Информационное обеспечение 1 глава




Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ

Законы развития технических систем: закон полноты частей системы, закон энергопроводимости, закон согласования ритмики частей системы.

 

Инструментарий решения творческих задач

Вепольный


Информационные фонды

Стандарты – усиленные инструменты, основаны на комбинации приемов в решении типовых задач. Более 70 стандартов включают описание, обоснование, примеры применения.

 

 

Фонд эффектов содержит указатели геометрических, физических, химических и др. эффектов и способы их творческого применения

 

 

Типовые эвристические

Приемы разрешения противоречий

40 принципов устранения технических противоречий и форм их применения.

Например: принцип дробления – разделить объект на независимые части, выполнить его разборным, увеличить степень дробления; принцип «наоборот» – осуществить действие, обратное условиям задачи, вывернуть объект, повернуть «вверх ногами», сделать движущуюся часть неподвижной и т.п.


(структурный) анализ –

Язык ТРИЗ


АРИЗ – алгоритм решения изобретательской задачи

Программа преобразования задачи: планомерное упрощение, формулирование ИКР (идеального конечного результата), выделение

технического противоречия, его причины, разрешение противоречия с помощью информационного фонда.

Программа приводит к идее решения, а не к конструкции.

 

 

Информационное обеспечение

Методы управления психологическими факторами Формирование жизненной стратегии.

Организация творческого мышления. Развитие воображения. Организация времени. Мобилизация сил (внутренняя установка, цель, мотив, настрой, двигательная активность, релаксация, саморегуляция)


Важным инструментом самоорганизации является оценка полученного результата, которую дает сам исследователь и научное сообщество. В этом плане важно избегать возможных ошибок.23

 
 

       
   

 

 
 

 

23 Пигоров Г.С., Таран Ю.Н., Белопольский Б.П. Интенсификация инженерного творчества. М.1989.С.104-108.


Психологические барьеры - трудно поддающиеся контролю и медленно меняющиеся факторы творческого процесса, связанные с потенциальными способностями человека. В психологии творчества способности делятся на три группы: 1) связанные с личной мотивацией (интересы, склонности), 2) связанные с темпераментом (эмоциональные), 3) собственно умственные способности:

- способность увидеть непривычное в привычном и наоборот известное в новом, специфическая зоркость в поисках свежего взгляда на проблему;

- способность к свертыванию информации (замена нескольких понятий обобщающим, сворачивание цепи рассуждений в одну мысленную операцию) и цельности восприятия (умение выделять сходные образы, опуская индивидуальные отличия);

- гибкость мышления – способность мысленного перехода к явлениям и понятиям далеким по содержанию;

- боковое мышление – способность к широко распределенному вниманию и «около проблемному» мышлению;

- готовность памяти зафиксировать, а затем выдать нужную информацию;

- способность к переносу опыта, оценке, предвидению.24

К субъективным факторам, образующим внутренние барьеры творчества, относятся: сила привычки и инерция мышления; узкий практицизм; влияние авторитетов; страх перед неудачей; боязнь неприятия и критики; высокая самокритичность. Одним из инструментов самоорганизации, позволяющим преодолевать психологические барьеры, служит моделирование (внутренняя визуализация) отношения к задаче или состояния субъекта.

"Трансформатор" ® модель отношения субъекта к задаче. Главный эффект – понимание, что задача не является устойчивой, застывшей в данном виде. Ее можно изменять. Эффект трансформации - возможность многократного преобразования - снимает страх перед неудачей в поиске решения, барьер начала сменяется возможной перспективой. Внутренне актуализируются основные функциональные процессы, реализуемые в техническом устройстве: 1) пропускать, 2) сохранять, 3) накапливать, 4)

видоизменяться, 5) производить.

"Шлюзы" ® модель состояния субъекта творчества, направленная на освобождение творческого потенциала. Образное представление о творческой

 

 
 

24 Лук А.Н. Психология творчества. М.1978. Обобщенная психологическая характеристика творческого научного работника выведена в работе А.Г.Черемухина: Исследование причин творческой активности и личности автора научно-технических публикаций. М.1999. С.65.


энергии, дремлющей, ждущей своего выхода, дополняется представлением: нужно открыть «шлюз», усилив мотивацию или найдя хороший стимул.

"Сосуд" – модель состояния субъекта творчества, направленная на снятие внутреннего барьера неуверенности. Образное представление: человек – сосуд, хранящий опыт и знания человечества. Развитие образа: количество накопленных знаний – это предпосылка творческой деятельности; по мере накопления знания приобретают динамический активный характер, содержимое сосуда бурлит и переливается через край, возникает новое качество.

"Трамплин-барьер" – модель активизации мышления. Образное представление: барьер – информационный дефицит или стереотип мышления, страх, неуверенность, - преодолевается с помощью трамплина. Роль трамплин в преодоление барьера играют подсказки, заключенные в эвристических приемах.

 

Часть 2. Предыстория классической науки

1. Проблема начала науки

 

В современном науковедении нет единого мнения в толковании научного знания, поэтому вопрос: «когда и почему возникла наука?», – остается дискуссионным. Относительно времени возникновения науки существуют две крайние точки зрения.

Согласно первой точке зрения, научное знание сводится к обобщенному и выраженному знанию, которое рождается уже в глубокой предыстории, в то время, когда человек стал изготавливать орудия труда и передавать опыт его использования.25 Поскольку в этом случае рациональность трактуется широко

- как познавательно-деятельное, преобразующее отношение человека к окружающему, - практическое, обыденное и теоретическое (собственно научное) знание оказывается равнозначным. В этом контексте начало науки можно отнести к периоду неолита (VII тыс.до н.э.), с которым связана первая революция в системе человеческого образа жизни: переход от эпохи собирательства, охотничества и рыболовства – к скотоводству и земледелию. В истории человека период самой неолитической революции охватывает четыре тысячелетия (VII - IV тыс.до н.э.) и рассматривается как переход от

 

 
 

25 Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь. М., 1986, с.667. Согласно Фрезеру, наука рождается вместе с человечеством, если понимать под наукой совокупность очевидных истин, извлеченных из наблюдений природы, такими истинами люди обладали всегда, во все эпохи.


дикости к цивилизации, которая характеризуется производящей экономикой. В это время отмечен резкий прирост населения в западной Европе – до 90 – 80 млн.чел. (что в 16 раз больше, чем население до неолитической революции), где плотность населения составила 2,5 чел. на один квадратный метр. В этот период социальные отношения, а также мотивы и конкретные действия индивида определяются уже не только и не столько добыванием и потреблением готовой пищи (уже существующей в природе), сколько производством пищи и других продуктов, необходимых для поддержания жизни индивида и общности. В то же время исследователи подчеркивают социальные и лингвистические основания неолитической революции, которые усматриваются в возникновении и развитии способов сохранения и передачи информации с помощью зарубок, знаков и символов.

Символика стихийно культивируется социумом как самое эффективное средство его сплочения и самоорганизации. Прямая и непрямая манипуляция поведением и сознанием индивида осуществляется через процесс убеждения. Социальное давление на индивидуума в форме убеждения, предполагая определенный контекст и минимально необходимый интеллектуальный опыт, постоянно актуализирует рациональную деятельность, которая опирается на символические структуры знания - образные (иконические) и языковые (абстрактно-понятийные).

Символика и знание, скрытое за ней, становятся естественным способом индивидуальной психической самоорганизации на основе понимания, что требует от индивида актуализации жизненного опыта, необходимого знания языка и традиций, которое формируется в процессе обучения и невозможно без интеллектуального усилия. Первыми в истории социума складываются магическая и религиозная (мистическая) практики убеждения, стимулирующие непосредственное понимание, которое достигается с помощью экстатического действия, сопереживания, или эмпатии (вчуствования). Позже возникает другая, рациональная (или дискурсивная) практика убеждения, которая получает наибольшее развитие в становлении риторического искусства и наук. Она опирается на понимание как интерпретацию, разворачивание однозначного (и поэтому всем понятного) контекста. В современной культуре жизни без «рационального», осмысленного отношения человека к действительности, своему месту в мире и себе самому невозможно даже простое действие.

Однако согласно первой точке зрения на проблему начала науки невозможно провести различие научного и ненаучного знания. Приведенные в


предыдущем разделе критерии характеризуют особую систему познания, которая сложилась гораздо позже и требовала помимо накапливания практических знаний созревания определенных условий, в частности, развития достаточно высокого уровня абстрактно-понятийного мышления и речевого общения, а также особого языка точного и емкого описания явлений и событий, отличного от обыденной речи и образно-мифологического. В истории социума эта особая познавательная практика (которая традиционно связывается с наукой и научной рациональностью) нарабатывалась долгое время в форме умозрения и понимания. Разграничение в Средние века религиозного и научного пути к истине положило начало процессу обособления познавательной рациональности.26 В Новое время (XVII в.) познание обособляется в качестве особого рода рациональной деятельности, не ограниченной традиционными этическими запретами. В европейской культуре с тех пор закрепляется узкое понимание познания только в качестве процесса наращивания позитивного научного знания о природе.

Другая крайняя точка зрения на проблему начала науки трактует научное знание как определенную, специально планируемую исследовательскую деятельность, которая имеет свои особые методы и язык описания. Научная рациональность понимается как характеристика такой деятельности. Ее социальным основанием выступает наличие сложившейся теории и методов эмпирического исследования природы. В этом случае начало науки имеет исток в эпоху Возрождения и четко оформляется в XVII в. вместе с точным экспериментальным естествознанием. В этом контексте предшествующее знание о природе и природных явлениях трактуется как донаучное. В зависимости от степени абстрактности языка описания и методов исследования (от наблюдения и умозрения - до расчета и эксперимента) выделяют в качестве этапов становления науки:

- пранауку традиционных культур (Древний Восток, Египет – древняя математика и астрономия),

- античную протонауку, которая базируется на доказательстве (Древняя Греция - пифагореизм, натурфилософские школы, Платон, Аристотель, эпоха эллинизма - Евклида, Архимед, Птолемей)

- протонауку Средневековья (V-VIII вв., XII-XIVвв.)

- протонауку Возрождения и Нового времени (XV-XVIIвв. Коперник, Галилей, Ньютон).

 
 

26 Проблема соотношения религиозного и научного знания была одной из главных проблем средневековой философии. Ее принципиальное решение было дано Ф. Аквинским, канонизировано Католической церковью в XIII в


В современном мире наука представляет собой сложное явление. С наукой связывается и совокупное знание о мире, и сфера исследовательской деятельности, и само исследование, и форма мировоззрения. В истории культуры становление науки как сложного социального явления проявляется в последовательном утверждении ее статусов.

В статусе совокупного обобщенного знания и деятельности по получению такого знания наука возникает в неолитический период истории человечества (а может быть и раньше, вместе с возникновением символики и речи). В статусе формы общественного сознания и формы мировоззрения – в Античном мире вместе с натурфилософией. В статусе социального института, главная функция которого интеграции и рост знаний – наука утверждается в XVII-XVIIIвв. Как система профессиональной (академической) подготовки кадров, обеспечивающих воспроизводство самой науки как социального института – в XIXв. (появление академий). В статусе производительной силы общества – в XXв. В начале третьего тысячелетия экономическое и политическое положение государства в существенной мере определяется возможностью и способностью использовать наукоемкие технологии.

Классический этап в развитии науки охватывает период с XVIIIв. (когда утверждается система точного экспериментального естествознания на базе классической механики и натурфилософии Ньютона) до первой трети XXв. (когда формулируются представления о статистическом законе и утверждается квантовая механика).

Неклассический период в развитии науки (30-50гг. XXв.) характеризуется дополнительностью в описании причинных связей (динамические и статистические законы), проблемами исследования и описания микромира. Фундаментальное значение приобретает принцип неопределенности (Гейзенберг), представление о двойственной природе квантовых объектов (Луи де Бройль), принцип вероятностного описания. В «неклассической науке» подчеркивается ограниченность механической картины мира, приоритет отдается вероятностно-статистическим моделям объяснения физических явлений. В сознания ученых того времени динамическая (механическая) модель объяснения причинных связей отождествлялась с мировоззренческим принципом детерминизма. Отрицание универсальности динамического закона в квантовой механике ассоциируется с альтернативным принципом индетерминизма (отрицанием причинно-следственной связи).

Постнеклассический период в развитии науки относят к концу XXв., когда фундаментальное значение в развитии естествознания и формировании


научной картины мира получают междисциплинарные («нефизические») принципы системности, эволюции, самоорганизации.

Переход к новому периоду в развитии науки в философии естествознания связывается с представлением о научной революции – качественном изменении стиля научного мышления (типа научной рациональности), базовых моделей описания и объяснения причинных связей (форм детерминизма), с новым категориальным и математическим аппаратом науки, сменой универсальных принципов в научной картине мира.

Мы выделим основные концепции, которые формировали научное мировоззрение в ту или иную историческую эпоху.

 

2. Исторические этапы развития античной науки

 

Первая система умозрительного научного знания о природе - натурфилософия (natura – лат. природа) возникла в античном мире (VII в. до н.э.) как система знаний о естественных причинах природных явлений. От практических знаний, которые в те времена давала математика, астрономия (астрология), знахарство, ее отличало умозрительное толкование природы, в котором на основании положения о строении мира подчеркивалось единство явлений природы и ее целостность. Проблема единства структурных уровней материального мира, которую выявила натурфилософия, характерна для фундаментальной науки и в наше время.

В рамках античной натурфилософии, таким образом, была сформулирована познавательная установка естествознания, определяющая вектор развития науки до настоящего времени. Методологические принципы, на которые опиралась античная натурфилософия в получения истинного знания – умозрения, сомнение, созерцание. Принцип сомнения положил начало процедурам рационального обоснования в виде рассуждения.

Натурфилософия как новая система знания, начавшись в Древней Греции в эпоху «семи мудрецов», завершается в XVII в. вместе с созданием классической механики И.Ньютоном. Свой главный труд Ньютон назвал

«Математические начала натуральной философии». Далее в истории человеческой мысли пути философии и естествознания расходятся. Если до сих пор картина мира формировалась в единой натурфилософии, то, начиная с XVII-XVIII вв., научная и философская картины мира не совпадают.

Первая научная картина мира строится на основе классической механики Ньютона и сложившегося в XVIIIв. точного экспериментального


естествознания, которое уже не удовлетворяет умозрительный философский метод получения знания. Именно в это время центральной проблемой философии становится вопрос об истинном методе науки, формируются диаметральные позиции в теории познания: эмпиризм и рационализм, подчеркивается абстрактность философских категорий, за которой теряется их естественное основание. Например, Дж. Беркли (XVII в.) отрицал реальное существование материи, поскольку эту абстракцию невозможно ощутить в отличие от предмета и его свойств.

 

История древнегреческой натурфилософии

 

Первая проблема в истории древнегреческой натурфилософии (VI-VII вв. до н.э) – поиск природного основания (первоэлемента - кирпичика мироздания), обеспечивающего единство и многообразие наблюдаемого мира, а также закона естественной связи событий. В центре внимания древнегреческих философов – строение и гармония Космоса, органичной частью которого выступают не только стихия наблюдаемых явлений (то, что впоследствии трактуется как природа), но также идеальные, скрытые сущности. Поэтому поиск первоэлемента в древнегреческой натурфилософии имеет две традиции: стихийно-материалистическую и идеалистическую.

Материалистическая традиция восходит к мифологии, где утверждаются четыре основные стихии (стехейя – греч. первооснова): вода, земля, огонь и воздух. Натурфилософская позиция отличается стремлением - выделить одну стихию в качестве основания («корня») всего существующего и обосновать его необходимость. Впервые это стремление выразил Фалес (ок. 625 – ок. 547 до н.э), считавший вопреки мифологии первоэлементом воду, поскольку невозможно найти абсолютно сухое тело. Фалес был самым почитаемым из

«семи мудрецов», списки которых имели хождение в Древней Греции. Фалес сформулировал популярные в античном мире мировоззренческие гномы (афоризмы): «Больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит», «Быстрее всего ум, потому что он все обегает», «Сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть», «Мудрее всего время, потому что оно все открывает»,- предсказал год полного для Ионии солнечного затмения, которое имело место 28 мая 585г. до н.э. Известно, что в Афинах Фалес был провозглашен первым из семи мудрецов в 582 г. до н.э. До наших дней дошли только названия его произведений: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». По преданию


Фалес был финикийцем, первоначальные знания получил в Азии и Африке (Вавилоне, Финикии, Египте). В античной культуре Фалес был первым астрономом и математиком, принесшим в Элладу геометрию. Ему приписывалось открытие годового вращения Солнца на фоне неподвижных звезд, определение времени солнцестояний и равноденствий. Фалес утверждал, что Луна светит не своим светом, а небесные тела представляют собой воспламенившуюся землю. Всю небесную сферу Фалес разделил на пять зон, ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделив его на 12 месяцев по 30 дней, при этом пять дней выпадали, что было характерно для Египетского летосчисления.

Фалес дожил до глубокой старости. В Милете, где он появился уже стариком, основал первую древнегреческую натурфилософскую школу. Ее наиболее известные представители: Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит.

Ученик и последователь Фалеса Анаксимандр был автором первого философского сочинения в прозе «О природе», которое положило начало многим одноименным трудам греческих натурфилософов. От этого сочинения уцелел только один небольшой отрывок. О жизни Анаксимандра нет сведений. Однако известно, что Анаксимандр ввел в Элладе солнечные часы – «гномон», представляющие собой вертикальный стрежень, установленный на размеченной горизонтальной площадке; построил модель небесной сферы – глобус, начертил географическую карту. Именно Анаксимандр расширил представление о первоэлементе до понятия «архэ», то есть до первоначала, субстанции - того, что лежит в основании всего сущего. Он выдвинул идею абстрактного умозрительного основания космоса, полагая в качестве первоэлемента апейрон (с греч. – беспредельное, неопределенное). У Анаксимандра апейрон – начало, безразличное ко всем стихиям, но нечто им всем общее, благодаря чему возможно взаимное превращение воды, земли, воздуха и огня. Современные аналоги этого первоначала – движение, энергия, поле.

Анаксимандру принадлежит идея естественного возникновения гармонии Космоса из некоторой неопределенной массы, находящейся в постоянном круговом вращении, а также идея о бесконечности Космоса во времени. Находясь во вращательном движении, апейрон выделяет противоположности

– влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих свойств образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и теплое), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). В центре собирается самое


тяжелое - земля, окруженная водной, воздушной и огненной сферами. Под действием небесного огня часть воды испаряется, и земля выступает из мирового океана, так возникает суша. Небесная сфера разрывается на три кольца, полые внутри и наполненные огнем. В нижнем кольце много отверстий (наподобие обода колеса), сквозь которые просматривается заключенный в нем огонь. Это звезды. В среднем кольце (ободе) только одно отверстие. Это Луна. В верхнем кольце (ободе) также одно отверстие. Это Солнце. Отверстия способны полностью или частично закрываться. Так происходят солнечные и лунные затмения. Сами кольца вращаются вокруг Земли. С ними вращаются и отверстия. Анаксимандру принадлежит и первая гипотеза о происхождении жизни и человека. Живое зарождается на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море, затем некоторые из них вышли на сушу, сбросили с себя чешую. От морских животных произошел человек. Он зародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громадной рыбы, затем вышел на сушу.

Ученик Анаксимандра Анаксимен в своем сочинении «О природе» свел апейрон Анаксимандра к свойству воздуха, который беспределен. Поскольку всякий наблюдаемый предмет дышит, первоэлементом Анаксимен считал воздух. Беспредельный воздух – начало мира, а также тела и души. Все возникает из воздуха через его разрежение (воздух становится огнем, затем эфиром) и сгущение (воздух становится ветром, затем - облаками, водой, землей, камнем). Разрежение воздуха связано с нагреванием, а сгущение – с охлаждением. В натурфилософской картине Анаксимена Земля неподвижна, а светила движутся воздушными вихрями. Солнце, согласно Анаксимену, - это земля, которая раскалилась от своего быстрого движения. Плоские Земля и небесные светила парят в воздухе подобно листьям. Анаксимен подправил своего учителя Анаксимандра, поместив в картине мироздания звезды далее Луны и Солнца, состояние погоды связал с активностью Солнца. Что вполне соответствует современным представлениям.

Гераклит Эфесский (VI-Vвв. до н.э., р. ок 544 – 540 до н.э. - -год смерти неизвестен) создал третье философское сочинение «О природе», считал первоэлементом огонь, полагая, что «этот космос, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру погасающим» (В 30). Аналогом такого первоначала в современном естествознании выступает плазма, которая предшествует образованию химических элементов. Гераклит вводит в натурфилософию представление о неустранимости движения как


изменения («Все течет, и ничто не остается на месте», «В одну реку нельзя войти дважды»), формулирует его источник, которым выступает борьба противоположностей, приводящая к постоянной смене состояний: «Смерть земли – рождение воды, смерть воды – рождение воздуха, а воздуха – огня: и обратно». Его концепция непрерывного изменения материального космоса предполагала в основном круговорот вещественных стихий: огня, воздуха, воды и земли. Согласно Гераклиту «Вселенная конечна, и мир един». Единство космоса в натурфилософской картине Гераклита определяется всеобщим законом – логосом, которому подчиняются все, включая богов, природу, людей. В более поздней античной и европейской культуре логос Гераклита истолковывался как «бог», «судьба», «необходимость», «вечность»,

«мудрость», «общее», «закон».

Идеалистическая традиция в древнегреческой натурфилософии также имеет исток в мифологии и древней магии. Ее начало связано с именем Пифагора (вторая половина VI в до н.э.) – математика, философа, религиозного и политического деятеля. Пифагор родился на о.Самос, в юности побывал в Милете, где слушал Анаксимандра, совершил путешествие на Восток. В Египте и Вавилоне он познакомился с восточной математикой и астрономией, поселившись в г.Кротон (Южная Италия) основал религиозно- философское братство – Пифагорейский союз, который в первой половине 5 в. до н.э. достиг политического господства в городах Эллады. Членами этого союза могли стать все желающие (включая женщин), но после довольно сурового нравственного и интеллектуального испытания, которое могло длиться годы. Пифагорейцы следовали аскетическому образу жизни, создали учение о числа, акустику, учение о гармонии небесных сфер и о переселении душ (метемпсихоз). Отсутствие сведений не позволяет точно указать вклад Пифагора в развитие научной мысли. Но созданное им учение пифагореизм – важная страница античной натурфилософии, он представлен целым рядом исторических имен и засвидетельствован множеством фрагментов. Пифагорейцы первыми стали рассматривать числовые отношения как ключ к пониманию вселенной. Именно в пифагореизме формулируется принцип, ставший фундаментальным для современной науки: точное знание возможно лишь на основе математики. Позже, в IV в. до н.э. пифагорейские представления о математической природе научного знания получили четкое


выражение и обоснование в сочинениях Платона, систематизировавшего и соединившего различные области математики в единую систему наук.27

С именем Пифагора связано введение в науку аксиоматического метода, доказательство известной теоремы о сторонах прямоугольного треугольника, понятие иррациональных чисел в математике, изучение пропорций, соотношения целых и дробных чисел, соотнесение числа с гармонией созвучий. В учении Пифагора числу придавалось и мистическое, и мировоззренческое значение первоначала всего сущего. Структура Космоса мыслилась как физико-геометрико-акустическое единство, числовые соотношения как источник гармонии космоса.

Пифагорейский союз сыграл большую роль в становлении медицины как особой области знания и практики врачевания. Пифагорейцы лечили тело гимнастикой и наружными лекарствами, а душу – музыкой, избегали отрицательных эмоций: гнева, уныния, тревоги, стремились предотвращать болезни, для чего разрабатывали режим диеты и отдыха. Родоначальником Кротонской медицинской школы был Каллифон - жрец при храме Асклепия (бога врачевания). Его сын Демокед, будучи в персидском плену, вылечил царя Дария, за что тот сменил ему пару железных цепей на две пары золотых. Наиболее известный врач Кротонской школы Алкмеон положил начало анатомическим исследованиям, пытался найти общую причину болезней. Эту причину он видел в нарушении равновесия качеств тела, в господстве одного из качеств. Алкмеон различал ощущение и мышление, считал, что животные только ощущают, но не мыслят. Ему принадлежит гениальный для того времени вывод, что мозг – орган мышления. Эволюция пифагорейской медицины способствовала превращению лечебной магии в науку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: