Образовательная область «Речевое развитие». Развивающая речевая среда.Приучать детей-будущих школьников-проявлять инициативу с




Развивающая речевая среда. Приучать детей-будущих школьников-проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Совершенствовать речь как средство общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п.

Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Помогать осваивать формы речевого этикета.

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.

Приучать детей к самостоятельности суждений.

Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.

Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать упражнять в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложносочиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).

Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Учить детей делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

Учить составлять слова из слогов (устно).

Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Приобщение к художественной литературе. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

 

№   Темы Цели занятия
Сентябрь
  «Подготовишки» Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.
  «Летние истории» Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, подбирать существительные к прилагательным.
  Звуковая культура речи (проверочное) Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.
  Лексико-грамматические упражнения Активизировать разнообразный словарь детей. Помогать точно охарактеризовать предмет, правильно построить предложение.
  «Для чего нужны стихи?» Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, помнят ли дети программные стихотворения.
  Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари) Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обр. Джанни Родари). Помогать детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.
  Работа с сюжетной картиной Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.
  Рассказ о А. С. Пушкине Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения.
  Лексико-грамматические упражнения Активизировать речь детей.  
Октябрь  
  Заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…» Помочь детям запомнить новое стихотворение.  
  Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Определять количество и порядок слов в предложении.  
  Русские народные сказки. Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.  
  «Вот такая история!» Помогать детям составлять рассказы из личного опыта.  
  Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я-вам, вы-мне» Познакомить детей с новой сказкой, выяснить, согласны ли они с оконцовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.  
  «На лесной поляне» Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать их речь.  
  «Небылицы-перевертыши» Познакомить детей с народными и авторскими перевертышами, вызвать желания составлять свои небылицы.  
Ноябрь  
  «Сегодня так светло кругом!» Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи  
  «Осенние мотивы» Учить детей рассматривать рисунки в книгах, почему понравилась та или иная иллюстрация.  
  Звуковая культура речи. Работа над предложением. Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.  
  Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа  
  Лексические игры и упражнения. Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи.  
  Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб»  
  «Подводный мир» Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему.  
  «Первый снег.» заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» Развивать способность воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить новое стихотворение.  
Декабрь  
  Лексические игры Обогащать и активизировать речь детей.  
  Работа с иллюстрированными изданиями сказок Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах, активизировать речь детей.  
  Звуковая культура речи Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова.  
  Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок» Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н. Толстого и познакомить с новым произведением.  
  «Тяпа и топ сварили компот» Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.  
  Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» Познакомить детей с новой сказкой.  
  Лексические игры и упражнения Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.  
  Повторение стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» Повторить с детьми любимые стихотворения.  
Январь  
  Новогодние встречи Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников.  
  Произведения Н. Носова Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки и его друзей».  
  Творческие рассказы детей Активизировать фантазию и речь детей  
  «Здравствуй, гостья-зима!» Познакомить детей со стихотворениями о зиме  
  Лексические игры и упражнения Познакомить детей с новой сказкой.  
  Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» Познакомить детей с новой сказкой.  

 

Февраль
  Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.
  Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части.
  Работа по сюжетной картине Совершенствовать умение детей озаглавливать картину, составлять план рассказа. Активизировать речь детей.
  Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца
  Лексические игры и упражнения Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
  Чтение рассказа В. Бианки «Музыкант» Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.
  Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода» Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.
  Повторение пройденного материала Занятие проводится по выбору воспитателя
Март
  Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.
  Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте Совершенствовать фонематическое восприятие; Формировать умение делить слова на части.
  Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик» Совершенствовать диалогическую речь детей.
  Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день» Познакомить детей со стихотворением П. Соловьевой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения.
  Лексические игры и упражнения Активизировать речь детей, учить их импровизировать.
  «Весна идет, весне дорогу!» Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.
  «Лохматые и крылатые» Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах.
  Чтение былины «Садко» Познакомить детей с былиной «Садко».
Апрель
  Чтение сказки «Снегурочка» Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочка.
  Лексико-грамматические упражнения Воспитывать чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно употреблять сложносочиненные предложения.
  Сочиняем сказку про Золушку Помогать детям составлять творческие рассказы.
  Рассказы по картинкам Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.
  Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах.
  Пересказ сказки «Лиса и козел» Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».
  Сказки Г.Х. Андерсена Помочь детям вспомнить известные им сказки Г.Х. Андерсена.
  Повторение Повторение пройденного материала
Май
  Заучивание стихотворения З. Александровой Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она «одна»), запомнить произведение.
  Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов.
  Весенние стихи Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.
  Беседа с детьми о рисунках. Чтение рассказа В. Бианки «Май» Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая-последнего месяца весны.
  Лексико-грамматические упражнения Активизировать речь детей.
  Пересказ рассказа Э. Шима «Очень вредная крапива» Продолжать совершенствовать умение пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения.
7-8 Повторение Повторение материала (по выбору педагога)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: