Wittchen H. U., Essau С A. Epidemiology of panic disorder: progress and unresolved issues // J. Psychiatr. Res. — 1993. — V. 27.
Wittchen #., Jacobi E Size and burden of mental disorders in Europe — a critical review and appraisal of 27 studies // European Neuropsycho-pharmacology. — 2005. — V. 15.
Wittchen H. U., VossenA. Implication von KomorbiditatbeiAngststorungen — ein kritischer Ubersicht // Verhaltenstherapie. — 1995. — V. 5.
Wittchen H. U., Zerssen D. Verlaufe behandelter und unbehandelter Depressionen und Angststorungen // Eine klinisch psychiatrische und epidemiologische Verlaufsuntersuchung. — Berlin, 1987.
Wolpe J. Psychotherapy by reciprocal inhibition. — Stanford, 1958.
Wunderlich U., Bronish Т., Wittchen H. U. Comorbidity pattern in adolescents and young adults with suicide attempts // Europ. Arch. Psychiatry Clin. Neuroscience. — 1998. — V. 248.
Wursmer L. Psychoanalytic considerations of etiology of compulsive drug use // J. Amer. Psychoanal. Association. — 1974. — V. 22.
Wursmer L. The role of superego conflicts in substance abuse and their treatment // Internal J. Psychoanal. Psychother. — 1984. — V. 10.
Yates A. J. Psychological deficit // Am. Rev. Psychol. — 1966. — V. 17.
Yehuda N. Post-Traumatic Stress Disorder // Children with Cancer. — Washington, 1995.
Young J., Klosko /., Weishaar M. Schema therapy. — N.Y., London, 2003.
Zanarini M. Childhood experience associated with the development of personality disorder // The psychiatric clinics of North America. — 2000. — V. 23.
Zanarini M., Frankenburg E Emotional hypochondriasis, hyperbole and the borderline patient // J. Psychotherapy Practice and Research. — 1994. — V. 3.
Zanarini M., Frankenburg E Pathways to the development of borderline personality disorder // J. of Personal. Disorders. — 1997. — V. 11.
Zanarini M., Gunderson J. G., Marino M. E etal. Childhood experiences of borderline patients // Comprehensive Psychiatry. — 1989. — V. 30.
Zerbe J. Uncharted Waters — Psychodynamic Consideration in the diagnosis and treatment of social phobia // Bull. Menninger Clinic. — 1994. — V. 58.
Zinberg N. E., Harding WA., Winkeller M. A study of social regulatory mechanisms on controlled illicit drug users / H. Shaffer, M. E. Burglass (Eds.) // Classic Contributions to the Addictions. — N. Y., 1981.
Zorn P., Roder V. Social skills Training Programms for Schizophrenic Patients: What works and how can it be improved? / M. Merlo, C. Perris, H. Brenner (Eds.) // Cognitive therapy with schizophrenic patients. — Seattle, Bern, Toronto, Gottingen, 2002.
Zubin J. Zur Dynamic komplexer biologisch-psychosozialer Systeme: Vier fundamentaie Mediatoren in der Langzeitentwicklung der Schizophrenie // Schizophrenie als systematische Stoning. — Bern, 1987.
Zubin J. Die Anpassung therapeutischer Interventionen an die wissenschaftlichen Modelle der Atiologie / W. Вбкег, Н. Brenner (Hrs.) // Schizophrenic als systemische Stoning. — Bern, 1989.
|
Zubin /., Spring B. Vulnerability: A New View of Schizophrenia //J. of Abnorm. Psychol.. — 1976. — V. 86.
Zweig-Frank H., Paris J. Parents' emotional neglect and overprotection according to the recollections of patients with borderline personality disorder // Am. J. of Psychiatry. — 1991. — V 148.
Оглавление
Предисловие................................................................................................................ 5
Введение....................................................................................................................... 8
Г л а в а 1. Методологические основания эмпирических
исследований в современной клинической
психологии.......................................................................................... 14
А. Б. Холмогорова
1.1. Теория стресса и диатез-стресс-буферные модели как основа для развития биопсихосоциальных моделей и эмпирических * исследований психической патологии............ 14
1.2. Виды и правила эмпирических исследований в клинической психологии 26
1.3. Классификация психических расстройств................................................ 29
Выводы....................................................................................................................... 35
Глава 2. Шизофрения............................................................................................. 37
А. Б. Холмогорова
2.1. Краткий очерк истории изучения.................................................................. 37
2.1.1. Две линии в истории изучения шизофрении................................... 38
2.1.2. Первые психогенетические модели шизофрении.......................... 44
2.1.3. Критерии диагностики и эпидемиология.......................................... 47
2.2. Основные теоретические модели.................................................................. 51
2.2.1. Биологические модели.......................................................................... 51
2.2.2. Психоаналитические модели............................................................. 55
2.2.3. Когнитивно-бихевиоральные модели.............................................. 59
|
2.2.4. Культурно-историческая модель....................................................... 67
2.2.5. Экзистенциально-гуманистические модели.................................. 68
2.2.6. Системные семейные модели.............................................................. 74
2.2.7. Биопсихосоциальные модели............................................................ 79
2.3. Эмпирические исследования......................................................................... 85
2.3.1. Познавательные (когнитивные) процессы...................................... 85
2.3.2. Эмоциональная сфера......................................................................... 102
2.3.3. Семейный контекст.............................................................................. 105
2.3.4. Жизненный стресс и течение заболевания.................................... 114
2.3.5. Макросоциальный и интерперсональный контексты................ 117
Выводы...................................................................................................................... 122
Глава 3. Депрессия................................................................................................ 126
Н. Г. Гаранян
3.1. Краткий очерк истории изучения............................................................... 126
3.1.1. Депрессия — болезнь нашего времени............................................ 126
3.1.2. Вьщеление маниакально-депрессивного психоза (МДП)
в качестве нозологической единицы............................................... 128
3.1.3. Первые психоаналитические исследования депрессии............. 129
3.1.4. Феноменология, критерии диагностики
и эпидемиология................................................................................... 131
3.2. Основные теоретические модели................................................................ 137
3.2.1. Психоаналитические модели............................................................ 138
3.2.2. Интерперсональные модели.............................................................. 143
3.2.3. Когнитивная модель депрессии А. Бека......................................... 145
|
3.2.4. Современные многофакторные модели депрессий..................... 149
3.3. Эмпирические исследования........................................................................ 151
3.3.1. Агрессия, гнев и враждебность при депрессивных расстройствах 153
3.3.2. Нейротизм, зависимость и депрессия............................................. 157
3.3.3. Перфекционизм и депрессия.............................................................. 158
3.3.4. Когнитивные процессы....................................................................... 163
3.3.5. Система убеждений и депрессия..................................................... 166
3.3*6. Эмпирическая проверка модели выученной
беспомощности М.Селигмена.......................................................... 168
3.3.7. Стрессогенные жизненные события и депрессия........................ 170
3.3.8. Семейный стресс и депрессия........................................................... 172
Выводы...................................................................................................................... 175
Гл а в а 4. Тревожные расстройства............................................................... 179
Л. Б. Холмогорова
4.1. Краткий очерк истории изучения............................................................... 179
4.1.1. Вьщеление тревожного невроза З.Фрейдом.................................. 181
4.1.2. Два этапа в развитии взглядов З.Фрейда
на патологическую тревогу.............................................................. 182
4.1.3. Вьщеление социальной фобии.......................................................... 185
4.1.4. Основные виды тревожных расстройств
и их диагностические критерии....................................................... 187
4.1.5. Эпидемиология и последствия.......................................................... 193
4.2. Основные теоретические модели................................................................ 196
4.2.1. Биологические модели........................................................................ 196
4.2.2. Психодинамические модели.............................................................. 198
4.2.3. Бихевиоральная модель.................................................................... 204
4.2.4. Когнитивно-бихевиоральные модели........................................... 206
4.2.5. Экзистенциально-гуманистические модели................................. 210
4.2.6. Многофакторные биопсихосоциальные модели......................... 213
4.3. Эмпирические исследования........................................................................ 216
4.3.1. Когнитивные процессы....................................................................... 216
4.3.2. Личностные факторы.......................................................................... 218
4.3.3. Стрессогенные события и тревожные расстройства................. 220
4.3.4. Семейный и интерперсональный контексты................................ 221
Выводы...................................................................................................................... 227
Гл а в а 5. Посттравматическое стрессовое расстройство
(ПТСР)................................................................................................. 229
Н. В. Тарабрина
5.1. Краткий очерк истории изучения............................................................... 229
5.1.1. ПТСР — новая диагностическая единица..................................... 229
5.1.2. Первые попытки выделения диагностической единицы............ 232
5.1.3. Современные критерии диагностики.............................................. 235
5.1.4. Эпидемиология...................................................................................... 238
5.2. Основные теоретические модели................................................................ 240
5.2.1. Психодинамические модели............................................................. 240
5.2.2. Когнитивно-бихевиоральные модели.......................................... #.241
5.2.3. Комплексные интегративные модели............................................. 243
5.3. Эмпирические исследования........................................................................ 246
5.3.1. ПТСР у ветеранов боевых действий............................................... 246
5.3.2. ПТСР у жертв преступлений и сексуального насилия.............. 250
5.3.3. Посттравматический стресс у онкологических больных......... 252
5.3.4. Стресс радиационной угрозы и его последствия........................ 254
5.3.5. Суицидальное поведение и ПТСР................................................... 257
5.3.6. Коморбидность и факторы риска ПТСР........................................ 259
5.3.7. Нарушения психических функций при ПТСР.............................. 260
5.3.8. Семейный и интерперсональный контексты............................... 264
Выводы...................................................................................................................... 266
Глава 6. Личностные расстройства................................................................ 270
А. Б. Холмогорова
6.1. Краткий очерк истории изучения............................................................... 270
6.1.1. Первые концепции патологии характера в психиатрии............ 271
6.1.2. Основы психоаналитического учения о патологии характера ^ 275
6.1.3. Основные типы личностных расстройств в современных классификациях 278
6.1.4. Эпидемиология и критерии диагностики....................................... 280
6.2. Основные теоретические модели................................................................ 284
6.2.1. Биологические модели........................................................................ 284
6.2.2. Личностная патология — центральная проблема постклассического психоанализа 287
6.2.3. Вклад теории нациссизма.................................................................. 288
6.2.4. Модель психического здоровья и личностной
патологии О. Кернберга.................................................................... 290
6.2.5. Модель личностной патологии Дж. Мастерсона....................... 295
6.2.6. Интегративно ориентированные психодинамические модели 297
6.2.7. Интерперсональные модели............................................................. 300
6.2.8. Развитие параметрического подхода............................................ 303
6.2.9. Когнитивно-бихевиоральные модели:
первые разработки............................................................................... 305
6.2.10. Интегративные модели М.Лайнен и Дж.Янга............................ 307
6.2.11. Биопсихосоциальные модели........................................................ 309
6.3. Эмпирические исследования....................................................................... 311
6.3.1. Эмоциональные, когнитивные процессы и мотивация.............. 311
6.3.2. Личностные факторы.......................................................................... 315
6.3.3. Травматический опыт......................................................................... 316
6.3.4. Влияние детской психической травмы на развитие головного мозга 317
6.3.5. Семейный контекст и стиль привязанности.................................. 318
Выводы...................................................................................................................... 321
Глава 7. Алкоголизм и наркомании.............................................................. 324
М. С. Радионова
7.1. Краткий очерк истории изучения............................................................... 324
7J.1. Угроза здоровью российского населения....................................... 325
7.1.2. Распространение психоактивных веществ (ПАВ)
и зарождение наркологии.................................................................. 327
7.1.3. От первых научных исследований к современным комплексным подходам 329
7.1.4. Критерии диагностики........................................................................ 332
7.1.5. Эпидемиологическая ситуация......................................................... 337
7.2. Основные теоретические модели................................................................ 341
7.2.1. Психофизиологическая модель........................................................ 341
7.2.2. Психиатрическая предиспозиционная модель............................ 347
7.2.3. Модель личностных типов и черт................................................... 352
7.2.4. Психоаналитические модели............................................................ 355
7.2.5. Модель аномального развития личности...................................... 362
7.2.6. Биопсихосоциодуховная модель.................................................... 364
7.3. Эмпирические исследования........................................................................ 367
7.3.1. Нарушения когнитивных функций.................................................. 367
7.3.2. Изменения личности и нарушения мотивации............................. 369
7.3.3. Социальные факторы формирования зависимости
от ПАВ..................................................................................................... 372
7.3.4. Семейные факторы и последствия зависимости от ПАВ.......... 374
Выводы...................................................................................................................... 378
Заключение.............................................................................................................. 382
Список литературы.............................................................,................................ 385
Учебное издание
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В четырех томах