Как отмечает отечественный психиатр Ю.И.Полищук, исторически сложившееся в российской психиатрии отрицательное отношение к экзистенциальному анализу нуждается в пересмотре. «Необходимо извлечь из него все ценное и полезное для теории и практики. Философский экзистенциализм более остро, чем предшествующие философские течения, поставил вопрос об анализе человеческой субъективности... Он нашел признание и применение при анализе психопатий, неврозов и психозов, которые трактовались как особые формы существования личности... Главную задачу сторонники экзистенциального анализа в психиатрии
нидят в анализе путем «понимающей интроспекции» состояний сознания и самосознания пациента, его духовной сферы, неповторимого способа существования на основе подробного доверительного самоотчета в процессе эмпатического диалога» (Поли-тук Ю.И. - 2010. - С. 12-13).
Экзистенциально ориентированные модели шизофрении в основном представляют собой формы интеграции экзистенциального подхода с психоаналитическим. В соответствии с феноменологическим методом описание механизмов болезни и психотерапевтическая помощь основаны на вчувствовании в душевное состояние больного, поэтому в рамках этого подхода даны яркие и глубокие описания экзистенциального одиночества и отчаянья людей, страдающих шизофренией. Состояние патологического одиночества и связанной с ним онтологической неуверенности (неуверенности в собственном существовании) блестяще выражено в книге Рональда Лэнга «Расколотое Я»: «Больной может ощущать себя скорее нереальным, чем реальным, скорее мертвым, чем живым, рискованно отличным от окружающих, так что его индивидуальность и автономия всегда находятся иод вопросом... Он может не обладать ощущением личностной согласованности и связанности. Он может чувствовать себя скорее несубстанциональным, чем субстанциональным, неспособным допустить, что вещество, из которого он сделан, подлинное, добротное и ценное. И он может ощущать свое Я частично отлученным от тела» (Лэнг Р. — 1995. — С. 36).
|
Это чувство является доминирующим в описании начала заболевания, данного в автобиографической книге А. Лаувенг: «Как мне видится уже задним числом, самым отчетливым тревожным сигналом у меня был распад ощущения идентичности, уверенности в том, что я — это я. Я все больше теряла ощущение своего реального существования, я уже не могла сказать, существую ли я на самом деле или я — выдуманный кем-то персонаж из книги. Я уже не могла сказать, кто управляет моими мыслями и поступками, сама ли я это делаю или кто-то другой. А вдруг это какой-то "автор"? Я потеряла уверенность в том, есть ли я на самом деле, потому что вокруг осталась только страшная серая пустота. В своем дневнике я стала заменять слово "я" на "она", а скоро и мысленно стала думать о себе в третьем лице...» (Лаувенг А. — 2009. — С. 13— 14).
Онтологическая неуверенность и патологическое одиночество — центральные понятия концепции экзистенциального подхода к шизофрении. Патологическое одиночество пациентов, согласно Р.Лэнгу, тесно связано с их страхом перед контактами, в которых может произойти поглощение слабого «Я», лишенного развитого чувства идентичности Другим, более сильным, при этом даже желание любви и близости со стороны Другого могут восприниматься как угроза существова-
|
нию. Таким образом, патологическое одиночество — это своего рода защитный механизм, который помогает «выжить и скрыть от опасного мира свою онтологическую неуверенность». В понимании Р.Лэнга то, что в психиатрии называется шизофренией — это способ существования людей, для которых проблематичен вопрос их экзистенции в мире, которые постоянно испытывают чувство угрозы своему существованию и подвержены страху их экзистенциального уничтожения, аннигиляции другой личностью.
Страдания, связанные с чувством отверженности в среде сверстников, нередко переходят в патологическое одиночество как способ существования: «Это началось давно и продолжалось долгое время, но постепенно я начала замечать, что все чаще остаюсь одна и что мое внешнее одиночество начинает проникать мне в душу. Что-то такое случилось в моей жизни, после чего мое одиночество изменилось: я теперь была одинока не только потому, что не с кем было общаться, а потому что общению мешал поднявшийся туман, и одиночество стало частью меня самой» (Лаувенг А. — 2009. — С. 11 — 12).
Р. Лэнг пытался разработать свою модель помощи больным на основе создания особой безопасной среды, для чего организовал в Лондоне одно из первых специальных поселений для страдающих шизофренией вне стен больницы — коммуну Кингсли-Холл. Антипсихиатрические взгляды Р.Лэнга (см. т. 1, подразд. 2.5), полный отказ от медикаментов при лечении психотических пациентов не дали возможности наладить в ее стенах сбалансированного лечения, коммуна оказалась недолговечной, однако сама идея «жилья под защитой» с созданием особых условий для психически больных получила признание и распространение.
|
Опыт Р.Лэнга по созданию безопасной понимающей и принимающей среды для больных шизофренией со значительной корректировкой (в частности, ограниченное использование медикаментов (low drug approach) вместо полного отказа от них, как это практиковалось в Кингсли-холле) был изучен и перенесен в США американским психиатром Лг Мошером. В начале 1970-х гг. он возглавил созданный тогда же Центр по исследованию шизофрении при Национальном институте психического здоровья (NIMH) США и основал журнал «Schizophrenia Bulletin», который до сих пор остается одним из самых солидных изданий по данной тематике.
Организованное им в 1971 г. в Калифорнии жилье под защитой под названием «Сотерия» (от греч. soteria — расслабление, освобождение, раскрепощение) было предназначено для лечения, основанного на феноменологическом методе вчувствования и понимающем присутствии как способах коммуникаций с больными, обязательными для всего персонала. Пациентам предостав-
лилась большая свобода, всячески поддерживалась их самостоятельность и инициатива (они занимались закупками, приготовлением пищи, организацией быта и т.д.). «Сотерия» стала центром распространения концепции создания поддерживающей безопасной среды и получила определенное распространение в других странах. Клиники, основанные на модели «Сотерия», существуют и Швейцарии, Швеции, Германии. Их положительный опыт, иключая доказательные исследования эффективности модели «Сотерия», описан в ряде публикаций (Ciompi L., Dauwalder H., Maier Ch. et al. — 1992; Ciomli L., Hoffman H., Broccard M. — 2001).
К наиболее разработанным в рамках экзистенциального подхода относится модель шизофрении, предложенная итальянским психиатром ГЬидано Бенедетти (Benedetti G. — 1976, 1980, 1983). Сам Г. Бенедетти называл свой подход структурно-аналитическим, подчеркивая его связь с концепциями французских структуралистов. По его наблюдениям шизофреническим психозам предшествовал многолетний опыт переживания себя как «нежизнеспособного, неадекватного, непринимаемого, неловкого, виноватого, социально нежелательного и нелюбимого» (Benedetti G. — 1980. — Р. 150). Дезинтеграцию «Я» при шизофрении он связал с нарушением способности больных к символизации и выражению их опыта, а также с их базовым одиночеством и изолированностью.
В его концепции отчетливо прослеживаются черты теории объектных отношений, подчеркивающей важную роль объектных репрезентаций в развитии, и взгляды К. Роджерса, подчеркивавшего важность механизма символизации опыта для его переработки и интеграции. Сам Г. Бенедетти следующим образом описал свой метод психотерапии шизофрении: «Это место, где в коммуникативной модели лечения смыкаются вклады психоанализа Фрейда, аналитической психологии Юнга, дазайн-анализа Бинс-вангера, американской интерперсональной школы» (Benedetti G. — 1980. - Р. 149).
Согласно Г. Бенедетти, разрушение симбиотической связи с матерью, сепарация и дистанцирование от нее, развитие собственной идентичности тесно связано со способностью к символизации. Это выражается в том, что ребенок может заменить, заместить мать через какую-то связанную с ней вещь (например, оставшись с бабушкой и скучая по матери, просит показать ее халатик). Если же такой символизации не происходит, то отношения остаются симбиотическими, ребенок чувствует острую тревогу без матери, цепляется за нее, соответственно не развивается способность к разграничению между «Я» и «не-Я». Сепарация, основанная на интернализации родительских образов, как независимых и интегрированных внутренних репрезентаций, не происходит. Следуя этой логике, можно предположить, что за
склонностью больных к символизации стоит не истинный символ, а замещение объекта, т. е. объект и символ фактически отождествляются. Так, в рассказе В. М. Гаршина «Красный цветок» красный мак, с которым вступает в борьбу больной, является для него не просто символом мирового зла, а есть само зло, которое необходимо победить. Неумение перевести отношения с миром на уровень внутренних символических репрезентаций ведет к невозможности дистанцирования от объекта и зависимости от первичных процессов. Так как психоанализ, как никакая другая форма психотерапии, связан с языком и способностью к символизации, по мнению Г. Бенедетти, он неизбежно наталкивается на свои границы при лечении шизофрении.
Вытесненные и неосознаваемые при неврозах тенденции превращаются как бы в самостоятельные системы сознания при психозах, вроде самостоятельных личностей (вспомним описания больного Штауденмайера в подразд. 2.1): «В виде голосов, галлюцинаций, автоматических действий они расщепляют поле сознания и сами являются феноменами расщепления» (Benedetti G. — 1976. — Р. 116). Утрата границ «Я», которую другой психоаналитик П. Федерн назвал «утратой демаркационной линии "Я"», соответствует расщеплению в области самоотграничения по отношению к объектам: «Больной "пустой замок, занимаемый всеми находящимися рядом", "дырка на улице, через которую все проезжают", "оболочка без содержания, чьи стены разорваны"» (Benedetti G. - 1983. - Р. 15).
Г. Бенедетти рассматривает шизофрению и симптомы расщепления как глубокое нарушение экзистенции: «Не признанное, не подтвержденное другим человеком право жизни, бытие начинает отрицаться самим носителем. Тяжело больной шизофренией никогда не скажет «Я»: во мне несколько людей, мои чувства в других людях, я могу думать только посредством другого и т.д. Определенные области своего собственного бытия отрицаются и рассматриваются как чуждые силы» (Benedetti G. — 1976. — Р. 109).
Г. Бенедетти разрабатывал свою модель психотерапии, исходя из правил и принципов экзистенциально-гуманистической традиции: понимать больного во всей целостности его бытия (в его собственных понятиях и категориях), путем непосредственного проникновения во внутренний мир личности (феноменологический метод). При этом он считал необходимым компенсировать недостаточную структурированность и символизацию опыта больных очень четким сеттингом, а главную задачу психотерапевта видел в том, чтобы слушать и понимать, но не отстранение, а давая почувствовать больному свою собственную экзистенцию и сопереживание. В процессе лечения терапевт как бы регрессирует вслед за пациентом, вживаясь в его состояние, работает «внутри психоза», пытаясь понять переживания больного и с помощью своего
1дорового «Я» помочь ему интегрировать больное и фрагментарное «Я». ' Уют метод направлен на восстановление нового образа больного в психотерапевтическом зеркале с помощью специальных техник осознания и символизации его опыта. Согласно этой модели эффект психотерапии трактуется как результат процессов идентификации и интернализации, оГгьектом которых становится психотерапевт. В результате предполагаемый образ больного, интегрированный в психотерапевтическом «зеркале», служит средством интеграции его «Я».
В контексте экзистенциально-гуманистического подхода нельзя не упомянуть самоописания людей, выздоровевших после тяжелых психотических состояний. В первом томе учебника уже упоминался американец Клифорд Бирс, написавший и издавший в 1908 г. после трехгодичного пребывания в психиатрической больнице (1990—1993) книгу «Разум, обретший себя», имевшую огромный общественный резонанс. В ней он ярко описал состояние, которое предшествовало психозу — постоянный многолетний страх повторить судьбу брата, умершего от опухоли головного мозга. Невозможность получения помощи, когда еще можно предотвратить психоз, К. Бирс считал огромным недостатком системы здравоохранения того времени. Он ярко показал, как многолетнее лечение в клинике, где практически отсутствовала какая-либо психологическая и социальная помощь, приводили к вторичным осложнениям в виде госпитализма. Благодаря своей энергии и организаторскому таланту, К. Бирс, не будучи медиком, стал лидером движения за профилактику психических расстройств, сплотив вокруг себя известных врачей и психологов того времени (так, сам У.Джемс оказывал этому начинанию материальную поддержку).
Книги с самоописанием бывших пациентов продолжают появляться как важная обратная связь специалистам, нередко склонным видеть в больных не столько страдающих людей, сколько дисфункции центральной нервной системы. В 2009 г. на русский язык была переведена книга «Завтра я всегда бывала львом» норвежского психолога А. Лаувенг, которая в течение нескольких лет регулярно госпитализировалась в психиатрическую больницу с периодическими приступами острого психоза и суицидальными попытками. Подробная история патологических переживаний, преодоления болезни и выздоровления позволяет сделать вывод о необходимости комплексного лечения, включающего не только биологическую терапию, но и психологическую помощь и поддержку, ведь когда «твои слова теряют смысл и превращаются в симптомы, чувствуешь себя одинокой и все вокруг мрачно» (Лаувенг А. — 2009. — С. 133). Необходимость поддержки, понимания психологического смысла симптомов, уникального для каждого случая, а также наличие веры в возможность преодоления болезни автор цитированной книги, уже не только как бывшая
пациентка, но и как клинический психолог, считает важнейшими условиями выздоровления.
«Я отнюдь не считаю, будто моя история — это не только моя история. Она вовсе не обязательно справедлива для всех остальных. Однако это все же не та история, которая обычно преподносится всем, кому поставлен диагноз шизофрении, и потому мне показалось важным поделиться ею с другими. Когда я была больна, мне предлагали только одну историю. Мне говорили, что я больна, что это болезнь — врожденная, что она останется при мне на всю жизнь, и поэтому единственное, что я могу сделать — это научиться с нею жить. Такая история мне не понравилась. Такая история не придавала ни мужества, ни сил, ни надежды, тогда как мне больше всего нужны были как раз мужество, сила и надежда. От этой истории мне лучше не становилось. К тому же в моем случае эта история не отражала действительности. Однако это была единственная история, которую мне предложили» (Лау-венг А. — 2009. — С. 8 —9).
О важной роли экзистенциального анализа в исследованиях и лечении шизофрении писал М.Блейлер, продолживший дело своего отца в знаменитой клинике Бургхольци (Швейцария). Он подчеркивал, что в душевной жизни человека, страдающего шизофренией, экзистенциальный аналитик находит не просто «усыпанное осколками поле», а сохранившуюся структуру, психическую жизнь, которую надо описывать не как набор симптомов, а как целостный гештальт (Bleuler M. — 1954).