Столица — г. Киев, основан в VII в. восточнославянским племенем полян. 13 глава




В 1890-е гг. Грузия давала около 50% мирового экспорта марганца. Сельскохозяйственная продукция грузинских крестьян получила доступ на обширный российский рынок. Значительно увеличилось число местных жителей, даже из бедных сословий, которые получали не просто начальное образование, но учились в гимназиях и университетах империи на протяжении всего XIX в. и в начале XX в.

После падения российской монархии в 1917 г. к власти в Грузии при шли националисты, которые стали бороться за «независимость». Это обернулось экономическим упадком и потерей самостоятельности. В Грузию вводились немецкие и английские войска, делались территориальные уступки Турции. Поняв, что только союз с Россией обеспечит Грузии развитие и настоящую независимость, народ при поддержке Красной Армии сбросил националистическое правительство.

С 1921 по 1936 гг. Грузия была частью Закавказской Федерации, затем стала самостоятельной республикой в составе СССР. На ее территории было сооружено 250 км железных дорог и более 8000 км шоссейных дорог, электрифицировано 277 км железных дорог. В 1940 г. объем валовой продукции всей промышленности Грузии увеличился по сравнению с 1913 г. в 10,2 раза. Была ликвидирована безграмотность, созданы учреждения науки и культуры.

Выходец из Грузии (Джугашвили — Сталин) правил самой Россией на протяжении четверти века и вместе с Черчиллем и Рузвельтом решал судьбы всего мира!

Во время Великой Отечественной войны за боевые подвиги 137 грузин удостоены звания Героя Советского Союза, свыше 240 тыс. награждены орденами и медалями СССР. В числе героев, павших в боях за Родину, около 350 тыс. сыновей и дочерей Грузии. Рядовые — русский Егоров и грузин Кантария — удостоились высочайшей чести водрузить знамя победы над рейхстагом.

Грузия

Г

После войны расцвела грузинская культура: философия, кинематограф, живопись, архитектура, музыкальное искусство. В советское время в Грузии был самый высокий уровень жизни среди всех республик СССР, приходилось больше всего автомобилей на душу населения. Слова «грузин» и «богач» были синонимами.

Роковую роль в истории Грузии сыграло присоединение Абхазии в качестве автономной республики к Грузинской ССР, которая до принятия Конституции СССР 1936 г. оставалась частью одного из учредителей СССР — Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (вместе с Арменией и Азербайджаном).

Абхазия, вошедшая в состав России в XIX в., никогда не являлась частью грузинской территории, равно как и земли Южной Осетии, которые нынешние тбилисские политики предпочитают именовать Цхинвальским регионом.

Значительная разница в исторической судьбе абхазов и грузин, в их ментальности, культурном укладе и религии, сделала невозможной интеграцию (и ассимиляцию) абхазов. После распада Советского Союза в 1991 г. искусственное образование «Грузинская ССР» развалилось. Все ее «автономии» — Абхазия, Аджария и Южная Осетия взяли курс на максимальную степень государственной самостоятельности.

Сепаратистские настроения в этих формированиях провоцировались и позицией официального Тбилиси. Пришедший к власти представитель националистически настроенной интеллигенции филолог Звиад Гамсахурдия взял курс на создание в Грузии унитарного, мононационального государства и, фактически начав войну против автономий, развязал руки местным национальным правящим элитам. Они взяли курс на независимость от Грузии и последующее вхождение в состав Российской Федерации. Противостояние вылилось в кровопролитные конфликты в Южной Осетии в 1990 г. и Абхазии в 1992 г.

Грузинским военным так и не удалось выполнить свои задачи, автономии не просто отстояли свое право на самоопределение, но фактически стали независимыми. Зато из-за военной авантюры Тбилиси из Абхазии были вынуждены уехать (в основном из Гальского района республики) десятки тысяч беженцев грузинской национальности.

В самой Грузии неудачи в отношении «отпавших» территорий постоянно провоцируют жесточайшее политическое противостояние различных политических сил.

В январе 1992 г. З. Гамсахурдия был свергнут. Его преемником стал бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии, а впоследствии — министр иностранных дел Советского Союза Эдуард Шеварднадзе, опытный, искушенный в политике деятель. Шеварднадзе, сыгравший в судьбе Советского Союза роковую роль — вместе с Горбачевым, Яковлевым, Ельциным он был одним из инициаторов его развала в интересах Запада — заработал себе в силу этого репутацию «друга Америки и демократии». Он возлагал огромные надежды на помощь Запада в отношении его страны, которая по его инициативе шаг за шагом обрывала все экономические, политические, культурные связи с Российской Федерацией и другими бывшими республиками СССР. Именно при Шеварднадзе оформился откровенно проамериканский, прозападный курс Грузии, которая при свергнувшем Шеварднадзе М. Саакашвили превратилась в американскую полуколонию.

Это началось 2 ноября 2003 г., когда группа молодых политиков, откровенно ангажированных американским правительством, на деньги фонда Дж. Сороса, известного международного спекулянта, организовала в столице Грузии массовые беспорядки, названные позднее «революцией роз». (Подобные сценарии т. н. «бархатных» или «цветных» революций — насильственного свержения власти путем захвата государственных учреждений и массовых беспорядков, были осуществлены в Сербии, на Украине, в Киргизии; аналогичным путем захват власти сторонниками прозападного курса происходил во всех государствах Восточной Европы в 1989–90 гг., и в России в 1991 г.).

Даже откровенно прозападный курс Э. Шеварднадзе не спас его от свержения — в Вашингтоне сочли, что поколение новых, прикормленных западными фондами демократов лучше справится со своей задачей, чем пожилой политик с богатым советским прошлым.

М. Саакашвили и его соратники, выдвинув откровенно националистические лозунги, пообещали народу решить проблему «территориальной целостности Грузии» в кратчайшие сроки. Именно в этом марионеточное правительство Саакашвили, не способное решить экономические проблемы в ставшей после развала СССР бедной и нищей Грузии и поднять уровень жизни населения, большинство из которого находится за чертой бедности, видело решение внутренних проблем.

Путем организации силового давления и осуществления сценария «революции роз» в 2005 г. Саакашвили удалось установить контроль над Аджарией, которую долгие годы контролировал клан Абашидзе, и фактически ликвидировать все признаки автономии этого региона.

Однако планы нового руководства Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии так и не осуществились. На фоне полного провала экономической политики «розового» руководства Грузии его неудачи в попытках решения проблемы «восстановления территориальной целостности», т. е. силового присоединения Абхазии и Южной Осетии к Грузии, и резкая конфронтация со своим историческим союзником — Россией, привели к разочарованию многих его сторонников в Саакашвили.

Отстранение от власти и преследование своих некогда верных соратников — бывших министров И. Окруашвили, С. Зурабишвили и Г. Хаиндравы, загадочная смерть премьер-министра З. Жвания (февраль 2005 г.) привели

Грызлов

к резкому падению авторитета Саакашвили и вылилось 2 ноября 2007 г. в массовый 100-тысячный митинг перед парламентом на проспекте Руставели в центре Тбилиси.

7 ноября верные президенту Саакашвили полицейские силы попытались разогнать митингующих. Сотни людей, пострадавших от сильнодействующего слезоточивого газа, были госпитализированы, многие арестованы, и против них в этот же день были возбуждены уголовные дела. Но волнения перекинулись и в другие города республики — Кутаиси и Батуми. Митинг протеста возобновился и в Тбилиси.

В своих заявлениях М. Саакашвили в духе привычной для него антироссийской риторики обвинил в произошедшем Москву и усмотрел в этом происки ее спецслужб.

Годы «суверенного» существования Грузии не принесли народу страны ни мира, ни благополучия. Одна из самых богатых республик превратилась в нищую отсталую страну, занимающую 144-е место в мире по ВВП на душу населения (4,2 тыс. долларов на 2007 г.), с находящейся в упадке культурой, с государственным долгом, который будут выплачивать еще несколько поколений.

Часть Грузии контролируется чеченскими боевиками. Внешняя политика полностью диктуется США. В стране установлен карикатурный полутоталитарный режим управляемой демократии, проводятся многочисленные провокации против России.

На протяжении нескольких лет режим Саакашвили усиленно готовился к войне на Кавказе: с 2003 г. расходы на оборону возросли в Грузии в 30 раз, достигнув 1 млрд долларов. При помощи США, Украины и Израиля армия Грузии была оснащена новейшим наступательным вооружением.

В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. подразделения грузинской армии напали на Южную Осетию, фактически стерев с лица земли ее столицу — Цхинвал. Для того чтобы спасти от полного уничтожения жителей небольшой кавказской республики, подавляющее большинство которых являются гражданами Российской Федерации, в Южную Осетию были введены части российских вооруженных сил. Город был освобожден от грузинской армии,

12 августа Д. Медведев заявил о прекращении операции по принуждению Грузии к миру. 26 августа Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии. В ответ на это парламент Грузии принял постановление «Об оккупации территории Грузии со стороны Российской Федерации» и поручил исполнительной власти Грузии прервать дипломатические отношения с РФ.

«Пятидневная война» подняла в мире волну антироссийской риторики, однако уже вскоре на Западе восторжествовал более взвешенный подход к проблеме, были обнародованы доказательства того, что конфликт начал Тбилиси.

Признание Грузии агрессором, безусловно, осложнит вступление страны в НАТО, еще летом 2008 г. представлявшееся делом уже решенным, и ослабит позиции режима Саакашвили как внутри страны, так и на международной арене.

ГРЫЗЛОВ Борис Вячеславович — председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председа тель Высшего совета партии «Единая Россия», руководитель фракции «Единая Россия» в Государственной Думе ФС РФ.

Родился 15 декабря 1950 г. в г. Владивостоке в семье военного летчика и учительницы. В 1954 г. се мья Грызловых переехала в Ленинград. Окончил с золотой медалью физико-математическую школу, а в 1973 г. — Ленинградский электротехнический институт связи им. М. А. Бонч-Бруевича (специальность — радиоинженер). В 1973–77 гг. работал в НПО имени Коминтерна (ВНИИ мощного радиостроения). Участвовал в разработке космических систем связи. В 1977–96 гг. работал в Ленинградском производственном объединении «Электронприбор». Прошел путь от ведущего конструктора до руководителя крупного подразделения. В 1985 г. был избран в состав профкома ПО «Электронприбор».

С 1996 по 1999 гг. работал в сфере высшего образования: по его инициативе были созданы Институт ускоренного обучения руководящих работников и Центральный институт работников городского хозяйства. В это же время возглавлял учебно-методический центр новых технологий обучения Балтийского государственного технического университета («Военмех» им. Д. Ф. Устинова).

В 1998 г. выставлял свою кандидатуру на выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, но избран не был. В 1999 г. возглавил Межрегиональный фонд делового сотрудничества «Развитие регионов».

В декабре 1999 г. избран депутатом Государственной Думы по федеральному списку межрегионального движения «Единство». 12 января 2000 г. был избран руководителем фракции «Единство» в Госдуме.

В 2001 г. стал первым председателем российско-германского дискуссионного форума «Петербургский диалог», созданного по инициативе Президента Российской Федерации и федерального канцлера Германии.

28 марта 2001 г. назначен министром внутренних дел РФ. 1 декабря 2001 г. на I съезде партии «Единая Россия» был избран членом ее Высшего совета. В ноябре 2002 г. избран Председателем партии «Единая Россия». 7 мая 2008 г. Б. Грызлова на посту руководителя партии сменил В. Путин.

24 декабря 2003 г. Грызлов подал В. Путину заявление об отставке с поста главы МВД РФ. Это решение было принято в связи с избранием депутатом Госдумы. В этот же день избран руководителем думской фракции. В декабре 2003 г. избран Председателем Государственной Думы ФС РФ (переизбран 24 декабря 2007 г. ГД 5-го созыва). В ноябре 2004 г. избран Председателем партии «Единая Россия».

Губернатор

Г

Председатель Парламентского собрания Союза Беларуси и России. Председатель Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС). Постоянный член Cовета безопасности Российской Федерации.

Имеет государственные награды. Кандидат политических наук. Диссертация на тему «Политические партии и российские трансформации» защищена в Санкт-Петербургском государственном университете (2001).

ГУБЕРНАТОР (от лат. gubernator — кормчий) — глава территориальной единицы государства, избираемый населением или назначаемый органом исполнительной власти.

Институт губернаторства как механизм эффективного управления регионами возник еще в античные времена в виде системы наместников. Видоизменившись, но сохранив принципиальные черты, губернаторство до сих пор существует в большинстве стран с явно выраженным административно-территориальным делением.

В США губернатор возглавляет администрацию штата, избирается из кандидатов, выдвигаемых партиями по результатам голосования населения. В Дании губернатор с теми же функциями и полномочиями назначается на должность королем. В Великобритании губернатор осуще ствляет руководство колонией от лица метрополии, назначается королевой. В России должность губернатора была введена Петром I в рамках проводимой им реформы административной системы.

