похожие на пузыри, из которых под влиянием Солнца, влаги и воздуха возникли различные животные. Согласно Демокриту, живое происходит непосредственно из неживого и отличается от него наличием большего числа мельчайших, круглых, наиболее подвижных, огнеподобных атомов, образующих душу. В основе учения атомистов о человеке – уподобление человека (микрокосма – малого мира) и макрокосма (большого мира). Сходство заключается, во-первых, в том, что тело человека (и животного) состоит из атомов и пустоты, во-вторых, в природе есть душа и разум (теплота и огонь).
Атомисты отвергли мировой ум Анаксагора, утверждая, что только в атомах и их движении можно усмотреть основания существующих вещей. Даже состояние души, восприятие человеком предметов, а также существование богов Демокрит объяснял соединением и столкновением атомов, откуда следовало, что все в мире подвержено изменению, поэтому Боги, природа, люди, а также их души смертны.
Эпикур, развивая идеи Демокрита, вводит в натурфилософскую атомистическую концепцию представление о случайности событий. Основание этого он видит в постоянном движении атомов, которые, падая в пустоте с одинаковой скоростью, в силу случайности отклоняются от своего пути. Благодаря таким отклонениям образуются миры. Эпикуру принадлежит первая гипотеза о естественном происхождении Земли на основании случайных отклонений в движении атомов. Далее, согласно Эпикуру, на Земле возникли небо и море, родилась жизнь – растения, животные, люди. В натурфилософии Эпикур выделял физику – учение о природе, в которой следовал атомистике, и канонику – учение о познании, в котором роль источника знания отводил чувственным ощущениям.
|
Соединением атомов Эпикур объяснял не только материальные, но также психические и социальные явления. В Афинах он создал философско- этическую школу, проповедуя в качестве главных жизненных ориентиров знание, отсутствие страданий, здоровье тела и безмятежность духа. В своем этическом учении, получившем в последствие название эпикуреизм, он предлагал особую жизненную стратегию, позволяющую избежать страха (смерти, суеверия, религии и др.), благодаря познанию природы.
Обе концепции (атомистическое учение и элементаризм) своеобразно преломляются в натурфилософии Платона (428 – 348 до н.э.). Несмотря на то, что в космологии он утверждает божественный источник космообразования (космос создан Творцом, Демиургом в подражание идеальному образцу), в
отношении природы, которая характеризуется строением вещества, Платон говорит о вещах, которые существуют не в силу какого-то высшего замысла, а возникают и гибнут в силу необходимости. Но в отличие от атомизма, в котором необходимость имеет всеобщий характер, у Платона сфера необходимости сильно ограничена и касается только неживой природы, где все процессы сводятся к взаимодействию и взаимопревращению четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха. Общий план мироздания и небесные светила – замысел Демиурга (Творца). В отношении природы роль Демиурга ограничивается оформлением мельчайших структурных единиц. В дальнейшем, как и у Демокрита, все процессы совершаются в соответствии с законом необходимости. Платон создает свою атомистику только для этой сферы необходимости. В современных терминах его концепция элементов (своего рода теория строения вещества) соответствует области молекулярной физики и фазовых превращений. Платон высказывает также идею атомистической концепции пространства. У Демокрита атом – не частица материи, а единица бытия. Понятия материи еще нет. В учении об элементах Платона идея материи только намечена указанием на нечто, обладающее способностью принимать облики огня, воды, воздуха и других стихий. Это нечто было совершенно неясным, новым и темным. Сам термин «материя» появляется только у Аристотеля.
|
Признавая четыре основных элемента Эмпедокла, Платон не считает их простейшими, далее неразложимыми элементами космоса. По Платону, истинные первоэлементы малы, не видимы, представить их можно в виде геометрической абстракции, поскольку они имеют внутреннюю структуру. Простейшие элементы имеют форму треугольника, сложные - форму многоугольника. Для сравнения приведем формулу воды. Ее пространственная конфигурация в современной химии напоминает треугольник. А углеводороды – сложные элементы органической природы, строятся на основе бензольных колец, имеющих вид многоугольника. Платон высказывает идею о взаимопревращениях природных элементов, предполагая, что сложные элементы меняют свою внутреннюю структуру, распадаясь на более простые. Эта идея до сих пор составляет фундаментальный принцип естествознания. В частности, периодическая таблица химических элементов построена на основе этого принципа. Изменения атомарной структуры приводят к образованию ионов, на этой основе возникают сложные образования – вещества (например, вода представляет собой соединение измененных атомов кислорода и водорода). Изменение ядерной структуры
|
приводит к распаду атома, превращению его в другой химический элемент (пример, радиоактивный распад урана приводит к возникновению?).
Наивысшего развития древнегреческая натурфилософия достигает в трудах ученика Платона Аристотеля (384-322 до н.э.). Аристотель 20 лет учился в академии Платона, отличался склонностью к точным определениям. Ему были хорошо известны все античные учения о природе и те проблемы, которыми занимался сам Платон. Аристотель в своей натурфилософии соединил все основные идеи античности, создав систему понятий, которые стали фундаментальными в развитии научной мысли. Он впервые попытался определить понятие движения, которое оказалось в центре внимания натурфилософии благодаря апориям Зенона и атомистическому учению, ввел такие понятия как материя, сущность, энергия, взаимодействие, целесообразность, создал систематическую науку о природе - физику и науку о рассуждении и методе познания – аналитику (или логику). Именно Аристотель впервые назвал физиками всех философов, занимавшихся вопросами строения космоса и поиском природных первоэлементов (фюзис – греч. природа).
В атомизме представления о вещественных телах и их свойствах сводились к геометрическим определениям атома – форме, порядку, положению, принцип, позволяющий понять закономерность взаимодействия атомов, отсутствовал. Сам атом выступает единицей бытия, а не единицей материи, как его привыкли считать позже. У Аристотеля природа (фюзис) сама по себе обладает принципом движения и тем отличается от искусства и геометрии. Аристотель критически переработал наследие своего учителя Платона и натурфилософские представления ранних «физиков», создав совершенно новую логику, новую физику и новое понятие науки в целом. Эмпирическое начало, считал Аристотель, имеет свой особый статус, не может быть сведено к идее (Платон) или числу (пифагореизм) и выведено из понятия, оно обладает непреложностью, которую необходимо принимать во внимание в научном познании.
Научный вклад Аристотеля связан с тем, что он понятийно связал такие уровни умозрительного знания как единое и число с вещественными телами, выстроив содержательно цепочку: эмпирическое начало (индивидуальное бытие, предмет) – мера единого – сущность – число. Аристотель вводит понятие «сущность», определяя ее как «ни в чем не находящееся» (ни в одном из телесных вещей или элементов), и связывая сущность с отношением, которое у пифагорейцев и Платона было первичнее самих элементов,
поскольку противоположность (как отношение) есть основание всему. Сущность, по Аристотелю, это третье начало, связующее противоположности, которое пифагорейцы не нашли. Сущность (другое выражение сущности – субстрат) первичнее противоположностей.
В учении о сущности Аристотель выделяет первичные сущности (индивидуальные вещи) и вторичные сущности (роды и виды индивидуальных предметов). Именно благодаря введению категории сущность оказывается возможным связать в познании мир вещественных предметов, мир природы и абстрактный мир идей и чисел. Сущность единого, пишет Аристотель в том, что оно известным образом представляет собой начало числа. Поскольку началом является первая мера во всяком роде, то единое является началом того, что может быть познано относительно каждого предмета. У каждого рода есть свое единое (сущность). В одном случае это – наименьший интервал, в другом – гласный или согласный звук; особая единица – для тяжести и другая – для движения.33 Утверждая, что единое суть мера, которая выражается числом, Аристотель придает математическому знанию новый статус познания единого через меру.
Аристотелю принадлежит и первое определение материи как основной категории познания природы. Идея материи возникает у Платона как синоним
«не-бытия», хаоса, противоположного истинному бытию идей (эйдосов), которое отличается единством, гармонией, постоянством. Платон не определяет материю, но сближает ее с пространством. Чтобы соединить платоновские противоположности «бытие – небытие», неизменное и изменчивое, Аристотель вводит в качестве посредника третье понятие «бытие в возможности», которое известно как аристотелева трактовка материи. Его цель – объяснить изменение, возникновение и гибель всего природного, избежав ситуации, когда возникновение из небытия – случайно.
Следуя платоновской традиции, Аристотель отдает приоритет деятельности (активности), что связано с особым пониманием формы как действительности вещи, по отношению к ее возможности (которое соотносится с материей). Действительность реальных вещей представляет собой завершение активной, целесообразной (оформляющей) деятельности. Материя же представляет их потенциально возможное состояние.
Положение о приоритете действительности над возможностью (формы над материей) – выражение глубокого убеждения Аристотеля в том, что высшее не может само по себе возникнуть из низшего, что из хаоса никогда не
33 См.: Аристотель. Метафизика, V, 6.
родится Космос, из лишенного смысла – смысл, из материи – форма. Это убеждение Аристотель разделяет с Платоном, а последующая эллинская и средневековая наука - с Аристотелем.
Понятие движения. Проблему мысленного представления движения, его неопределенность, которую подчеркивали элеаты и Платон, Аристотель связывает с тем, что движение нельзя поместить ни в число потенций предметов, ни в число их энергий. Он определяет движение как переход от потенции к энергии, от возможности к действительности, поэтому оно всегда совершается «от - к», т.е. имеет вектор направления. Эта общая черта и позволяет познавать движение. Аристотель выделяет виды движения – качественное изменение, рост и убыль, возникновение и уничтожение, а также перемещение, подчеркивая, что общим для всех видов движения будет
«энтелехия существующего в потенции»: характер движения зависит от характера движущего.
Стремясь найти решение парадокса бесконечности, выявленного в апориях Зенона, Аристотель вводит понятие континуум (непрерывное). Учение о континууме служит основанием для создания науки о движении. Именно эта часть аристотелевской физики никогда не оспаривалась и даже не ставилась под сомнение в Новое время и в современном естествознании. Принцип непрерывности – фундаментальный принцип, на который опирались в основных допущениях Галилей и Ньютон, а также вся математика.
Непрерывность понимается Аристотелем как определенная форма связи состояний, отличная от последовательности и смежности. Непрерывными могут быть как предметы, так и движения. Чтобы движение было непрерывным должны выполняться три условия: 1) единство (тождественность) вида движения (только перемещение, или только качественные изменения и т.п.), 2) единство движущегося предмета, 3) единство времени. Смежные и последовательные вещи непрерывны только по времени. Если наступает покой, то следует говорить о нескольких движениях. В непрерывном «крайние концы образуют единое и касаются» (Физика, VI, 1, 231а), поэтому непрерывное не может состоять из неделимых частей. Возражая Зенону, Аристотель подчеркивает, что «по неделимому пути ничто не может двигаться, а сразу является продвинувшимся». Движение при таком условии перестает быть процессом, становится суммой результатов. Движение
«будет состоять не из движений, а из моментальных перемещений и продвижений чего-нибудь не движущегося… возможно будет прибыть куда- нибудь, никогда не проезжая пути: проехал его не проезжая» (Физика, VI,
232а). Поэтому непрерывность, по Аристотелю, является условием возможности самого процесса движения.
Однако идея непрерывности не решала проблемы начала движения, которая предполагала прерывность. Устраняя эту сложность, Аристотель сформулировал положение о непрерывности пространства и времени: «нет ничего первого», «ни в том, что изменяется, ни во времени, в течение которого оно изменяется» (Физика, VI, 5, 236а).
Физическая концепция Аристотеля. На основании понимания движения, соотношения формы и материи Аристотель сформулировал первый в истории предмет физики как особой науки о формах движения тел. Аристотель свел все виды движения к перемещению, считая, что качественные и количественные изменения предполагают перемещение как свое обязательное условие. Так, пища, чтобы усвоиться, должна пройти по пищеводу. Перемещение выступает как движение, которое свойственно и опосредует все остальные виды движения. Отсюда попытка понять самое первое перемещение (идея Перводвигателя) и построить иерархию перемещений в наблюдаемом физическом мире.
В физике Аристотеля формы движения делились на совершенные (или круговые движения, для которых характерно постоянство и бесконечность) и несовершенные (или конечные движения). Несовершенные формы движения, согласно Аристотелю, делятся на естественные, которые совершаются сами по себе (например, падение тел на землю) и насильственные, когда движение происходит под влиянием или воздействием других тел.
Учение Аристотеля о формах движения легло в основание первой физической картины мира, которая не подвергалась изменению вплоть до XVI в. Согласно Аристотелевой физике, в центре космоса находится Земля, поскольку именно к центру Земли направлены все естественные (конечные) формы движения. Совершенные формы движения присущи небесным телам, первопричина их движения – Бог, который понимается как Перводвигатель. Совершенное движение происходит по кругу. Несовершенные движения имеют не круговой путь. Так в физике Аристотеля утверждалось, что равномерное движение – насильственное, поскольку отличается от естественного падения.
В картине мироздания Аристотель выделил 4 причины: формальную, материальную, действующую и целевую. Физика, согласно Аристотелю, раскрывает действующую причину. В современном естествознании идеал научного объяснения на основе выявления причинной связи дает физика. У
самого Аристотеля философия природы опирается на примат целевой причины, учение о форме как основном факторе движения и развития мира. Целесообразность – основной принцип живой природы. Аристотель пытался осознать ее всеобщность. В наше время учение о целевой причине Аристотеля и учение о форме просматриваются в современных представлениях о генетическом коде.
Аристотелю принадлежит первая методика научного исследования природы, в которой он выделил три важнейших этапа: 1) отнесение исследуемого предмета (явления) к некоторому общему роду (метод - классификация); 2) выяснение его строения, формы и источника движения, а также целей (метод - анализ); 3) формулирование понятия идеального объекта
– эталона определенного рода вещей (метод - идеализация).
С именем Аристотеля связана идея непрерывности материи. Он отрицал пустоту, полагая, что пространство (аналог пустоты) непрерывно по протяженности, а время – по последовательности. В натурфилософии Аристотель развивал элементаризм, отвергая пустоту и полагая, что каждая из стихий является носителем двух свойств из четырех – влажности и сухости, тепла и холода. Воздух – теплый и влажный, огонь – сухой и теплый, земля – сухая и холодная, вода – влажная и холодная. В тоже время Аристотель с понятием элемента связывает некоторые «предельные части», на которые разлагаются все тела. Эти части, далее не делимые, отличаются друг от друга
«по виду». Поэтому помимо известных уже четырех элементов Аристотель вводит пятый элемент – «сущность». Именно благодаря различиям в сущности, вещи качественно отличаются друг от друга. В Средние века этот элемент стали называть «квинтэссенцией» (quinta essentia – лат. пятая сущность). В космологии самого Аристотеля пятый элемент – это особое совершенное вещество эфир, из которого состоят звезды.
Аристотель представил космос как мир конечный в пространстве и состоящий из кристально прозрачных сфер, несущих звезды и планеты. Движение этих сфер наблюдается с земли как движение планет и звезд. Неподвижная Земля имеет форму шара и занимает центральное положение. Область между орбитой Луны и Землей характеризуется беспорядочным движением, подвержена постоянным изменениям и превращениям. Формы движения тел в этой области несовершенны, конечны, а сами тела состоят из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля занимает центральное место во Вселенной как самое тяжелое тело. Над ней располагаются оболочки воды (сравни - гидросфера), воздуха (атмосфера) и огня (ионосфера). Область
между орбитой Луны и крайней сферой – область равномерных движений. С крайней («внешней») сферой соприкасается «Перводвигатель Вселенной».
В своей натурфилософии и космологии Аристотель не признает ни начала, ни конца мира, считая, что ни время, ни движение не могли иметь начала, также как никогда не будут иметь конца.
Категории, которые ввел Аристотель, составили круг основных мировоззренческих категорий научного знания.
Систематизируя знание, сложившееся в Античном мире, Аристотель ввел первую классификацию наук, к которой восходит структура науки в современном мире. Согласно Аристотелю, в античном мире сложились:
- наука о движении тел и природных явлениях, ее он назвал физикой; это название сохраняется до сих пор, именно Аристотелю принадлежит первая система физики как науки о формах движения;
- наука о скрытых сущностях – метафизика (мета – греч. за пределом…, метафизика дословно означает «за пределом наблюдаемых физических явлений»); в европейской культуре метафизика обозначает чисто умозрительные дисциплины, положения которых не всегда возможно соотнести с опытом, развивается как теология, богословие, философия;
- наука о рассуждении и методе обоснования – аналитика; в современной структуре наук – логика и методология;
- наука об обществе – политика;
- наука о душе – психология;
- наука о добродетели – этика.
Античная наука в эпоху эллинизма
В конце IV в. до н.э. Греция потеряла свою самостоятельность под натиском Македонских царей. В 332 г. до н.э. Александр Македонский основал новый город в Египте – Александрию. Выгодно расположенный географически, город быстро стал одним из крупных торговых и ремесленных центров. В связи с упадком Афин после смерти Александра сюда переместился центр научной мысли древнего мира. Афины еще долго оставались центром философских школ, но оформившиеся к этому времени науки нашли более благоприятную почву для своего развития в столицах новых государств, возникших после распада империи Александра Македонского. Центром научного знания стала Александрия - столица эллинизированного Египта, где после смерти Александра и вплоть до II нв..э.
правила греческая фамилия Птолемеев. Здесь была создана знаменитая библиотека и основано первое в истории специальное учреждение, где обучали известным в то время наукам и занимались различными исследованиями – Мусейон (прототип нынешней академии наук). Ученые жили при Мусейоне, получали государственное жалованье, достаточное для того, чтобы полностью посвятить себя научным занятиям.
Античная наука александрийского периода – явление вполне самостоятельное, которое характеризуется интересом к предмету исследования безотносительно к каким-либо философским учениям. В эллинистическом Египте, где религиозные воззрения отличались синкретичностью, произошло соединение античной науки и традиционного культа жрецов, в последствие этот симбиоз вылился в такие явления средневековой науки и культуры, как астрология и алхимия.
Расцвет Александрийской науки приходится на III-I вв. до н.э. связан с именем Евклида - создателя современной геометрии, жившего в Александрии в III в. до н.э. В своем труде «Начала», состоящем из 13 книг, Евклид обобщил достижения древнегреческих ученых-математиков. По «Началам» Евклида, систематизировавшим основу античной математики, до сих пор школьники изучают геометрию. Евклид внес существенный вклад и в развитие физики, заложив основание геометрической оптики. Исследуя распространение прямолинейного луча света, он сформулировал закон о равенстве углов падения и отражения, описал отражение от плоских, вогнутых и выпуклых зеркал.
В александрийской школе высказывается идея гелиоцентрического строения космоса. Этому предшествует учение пифагорейцев и Гераклида Понтийского (4в. до н.э.), ученика Платона, который искал объяснения странному поведению планет, которые для земного наблюдателя то движутся вперед, то останавливаются, то отступают назад. Если допустить, что все планеты вращаются вокруг Земли, то самым странным образом ведут себя Венера и Меркурий. Они находятся между Землей и Солнцем, но нам вовсе не кажется, что они движутся вокруг Земли. Гераклид объяснил такое поведение вращением этих планет вокруг Солнца, но продолжал утверждать, что Солнце вращается вокруг Земли.
Оформление гелиоцентрической идеи в астрономии связано с именем Аристарха Самосского, который жил в Александрии в период царствования первых двух Птолемеев (с 310 по 230 гг. до н.э.). Из многочисленных работ Аристарха сохранилась до нашего времени только одна «О величии Солнца и
Луны и о расстоянии между ними», в которой он утверждал впервые в древнем мире, что Солнце много больше Земли, примерно в триста раз (в действительности - в миллион триста раз). В его гелиоцентрической системе, которая известна со слов Архимеда и Плутарха, Земля – одна из планет, движущихся вокруг Солнца. Земля вращается вокруг своей оси и делает один оборот вокруг Солнца за 1 год. Солнце – неподвижная звезда. По мнению Аристарха, между Солнцем и Землей имеется огромное расстояние, но еще более значительное расстояние между Солнцем и другими звездами, которые тоже неподвижны. Аристарх давал этому такое геометрическое доказательство: между двумя точками, достаточно удаленными друг от друга, на Земле можно было бы построить основание треугольника, вершиной которого было бы Солнце; такое построение со звездами было бы невозможно, поскольку основание треугольника явилось бы ничем по отношению к практически бесконечной высоте. Система Аристарха и система Коперника почти полностью совпадают. И это не случайно. Коперник был хорошо осведомлен обо всех астрономических учениях древности. В своей основополагающей работе «О движении небесных сфер» Коперник цитирует Филолая, Гераклида, Аристарха, добавляя, что именно эти воззрения заставили его самого подумать о вращении Земли.
Гипотеза Аристарха настолько противоречила признанному учению Аристотеля, непосредственному опыту и религиозным культам, что вызвала много возражений и нападок вплоть до требования возбудить процесс против Аристарха за то, что он представил Землю в движении, поскольку нельзя представить в движении то, что по природе неподвижно. Возражения Аристарху высказывал Архимед, а позже известный в поздней античности астроном Гиппарх, который выполнил большую работу по составлению звездной карты, которая включала более 850 звезд. Гиппарх утверждал, что необходимо считаться теми фактами, которые мы наблюдаем.
Можно сказать, что именно в связи с гипотезой Аристарха был сформулирован принцип, вошедший в науку как принцип эмпирической проверяемости гипотез: недостаточно создать гипотезу, нужно убедиться, соответствует ли она фактам. Гиппарх, пробуя объяснить гипотезу Аристарха, установил «ошибки» в движении планет. Позже в XVIв. на том же основании Копернику возражал Тихо Браге. Гелиоцентрическая система казалась невероятной до тех пор, пока Кеплер не открыл, что орбиты планет эллиптические, а Солнце находится в одном из центров эллипса. Но это случилось гораздо позже. В Александрийской натурфилософии идея
Аристарха осталась непризнанной. Много значил авторитет Аристотеля, сторонника неподвижности Земли. Поэтому в поздней античности утверждается геоцентризм.
После Гиппарха в античной астрономии конца II дв.о н.э. открытий не
было. Научная астрономия не интересует римлян, господствующих в Европе и Египте. С этого времени астрономия надолго уступает место астрологии, которая пришла из Персии и Вавилона и в эллинистическом мире математиков, астрономов и ученых приобрела облик псевдонаучный.
В александрийский период развивается эллинская медицина, основанная Гиппократом (ок. 460-377 гг. до н.э.) как опирающееся на опыт исследование, цель которого обеспечить здоровье и продлить подвергшуюся опасностям жизнь человека. В самой Греции вскрытие тела после смерти было строго запрещено. Чтобы представить себе работу человеческого организма, Аристотель вскрывал в большом количестве животных. В Египте, имеющем тысячелетние традиции бальзамирования, для ученых было отменено запрещение анатомирования. По свидетельствам, первый преподаватель Мусейона, Герофил сопровождал свои лекции по медицине публичным вскрытием человеческих трупов. Воспитанный на строгом методе точных научных знаний учеником Аристотеля – Стратоном, он полагал, что не может сообщать о том, чего сам не видел. Согласно Тертуллиану, Герофил произвел публично более шестисот вскрытий. Его труд «Anatomica» был утрачен, однако известно, что он стал отличать артерии от вен, первый признал, что они наполнены кровью, изучил печень, поджелудочную железу, органы размножения, сердце и систему кровообращения. Считая пульс главнейшим элементом диагностики, Герофил измерял его с помощью водяных часов, различил в биении сердца четыре фазы: систолу, диастолу и два промежуточных интервала. Герофил открыл нервную систему, тщательно исследовал зрительный нерв и сетчатку. Выделив головной мозг как центр нервной системы, он много сделал для его изучения, а также установил различие между чувствительными нервами и сухожилиями, соединяющими мышцы и кости (в греческой медицине они обозначались одним словом как нервы) и ввел анатомическую терминологию. Известно, что его трактат, предназначенный для повивальных бабок, улучшил практику помощи при родах. Современник Герофила Эрасистрат создал свою школу медицины, которая пользовалась также большой известностью во II вд.о н.э. Именно у александрийских врачей появилась и стала развиваться практика анестезии.
Обезболивания достигали, натирая соком мандрагоры часть тела, предназначенную для операции. 34
В это же время жил Архимед (287-212 гг. до н.э.), легендарный ученый и инженер. Создав модель астрономической сферы, Архимед считал равноправными две точки зрения: геоцентрическую, которая опиралась на физику Аристотеля, и гелиоцентрическую, выдвинутую Аристархом. В математике Архимед решил ряд задач, связанных с определением площади и объема криволинейных фигур, вычислил пределы числа π, подсчитал, что количество пылинок во Вселенной составляет 1083. Математический метод Архимеда, связанный с работами пифагорейцев и Евклида, содержал в себе предвидение метода интегрального исчисления, который был найден только двадцать веков спустя. В физику Архимед ввел понятие центра тяжести, разработал методы его определения, сформулировал правила рычага, основал новый раздел физики - гидростатику, сформулировал известный каждому школьнику закон о плавании тел: «на каждое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости».
Механика Архимеда широко применялась в античном мире при проверке изделий из драгоценных металлов и определении грузоподъемности кораблей. Архимед был выдающимся инженером. Его технические изобретения: устройство для подъема воды, различные системы рычагов, военные метательные машины, - с успехом использовались в войне с римлянами. Во время второй Пунической войны Архимед возглавлял оборону Сиракуз, своего родного города. Когда Сиракузы все же были взяты, Архимед погиб от руки римского солдата.
В античном мире Архимед был легендарной личностью, однако его наследие было оценено по достоинству лишь через полторы тысячи лет, в эпоху Возрождения. Архимед одним из первых создал учение о методах рассмотрения и решения задач, выдвижения и обоснования гипотез с помощью упрощенных представлений (моделей). В труде «Стомахион» он описал способы создания новых технических объектов из известных элементов. Позже Папп Александрийский (III в. н.э.), обобщив труды античных математиков, в частности способы работы Евклида в поиске доказательств, обозначил методы, отличные от чисто логических, словом
«эвристика».
34 Боннар А. Греческая цивилизация. Книга третья.: От Еврипида до Александрии. Ростов-на- Дону, 1994..