В истории изучения шизофрении выделяются две наиболее значительные фигуры — немецкий психиатр Эмиль Крепелин и швейцарский психиатр Евгений Блейлер, с именами которых связаны две традиции, два подхода к этому заболеванию. В 1896 г. Э. Крепелин обобщит наблюдения Б. Мореля, Г. Геккера и К. Каль-баума относительно группы психозов, имеющих тенденцию к раннему началу и тяжелому исходу в виде слабоумия. В результате он выделил «раннее слабоумие» {dementia praecox) как отдельную нозологическую единицу с гипотетической этиологией, приняв за основу выделения сходство течения и исхода в данной группе расстройств. В основу своего учения о раннем слабоумии Э. Крепелин положил концепцию злокачественного органического процесса, ведущего к слабоумию.
Учение Э. Крепелина встретило много возражений, после чего было подвергнуто значительной коррекции автором. В частности, не обязательными оказались злокачественный исход в виде слабоумия и ранний (юношеский) возраст начала болезни, кроме того, у многих психиатров вызывала сомнение возможность отнесения всех выделенных им форм раннего слабоумия в одну нозологическую единицу.
Другая линия в развитии учения о шизофрении связана с именем Е. Блейлера — известного швейцарского психиатра и психотерапевта, одним из первых попытавшегося применить метод психоанализа в лечении шизофрении. Именно Е. Блейлер в 1911 г. предложил общепринятое теперь обозначение для этого расстройства — шизофрения (от греческих слов schizo — расщепляю и phren — ум, воля). Это название прочно прижилось, так как хорошо отражало свойственные этой группе больных диссоциацию, рассогласование различных психических процессов (мышления, чувств, связей с внешним миром и т.д.).
|
Как отмечает в своем историческом анализе учения о шизофрении французский психиатр Ж. Гаррабе, Э. Крепелин «гордился тем, что отказался искать смысл наблюдаемых симптомов и рассматривал их только как признаки, объективные, или почти объективные для той или'иной болезни» (Гаррабе Ж. — 2000. — С. 6), за что был подвергнут критике многими психиатрами, в частности, известным русским психиатром В. П. Сербским.
Е. Блейлер, напротив, как никто из психиатров того времени, уделил много внимания психологическим симптомам и проявлениям больных шизофренией. Его проницательные описания и выделенные им феномены стали классическими в современной психиатрии и клинической психологии. Он считал, что развитие шизофрении может остановиться на любой стадии и тогда ее симптомы могут в значительной степени сгладиться, но если
процесс идет вперед, то она приводит к слабоумию. Занимаясь и основном мягкими, малопрогредиентными формами болезни, li. Блейлер указал, что эти пациенты в жизни производят впечатление ранимых и капризных людей.
Он также первый обратит внимание на своеобразие слабоумия более тяжелых больных, на их парциальную сохранность и способность к неожиданному контакту и адекватному реагированию, когда задеваются их значимые переживания — аффективные комплексы. «В аутистических идеях больных, ведущих "растительный" образ жизни, можно найти исполнение живых желаний, стремлений, опасений. То, что аффекты при определенных обстоятельствах могут проявляться, позволяет предположить, что они не уничтожаются, а болезненный процесс не дает им адек-иатно функционировать» (Блейлер Е. — 1920. — С. 312).
|
Многие наблюдения Е. Блейлера подтверждаются данными современных исследователей: «Описание премортальных ремиссий при ши-юфрении показывает, что способность к тонкой нюансировке эмоциональных реакций может быть восстановлена после многих лет почти иегетативного образа жизни, более того, в ситуации спонтанно восстанавливающегося раппорта больные рассказывают о своих переживаниях в те моменты, когда они внешне ничем не могли быть проявлены (катотонический ступор)» (Бажин Е.Ф., Корнева Т. В. — 1980. — С. 157).
Признавая гипотетические биологические факторы заболевания, Е. Блейлер одним из первых указал на возможные психологические провокации, называя в числе прочих неудачную любовь. В результате своих многолетних наблюдений он пришел к выводу, что шизофрения — это скорее всего группа заболеваний, раз-личных по своей этиологии (Bleuler E. — 1911).
Вместо крепелиновских критериев течения и исхода Е. Блейлер предлагает психопатологические критерии, получившие в психиатрии условное название «четырех А»: нарушения ассоциаций (мышления) и аффектов, аутизм и амбивалентность. «"Четыре А" Е. Блейлера (ассоциации, аффекты, аутизм, амбивалентность) были профессиональным заклинанием нескольких поколений психиатров во всем мире» (Попов Ю.В., Вид В.Д. - 1999. - С. 8).
Согласно Е. Блейлеру, ключевыми, или осевыми, критериями шизофрении являются: 1) аутизм — оторванность от окружающего мира и замыкание в собственном внутреннем мире; 2) схизис, или расщепление, — дезинтеграция всех психических функций.
|
Рассмотрим подробнее первый осевой симптом — аутизм. Теория шизофрении Е. Блейлера нередко рассматривается как попытка соединения биологического подхода Э. Крепелина и
психодинамических идей 3. Фрейда. Из-за явного влияния психоанализа она была отвергнута академической немецкой психиатрией. Между тем именно под воздействием идей З.Фрейда возникла знаменитая концепция аутистинеского мышления. Согласно Е. Блейлеру, это мышление противоположно логическому, подобно грезам, и подчиняется тем же законам, что и сновидения, отражая осуществление желаний в соответствии с принципом удовольствия. Аутистическое мышление в виде грез, фантазий может быть и у здорового человека, но при этом не происходит грубого искажения общепринятых понятий, оно поддается логическому пониманию и всегда существует возможность отделения фантазии от реальности.
В отличие от З.Фрейда, Е.Блейлер связывает аутистическое мышление не только с принципом удовольствия, но с аффектом в целом, т.е. разнообразными бессознательными импульсами и потребностями. Но оба они трактуют аутистическое мышление больного как активный уход от реальности, которая представляется ему невыносимой. При этом оно далеко не 'всегда достигает своей цели — удовольствия, так как тенденции, лежащие в его основе, могут быть амбивалентными, а связь с реальностью может частично сохраняться.
Е.Блейлер выделил следующие основные характеристики аутистического мышления (Блейлер Е. — 1920): 1) игнорирование действительности, в том числе временнйх отношений — больной может бесцеремонно перемешивать прошлое, настоящее и будущее (например, он может настаивать на том, что участвовал в событиях, которые произошли до его рождения); 2) нечувствительность к противоречиям (выражение различных тенденций и влечений, даже если они противоречат друг другу, например, больной может ощущать себя одновременно женщиной и мужчиной); 3) подавленные влечения выступают с особой силой (могут быть инцестуозные фантазии, часто встречается усиленная мастурбация); 4) сверхдетерминированность (равноправное присутствие разных желаний и стремлений); 5) сгущение различных понятий в одно (особенно ярко проявляется в создании неоловдзмов, объединяющих два и более понятий, например, о человеке, которому щекотно, больной говорит — «челокотно»); 6) подмена действительных понятий символами (например, в методике «пиктограмм» А. Р.Лурия (см. т. 1, подразд. 6.1.6) для запоминания слова «обман» больной предлагает нарисовать точку, потому что «обман ведет к исчезновению мира и материи»).
Яркой характеристикой аутистического мышления является склонность к символизации, которая проявляется в создании больным своего особого, только ему понятного языка, а также в тенденции наделять особым смыслом различные предметы, со-
бытия, поведение других людей. Одним из механизмов такой символизации является партиципация — установление смысловых связей между предметами и явлениями вопреки логическим причинно-следственным связям, на основании внешних, достаточно случайных признаков — совпадения во времени и пространстве, случайное сходство по цвету, форме, звучанию и т.п. Ярким примером такой символизации является мышление больного из рассказа русского писателя В.М.Гаршина «Красный цветок» — больной, помещенный в психиатрическую клинику, принимает красный цветок, растущий в больничном саду, за воплощение мирового зла.
«Тут же, недалеко от крыльца, росли три кустика мака какой-то особенной породы; он был гораздо меньше обыкновенного и отличался от него необыкновенной яркостью алого цвета. Этот цветок и поразил больного, когда он в первый день после поступления в больницу смотрел в сад сквозь стеклянную дверь... Больные один за другим выходили из дверей, у которых стоял сторож и давал каждому из них толстый белый, вязанный из бумаги колпак с красным крестом на лбу. Колпаки эти побывали на войне и были куплены на аукционе. Но больной, само собой разумеется, придавал этому красному кресту особое, таинственное значение. Он снял с себя колпак и посмотрел на крест, потом на цветы мака. Цветы были ярче. Он побеждает, — сказал больной, — но мы посмотрим. Он не спал всю ночь. Он сорвал этот цветок, потому что видел в этом поступке подвиг, который он был обязан сделать... В этот яркий красный цветок собралось все зло мира. Он знал, что из мака делается опиум; может быть эта мысль, разрастаясь и принимая чудовищные формы, заставила его создать страшный, фантастический призрак. Цветок в его глазах осуществлял собою все зло, он впитал в себя всю невинно пролитую кровь (оттого он и был так красен), все слезы, всю желчь человечества. Это было таинственное, страшное существо, противоположное богу, Ариман, принявший скромный и невинный вид. Нужно было сорвать его и убить. Но этого мало, — нужно было не дать ему при издыхании излить все свое зло в мир. Потому-то он и спрятал его у себя на груди. Он надеялся, что к утру цветок потеряет всю свою силу. Его зло перейдет в его грудь, его душу, и там будет побеждено или победит — тогда сам он погибнет, умрет. Но умрет как честный боец и как первый боец человечества, потому что до сих пор никто не осмеливался бороться разом со всем злом мира» (Гаршин В. М. — 1980.-С. 179-183).
Талантливый русский писатель В. М. Гаршин, человек необычайной чуткости и высоких этических принципов, сам страдал психическим расстройством, которое привело его к самоубийству. Он чрезвычайно тонко описал феноменологию аутистического мышления с типичными для него игнорированием реальности и символизацией явлений окружающего мира на основе механизма партиципации. В финале рассказа больной умирает от нервного
истощения, прижимая к себе «страшный, ядовитый» цветок, но со счастливой улыбкой на губах, потому что он все-таки уничтожил «мировое зло», заключенное в этом цветке, и стал героем.
Необходимо отметить, что Е. Блейлер заложил основы личностного подхода к нарушениям мышления, который позднее стал ведущим в отечественной патопсихологии. Б. В. Зейгарник дала высокую оценку его идеям о тесной связи аффекта и интеллекта: «Историческую ценность концепции Е. Блейлера мы видим в том, что он в противовес современной ему формальной интел-лектуалистической психологии и психопатологии подчеркнул аффективную обусловленность мыслительного процесса, точнее — зависимость направленности мышления от потребностей человека» (Зейгарник Б. В. — 1962. — С. 24).
Второй осевой симптом — схизис, или расщепление, имеет чрезвычайно разнообразные проявления. Как указывал Л. С. Выготский, в клинике шизофрении каждый симптом имеет своегог негативного двойника. Эмоциональной «уплощенности», сглаженности противостоит ведущая роль аффектов в мышлении или так называемая аффективная логика; склонности к чрезмерно абстрактным связям — наглядность, конкретность и примитивность мыслительных процессов; склонности к чрезмерной символизации — трудности понимания символического, переносного смысла и т. д. Кроме того, происходит дезинтеграция и расщепление личности, «Я» больного. При этом, как писал К.Ясперс, «больной оказывается лицом к лицу с совершенно чуждыми силами, ведущими себя как отдельные личности, характеризующиеся многогранностью, преследующие вполне очевидные цели, имеющие определенный характер, настроенные дружественно или враждебно» (Ясперс К. — 1997. — С. 167).