Губернатор, назначаемый на свою должность императором, обладал довольно широкими полномочиями, совмещая административные, судебные, военные и некоторые другие функции, осуществлял свою власть над тем или иным регионом — губернией. Впоследствии часть военных и полицейских функций губернаторов были переданы генерал-губернаторам, которые руководили особо важными губерниями (например, Москва, Санкт-Петербург) либо несколькими губерниями, объединенными в одну административную единицу, и в этом случае осуществляли контроль за губернаторами.

В Советском Союзе функции губернатора (руководителя области, края) были переданы избираемому членами исполнительного комитета Председателю исполкома. Однако фактически его функции дублировались руководителем областного комитета КПСС, который обладал даже большими полномочиями.

С распадом СССР в административном аппарате государства вновь появилась должность губернатора, возглавляющего систему исполнительной власти в регионах.

Руководство большинством субъектов Российской Федерации осуществляется губернаторами, в функции которых входит решение социальноэкономических вопросов региона, управление его хозяйственной деятельностью, управление административным аппаратом региона, а также некоторые другие функции.

Конституция России 1993 г. дает право самим субъектам Федерации определять название высшего должностного лица в регионе, таким образом не во всех регионах России формально глава региона называется губернатором, хотя «народное название» за ними сохраняется.

Изначально, до 1995–96 гг., губернаторы в России назначались Президентом России. Потом в течение несколь ких лет эта должность была выборной. Каждый раз выборы превращались в соревнование финансово-промышленных групп, во время которого ситуация в регионе резко дестабилизировалась, фактически это приводило к безвластию. Кризисом пользовались криминальные структуры, террористические организации (особенно на Кавказе). В результате на пост главы региона приходили и криминальные субъекты, и популисты, и люди без высшего образования и даже без опыта работы в народном хозяйстве или на государственной службе. Каждый раз такой «всенародно избранный» руководитель вставал в позицию «переговоров» с федеральной властью, отказывался подчиняться, выполнять свои функции, торговался, угрожал сепаратизмом.

В настоящий момент губернатор, как и в большинстве стран мира, назначается на свою должность непосредственно Президентом Российской Федерации с одобрения представительных органов власти субъекта федерации.

Демографическая ситуация

Д

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУ� АЦИЯ — состояние в области рож даемости, смертности и продолжительности жизни народа.

Одна из острейших проблем современной России. По мнению ряда экспертов низкая рождаемость, высокая смертность, а также стремительное уменьшение доли трудоспособного населения ставят под сомнение не только перспективу экономического и политического процветания РФ, но и само существование нашего государства в его нынешних границах.

В настоящий момент наше государство находится по численности населения на 8-м месте (142,4 млн) после Китая (1,307 млрд), Индии (1,126 млрд), США (300 млн), Индонезии (245,5 млн), Бразилии (188,1 млн), Пакистана (165,8 млн), Бангладеш (147,4 млн).

С 1991 г. население России ежегодно сокращается на 500–700 тыс. чел., причиной чему являются низкая рождаемость, локальные войны, алкоголизм, отсталая медицина, низкий уровень жизни россиян. Сказываются и общие для развитых стран тенденции, в т. ч. переход на малодетную модель семьи. В результате к 2015 г. население России может упасть до 130 млн, а к 2050 г. — до 85 млн, что равносильно катастрофе в государственном масштабе.

В России на 100 женщин детородного возраста приходится 128 детей, тогда как для простого численного возмещения поколений необходимо

215. Искусственно прерывается 70% общего числа беременностей русских женщин (от 3 до 6 млн абортов в год) — по этому показателю Россия с 1990-х гг. занимает 1-е место в мире.

Подобное положение вещей во многом вызвано подрывной деятельностью ряда западных НГО/НКО, прежде всего американского «Комитета планирования семьи» (бывшая «Лига контроля над рождаемостью», финансируемая Фондом Рокфеллера). Свою доктрину «демографической коррекции», основанную на трех столпах — контрацепция, аборт, стерилизация — они активно внедряли в России на самом высоком уровне. С их подачи под эгидой Министерства здравоохранения в России с 1992 г. было открыто 300 государственных центров «планирования семьи», 52 филиала общественной организации РАПС — Российской ассоциации планирования семьи, 40 региональных представительств Международного фонда охраны здоровья матери и ребенка, многочисленные филиалы Российского общества контрацепции и международных женских центров.

В 1998 г. Минздрав издал положение, предписывающее открыть кабинеты «планирования семьи» во всех женских консультациях и медицинских учреждениях. На аборты тратилась половина бюджетных средств по статьям, относящимся к акушерству и гинекологии.

В российских школах внедрялись подготовленные и щедро финансируемые Фондом народонаселения ООН программы по половому воспитанию, провозглашающие стерилизацию самым надежным методом контрацепции. В массовой культуре идет активная пропаганда гомосексуализма.

Численность народонаселения давно стала стратегическим козырем в борьбе за лидерство на международной арене. Задача демографического ослабления «неугодных» стран путем внедрения программ контрацепции, абортов и стерилизации зафиксирована в ряде принятых в США официальных документов, в т. ч. «Меморандуме национальной безопасности США», «Акте о международном развитии и продовольственной помощи», согласно которому «вся деятельность, которую предполагается финансировать, должна быть направлена на создание мотивации к уменьшению семьи».

В поддержку кампании по уменьшению народонаселения в странах, не относящихся к «золотому миллиарду », в общественном сознании умышленно нагнетается проблема грядущего массового голода вследствие перенаселения Земли, хотя сотни ученых доказывают, что такой угрозы не существует. Так, один из крупнейших демографовэкономистов К. Кларк утверждает, что современная аграрная отрасль позволяет прокормить 35,1 млрд человек по американским стандартам питания или 105 млрд человек — по более скромным.

Еще одной немаловажной причиной снижения рождаемости является проблема алкоголизма и наркомании, истоки которых лежат также в падении уровня жизни, но которые не стояли бы так остро без целенаправленной подпитки заинтересованных в этом лиц.

Вряд ли можно всерьез говорить о том, что военная операция США в Афганистане планировалась с целью увеличения притока героина в Россию, однако нельзя отрицать и тот факт, что с 2001 г., т. е. со времени начала военных действий в Афганистане, посевные площади опиумного мака там выросли в 3 раза. То же самое можно сказать и о производстве алкоголя: в настоящий момент на территории России работают 1300 ликероводочных заводов, что в 12 раз больше, чем в СССР. И это число не учитывает огромного количества теневых предприятий, которые производят самую дешевую и опасную для здоровья продукцию. Таким образом, страна до сих пор пожинает плоды либеральных и экономических «экспериментов» Гайдара — Ельцина 1990-х гг. Именно на это время пришелся пик демографической катастрофы.

Согласно данным, обнародованным в 1998 г. В. Илюхиным, в то время председателем Комитета по безопасности Государственной Думы, потери населения за 1992–97 гг. составили свыше 4 млн чел. И это притом, что объем иммиграции в РФ из стран СНГ преобладал над эмиграцией из РФ. Общие же демографические потери России с учетом прежде

Демократия

Д

временно умерших и не родившихся в силу неблагополучных социальных обстоятельств превысили 8 млн чел. «Деколлективизация» 1990-х гг. обошлась в большую “цену”, как и коллективизация, голод и репрессии 1930-х гг.

Связь демографической ситуации с эффективностью политического руководства определял в свое время еще французский просветитель Ж. Ж. Руссо (1712–78), утверждавший: «При прочих равных условиях такое правление, когда без сторонних средств, без предоставления права гражданства, без колоний граждане плодятся и множатся, есть, несомненно, лучшее. Правление, при котором народ уменьшается в числе и оскудевает, есть худшее» («Об Общественном договоре, или Принципы политического права», 1761).

В конце XIX в., несмотря на все ведущиеся ею войны, отсталую медицину и бедность большей части крестьян, Россия достигла коэффициента рождаемости в 1,8%, с 1884 по 1914 гг. население выросло более чем на 50% — с 122 млн до 182 млн. Значительный рост наблюдался и после Великой Отечественной войны, что позволило СССР восстановить довоенную численность населения (196 млн) уже к 1954 г., в то время как земли ФРГ достигли довоенного числа жителей лишь к середине 1970-х гг.

Однако уже начиная с 1960 г. в СССР наблюдается падение роста рождаемости, особенно в европейской части, где этот показатель за 10 лет (начиная с 1960 г.) снизился в 3 раза: с 1,4% до 0,51%. И хотя в целом по стране прирост оставался выше европейского, а доступная медицина способствовала постепенному увеличению средней продолжительности жизни, Советский Союз начал отставать по рождаемости и от беднейших стран Азии и Африки, традиционно лидирующих по этому показателю, и от США, демографическая ситуация в которых продолжает многие годы оставаться одной из самых благоприятных в мире.

