При изучении данной темы и подготовке к семинарскому занятию студентам рекомендуется законспектировать предисловие «Истории государства Российского», а также «Записку о древней и новой России» Н.М. Карамзина.
Изучение первого вопроса предполагает знакомство с основными вехами жизненного пути Н.М. Карамзина. Следует рассмотреть факторы, повлиявшие на формирование мировоззрения историка. Важно проследить эволюцию его общественно-политических взглядов. При этом/ необходимо назвать соответствующие труды Н.М. Карамзина, указать на их главные идеи. Особое внимание следует уделить истории создания, структуре, выходу в свет томов «Истории государства Российского».
При анализе теоретико-методологических основ исторической концепции в рамках второго вопроса семинарского занятия следует определить взгляды Н.М. Карамзина на предмет, задачи исторической науки, движущие силы, ход исторического процесса, роль личности, народа, государства в истории, соотношение российской и всемирной истории. Каких исследовательских принципов придерживался историк при создании своего труда? При рассмотрении этого вопроса необходимо тщательно изучить предисловие к «Истории государства Российского». В заключение важно сделать вывод о сущности философско-методологических взглядов исторической концепции Н.М. Карамзина, указав на их место в развитии исторической науки в XVIII - XIX вв.
Третий вопрос занятия посвящен изучению концепции российской истории, изложенной Н.М. Карамзиным в «Истории государства Российского» и «Записке о древней и новой России». Прежде всего, необходимо осветить общий смысл российской истории в понимании историка. Какое место в своей концепции отводит Н.М. Карамзин идее самодержавия? Следует рассмотреть периодизацию истории России, указав на основные черты каждого периода. В чем уязвимость периодизации историка? Затем нужно перейти к трактовке отдельных проблем российской истории. Как Н.М. Карамзин характеризует процесс образования государства и возникновения самодержавия, влияние монголо-татарского ига, правление Ивана III и Ивана IV, сущность Смуты, преобразования Петра I, деятельность его преемников и Екатерины II. Какую оценку дает историк реформам современной ему эпохи Александра I?
|
Изучение четвертого вопроса следует начать с рассмотрения источниковой базы основного труда Н.М. Карамзина. Необходимо выделить группы источников и указать на те из них, которые были введены в научный оборот впервые. Определите принципы и методы выявления, отбора и изучения, публикации источников Н.М. Карамзиным. Каково значение примечаний, которыми историк снабдил свой труд? Соответствовали ли методы критики источников Н.М. Карамзина уровню развития современной ему исторической науки?
Важно подчеркнуть, что труд Н.М. Карамзина не оставил никого равнодушным. Однако в ходу его обсуждения в обществе были высказаны не только восторженные отклики. В рамках пятого вопроса следует выделить основные направления критики «Истории государства Российского»: литературное, политическое, научное. Укажите общественных деятелей, мыслителей, ученых, писателей, выступивших со своими суждениями о труде Н.М. Карамзина. Особое внимание следует уделить работам М.Т. Каченовского, Н.А. Полевого, Н.М. Муравьева (см. список литературы). При рассмотрении данного вопроса рекомендуется опираться на монографию В.П. Козлова «История государства Российского» Н.М. Карамзина в оценках современников» (М., 1989). В заключение необходимо показать вклад Н.М. Карамзина в отечественную науку и культуру.
|
ТЕМА 5. Исторические взгляды Сергея Михайловича Соловьева
План
- Жизненный путь и научные труды С.М. Соловьева.
- Теоретико-методологические принципы исторической концепции.
- История России в освещении С.М. Соловьева.
- С.М. Соловьев как историк исторической науки.
Темы докладов и рефератов
- Эпоха Петра I в трудах С.М. Соловьева.
- С.М. Соловьев о развитии исторической науки в России.
- Значение наследия С.М. Соловьева в развитии российской исторической науки.
Источники:
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен (Любое издание). Обязательное конспектирование одной из глав по выбору студента.
- Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. М., 1988-1995.
- Соловьев С.М. Избранные труды. Записки. М., 1983.
- Соловьев С.М. Об истории Древней России / Сост. А.И. Самсонов. М., 1992.
Литература:
- Бестужев-Рюмин К.Н. Биографии и характеристики. – М., 1997.
- Бон Т. Историзм в России? О состоянии русской исторической науки в XIX столетии // Отечественная история. 2000. № 4.
- Волкова И.В. Историк С.М. Соловьев и 200-летний юбилей Петра I // История и историки. 1982. – М., 1983.
- Волкова И.В. Сергей Михайлович Соловьев. Очерк жизни и творчества // Соловьев С.М. Общедоступные чтения о русской истории. – М., 1992.
- Дмитриев С.С., Ковальченко И.Д. Историк Соловьев С.М. Его жизнь, труды, научное наследство. М., 1988.
- Дмитриев С.С. Соловьев – человек, исорик // Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России / Сост. С.С. Дмитриев. – М.; Правда, 1989. – С. 5-22.
- Иллерицкий В.Е. Сергей Михайлович Соловьев. – М., 1980.
- Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. М., 1989. Т. 7. - С. 303-344.
- Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990. - С. 496-522.
- Колесник И.И. Конспект лекций С.М. Соловьева по русской историографии // Археографический ежегодник за 1988 г. – М., 1989.
- Рубинштейн Н.Л. С.М. Соловьев и русская историческая наука // Вопросы истории. 1945. № 3-4.
- Сили Ш. Возникновение и источники теории «колонизации» С.М. Соловьева // Вопросы истории. 2002. № 6.
- Цамутали А.Н. Я родился историком: Сергей Михайлович Соловьев // Историки России, XVII- начала XX вв. – М.,1996.
- Цамутали А.Н. Сергей Михайлович Соловьев // Портреты историков: Время и судьбы. В 2т. Т.1. М. – Иерусалим, 2000. - С. 38-51
- Чернобаев А.А. Сергей Михайлович Соловьёв // Историки России XVIII – XX вв. Вып. I – М., 1995.
- Шаханов А.Н. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский // Вопросы истории. 2000. № 3.
- Шмурло Е.Ф., С.М. Соловьёв / вступ. Ст. С.Г. Яковенко // ВИ – 1993. № 9.
|