теплоносителя), корректор газа (для газа).
· Выход из строя любого элемента (датчика) или окончание срока действия поверки означает неработоспособность прибора учета и непригодность его к расчетам. Применительно к ОДПУ это означает, что весь дом считается необорудованным ОДПУ.
· Отдельное измерительное устройство считается вышедшим из строя в случаях:
o неотображения приборами учета результатов измерений
o нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки
o механического повреждения
o превышения допустимой погрешности показаний
o окончания периода действия поверки.
Коммунальные услуги