Уже в «Толковании сновидений» (1900 г.) 3. Фрейд видел в шизофреническом психозе патологическое ослабление «критической цензуры» или «усиление бессознательных возбуждений»: «Страж терпит тогда поражение, бессознательные раздражения подчиняют себе систему предсознания^ поэтому овладевают нашей речью и нашими действиями или же вызывают насильственно галлюцинаторную регрессию и направляют предназначенный вовсе не для них аппарат, благодаря притяжению, которое оказывают восприятия на распределение нашей психической энергии; такое состояние мы называем психозом» (Фрейд 3. — 1992. — С. 396).
Для иллюстрации расщепления «Я» К. Ясперс приводит случай больного по фамилии Штауденмайер — профессора химии, очевидно знакомого с учением 3. Фрейда, так как по выходе из психоза он сам описывал свои галлюцинаторные состояния как прорыв бессознательных представлений, которые постепенно оформляются во все более отчетливые персонификации:
«Отдельные галлюцинации выступали во все более и более отчетли-иом виде и повторялись все чаще и чаще. В конце концов они оформи-нись в персонификации: например, самые значительные зрительные образы вступали в регулярные сочетания с соответствующими слуховыми образами, в результате чего возникали фигуры, которые заговаривали со мной, давали мне советы и критиковали мои действия, и т.п. Характерный недостаток этих персонификаций заключается в том, что они действительно думают и действуют абсолютно всерьез. В течение длительного времени я всячески пытался дать им дальнейшее развитие... Персонификации действуют вне связи с сознательной личностью, но каждая из них стремится взять ее под свой полной контроль. С ними приходится вести долгую борьбу, да и они сами начинают бороться друг с другом, стоит какой-то их части прийти на помощь сознательной личности. Я часто с полной отчетливостью наблюдаю, как несколько персонификаций помогают друг другу, поддерживают друг друга или по секрету договариваются вступить в борьбу со мной — «стариком», как они всегда меня называют между собой, — и по возможности досаждать мне (это похоже на то, как несколько телеграфистов на нескольких станциях, входящих в какую-то сложную сеть, втайне от окружающих плетут заговор), а иногда еще и борются друг с другом, оскорбляют друг друга» (Ясперс К. — 1997. — С. 168—169).
В этом описании больной профессор пытался, видимо, феноменологически обосновать идею З.Фрейда и Е.Блейлера о том, что не существует непроходимой грани между психозом и нормой, что психоз — это чрезвычайное преувеличение некоторых механизмов психики, которые существуют и в норме и отчасти представлены в особенностях сновидного мышления.
Другое важное проявление схизиса, на которое указывал Е. Блейлер, — это парадоксальность эмоциональных реакций больных, своеобразное сочетание эмоциональной тупости с эмоциональной хрупкостью — симптом «стекла — дерева». Хрупкость чаще связана с внутренними аффективными комплексами и переживаниями больного, а тупость отмечается в контактах с другими людьми и касается прежде всего чужих чувств и переживаний. Широко известно учение Э.Кречмера о психоэстетической пропорции (см. подразд. 6.1). Согласно этому учению разные случаи шизофрении, а также шизоидной конституции варьируют от полюса эмоциональной хрупкости и ранимости до полюса эмоциональной тупости и уплощенности.
Несмотря на чрезвычайное разнообразие взглядов на шизофрению в современной психиатрии и клинической психологии, представления Е. Блейлера (ключевые или осевые симптомы, многофакторная этиология) не утратили своей актуальности и «до настоящего времени составляют главный фактор, интегрирующий противоречивые взгляды на шизофрению» (Кемпин-ский А. - 1998. - С. 12).