Ежегодный прирост в 1,5–2% в полной мере соответствует темпам экономического развития США, обеспечивая стабильный поступательный демографический процесс. Однако не стоит забывать о том, что самый большой прирост населения США показывают мигранты из стран Латинской Америки, а также афроамери канцы и выходцы из мусульманских стран, чья доля в обществе постоянно растет, и что может уже в ближайшие годы резко изменить этническую картину Северной Америки.

Что касается Российской Федерации, то здесь проблему «демографической ситуации» пытаются решать при помощи т. н. приоритетных национальных проектов, т. е. проектов особой важности, осуществляемых за счет и под контролем государства.

Проект улучшения демографичес кой ситуации подразумевает активную работу в нескольких направлениях, таких как материальное поощрение родивших матерей, улучшение медицинского обслуживания, миграционная политика, побуждающая выходцев из России возвращаться на свою историческую родину.

О плодах этого проекта в виде роста рождаемости говорить пока еще рано, однако по данным ученых конкретные шаги последних лет по улучшению качества медицинского обслуживания уже привели к тому, что средняя продолжительность жизни в России увеличилась на один год и составила 67 лет. А это в свою очередь позволяет говорить об эффективности самой идеи национальных проектов и, следовательно, дает надежду на улучшение демографической ситуации в Российской Федерации.

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos — народ и kratos — власть, букв. — «власть народа») — политическая практика и теория, возникшая в древней Греции в малых городах-государствах с рабовладельческим строем.

Предполагалось, что каждый владелец рабов является свободным, а значит, политическая власть не может осуществляться без его участия. В условиях незначительной величины полиса и малого количества свободных граждан демократические процедуры могли осуществляться на практике с небольшими искажениями. Аналогичная ситуация складывалась в средневековых городах-государствах, бывших, как правило, резиденцией епископа и обладавших правом экстерриториальности по отношению к праву князей. Малые государства-демократии, как правило, оказывались неустойчивыми в войнах с империями и кочевыми ордами. В империях и абсолютистских государствах теория и практика демократии не требовались.

В Новое время, благодаря установке эпохи Просвещения на то, что каждый человек является свободным, потребовались процедуры, обеспечивающие каждому участие в управлении государством. Совершенствование процедур привело к теориям «представительной демократии», популярной на Западе (все выбирают компетентных представителей, а те в свою очередь осуществляют текущее управление), «плебисцитарной демократии», принятой, например, в СССР (власть сама выбирает курс и осуществляет управление, а народ либо поддерживает, либо не поддерживает, не вдаваясь в детали) и других теорий. Каждая из этих теорий и практик, хоть и была исторически оправданной, в конечном итоге была признана несовершенной и не соответствующей «сущности демократии», которая требует возможности весомого влияния на управление каждого члена общества.

Развитие коммуникаций сегодня позволяет некоторым теоретикам (напр. Дж. Несбитт) вновь говорить о переходе к непосредственной, прямой демократии. Однако возможнос ти электронного голосования и проч. еще не доказывают, что все массы вовлечены в управление и что отсутствуют процессы манипуляции массами. На самом деле теория демократии впала в очевидный кризис, который теоретически выражается в невозможности обеспечить в гигантских сверхобществах в эпоху глобализации требование участия в управлении всех свободных

День народного единства

людей. Некоторые ученые говорят о несоответствии демократических норм техническому веку (М. Хайдеггер), некоторые ищут новые смыслы слова «демократия» (С. Жижек).

Практически кризис выражается в утрате интереса больших масс к демократическим процедурам (если раньше люди шли за право голосования на смерть, то сегодня политические институты и партии практически все свое время посвящают тому, чтобы вовлечь массы в политическую борьбу и проблематику). В прагматической же области термин «демократия» стал все больше и больше использоваться как бессодержательный ярлык, выдаваемый одними государствами другим.

Подобно тому, как Ватикан является столицей католичества, а Мекка — столицей ислама, столицей «демократической религии» объявил себя Вашингтон. Именно он решает, кто «истинный демократ», а кто еретик. Можно, оказывается, ущемлять права нацменьшинств, как в Прибалтике, можно уничтожить свободу слова, как в Грузии, и при этом быть «образцом демократии»!

Можно констатировать, что за последние 100 лет демократия из светлого идеала превратилась в фарс. В России этот процесс особенно заметен, так как непрофессиональная и аморальная элита 1990-х гг., неумелыми действиями проводившая реформы и приведшая к краху СССР, рядилась в тоги демократов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: