1. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада: Планы занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2006.
3. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. —М.: Мозаика-Синтез, 2009.
4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. —М.: Мозаика-Синтез,2005.
5. Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2012.
6. Кобзева Т.Г., Александрова Г.С., Холодова И.А.- Волгоград, Организация деятельности детей на прогулке, 2013.
ОО «Речевое развитие»
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2013.
2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. — М., Мозаика-Синтез, 2005.
3. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. — М., Мозаика-Синтез,2010.
4. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2010.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Лыкова И.А Художественный труд в детском саду М:” КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА 2010.
3. Новикова И.В. Объемные аппликации в детском саду. – Ярославль, ООО «Академия развития», 2011.
4. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез,2008.
5. Нагибина М.И. Конструирование из бумаги и картона. – Ярославль, ООО «Академия развития», 2011.
ОО «Физическое развитие»
1. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа и методические рекомендации/ М, Мозаика – Синтез, 2014.
Приложение №1
Перспективный план по конструированию
№ занятия | Тема | Цели |
Сентябрь | ||
«Знакомство детей с новыми конструкторами» | Познакомить детей с новыми видами конструкторов (плоскостным и магнитным), с приложениями, основными крепёжными деталями. Развивать у детей желание экспериментировать. | |
«Плетёная корзина для натюрморта» | Учить детей создавать форму как основу будущей композиции (корзину для натюрморта из фруктов). Совершенствовать технику аппликации: резать ножницами по прямой, не доходя до края, останавливаясь на контрольной линии сгиба; резать по сгибам; переплетать бумажные полоски, имитируя фактуру корзинки; закруглять уголки прямоугольной формы; оформлять поделку по своему желанию вырезанными элементами. | |
«Здания» | Закрепить у детей умение строить здания разного назначения; продолжать учить анализировать и сравнивать конструкции. | |
«На что похожи листья?» (аппликация из природного материала) | Рассмотреть природный материал и поделки, которые можно из него выполнить. Учить выполнять аппликацию из природного материала. Развивать положительные эмоции от выполненной коллективной работы. | |
Октябрь | ||
«Мосты» | Научить детей строить различные мосты. Закрепить представление об их назначении, строении. Закрепить умение соблюдать пропорциональность и симметричность. Подбирать материал, красиво и целесообразно украшать сооружения. Развивать у детей стремление к творчеству, тренировать внимание, зрительную память. | |
«Корзиночка» | Учить детей складывать квадратный лист на девять или шестнадцать маленьких квадратиков. Делать надрезы по четырём линиям сгиба, складывать и склеивать корзиночку. | |
«Моделирование по схеме» | Учить детей отбирать по схеме необходимые фигуры и моделировать с их помощью предметы. Развивать способность к плоскостному моделированию. Учить самостоятельно анализировать схемы. | |
«Улетают птицы» (оригами) | Продолжать учить детей создавать поделку из базовой формы «треугольник». Дополнять образ необходимыми деталями. Учить работать на одном листе бумаги, соразмеряя свою поделку с поделками сверстников в общей композиции. | |
Ноябрь | ||
«Лебеди в пруду» (оригами) | Продолжать обучать детей работе в стиле оригами»: аккуратно складывать бумагу в разных направлениях, сглаживая сгибы. Активизировать словарь детей: лебедь, рогоз, осока. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение работать сообща, помогать друг другу. | |
«Мост» | Учить детей выполнять постройки по словесному описанию, изменять их, руководствуясь перечисленными признаками объекта. | |
«Магазин игрушек» | Закрепить умение складывать прямоугольный лист бумаги пополам; сглаживать линии сгиба; воспитывать аккуратность. | |
«Медвежата» (конструирование из природного материала) | Учить создавать игрушку из природного материала. Продолжать учить детей работать вместе, помогать друг другу. | |
Декабрь | ||
«Зимний лес» | Продолжать учить детей складывать бумагу, работать с трафаретами. Активизировать словарь: бумажный, меховой, картонный. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Воспитывать умение работать сообща. | |
«По замыслу» | Продолжать развивать умение строить различные объекты по чертежам, следовать им при выполнении работ. | |
«Снежинки» (симметричное вырезывание) | Учить детей создавать образ, сложенный в несколько раз через центр. Уметь выполнять работу аккуратно по замыслу, проявляя творческую самостоятельность. | |
«Бусы на елку» (декоративно – оформительская деятельность) | Учить детей делать объёмные игрушки из цветной бумаги и картона; показать один из способов их изготовления путём соединения 6 – 8 одинаковых форм (кругов, ромбов, овалов, квадратов и др.), вырезанных по условной мерке; предложить украсить их по своему желанию. Развивать у детей чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к интерьеру. | |
Январь | ||
«Роботы» | Научить детей создавать плоскостные модели из геометрической мозаики, а затем использовать их в качестве изображений для создания конструкций из строительного материала. Научить самостоятельно анализировать постройки. | |
«Качалка» | Учить детей складывать круги пополам, на 4 части; разрезать по линии сгиба. Учить изготавливать поделки из бумажных конусов. | |
«Машины» | Сформировать у детей представление о различных машинах, их функциональном назначении, строении. Развивать способность к плоскостному моделированию, умению создавать сначала плоскую модель будущего сооружения, а затем объёмную. Научить самостоятельно анализировать постройки. | |
«Хоровод снеговиков» (аппликация из бумаги, ваты и природного материала). | Учить детей наклеивать вату, точно повторяя форму образа. Уметь самостоятельно подбирать элементы для украшения. Учить располагать элементы композиции на большом листе бумаги. Развивать воображение и творчество. Учить составлять коллективную работу. Воспитывать положительные эмоции от полученного результата. | |
Февраль | ||
«Самолет» | Учить детей строить самолет, используя в качестве образцов рисунки - чертежи; учить анализировать рисунки, определять тип самолета (грузовой, пассажирский, военный, спортивный), выделять его основные части (кабину, фюзеляж, пропеллер, шасси и др.); выбирать чертёж, вносить изменения, дополнения, т.е. преобразовывать по-своему. | |
«Мебель» | Продолжать упражнять детей складывать квадратный лист на шестнадцать маленьких квадратиков. Учить самостоятельно изготавливать выкройки для будущей мебели; анализировать рисунки; подбирать материал для работы. | |
«Открытка для папы» | Формировать умение придумывать сюжет для открытки, воплощать свой замысел. Закреплять умение вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания; воспитывать трудолюбие, аккуратность. | |
«Три поросёнка». (оригами) | Продолжать учить детей складывать поделки из базовой формы «треугольник». Дополнять образ необходимыми деталями для большей выразительности поделки. Уметь работать по три человека. Учить создавать коллективную работу к эпизоду из сказки в аппликации. | |
Март | ||
«Открытка для милой мамы» (оригами) | Учить детей создавать поделку из базовой формы «домик». Продолжать учить ребят выполнять работу самостоятельно, аккуратно. Уметь создавать выразительный образ. Развивать эстетическое восприятие. | |
«Корзиночка» | Учить детей складывать квадратный лист на 9 или 16 маленьких квадратиков, делать надрезы, складывать и склеивать корзиночку; развивать внимательность, зрительную память. | |
«По замыслу» | Продолжать учить совместно планировать работу, подбирать необходимый материал, обосновывать свой выбор. | |
«Колючие недотроги» (аппликация из пластилина и природного материала) | Продолжать знакомить с аппликацией из семян, вдавливая их в пластилин, нанесенный на картон. Учить подбирать материал необходимых сочетаний. Вносить в работу самостоятельные изменения. Развивать навыки коллективных работ. Уметь соединять несколько работ в одну целую. | |
Апрель | ||
«Дома» | Закрепить у детей представление о строительных деталях (название, форма, свойства). Научить создавать элементарные постройки по несложным чертежам. Научить анализировать рисунок и постройку. Способствовать проявлению творчества, самостоятельности, инициативы. | |
«Космодром» | Закрепить представления детей о назначении космодрома. При постройке учить соблюдать пропорциональность и симметричность, самостоятельно подбирать материал. | |
«Чебурашка» | Учить детей складывать из листа бумаги цилиндр; изготавливать поделки из бумажных цилиндров; учить анализировать готовый образец. | |
«Грузовой автомобиль» | Учить детей строить грузовики различного назначения по изображению. | |
Май | ||
«Игрушки» | Продолжать учить детей изготавливать поделки из конусов. | |
«По замыслу» | Предложить детям сделать интересную игрушку или сюжетную композицию (индивидуально или коллективно) и оставить на память детскому саду. Развивать умение договариваться. Воспитывать чувство коллективизма. | |
«Гараж с двумя въездами» | Учить детей ориентироваться на плоскости, намечать очертания будущего сооружения; продолжать учить создавать совместные постройки | |
«По замыслу» | Способствовать развитию умения самостоятельно выбирать тему для постройки, отбирать необходимый материал; ориентироваться на плоскости; намечать последовательность возведения конструкции, очертания будущей постройки. |
Приложение №2
Перспективный план обучения детей
Основам безопасности
№ недели | ТЕМА | ЦЕЛЬ |
Сентябрь | ||
«Безопасность дома» | Образовательная ситуация «Как сломался замок, разбилось стекло» (на примере стихотворения «Кто?» А. Введенского). Подвести детей к пониманию опасности некоторых предметов в доме. Научить дифференцировать опасные и неопасные предметы. | |
«Безопасность на дорогах и улицах города» | Беседа «Зачем надо знать и точно выполнять правила дорожного движения». Разъяснять детям необходимость соблюдения правил дорожного движения и возможные последствия нарушения этих правил. Клименко «Обучайте дошкольника правилам движения». | |
«Береги свое здоровье» | Экскурсия в медицинский кабинет. Познакомить с трудом медицинского работника. Научить детей приемам массажа. Активизация словаря (шприц, пинцет и др.). Образовательная ситуация «Как вызвать врача на дом. Как разговаривать по телефону». | |
«Пожарная безопасность» | Беседа «огонь – для леса враг» Дать конкретные представления о труде пожарной службы при тушении пожаров. Воспитать у детей элементы экологического сознания, обеспечивающих ответственное отношение к природной среде. Образовательная ситуация «Звонок в пожарную часть». | |
Октябрь | ||
«Безопасность дома» | «Ребенок в кругу семьи. Выявить отношение в семье между родителями и детьми. Установить уровень социальной компетентности дошкольников по разделу программы «Ребенок и взрослые». | |
«Безопасность на дорогах и улицах города» | Экскурсия на перекресток к светофору. Закрепить и расширить знания детей о разных видах светофоров и их сигналах; уточнить понятия: перекресток, площадь. | |
«Береги свое здоровье» | Фито чай в детском саду. Беседа «Чем человек отличается от растений и животных. Показать разнообразие живого мира, человека, как его неотъемлемой части, дать представление о здоровье, о том, как оно зависит от поведения самого человека. | |
«Пожарная безопасность» | Творческая игра «Пожарная часть» Закрепить знания о труде пожарных, о действиях во время пожара. Активизация словаря: огнетушитель, противогаз и др. | |
Ноябрь | ||
«Безопасность дома» | Развивающие игры: «Игровизор», настольно-печатная игра «Маленькая хозяйка» Закрепить знания детей об опасных предметах в доме. Развивать умение самостоятельно находить правильный выход из сложившейся ситуации. Чтение брошюр «Правила безопасной работы», «Мои помощники – инструменты». | |
«Безопасность на дорогах и улицах города» | Составление рассказа по предметным и сюжетным картинкам «транспорт нашего города». Уточнять представления детей о городском и специальном транспорте, особенностях дорожного движения в городе; расширять знания об одно- и двухстороннем движении, регулировщике. | |
«Береги свое здоровье» | Игра в зале «Скорая помощь» - ожоги, отравления. Закрепить знания детей о первой помощи, о правилах поведения при возникающей опасности. Повторить ситуации, при которых могут возникать ожоги и отравления. Образовательная ситуация: как вызвать врача на дом, как разговаривать по телефону. | |
«Пожарная безопасность» | Разучивание стихотворения С. Я. Маршак «Пожар» Рассматривание ситуации, сложившейся в произведении, повторение правил поведения. Поддерживание активного тяготения к книге. | |
Декабрь | ||
«Безопасность дома» | Беседа «Как избежать отравлений» Сформировать представления детей о гигиене питания, продолжать формировать осознанно правильное отношение к своему здоровью. | |
«Безопасность на дорогах и улицах города» | Практическое занятие на учебной площадке ДОУ. Чтение книги «Про ПДД». Закреплять и расширять представления детей о дорожных знаках всех категорий на практике и в д/и. | |
«Береги свое здоровье» | Занятие «Откуда берутся болезни?» Продолжать учить детей заботиться о своём здоровье; дать понятия микробов, бактерий, вирусов; учить определять признаки болезни. | |
«Пожарная безопасность» | Сценка кукольного театра «Петрушкины загадки» Обобщать знания детей о пожароопасных предметах, о мерах безопасного поведения. | |
Январь | ||
«Безопасность дома» | Общение «Правила общения с бытовыми приборами». Закрепить представления об опасных для жизни и здоровья бытовых предметах, о правилах пользования ими; воспитывать чувство товарищества. | |
«Безопасность на дорогах и улицах города» | Практическое занятие на макете дорожного движения. Учить детей правильно обходить стоящий транспорт, переходить улицу без светофора. | |
«Береги свое здоровье» | Беседа «На природе». Познакомить детей с правилами безопасности на природе, формировать осознанное отношение к своему здоровью. | |
«Пожарная безопасность» | Беседа и рассматривание «Уголок пожарной безопасности». Около пожарного щита или с помощью наглядной противопожарной агитации (плакаты, листовки) ознакомить детей с первичными средствами пожаротушения и правилами их использования. | |
Февраль | ||
«Безопасность дома» | Беседа «Предосторожности от насекомых и животных» Дать знания о правилах обращения с различными насекомыми и способах защиты от их укусов. Учить определять состояние животных и понимать их поведение, меры предосторожности. | |
«Безопасность на дорогах и улицах города» | Экскурсия по микрорайону. Составление пешеходного маршрута. Продолжать учить детей ориентироваться в микрорайоне ДОУ, переносить умение на макет и карту; упражнять в составлении пешеходного маршрута, расширять представления об общественных зданиях (школа, библиотека, почта, стадион). | |
«Береги свое здоровье» | Общение «Витаминная семья». Знакомить детей с витаминами, дать понятие об основных источниках витаминов. Воспитывать доброжелательность, желание помочь другим людям. | |
«Пожарная безопасность» | Занятия «Правила обращения с огнем». Закреплять правила пожарной безопасности, осторожному обращению с огнем. Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарного. | |
Март | ||
«Безопасность дома» | Беседа по иллюстрациям «Правила безопасного поведения в быту, на улице, в транспорте». Продолжать знакомить детей с правилами поведения в различных ситуациях, воспитывать бережное отношение к себе и близким людям. | |
«Безопасность на дорогах и улицах города» | Разговор с детьми «Автомобиль. Безопасность. Экология». Активизировать знания детей о ПДД, формировать ответственность за поведение на улице и в транспорте. | |
«Береги свое здоровье» | Беседа «Главное чудо на земле» Познакомить детей с некоторыми особенностями рождения ребенка; воспитывать чувства уважения к женщине-матери. | |
«Пожарная безопасность» | Беседа «Огонь – судья беспечности людей». Обучить детей-дошкольников мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожаров в доме. | |
Апрель | ||
«Безопасность дома» | Рисование по сказкам «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят». Научить детей правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, чтобы окружающим было понятно, что над ним совершается насилие, что это не детские капризы. | |
«Безопасность на дорогах и улицах города» | Рассказ воспитателя о работе ГИБДД. Познакомить детей с основными функциями ГИБДД и ДПС; закрепить знания детей по правилам езды на велосипеде, знание своего домашнего адреса и телефона, сведений о родителях. | |
«Береги свое здоровье» | Оздоровительный досуг «День здоровья». Прививать детям потребность быть здоровым, поддерживать себя в хорошей форме; развивать выносливость, гибкость. | |
«Пожарная безопасность» | Постановка спектакля «Кошкин дом». Развивать эмоционально-эстетические чувства, воспитывать желание играть небольшие роли. | |
Май | ||
«Безопасность дома» | . Игра «Ты остался дома один». Обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице и дома, закрепить умение правильно вести себя в таких ситуациях. | |
«Безопасность на дорогах и улицах города» | Разгадывание кроссвордов «Люди и дорога». Сюжетно-ролевая игра «Дорожное движение». Закрепление и активизация знаний детей о правилах дорожного движения, развитие игрового замысла с тематикой соблюдения ПДД. Кроссворды. | |
«Береги свое здоровье» | Беседа «Ядовитые растения». Дать понятие ядовитых растений, учить распознавать их. Воспитывать бережное отношение к своему организму. | |
«Пожарная безопасность» | Выставка работ детей «Будь осторожен с огнем». Закрепить правила пожарной безопасности, учить изображать ситуации из жизни с огнем. |
Приложение №3
Перспективный план