Методические рекомендации. Первый вопрос занятия посвящен знакомству с биографией СМ




При изучении данной темы и подготовке к семинарскому занятию студентам рекомендуется законспектировать предисловие и главу первую 13-го тома (Россия перед эпохою преобразования) «Истории России с древнейших времен» СМ. Соловьева.

Первый вопрос занятия посвящен знакомству с биографией СМ. Соловьева. Особое внимание рекомендуется уделить становлению исторических взглядов ученого. Для этого важно дать краткую характеристику состояния исторического образования в России в 30-40-е гг. XIX в., указать ведущих профессоров Московского университета. Далее необходимо выявить влияние европейской исторической и философской мысли на формирование взглядов историка. В рамках данного вопроса' следует кратко охарактеризовать магистерскую и докторскую диссертации СМ. Соловьева, а также назвать другие исторические сочинения историка, подробнее остановившись на истории создания главного труда.

Во втором вопросе необходимо сконцентрировать внимание на указанных в плане теоретических аспектах концепции СМ. Соловьева. Раскрывая этот вопрос, следует иметь в виду, что взгляды ученого на прошлое, настоящее и будущее народов соответствовали основным идеям западнического направления общественной мысли, сыгравшего важную роль в становлении, либерализма в России. При обсуждении данного вопроса необходимо доказать, что в основу своей концепции СМ. Соловьев положил принцип историзма. Важно раскрыть понимание историком идеи исторического прогресса и его источников, отношение к проблеме периодизации в исторической науке и т.д. В заключение следует сделать вывод о месте теоретических воззрений СМ. Соловьева в развитии методологических направлений исторической науки XIX в.

Изучение третьего вопроса рекомендуется начать с обсуждения принципов периодизации исторического развития России. В чем, по мнению СМ. Соловьева, заключается основной смысл русской истории? Необходимо проследить основные звенья непрерывной цепи исторических событий, составляющих содержание русской истории. Следует раскрыть следующие проблемы: а) сущность родового строя; б) процесс перерастания родовых отношений в государственные; в) окончательное утверждение государственного начала. В рамках данного вопроса необходимо также остановиться на трактовке СМ. Соловьевым переходных эпох в истории России, в частности, Смутного времени начала XVII в. В чем проявилась новизна подхода ученого в объяснении петровских преобразований? СМ. Соловьев был одним из первых историков, приступивших к изучению истории России XVIII в., поэтому обсуждение данного вопроса необходимо завершить характеристикой последних томов «Истории России с древнейших времен» и специальных исследований по этому периоду.

Четвертый вопрос занятия посвящен изучению проблемы единства исторических судеб России и Запада в концепции СМ. Соловьева. Указывая на единство закономерностей в историческом развитии народов, ученый вместе с тем в определенной степени противопоставлял Россию Западу/ отмечал особенности российского исторического процесса. Прежде всего, следует уяснить сущность такого противопоставления на уровне теоретических построений СМ. Соловьева. Далее необходимо рассмотреть конкретно-исторические проявления особенностей российской истории. В основу обсуждения этого вопроса рекомендуется положить теорию «колонизации», тезис о «борьбе леса со степью», теорию закрепощения сословий и другие положения СМ. Соловьева. Как система исторических воззрений ученого соотносилась с концепцией государственной школы, разработанной в трудах К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и других?

 

Тема 6. Демократическое и революционное направление российской исторической мысли.

 

План:

 

1. Исторические воззрения декабристов.

2. Революционно-демократическая концепция русской истории:

А) философско-методологические основы взглядов В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова;

Б) прошлое и будущее России в воззрениях революционных демократов.

3. А.П. Щапов – первый русский профессиональный историк – демократ.

 

Источники и литература:

1. Глинка Ф.Н. Рассуждение о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 г. // Сборник материалов по истории исторической науки в СССР. – М., 1990.

2. Корнилович А.О. Известия об успехах промышленности в России и в особенности при царе Алексее Михайловиче // Там же.

3. Кутузов Н. О причинах благоденствия и величия народов // Там же.

4. Фонвизин М.А. Обозрение проявлений политической жизни в России // Там же.

5. Аманжелова Д.А. Щапов А. П. // Историки России. Биографии. – М., 2001. – С. 252-257.

6. Володин А.И. Об историософии А. Герцена // Вопросы философии – 1996. № 9. – С. 82-89.

7. Деборин А.М. Об историзме воззрений В.Г. Белинского // ВИ – 1962. № 3.

8. Иллерицкий В.Е. Исторические взгляды А.Н. Герцена // ВИ– 1952. № 10.

9. Иллерицкий В.Е. Исторические взгляды В.Г. Белинского // ВИ– 1948. № 7.

10. Иллерицкий В.Е. Исторические взгляды В.Г. Белинского. – М., 1953.

11. Манджаров А.С. Природа и общество в трудах А.П. Щапова // История и историки. – М., 1995. – С. 168-185.

12. Манджаров А.С. Учить народ или учиться у народа? (о А.П. Щапове) // Родина. 1990. № 12.

13. Пирумова Н. Исторические взгляды А.Н. Герцена. – М., 1956. – С. 152.

14. Плеханов А. Историк, социолог, педагог. К 140-летию со дня рождения. А.П.Щапова // Народное образование. 1971. № 11.

15. Революционная историческая мысль в России: (Домарксистский период). – М., 1974.

16. Розенфельд У.Д. Человек как субъект истории в антропологической философии Н.Т. Чернышевского // Философия и освободительное движение В России. – М., 1989. – С. 69-82.

17. Сладкевич Н. Исторические взгляды Чернышевского и Добролюбова // ВИ – 1949. № 2.

18. Сладкевич Н. К вопросу о полемике Н.Т. Чернышевского со славянофильской публицистикой // ВИ – 1948. № 6.

19. Степанов Н.Н. Герцен и Чаадаев // Общественная мысль в России XIX в. – Л., 1986.

20. Цамутали А.Н. Критика Н.Т. Чернышевским либеральных историков // Общественная мысль в России XIX в. – Л., 1986.

21. Цамутали А.Н. Очерки демократического направления в русской историографии 60-70-х гг. XIX в. – Л., 1971. Т.1.

22. Чернышов Е. Революционный демократ-историк А.П. Щапов // ВИ – 1951. № 8. – С. 38-58.

23. Цамутали А.Н. Историк-демократ: Афанасий Прокофьевич Щапов // Историки России XVIII-начала XX в. – М., 1996. – С. 379-397 (см. ксерокопию в ч/з).

24. Философия истории: учебное пособие / Под ред. Проф. А.С. Панарин. – М., 1999 (см. ксерокопию в ч/з)..

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: