Рассмотрение психической патологии как функции семейной системы противостоит изолированному анализу психической патологии у отдельного человека (см. т. 1, подразд. 7.2). Наркоманию, как и алкоголизм, также можно рассматривать как направленность на поддержание патологического равновесия в системе семейных и других отношений, В личных отношениях наркозависимый дает возможность партнеру быть сильнее себя. В семейной системе он может отвлекать внимание от других проблем и удерживать членов семьи вместе. Распространенная ситуация: ребенок-наркоман удерживает вместе родителей, которые давно без него бы разошлись по личным причинам, не связанным с наркотиками. Таким образом, ситуация становится условно желательной для всех: наркоман беззастенчиво пользуется опекой родителей, а они, страшась перемен, сохраняют семейные отношения, ссылаясь на его проблемы (Kooyman M. — 1992)%
Для наркозависимых подростков часто характерна проблема сепарации от родительской семьи. Обе стороны испытывают сильный страх перед отделением. Наркомания становится решением для обретения псевдонезависимости без обретения настоящей независимости (Staton J., Todd О. — 1982). Ж.Стэнтон и О.Тод также описали патологический гомеостаз в семьях наркозависимых. Очень часто зависимые после прохождения лечения возвращаются к родителям, а когда в семье случается кризис, происходит рецидив болезни. Б. Ван дер Колк (1992) утверждает, что ранняя травмати-зация ребенка со стороны родителей приводит к «негативному связыванию». Когда ребенок вырастает, родители остаются для него самыми важными людьми. Дети не развивают равноправных взаимоотношений и им трудно оставить родительский дом.
|
Биографические данные семьи и стиль выполнения родительских обязанностей, включая разводы родителей, разногласия между ними, «деформированные» семьи с отчимом и мачехой, недоброжелательный характер общения в семье, несогласованные требования родителей к дисциплине, а также отсутствие близости, были определены йак важные факторы риска употребления ПАВ (Stoker A., Swadi H. — 1990). В семьях наркозависимых детей были обнаружены как сверхзанятые, так и нерадивые, безразличные и беспечные родители (Kaufman E., Kaufman P. — 1979; Steflfenhagen R.A. — 1980).
Выявлены нарушения иерархической структуры даже в полной семье, неспособность избегать и разрешать конфликты, «секретность» друг от друга, изоляция семьи от окружающих (Masson D. et al. — 1987). Было обнаружено, что между поколениями внутри семьи отсутствуют границы (Alexander В. К., Dibb G.S. — 1975).
Большинство мужчин, употребляющих героин, имеют в семье чрезмерно защищающую, дающую разрешения мать и пассивного, эмоционально отстраненного отца (Kaufman E., Kaufman P. — 1979; Stoker A., Swadi H. - 1990).
Для многих детей, выросших с единственным родителем, характерны трудности общения (Steinhausen H. — 1987). Однако немалая часть подростков, обнаружившая склонность к злоупотреблению ПАВ и к делинквентности, выросли в полных, внешне благополучных семьях. Верно и обратное — около 25 % социально адаптированных подростков воспитываются в неполных семьях (Личко А. Е., Битенский В. М. — 1991). «Видимо, дело не просто в неполной семье, а в том, что в ней труднее осуществлять правильное воспитание» (Егоров А. Ю., Игумнов С. А. — 2010. — С. 79). Роль неправильного воспитания в семье считается значимым фактором, способствующим развитию химической зависимости в будущем (Максимова Н.Ю. — 2000).
|
Наиболее значимым фактором риска, по данным В. С. Битен-ского с соавторами (1989), являются асоциальные семьи с пьянством, криминальным поведением родителей, жестоким отношение внутри семьи. Для таких семей характерным типом воспитания является гипопротекция с эмоциональной холодностью (воспитание по типу «Золушки»). Подростки из таких семей пытаются найти поддержку и самоутвердиться в уличных компаниях, в которых выпивка и другие ПАВ служат главным развлечением.
Гипопротекция с эмоциональным принятием может встречаться как в неполных, так и в полных семьях, где родители целиком посвящают себя карьере, работе. Дефицит родительского внимания восполняется «балованием» ребенка, который вырастает в ситуации вседозволенности, не встречая задержек в удовлетворении своих желаний.
Для формирования личности ребенка весьма опасен непоследовательный стиль воспитания, когда к ребенку предъявляют противоречивые требования. Это может быть связано со скрытым отвержением ребенка, когда на вербальном и невербальном уровне ребенок получает противоположную информацию1. Ребенок чувствует фальшь в отношениях и понимает, что его не любят. Противоречивое поведение родителей может быть также вызвано их неустойчивым эмоциональным отношением к ребенку, когда их реакции зависят от настроения, а не от объективного поведения ребенка. Было обнаружено, что в семьях зависимых часто отсутствуют четкие правила, не устанавливается ясных ограничений на негативное поведение.
|
1 Это может быть расценено как явление неконгруэнтности в общении родителей с ребенком или же как механизм «двойной связи». О механизме «двойной связи» см. т. 1, с. 386.
Гиперпротекция в воспитании также обладает патогенным потенциалом в отношении формирования зависимого поведения. Доминирующая гиперпротекция, которая проявляется в чрезмерной опеке и контроле за ребенком, может привести либо к гипертрофированной реакции эмансипации и неуправляемости, либо к конформизму подростка, который легко может перейти от зависимости от родителей к любой другой зависимости. «Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи») приводит к формированию эгоцентризма, завышенной самооценке, непереносимости трудностей и препятствий к удовлетворению желаний» (Егоров А. Ю., Игумнов С. А. — 2010. — С. 80). При столкновении с реальностью в подростковом и юношеском возрасте такой человек скорее всего будет фрустрирован, что может привести к социальной дезадаптации и употреблению ПАВ.
Имеются данные, что неблагоприятные микросоциальные условия неспецифичны и предшествуют самым различным формам девиантного поведения. Как отмечает И. Н. Пятницкая, исследователи петербургской психоневрологической школы (В. К. Мягер, В. И. Козлов, М. М. Кабанов, А. Е. Личко) показали, «что характеристики кровной семьи в сущности одинаковы при суицидальном поведении, невротическом развитии, криминальности, наркома-ническом поведении» (Пятницкая И.Н. — 1994. — С. 384).
Патологическое равновесие в семьях алкоголиков и наркоманов описал Эрик Берн с точки зрения теории игр (Берн Э. — 1988). В транзактном анализе есть представление о роли алкоголика в игре и процессе взаимодействия между ее участниками. Семейное распределение ролей в игре «Алкоголик»: жертва, преследователь, спаситель, простак, посредник, — закреплено нежестко и зависит от стадии болезни и даже времени суток. Потребление спиртного, по мнению Э. Берна, не самоцель для пьющего, главная задача — достижение кульминации, похмелья, сопровождающегося самобичеванием. Игру «Алкоголик» сопровождают два типа времяпровождения: «Коктейль» (что смешивали и сколько пили), характерное для начала алкоголизации, и «На следующее утро» (как мне было плохо).
К категории играющих не относятся запойные пьяницы, которые не страдают от угрызений совести после похмелья. Игра «Наркоман» похожа на игру «Алкоголик», но развивается быстрее и является более драматичной и зловещей (Берн Э. — 1992).
Исследователи семейных интеракций указывают также на другие возможные роли в семьях зависимых: злоупотребляющий, созависимый, семейный герой, козел отпущения, заброшенный ребенок, семейный клоун (Буш М. с соавт. — 1998). Роли помогают достичь хрупкой гармонии и действуют как защитный механизм. Любому из участников семейной драмы может потребоваться внимание и лечение.
В рамках системного подхода особо обсуждается проблема созависимости, характерная для семейных партнеров или родителей людей, страдающих химической зависимостью. Исследователи считают, что состояние созависимого создает большой риск для развития тяжелой психосоматической патологии: рака, язвы двенадцатиперстной кишки, сердечных заболеваний. Это связано с тем, что близкий человек, принимая на себя роль спасителя, посвящает всего себя больному и берет на себя ответственность за прекращение им наркотизации. Когда этого не происходит, созависимый винит себя и испытывает целую палитру других негативных чувств (гнев, чувство безнадежности и пр.), которые обычно вытесняет или отрицает. Созависимый отказывается от своей личной жизни, увлечений, иногда даже от работы. Его состояние начинает определяться только состоянием больного, которого он спасает. Кроме того, созависимость — это фактор риска рецидива химической зависимости у самого больного и возникновения различных нарушений в потомстве, в первую очередь — риска химической зависимости (Валентик Ю. В. — 2000; Москаленко В. Д. — 2000).
Основные направления выздоровления семьи, как зависимых, так и созависимых, — общие:
1. Признать свое бессилие справиться с проблемой в одиночку.
2. Получить информацию о зависимости и созависимости и разобраться с помощью других людей, что происходит.
3. Научиться получать помощь (нарушить молчание, начать говорить о проблеме в семье с другими людьми, научиться разделять человека и болезнь, простроить заново границы относительно собственной вины и ответственности, научиться проживать свои чувства, не отрицая и не вытесняя их, восстановить единство внутреннего и внешнего «Я», увидеть свои собственные потребности и др.) (Савина Е. А., 2006).
* * *
Итак, исследования когнитивных функций при алкоголизме и наркоманиях позволили выявить как специфические, так и общие нарушения. Зависимость сочеталась в большинстве случаев также с нарушением функций программирования, регуляции и контроля психической деятельности, со снижением гибкости и скорости мыслительных процессов, ухудшением показателей внимания и памяти.
Значительное число работ посящено нейропсихологическим основам нарушения когнитивных функций.
Исследования эмоционально-волевой сферы у зависимых от ПАВ выявили сниженную критичность, искаженную самооценку, снижение целенаправленной активности, проявляющееся в адинамии уровня
притязаний и импульсивности. Нарушения эмоциональной активности отражались в дефиците распознавания эмоций другого человека по невербальной экспрессии, а также общем понижении социального интеллекта, уровня^эмпатии по сравнению с группой нормы, в возрастании эгоцентризма и склонности к манипулированию. Наиболее выражены различные нарушения у зависимых от героина. Исследователи указывают на важную роль социальных и семейных факторов в формировании и протекании зависимости от ПАВ.
Выводы
Мы рассмотрели истоки проблемы зависимого поведения и из
менения отношения к ней со стороны общества, историю научного
изучения химических аддикций, выделили модели, объясняющие ме
ханизмы формирования и развития зависимостей, вопросы диагно
стики злоупотребления и зависимости от ПАВ, проблему распростра
ненности этих заболеваний, привели данные некоторых эмпирических
исследований зависимого поведения. *