Информационное обеспечение 4 глава





У Архимеда было много учеников. Живший во II дв.о н.э. александриец Ктесибий присоединил к изобретениям Архимеда зубчатое колесо, создал на его основе счетчик оборотов (предок современного спидометра). С помощью системы зубчатых колес он улучшил водяные часы, они стали бить и приводить в движение фигурки. Потом он занялся изобретением гидравлического насоса и его применениями. Один из учеников Ктесибия был в свою очередь учителем Герона Александрийского (между 150 и 100 г. до н.э.) самого выдающегося после Архимеда ученого своей эпохи. Герон вел теоретическую работу и стоял во главе основанной им в Александрии школы инженеров, которая стала прообразом политехнической школы. В ней отвлеченные курсы по арифметике, геометрии, астрономии, физике велись параллельно с практическими курсами – работой по дереву и металлу, конструированию машин и архитектуре. Герону принадлежат открытия по гидростатике, среди них знаменитый «фонтан Герона» (игрушка), изобретение геодезического прибора – диоптра, открытие свойств пара. Фактически Герон изобрел первую паровую машину (эолипил – Эолов мяч, ветроиспускатель). В эллинистическом мире были популярны разного рода механические игрушки. Герону принадлежит труд «Изготовление автоматов», где он описывает использование паровой машины для того, чтобы заставлять танцевать в круге марионеток, чтобы открывать двери в храме без помощи людей, чтобы показывать фигурки, которые «ходят сами по себе».

Г еоцентрическая система мира Клавдия Птолемея (ок. 90 – 168 гг. н.э.), подвела итог состоянию античной астрономии, определив ее дальнейшее развитие на тысячелетие. Постулаты, сформулированные Птолемеем, представляли мир следующим образом:

- Шарообразная Земля неподвижна и находится в центре небесного свода.

- Небосвод имеет сферическую форму, вращается вокруг Земли, делая 1 оборот в сутки.

- Планеты и Солнце вращаются вокруг Земли по окружностям с постоянной скоростью.

Труд Птолемея «Математическая система», или «Великое математическое построение» (арабское название «Альмагест») содержала расчеты траекторий движения звезд и планет. Бурные события последующих веков, которые ознаменовались захватом Александрии римлянами, а затем арабами (ок. 640 г.н.э.), концом династии Птолемеев в Египте, не способствовали развитию науки, греческий оригинал сочинения Птолемея был утерян. В начале VIII в. власть арабов распространилась от Гибралтара до Индии. Научно- практические знания античного мира сохранились и были восприняты мыслителями арабского Востока. Примечательно, что сохранился только арабский перевод труда Птолемея, который вошел в европейскую культуру


под своим арабским названием «Альмагест» и уже в XII в. был переведен на латинский язык.35 Постулаты Птолемея с некоторым ограничением легли в основу христианского мировоззрения. После Александрийского периода научное знание в Европе развивается в рамках христианской теологии.

Идея Аристотеля о противоположности земного и небесного движения легла в основу религиозного мировоззрения, определявшего горизонты культуры и натурфилософии в последующие 10 веков европейской истории. Учение о взаимном превращении элементов и учение Аристотеля о пятой сущности первыми стали применять и развивать алхимики. Эти идеи античной натурфилософии, составив основу главного учения алхимии – учения о трансмутации, положили начало химическим опытам и экспериментальным поискам способов получении золота из неблагородных металлов.

 

3. Наука в средние века

 

После Александрийского периода научное знание в Европе развивается в рамках христианской теологии, главная проблема которой – соотношение естественного порядка вещей и божественного всемогущества (догмат о сотворении Богом мира из ничего).

Античное наследие, которое получила европейская мысль к началу новой эры, включала: атомистическое учение Левкиппа –Демокрита, пифагорейскую и Евклидову математику, учение Платона, физику и натурфилософию Аристотеля, геоцентрическую систему Клавдия Птолемея, механику и гидростатику Архимеда и его учеников, пифагорейскую и александрийскую медицину. Идея Аристотеля о противоположности земного и небесного движения легла в основу религиозного мировоззрения, определявшего горизонты культуры и натурфилософии в последующие 10 веков.

Учение о взаимном превращении элементов и учение Аристотеля о пятой сущности первыми стали применять и развивать алхимики в учении о трансмутации, положив начало химическим опытам и экспериментальным поискам способов получении золота из неблагородных металлов.

 
 

Христианская мысль внесла ряд уточнений в области математики, оптики (как раздела математики), соединила физику с механикой, создала новые понятия и методы исследования. В отличие от античности, где почитались два источника знания: чувства и разум (с приоритетом разума, умозрения), христианская теология выдвигает положение о трех источниках знания, дополняя опыт чувств и разум откровением, засвидетельствованным в

35 «Альмагест» Клавдия Птолемея был переведен на латинский язык Герардом Кремонским в 1175г.


священных текстах. Утверждается догмат о достоверности чувств (ощущений) и достоверности священных текстов (Августин).

Первое достижение средневековой мысли связано с сакрализацией природы, изменением ее онтологического статуса. Для антиков мир природы - безусловная реальность, для язычников «мир и есть Бог». В христианской теологии «Мир есть чудо» (Августин). Бог творит мир, и поэтому мир есть Бог.

Второе достижение связано с изменением отношения человека к миру. В античности (платонизме и неоплатонизме) мир воспринимается и понимается как живое существо, обладающее душой. Августин выдвигает догмат о подчиненном положении природы. Человек создан Богом, чтобы повелевать стихиями, быть господином природы. Изменение статуса природы повлекло за собой изменение отношения к науке о природе. Естествознание теряет самостоятельное значение в средние века и рассматривается либо только с точки зрения практической пользы (поэтому наибольшего признания и развития достигают астрология и алхимия), либо чисто символически (развивается логика и математика). Согласно Августину, проповедь научного знания – мирская суета, несмотря на то, что оно заключают в себе истину. Эта установка характеризует отношение к науке на протяжении VI-Xвв.

В средневековье утверждается мировоззренческая позиция: все, что наблюдаем – иллюзия, видимость. Вселенная и все, что мы видим – лишь символическое выражение божественного, трансцендентального замысла. Каждое явление во всем своем многообразии определений - проявление некоего общего замысла. Задача познания - постижение потустороннего значения каждой из деталей мироздания, ее роли в божественном замысле. Каждая вещь – символ. Ни одно явление не открывает само себя, а только указывает на иной, высший, «потусторонний» смысл.

Поэтому цель естествознания в средневековой традиции – не описание явления природы, а ее символическое истолкование. В качестве принципа объяснения явлений выступает указание на цель, которая также неясна. Разрабатывается телеологическая модель объяснения, которая полностью заменяет поиск естественных действующих причин, что было характерно для античной натурфилософии и физики.

В средневековье формируется понимание человека как активного субъекта действия (наделенного определенной свободой), правда в религиозно-нравственных рамках. Сосредоточенность средневекового мышления на понятии воли подготовила поворот к новому пониманию


отношений между субъектом и объектом познания, который характерен для науки нового времени. В античности научное познание – это пассивное созерцание объекта (созерцание умом, умозрение, или чувственное созерцание). Христианская теология, совмещая понятие интеллектуальных добродетелей с благом, расширяет круг интеллектуальных действий: помимо созерцания в качестве особых форм выделяются «познание» (cognitio) и

«в и дение» (visio).

Позже, в новое время научное познание выступает как конструирование объекта (построение теории, мысленного или практического эксперимента). Такой радикальный поворот в понимании субъекта познания (человека) был подготовлен в течение долгого времени, и важную роль в этой подготовке сыграло христианское учение о природе, созданной Богом из ничего и о человеке как активном субъекте действия, наделенном свободой воли и сверхприродными полномочиями. Переосмысление природы и человека в средневековой теологии принесло свои плоды для науки лишь после того, как христианская идеология стала терять свою тотальную власть над умами.

В средневековье формируется новое отношение к человеческому труду. Ручной труд стал осознаваться не только как средство получения хозяйственных результатов или умерщвления плоти, но и как форма служения Господу. Такой поворот во многом связан с трудом монаха. Уважение к работающему монаху изменило ценность труда и отношение к труду ремесленника и крестьянина. Возникло стремление – облегчить труд человека (не раба) с помощью природных сил. К числу изобретений средневековой техники можно отнести: введение трехпольной системы земледелия, использование тяжелого плуга, усовершенствование рыцарского оружия. Главным местом технического развития в XIIIв. стали монастыри, которые были своего рода фабриками по производству полезных продуктов, а также лабораториями, где обучались и экспериментировали. Возникает особое отношение к опыту, который дает совершенное знание, обладает преимуществами перед другими науками и удивительной пользой. Немаловажную роль в становлении средневековой опытной науки сыграла алхимия.

Следствием этого выступило новое отношение к технике, практике, опыту, что сыграло важную роль в соединении физики (науки о природе) с механикой, которая в античном мире имела статус ремесла. В античности противопоставлялось естественное и искусственное (созданное человеком). Физика, согласно античным авторам, рассматривает природу вещей, их


сущность, свойства, движения так, как они существуют сами по себе. Механика (с греч. орудие, приспособление, ухищрение, уловка, синоним – техника) – искусство, позволяющее создавать инструменты для осуществления действий, которые не могут быть произведены самой природой. Античная механика – не часть физики, а особое искусство построения машин, которое не может добавить ничего существенного к познанию природы, ибо направлено на изобретение того, чего в природе нет, а вовсе не на познание того, что в ней есть. К механике относили искусство нахождения равновесия и центра тяжести и вообще всякое искусство приводить материю в движение. Греческое слово mhcanh (также как его латинский аналог ingenium) первоначально переводилось на славянский как

«хитрости», а mhcanhikoz - как «хитрец».

В средневековой теологии высказывается идея первотолчка, с помощью которого Бог привел мир в движение (Ж.Буридан). Постепенно распространяется представление, что мир – машина в руках Бога. Ученые XVIIв. (Декарт, Ньютон, Лейбниц) исходят из того, что природа как творение Бога - машина мира (mobile mundi). Изменение статуса механики в средние века имело принципиальное значение для развития науки. Изобретенные человеком инструменты стало возможным рассматривать не как нечто инородное по отношению к природе (искусственное), а как однородное с природой, тождественное ей. Только в этом случае открывалась возможность видеть в опыте и эксперименте средство познания природы. До этого любой опыт, эксперимент был только ухищрением, фокусом, который демонстрируют искусные «инженеры», но который не имеет отношения к познанию природы.

Другой предпосылкой появления экспериментального знания было создание условий для точного измерения. В античности и в средние века считалось, что точные измерения не возможны там, где присутствует материя. Математика как точная наука имела дело только с идеальными объектами, а не природными. Даже астрономия не признавалась точной наукой из-за погрешностей. Стремление устранить эти погрешности – породило движение к математизации физики, которое завершилось созданием математических методов описания движения. Не случайно у истоков науки в эпоху Возрождения стояли астрономы – Коперник, Кеплер, Галилей.

Со второй половины VIIIв. набольший расцвет науки наблюдался на Ближнем Востоке. Арабским ученым была знакома книга Птолемея, были переведены «Начала» Евклида и сочинения Аристотеля. Одним из


основоположников аристотелизма на Востоке был ученый-энциклопедист аль- Фараби, Абу Наср ибн Мухаммед (870-950). Он прокомментировал все произведения Аристотеля, получив прозвище «Второй учитель» (после Аристотеля). Помимо этого ему принадлежит около 100 сочинений по истории наук и философии.

Наибольшие успехи средневековая арабская наука достигла в химии, опираясь на материалы александрийской школы алхимиков Iв. и персидских школ. Главной натурфилософской проблемой в этот период было строение металлов и их взаимопревращения. Позднее, благодаря испанским маврам, эти знания проникают в Европу. В XIв. переводы арабских текстов стали основанием нового развития европейской науки.

Интеллектуальный центр Востока в IX-X вв. – Средняя Азия, народы которой освобождаются от власти Арабского халифата. Большое развитие получают естественные науки. Родоначальниками естественнонаучной мысли в Средней Азии считаются известный астроном и математик аль-Фергани (IXв.) и Мухамед бен Муса аль-Хорезми (790-847), математик, астроном и географ, написавший знаменитую книгу «Аль-джебри» по исследованию математических уравнений. Обобщив индийскую, греческую и арабскую математику, аль-Хорезми создал новую область науки, которая положила начало современной алгебре. Имя этого ученого увековечено в слове

«алгоритм», представляющем собой латинскую транскрипцию арабского имени. Большую роль в истории астрономии и математики сыграли также сочинения Аль-Хорезми «Астрономические таблицы», «Трактат о солнечных часах», «Изображение земли», которые были переведены на латынь.

Начиная с XIIв. в Европе возникают университеты (Парижский, Болонский, Оксфордский, Кембриджский), в которых наряду с богословием изучаются математика и механика. В Парижском университете XIIIв. развивалось учение о равновесии простых механических устройств, была решена задача равновесия тела на наклонной плоскости. В Оксфордском университете XIVв. разрабатываются математические методы описания природы. Наиболее значительный труд этого времени – трактат «О пропорциях». Его автор – Томас Брадвардин (1290-1349) – предшественник И.Ньютона в становлении точного естествознания.

Интерес к естественнонаучному знанию возрастает в XIIв. вместе с распространением технических изобретений. Начиная с этого времени, средневековые схоласты (официальные философы) переводят на латынь (с греческого и арабского) и переосмысливают ряд произведений Аристотеля,


которого в средневековом мире именовали «Философ».36 Арабские переводы Аристотеля содержали комментарии восточных ученых. «Физика» была снабжена комментариями Аверроэса. Ее перевод способствовал распространению определенного свободомыслия в мировоззренческом плане, которое преследовалось официальной церковью как еретическое.

Изучение работ Аристотеля открывало новый подход к анализу фактов, ориентировало на новую модель объяснения явлений. Христианской теологии стоило немалого труда истолкование учения Аристотеля таким образом, чтобы оно не противоречило христианским догматам. Эта задача была успешно решена Фомой Аквинским и настолько основательно, что принципы Аристотеля стали ассоциироваться с ортодоксальной доктриной католической церкви. И все, кто оказывался в оппозиции, видели своего главного противника в Аристотеле. Тем не менее, натурфилософия христианского Запада начинается именно с переосмысления трудов Аристотеля в XII-XIIIв.

Естествознание начинает свой путь в Новое время с противостояния науки (философии) и религии (богословия), с утверждения принципа двойственной истины, требующего признания прав «естественного разума» наряду с христианской верой, основанной на откровении.

Защитники прав естественного разума в средние века (Сигер Брабантский, Альберт Великий) признавали за знанием, добытым с помощью естественного разума статус вероятного, полагая, что знание, полученное из опыта, не обладает безусловной достоверностью. Поэтому все здание аристотелевой физики и естественных наук обладает лишь относительной, а не абсолютной достоверностью. Учение Аристотеля о вечности мира можно допустить только как рассуждение по «естественной логике». Именно на таких основаниях рассуждение естественного разума («по естественной логике», т.е. по логике природы) получило право гражданство в официальной науке средневековья.

Результатом признания двойственной истины стало возникновение двух принципиально различных картин мира: одна картина для верующего христианина, которая опирается на откровение, другая – для натурфилософа, которая подтверждается опытом и индукцией (рассуждением). Первая признавалась как более очевидная, вторая – как вероятная. В последующем

 

 
 

36 Переводы с греческого на латынь работ Аристотеля «Топика», обе «Аналитики», «Физика», «Метафизика»,

«О душе» связаны с именем Якова Венецианского и Генриха Аристиппа (из Палермо). Параллельно в Толедо при дворе епископа Раймунда работает группа переводчиков с арабского, в частности, Герард Кремонский.


развитии европейской мысли естественный разум будет сначала поставлен наравне с откровением, затем в эпоху Возрождения - выше откровения.37

Средневековые ученые широко обсуждают вопрос о «воображаемых допущениях», порожденный столкновением двух разных подходов к миру: с точки зрения естественного разума, и с точки зрения веры в сверхприродного Бога. Совмещение идеи конечного замкнутого космоса с бесконечностью божественного всемогущества приводит схоластику XIVв. к удивительным следствиям. Новым содержанием наполняется понятие «пустоты». Поскольку Бог творит мир из «ничего» и Бог вездесущ, то он присутствует не только в мире и сотворенных вещах, но и в пустоте, где кроме божественного присутствия нет ничего. Вездесущность Бога предстает как возможное, или воображаемое бесконечное пространство. 38 Таким образом, в средние века пустота получает значение физического эквивалента того «ничто», из которого Бог творит мир.

Средневековые физики называли воображаемым пространство, которым оперировала геометрия, следуя традиции поздней античности трактовать геометрические объекты как «гибрид» ума совместно с воображением. Теологическое понятие божественной бесконечности вместе с геометрическим понятием пространственной бесконечности привел к созданию парадоксальной концепции реальности воображаемого пространства, пустого, подлинно осуществленного ничто. Старый космос предстал перед человеком

«как помещенный в ничто, окруженный ничто и насквозь этим ничто принизанный» (А.Койре). В последствие у И.Ньютона существование пустоты отождествляется с реальностью абсолютного пространства (вместилища мира).

За 1000 лет средневековья тотальное влияние церкви на духовную и социальную жизнь изменило отношение человека к природе и к самому себе, создав мировоззренческие предпосылки нового стиля познания природы. Возникает целый ряд понятий и принципов: понятие пустоты, бесконечного пространства, бесконечного движения (прямолинейного), требование устранить из объяснения природы целевую причину, ограничиться только действующей (физической). В учении Григория Нисского, в частности, мир материальный представлен как процесс взаимодействия сил, нематериальных

 
 

37 Предвидя такие последствия, церковь в лице епископа Этьена Тампье в 1277г. осудила всех признавших двойственность истины. Для теологии декрет парижского епископа имел известное значение, но в отношении естественных наук, прежде всего космологии, его значение было ослаблено активным противостоянием доминиканцев, которые благодаря Фоме Аквинскому закрепили авторитет Философа (и естественного разума) на несколько столетий вперед, вплоть до конца XVI в.

38 Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. С.465.


по своей природе. Их творит всемогущая божественная воля. Эти силы у Жана Буридана уже выступают в качестве «деятелей» - орудий божьей воли. Так, в схоластической физике всякая действующая причина оказывается, в конечном счете, механическим средством осуществления идей, содержащихся в божественном уме.

 

4. Натурфилософия и наука эпохи Возрождения.

 

Эпоха Возрождения начинается со второй половины XVв., когда в Западной Европе происходит ряд социально-экономических изменений, которые сопровождаются переменами в умонастроениях, в отношении к человеку, ремеслам и наукам, а также к античному наследию. Во Франции это

– период Ренессанса, в Германии – период Реформации. Итальянцы называют это период Чинквеченто. В процессе отделения государства, науки, искусства, образования от материально-экономической и духовной власти церкви наука и искусство (в частности, ремесло) обретают светскую материальную базу в лице меценатов и государей. Это сказывается на отношении к ученому, художнику, инженеру и вообще к человеку.

Эпоху Возрождения характеризует стихийное самоутверждение человеческой личности в ее творческом отношении ко всему окружающему и к самой себе. Возрожденческий гуманизм подчеркивает, что человек – не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от других живых существ. Более того, он способен сотворить и природу, и светила, если найдет соответствующий материал и орудия.

В европейском сознании утверждается установка, что для человека нет ничего невозможного. Благодаря этой установке снимается проведенная в античности граница между естественным (нерукотворным) и искусственным (рукотворным), между наукой и практическими искусствами (художеством, ремеслом, архитектурой, строительством, механикой). Инженер и художник эпохи Возрождения не просто искусник («хитрец», tecnithz), он - творец, усматривающий природный закон построения вещей.

Особенности развития науки в эпоху Возрождения связаны с появлением новой социальной среды, новых школ и университетов. Возникает немногочисленный слой людей, единственным занятием которой является выполнение гражданских и военных сооружений. Такие умельцы ценились королями, герцогами, горожанами, черпали свои знания и методы расчетов из математики и механики. На смену традиционному ремесленному цеху


приходит инженерная деятельность, опирающаяся на науку, а природа начинает рассматриваться как объект практической деятельности, подчиняющейся законам самой природы.

Появляются инженеры-самоучки, которые руководят и сами устанавливают сооружения (насосы, водяные и ветряные мельницы, чинят фонтаны и механизмы). Эти люди, расширяя свои знания и распространяя их, занимают важное место в обществе, выполняя функции учителей, организаторов научно-художественно-ремесленных школ. В подобной школе у Вероккьо учился Леонардо да Винчи, который сочетал создание художественный произведений с сооружением различных увеселительных механизмов, гидротехнических проектов, руководил фортификационными работам. Бóльшую часть гонораров Леонардо получал как гражданский и военный инженер.39

С именем Леонардо связано распространение проектного способа познания, предполагающего графическое изображение (визуализацию) объектов природы в виде схемы, модели. Чертеж становится одной из необходимых форм конструирования в инженерной технике и кладет начало геометрической интерпретации физических процессов. Подлинного знания природы вещей, по мнению Леонардо, можно достичь не вербальным описанием явления, а с помощью образов (геометрических построений). Его теория перспективы, в которой глаз рассматривается как рабочий инструмент (измерительное устройство), имела большое влияние на Галилея. Леонардо построил модель человеческого глаза, с помощью которой пытался объяснить его природу и действие. Эта геометрическая модель Леонардо стала первым искусственным объектом, специально созданным для объяснения естественного механизма зрения (в истории оптики известна как первая камера-обскура.).40

Художники эпохи Возрождения ценили математику, придавали ей решающее значение в овладении искусством. Перспектива, согласно Леонардо, - средство, своеобразный мост между природным объектом и его геометрическим эквивалентом, который служит для перевода трехмерных изображений реального мира в плоские геометрические фигуры, а также для изображения невидимых сил природы. Так в эпоху Возрождения, благодаря Леонардо в познании природы распространяется новая методологическая

 
 

39 Гуковский М.А. Механика Леонардо да Винчи. М.-Л., 1947.

40 Гуриков В.А. Становление прикладной оптики XV-XIXвв. М.,1983. С.12.


установка, согласно которой истинное понимание естественного, природного достижимо посредством искусственного построения (проекта, схемы, модели). Натурфилософия эпохи Возрождения характеризуется новой мировоззренческой установкой, получившей название пантеизм, согласно которой утверждается изначальное тождество Природы и Бога. В рамках этой установки формируются предпосылки научной революции, к которым можно отнести представление о бесконечности в новой математике Н.Кузанского, гелиоцентрическую систему мира Н.Коперника, экспериментальный метод Г.

Галилея.

Новые познавательные возможности в математике связаны с введением понятия бесконечность в рассмотрение проблемы взаимного перехода фигур друг в друга. Переход от вписанного в круг многоугольника к кругу представлял собой неразрешимую проблему античной математике. Евклид и Архимед полагали, что различие круга и многоугольника не может быть преодолено, сколько бы мы не увеличивали количество сторон многоугольника. Н.Кузанский исходил из утверждения, что круг по своему понятийному содержанию и по бытию есть не что иное, как многоугольник с бесконечным количеством сторон. Для современного студента, знакомого с дифференциальным и интегральным исчислением, это выглядит вполне естественно.

Н.Кузанский полагал, что бесконечность связана с божественным всемогуществом. Вселенная не является бесконечной, в истинном смысле бесконечен только Бог как абсолютная возможность. Поскольку ограничение возможности исходит от Бога, а ограничения действия – от случайности, мир, по необходимости ограниченный случайностью, конечен.

Николай Коперник (1473-1543 – польский монах, астроном) принимает бесконечность как натурфилософское допущение и формулирует семь постулатов гелиоцентрической системы мира, противостоящей признанной системе Птолемея.

1. Не существует одного центра для всех небесных орбит или сфер.

2. Центр Земли не является центром мира, но только центром тяготения Лунной орбиты.

3. Все сферы движутся вокруг Солнца, расположенного в центре мира.

4. Отношение радиуса земной орбиты к радиусу вселенной меньше, чем отношение радиуса Земли к радиусу земной орбиты. Радиус Земли можно принять за исчезающе малую величину по сравнению с размером Вселенной, но такой же исчезающе малой величиной является также и земная орбита («несущий землю великий круг»).

5. Все движения, наблюдаемые у небесной тверди, принадлежат не ей самой, а Земле. Именно Земля с ближайшими к ней стихиями вращается в суточном движении вокруг


неизменных своих полюсов, причем твердь и самое высшее небо остаются все время неподвижными.

6. Все замечаемые нами у Солнца движения не свойственны ему, но принадлежат Земле и нашей сфере, вместе с которой мы вращаемся вокруг Солнца, как и всякая другая планета, таким образом, Земля имеет несколько движений.

7. Кажущиеся прямые и попятные движения планет принадлежат не им, а Земле. Таким образом, одно это движение достаточно для объяснения большого числа видимых в небе неравномерностей.41

Постулат Коперника об исчезающе малой величине земной орбиты неизмеримо расширил масштабы Вселенной, по сравнению с принятой до сих пор системой Птолемея, в которой допускалось, что можно принять за точку Землю по отношению к расстоянию до сферы неподвижных звезд. Коперник утверждал, что мир сферичен, неизмерим и подобен бесконечности, то есть Вселенная сравнима с бесконечностью, также как земная орбита сравнима с точкой. Коперник называет Небо бесконечным, а расстояние от Земли до небесного свода – бесконечно большим.

В вопросе о бесконечности Коперник пошел дальше Н.Кузанского, приписывавшего атрибут бесконечности только Богу. Делая оговорки, он создает представление о бесконечной Вселенной. Именно на Коперника ссылается Дж.Бруно, доказывая (а не только допуская) бесконечность мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: