УДК 030(100) ББК 92
© ООО «Издательство “Эксмо”», 2009
© ООО «Издатель Пудовкина Людмила», ISBN текст, 2009
ПРЕДИСЛОВИЕ
Знаменитые кантовские вопросы «Кто мы?», «Куда мы идем?», «На что мы можем надеяться?» вновь и вновь ставят перед собой и политическая наука, и реальная политика, и просто каждый из нас.
Испокон веков и многомудрые ученые, и простые труженики — каждый в меру широты своих взглядов и уровня осведомленности — размышляли о месте человека в системе общественных связей, о природе власти, о причинах неравенства и угнетения, о том, какое государственное устройство является наиболее справедливым, как построить идеальное общество и возможно ли это вообще.
Размышляли не из праздного любопытства, как некогда мудрецы-схоласты о том, сколько ангелов может поместиться на кончике иглы или почему по осени желтеют листья, но как о самом насущном и жизненно важном. Ведь вопросы о власти, государстве, правах человека — древние, как сама человеческая история. И волнуют они не только представителей тонкой общественной прослойки, именуемой ныне политической элитой, но всех и каждого.
Жить хорошо, свободно, разумно — это желание неизбывно и универсально, оно не ведает классовых и сословных различий.
Все эти вечные вопросы актуальны и в наши дни. Более того, именно сейчас они обрели наибольшую остроту по сравнению с более мирными и размеренными минувшими эпохами.
Последние десятилетия характерны ростом массовой политической активности во всех регионах мира. Широкие слои населения давно осознали, что решение даже крайне важных политических вопросов зависит не только от депутатов и министров, но и от «простого» человека.
|
Политика вошла в каждый дом, в каждую семью, она пронизала все сферы человеческой деятельности.
Мы живем в такое время, когда аполитичность сродни инфантилизму и даже преступной бездеятельности, и как никогда верна сегодня старинная максима: если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами. Вот почему авторы считают важным именно теперь представить вашему вниманию издание, лишь по форме напоминающее академический труд. На деле же в нем отражено множество точек зрения, зачастую конфликтующих и даже полярных, на политический процесс, на исторические события и общие тенденции развития идей, народов, государств.
«Большая актуальная политическая энциклопедия» — это своеобразный срез эпохи, то, как выглядит политическая картина мира на данный момент. Многие суждения и фактические данные уже устареют к тому моменту, когда вы раскроете данную книгу. Такова жизнь — она бежит быстрее, чем мы успеваем ее описывать.
Но вместе с тем, ни одна политическая идея, сколь бы давно ни была она высказана, никогда не устаревает окончательно. Ведь политическая мысль не кумулятивна, и менее всего она подобна накоплению уточняющих друг друга знаний и сведений. Скорее, это страстный диспут между участниками политического процесса, каждый из которых отстаивает свое мнение, свои взгляды на устройство общества и государства, свой социальный идеал.
Данная энциклопедия не претендует на академичность, зато отражает актуальность событий, происходящих в переломной эпохе крушения основ потребительской цивилизации, в которой все мы живем.
|
Задача авторов не состоит в выяснении, какой смысл в тот или иной термин вкладывали различные политологи и политики. Нет, речь идет о тех новых смыслах, которые старые понятия обретают здесь и сейчас.
Энциклопедия призвана служить и напоминанием о новейшей политической истории, ведь предназначена она в первую очередь для тех, кому сейчас двадцать или около того.
Когда вся страна в 1998 году переживала дефолт, когда шла раздача государственной собственности на залоговых аукционах в 1996-м, потенциальным читателям этой энциклопедии было по десять лет! Многим, кто сейчас вступает в жизнь, уже почти ничего не говорят имена Ходорковского, Березовского, Ельцина и тем более Горбачева. Но поскольку нынешняя политическая реальность во многом коренится в недавнем прошлом, оно остается для нас актуальным.
В книге даны и проанализированы все современные понятия, которыми оперируют политики, политологи, политтехнологи, экономисты и пиарщики, а также отражены все значимые для мира и России личности и события.
«Большая актуальная политическая энциклопедия» несомненно обогатит знаниями всех неравнодушных к судьбе мира и Отечества людей и станет настольной книгой для современных политиков.
Свои замечания, возражения, уточнения присылайте по адресу politslovar@mail.ru.
Мы постараемся использовать их при подготовке следующего издания энциклопедии.
Алармизм
А
АЛАРМИЗМ (от фр. аlarm — тревога!, к оружию!) — умонастрое ние, характеризующееся тревогой, представлением будущего человечества или отдельной страны в крайне пессимистических тонах, требование срочных, обязательно чрезвычайных, меняющих сложившийся уклад действий, чтобы остановить или задержать катастрофу.
|
«Конец света» предсказывался в древние времена тысячекратно, но, как правило, на основе астрологических, нумерологических и каббалистических подсчетов, которые, к счастью, до сих пор не доказали свою серьезность. С началом индустриальной эпохи и роста численности населения планеты алармистские настроения стали связываться с техногенной цивилизацией и нехваткой природных ресурсов. Так, Т. Мальтус (1766–1834) доказывал вредоносность перенаселения, а К. Циолковский (1857–1935) даже обосновывал именно им необходимость выхода в космос.
Рубеж тысячелетий вызвал поток публикаций, посвященных «миллениуму». Общественности были предъявлены самые мрачные прогнозы. Согласно им человечество обречено: экономические, социальные, религиозные, демографические, экологические противоречия приобрели антагонистический характер, разрушительные процессы привели к необратимым последствиям, мир неудержимо катится в пропасть. Но наступило новое тысячелетие, миновали и 2000-й, и 2001-й гг., и новоявленные пророки были вновь посрамлены.
Впрочем, апокалипсические «страшилки» рассчитаны были на неискушенных людей, преимущественно молодых, не знающих и не помнящих того, что подобные прогнозы уже имели место в прошлом, в т. ч. и не очень отдаленном, и столь же «блистательно» «сбывались». Экзотические футурологи начала XX в., например, всерьез предсказывали, что из-за роста населения и обилия лошадей человечество вскоре погрязнет в навозе и задохнется его испарениями.
Но часто прогнозы выглядят столь достоверно, что влияют на политиков, мировую элиту, экономику. Так, еще в начале 1960-х гг. группа европейских интеллектуалов, объединившихся в Римский клуб, в своих докладах описала катастрофические последствия развития техногенной цивилизации для экологии Земли. По прогнозам идейного вождя «римлян» А. Печчеи и его соратников человечество испытает последствия глобального экологического кризиса уже к концу XX века. Истощатся запасы нефти, газа, угля, других природных ископаемых, закончатся ресурсы пресной воды, изменится в глобальном масштабе климат. В избытке накопленное ядерное оружие может быть приведено в действие даже случайно. Если это произойдет, наступит «ядерная зима», новое оледенение и гибель человечества.
Развивая идею Римского клуба о «пределах роста», многие футурологи пошли значительно дальше А. Печчеи и его единомышленников, правда, в другую сторону. Угроза «зимы» сменилась угрозой глобального потепления. Так, философ и экономист Р. Хейлбронер убежден: рост производства и потребления энергии на 4% в год приведет к тому, что уже спустя два столетия жизнь на Земле станет невозможной из-за перегрева атмосферы. «Но мы, — “успокаивает” Хейлбронер, — уже не увидим этого ужаса, потому что другие отрицательные последствия производства окажут свое удушающее воздействие задолго до того, как будет достигнут этот фатальный… барьер необратимых климатических изменений».
Уже в 1960–70-е гг., когда увидели свет работы Хейлбронера, категоричность его выводов в отношении климата подверглась сокрушительной критике. Ни тогда, ни теперь, когда последователи Хейлбронера вновь будоражат мировое общественное мнение выводами о скором глобальном потеплении, нет общепринятой теории, которая удовлетворительно объясняла бы изменения климата в геологической истории Земли. Что уж говорить о прогнозах обозримого и отдаленного будущего! Одни ученые убеждены, что человечеству угрожает глобальное потепление, другие приводят не менее весомые аргументы, что вследствие возрастающей загрязненности атмосферы на Земле может наступить ледниковый период.
В чем же причина всплеска алармистских настроений? Почему идеи А. Печчеи, Р. Хейлбронера, Р. Арона, популярные во время бума прогнозов рубежа 1960–70-х гг., вновь востребованы? Очевидно, что алармистский подход к той или иной проблеме глобального характера выходит далеко за рамки «воспитательной» задачи — напугать, чтобы образумить. Нередко за оживленными дискуссиями экологов, экспертов, бесчисленными конгрессами и симпозиумами, демонстрациями антиглобалистов и «зеленых» стоят конкретные интересы транснациональных корпораций (ТНК).
Механизм формирования общественного мнения, а потом и принятия политических решений, прост. Корпорация, занимающаяся производством электроэнергии на ТЭС, будет делать все возможное, чтобы «завалить» проект строительства АЭС. Через СМИ расскажет о чудовищных последствиях такого строительства, о неминуемой катастрофе, сопоставимой с Чернобыльской, и т. п. Точно так же «атомщики» будут убеждать общественность в том, что запасы углеводородов вот-вот закончатся, и без АЭС Земля погрузится во мрак доиндустриальной эпохи. Продавцы компьютеров и программного обеспечения расскажут вам о страшной «проблеме-2000», а представители угледобывающих компаний с логарифмическими линейками в руках докажут, что нефти осталось на пару десятилетий, а угля хватит на 150–200 лет. Работники химической отрасли ведут борьбу с конкурентами, пугая планету «озоновыми дырами» и раком легких из-за вдыхания паров асбеста.
Анархизм
A
Все это крупнейшие аферы прошлого века, не нашедшие подтверждения, хотя целые правительства выделяли сотни миллионов долларов на борьбу с угрозами. Так что алармизм, как в целом и футурология, его породившая, за 40 лет стали надежным инструментом для манипуляции мировым общественным мнением в интересах ТНК и, в целом, большого бизнеса и политических сил. По отношению к алармистским прогнозам дулжно следовать своеобразной технике безопасности.
1. Не предпринимай сразу же действий, которых требует от тебя угрожающий.
2. Услышав об угрозе, узнай, не существует ли прогноза столько же ужасного, но основанного на противоположных посылах или прогнозирующих противоположные последствия (на всякое потепление есть свое оледенение).
3. Привлеки к экспертизе специалистов, чтобы понять механизм описанных процессов, оцени вероятность наступления тех или иных условий, релевантность используемых моделей описания реальности.
4. Ищи ассиметричный ответ на угрозу, придумай такой путь ответа на вызовы, если они серьезны, который извлечет из угрозы пользу, а не приведет к защитным мерам, потери от которых и затраты возможно масштабнее, чем вред от самой угрозы.
АНАРХИЗМ (от греч. anarhia — безначалие) — общественно-политическое течение, представители которого считали, что права и свободы индивидуума являются главной ценностью, выступали за немедленное уничтожение всякой власти (в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс) и обосновывали право каждого на неподчинение государственным и социальным институтам.
Отвергая любой авторитет и государственный строй, в качестве руководящего начала анархисты признают только волю отдельной личности (анархисты-индивидуалисты) или власть общины (анархисты-синдикалисты).
Анархизм имеет точки соприкосновения с либерализмом. Анархические настроения были распространены уже в античном мире (например, у киников) и в Средневековье (прежде всего в хилиазме).
Теорию анархизма впервые разработал У. Годвин (1756–1836). Он сформулировал концепцию «общества без государства», основанную на тезисе о доброй природе человека, на которую дурно влияют государственные институты. Будучи приверженцем идей Просвещения, Годвин верил в возможность преобразования общества за счет убеждения, пропаганды.
Немецкий мыслитель М. Штирнер (1806–1856), напротив, уже не считал возможным надеяться на добрую волю правительств и буржуазии. Исходя из представления о «Единственном» — уникальной личности, не сводимой к каким-либо социальным ролям, он призывал к низвержению надличностных и деспотических учреждений, экспроприации собственности и объединению «Единственных» в «Союз эгоистов», который бы основывался на взаимном уважении «уникальности» личности каждого и обмене товарами между независимыми производителями без какого-либо институционального посредничества.
Свое развитие анархическое мировоззрение получило в трудах французского философа П. Ж. Прудона (1809–1865), во многом подготовивших появление поколения парижских коммунаров. Утверждая, что источником неравенства и несправедливости в обществе выступает «неэквивалентный обмен», Прудон выдвинул тезис «Собственность есть кража». Вместо современной ему общественной системы, характеризующейся круговой порукой буржуазии и власти, сочетанием централизации и монополизации с безудержной конкуренцией, пронизанной «духом несолидарности и корысти», Прудон предлагает организовать безденежный эквивалентный обмен продуктами труда между всеми членами общества как автономными частными производителями.
К центральным идеологам анархизма относят русских мыслителей М. Бакунина и П. Кропоткина. М. Бакунин (1814–1876) резко характеризовал государство как «самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности», объединяющее лишь узкую группу людей «с целью уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных». В силу того, что, по мнению Бакунина, никакое государство не может существовать, не совершая преступлений, государство должно быть ликвидировано как институт с предоставлением абсолютной свободы всем его членам объединяться или не объединяться «согласно действительным потребностям и естественным стремлениям всех частей, через свободную федерацию индивидов и ассоциаций, коммун, округов, провинций и наций в единое человечество» («Федерализм, социализм и антитеологизм», 1867).
Русский князь П. Кропоткин (1842–1921) выдвинул коммунистическую версию анархизма, предполагавшую переход к федерации свободных коммун с предварительным уничтожением факторов разъединения людей: государства и института частной собственности. В основе теоретических построений Кропоткина лежал т. н. «биосоциологический закон взаимной помощи». «Мы представляем себе общество в виде организма, в котором отношения между отдельными его членами определяются не законами, наследием исторического гнета и прошлого варварства, не какими бы то ни было властителями, избранными или же получившими власть по наследию, а взаимными соглашениями, свободно состоявшимися, равно как и привычками и обычаями, также свободно признанными, — писал он. — Каждому отдельному лицу предоставляется, таким образом, свобода действий, чтобы оно могло развить все свои естественные способности, свою индивидуальность… Общество ничего не требует от отдельного лица, чего это лицо само не согласно добровольно в данное время испол
Антиглобализм
нить. Наряду с этим — полнейшее равенство в правах для всех» («Современная наука и анархия», 1913).
К идеологам анархизма часто относят и Л. Толстого (1828–1910), который отрицал государство, считая его преступлением перед Богом. «Лжеучение государства, — заявлял писатель, — состоит в признании себя соединенным с одними людьми одного народа, одного государства, и отделенным от остальных людей других народов и других государств. Люди мучают, убивают, грабят друг друга и самих себя из-за этого ужасного лжеучения. Освобождается же от него человек только тогда, когда признает в себе духовное начало жизни, которое одно и то же во всех людях. Признавая это начало, человек уже не может верить в те человеческие учреждения, которые разъединяют то, что соединено Богом» («Суеверие государства», 1910).
В России идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества (XIX в.), в деятельности различных анархистских групп в годы революции 1905–07 гг. и особенно в годы Гражданской войны (Н. Махно и др.). Реально эта абстрактная и высокая теория верховенства прав индивидуума выродилась в движение пьяных, обвешанных пулеметными лентами матросов или банд казаков, грабивших, убивавших, насиловавших всех подряд.
Противники анархизма, наоборот, доказывали, что т. н. «права личности» вообще могут возникать только в государстве и гарантироваться государством, т. к. в противном случае возникает «война всех против всех», где никакие права не соблюдаются, а прав всегда сильнейший.
В последние десятилетия XX в. идеи анархизма о верховенстве прав личности и непризнании прав государства и социальных институтов были подхвачены частью советской интеллигенции и интегрированы в мировоззрение либерализма. Последствия были схожи с тем, что происходило в годы революции в результате разрушения государства и ослабления социальных институтов: Россию заполонили банды «новых русских» в малиновых пиджа ках, каждый день страну потрясали сообщения о заказных убийствах и проч. Эпоха безвластия, анархизма 1990-х гг. была названа в народе временем «беспредела».
К современным последователям анархизма на Западе относят представителей движения антиглобалистов, «новых левых» и т. п. Борясь против всемирного владычества ТНК и мировых торговых организаций за свободный доступ к интеллектуальной собственности, к результатам научных исследований, за открытые «исходники» компьютерных программ они рассчитывают, что роль государственных институтов в общественной жизни будет ослабляться естественным образом, и общество эволюционным путем подведет себя под анархические идеалы.
Идеи классического анархизма были взяты на вооружение идеологами т. н. трайбализма, объявившими войну самому принципу государственности (напр. чеченский теоретик Х. Нухаев) и ратующих за возрождение кровнородственных ячеек общества. Западный вариант неотрайбализма (см. книгу «Нетократия» А. Барта и Я. Зодерквиста) отвергает принцип этатизма в пользу самоорганизующихся сообществ, сетевых «племен» с более узкими идентичностью и лояльностью.
АНТИГЛОБАЛИЗМ — политическое движение, направленное против той модели глобализации экономики, которую проводит в своих интересах крупный мировой капитал.
Эта модель предполагает при гегемонии ТНК и торгово-правительственных организаций (ВТО, МВФ, Всемирный банк) — глобальное неравенство (рост разрыва в доходах, уровне потребления, здоровья, образования в странах «золотого миллиарда » и «третьего мира»), формиро вание однополярного мира, доминирование массовой культуры, «стандартизацию умов», распространение ценностей «общества потребления», господство идеологии либерализма в целях все большей экспансии капитала по всему миру, потребительское отношение к приро де, вывоз грязных производств в страны «третьего мира» и т. д.
Предшественниками антиглобалистов считаются антивоенные, «левые», экологические и контркультурные движения 1950–60-х гг., идеология которых представляла собой причудливую смесь левых идей — от маоистских и троцкистских до соци ал-демократических, французского экзистенциализма, неомарксистских теорий Франкфуртской школы (особенно Г. Маркузе), заимствований из восточных религиозно-философских учений, главным образом из духовной практики дзэн-буддизма, призывов к ликвидации традиционной семьи и сексуальной вседозволенности, легализации наркотиков как одного из способов «духовного раскрепощения».
В 1960-х гг. нонконформистский протест вылился в «студенческую революцию» во Франции и других странах, вызвавшую серьезные опасения и даже панику правящих элит Запада. Но в 1970–80-е гг. обозначился серьезный кризис левых идей, движение это практически пошло на спад и угасло, а с крахом мирового социализма исчезла и материальная база для поддержки антивоенных, левых, экологических движений на Западе.
Активные противники буржуазного мироустройства сами стали его частью, и многие из них пополнили элиту (бывший премьер Японии Д. Коидзуми, бывший президент США Б. Клинтон, лидер немецких «зеленых» Й. Фишер и др.). Другие представители молодежной контркультуры вошли в состав экстремистских, террористических организаций, как левацких, так и неофашистских: РАФ («Фракция Красной Армии») в ФРГ, «Красные бригады» в Италии и т. п.
Возрождение массового нонконформистского движения приходится на 1990-е гг. Временем зарождения антиглобализма принято считать 1995 г., когда французский фермер Жозе Бове в предместье Парижа на
Антисемитизм
A
своем тракторе разгромил закусочную «Макдональдс». Таким образом он протестовал против нашествия американской пищевой промышленности на французский рынок. Образованная Бове «Крестьянская конфедерация Франции» стала инициатором создания организации «Виа кампесина», объединившей крестьянские инициативные группы из различных стран.
Предшественником антиглобалистского движения считают также и мексиканскую организацию «Сапатистская армия национального освобождения», которая выступила против Договора о свободной торговле (NAFTA), подписанного США, Канадой и Мексикой и вступившего в силу в 1994 г.
Одной из старейших международных инициативных групп антиглобалистов является «Глобальное действие народов» — децентрализованная сеть инициативных групп, неправительственных организаций, профсоюзов, конфедераций индейцев и т. д., созданная в 1998 г. для сопротивления «свободной торговле» и ВТО.
Нередко международные организации антиглобалистов создаются по инициативе политических кругов. Так, в 1998 г. во Франции была образована ассоциация АТТАК (Association pour une Taxation des transactions financie´
res pour l`Aide aux citoyens), у ее истоков стояла группа деятелей (членов редакций газет, профсоюзных лидеров и общественных организаций), тесно связанных с политическим истеблишментом и левыми партиями Франции. Главным требованием АТТАК было установление «налога Тобина», названного в честь нобелевского лауреата Дж. Тобина, в 1972 г. предложившего ТНК направлять 0,1% от всех финансовых операций на борьбу с бедностью и поднятие экономики стран третьего мира. Кроме того АТТАК выступает за списание долгов развивающимся странам.
Для борьбы с глобализацией антиглобалисты широко используют такой ее атрибут как интернет. В 1999 г. был создан «Независимый медиацентр» (Indimedia) — всемирная система, призванная информировать общественность в обход корпоративных СМИ. Локальные сети «Индимедиа» не только распространяют информацию о деятельности антиглобалистских групп, но и позволяют им координировать свои действия.
Несмотря на рост популярности левых идей после кризиса «нового консерватизма» в начале 1990-х гг., протестное движение антиглобалистов в западных странах в меньшей степени связано с социалистическими идеями, чем организации их предшественников в 1960-е гг.
На взгляды антиглобалистов оказали влияние различные демократические, левые, радикальные и альтернативистские идеи XX в., среди идеологов движения называют канадскую писательницу Н. Клейн, индийского эколога В. Шиву, экономиста А. Сена, философа Н. Хомски и др. Очевидно, что на такой разнородной основе не могла сформироваться какая-либо цельная и устойчивая идеология.
Взгляды участников антиглобалистского движения часто противоречат друг другу, что не удивительно: в рядах антиглобалистов находятся марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, «зеленые», изоляционисты, представители сексуальных меньшинств, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, защитники прав потребителей, националисты и просто «хиппующие» студенты.
К антиглобалистскому движению с теми или иными целями причисляют себя бывший чиновник Всемирного банка Дж. Стиглиц, бывший кандидат в президенты, защитник прав потребителей США Р. Нэйдер, основатель «школы физической экономики» и Шиллеровского института Л. Ларуш и др.
У антиглобалистов отсутствуют централизованные структуры. Один из теоретиков движения И. Валлерстайн объявляет антиглобализм альтернативой старой модели левых политических партий — централизованных и ориентированных на завоевание власти.
Для воплощения в жизнь своих идей антиглобалисты прибегают к массовым акциям протеста и демонстрациям, обычно они приурочены к различным мероприятиям, организуемым транснациональными организациями. Как правило протесты плохо организованы и ориентированы не столько на действие, сколько на зрелищность. Форму борьбы антиглобалистов часто называют «протестным туризмом».
С 2001 г. антиглобалисты ежегодно проводят т. н. Всемирный социальный форум («Анти-Давос»), который является альтернативой ежегодному Всемирному экономическому форуму, проходящему в Давосе, Швейцария. Излюбленным поводом для массового «паломничества» антиглобалистов традиционно является встреча лидеров «Большой восьмерки ». В 2001 г. сорвать такую встречу в г. Генуя приехало 200 тыс. антигло балистов. В результате столкновений между силами правопорядка и антиглобалистами погибли один демонстрант и один полицейский, более 300 человек получили ранения.
Не следует преувеличивать антиамериканскую составляющую антиглобализма. Он направлен не столько против США, НАТО, ЕС, сколько против ТНК, которые реально управляют процессом глобализации.
АНТИСЕМИТИЗМ (от лат. anti — против и имени библейского праотца Сима, от которого, по преданию, произошел ряд народов Ближнего Востока, в т. ч. евреи) — одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, враждебное отношение к евреям.
Термин «антисемитизм» появился в 1870–80-х гг., но само явление столь же старо, как и сам еврейский народ. В разное время и в разных обществах антисемитизм принимал различные формы — от обвинений евреев во всех бедах и бытовой дискриминации до массовых депортаций, кровавых погромов и геноцида. Крайнюю форму приобрел в политике германского национал-социализма, что выразилось в т. н. холокосте (тотальном уничтожении и выселении евреев).
Антисемитизм
A
Антисемитизм — явление древнее, выходящее за рамки обычной и часто возникающей между народами нетерпимости, и пытаться понять его причины невозможно в отрыве от понимания богатой драматическими событиями истории евреев, насчитывающей не одну тысячу лет. Факт действительно исключительный: народ, давно утративший свою государственность и изгнанный из мест своего обитания, рассеянный по всему миру, многократно подвергавшийся геноциду, тем не менее сумел на протяже нии многих веков сохранить свою религию, обычаи, психологию, резко отличающие его от других народов, и вступить в XXI в. многомиллионным сплоченным сообществом, продолжающим оказывать серьезнейшее воздействие на человечество во всех сферах жизнедеятельности.
Представители этого древнего народа занимают ведущие позиции в мировой экономике, во многом контролируют не только финансовые, но и информационные потоки, определяют в значительной степени внешнюю и внутреннюю политику развитых стран мира, формируют мировое общественное мнение через средства массовой информации, им же подконтрольные. Объяснить этот феномен пытались многие — и сами евреи, и те, кто симпатизировал им, и те, кто ненавидел.
«Из того факта, — отмечает еврейский писатель Б. Лазар в книге “Антисемитизм”, — что враги евреев принадлежали к самым разнообразным племенам, что они жили в странах, весьма друг от друга отдаленных, что они подчинялись различным законам и управлялись противоположными принципами, что они не имели ни одинаковых нравов ни одинаковых обычаев, что они были движимы отличными друг от друга психологиями, не позволявшими им одинаково судить обо всем, — вытекает заключение, что общие причины антисемитизма всегда коренились в самом Израиле, а не у тех, которые с ним боролись».
Действительно, в мировой философской, исторической, социологической мысли «еврейский вопрос» никогда не снимался с повестки дня. Одно из самых первых и простых объяснений природы антисемитизма состоит в указании на специфические религиозные основания. Согласно Торе, священной книге древнеиудейской религии, единственный Бог, Яхве, создатель всего мира (а следовательно, и всех прочих богов, которым поклоняются другие народы) непосредственно заключил договор с праотцом всех иудеев Авраамом (кстати, иудеи — только одно из 12 колен, выжившее и самое многочисленное). Таким образом, евреи объявлялись единственным на свете богоизбранным народом с монотеистической религией, о чем этому народу неоднократно напоминали его пророки.