Столица — г. Киев, основан в VII в. восточнославянским племенем полян. 21 глава




Иудаизм

И

стороны жизни верующих, не позволили иудаизму получить широкое распространение. Даже когда после Вавилонского плена, разрушения римлянами в 70 г. Второго Иерусалимского храма и разгрома восстания Симона Бар Кохбы в 133 г. евреи в массе своей оказались вне пределов своей родины и рассеялись по всему миру, образовав многочисленную диаспору, их религия осталась чуждой коренному населению стран, где они расселились. Единственное исключение в мировой истории, когда иудаизм стал господствующей религией нееврейского этноса — Хазарский каганат, просуществовавший в низовьях Волги и на Северном Кавказе почти полтысячелетия — вплоть до разгрома его русским князем Святославом во второй половине X в.

Идея «богоизбранности» не является чем-то исключительным. Такие воззрения характерны для многих обществ в эпоху перехода от родоплеменного строя к монархическому государству. И эти социальные изменения отражались в общественном сознании как победа одного, единого бога над сонмом остальных, ложных, поклонение которым объявлялось идолопоклонством.

Но специфика еврейской истории наложила на естественный процесс перехода от политеистических представлений к монотеизму особый отпечаток. Небольшой кочевой народ, переместившийся «на землю обетованную», в Ханаан, столкнулся с коренным земледельческим населением (хеттами, амореями, иевусеями), частично истребил их, а остальных — вытеснил или ассимилировал. Поэтому уже на ранней стадии иудаизма основной его догмат о «богоизбранности» придавал этой религии откровенно шовинистическое содержание. Согласно воззрениям иудеев, все остальные народы лишены божьей благодати и, в конечном итоге, должны подчиниться Израилю.

После военных поражений от вавилонян (а ранее ассирийцев, египтян) и разрушения первого Храма Навуходоносором в 586 г. до н. э. и начала рассеяния наступает новый период в формировании иудаизма. Именно в это время начинают записывать устные предания.

Библейский Ветхий Завет (у евреев — ТаНаХ), состоящий из Торы (Пятикнижия), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания), складывался на протяжении долгого времени, начиная с X в. до н. э. и в основном оформился ко II в. до н. э.

Второй этап в истории иудаизма, в который эта религия сложилась окончательно, принято называть талмудическим. Некоторые исследователи вообще считают, что в этот период возникла новая религия, принципиально отличная от ранней, ветхозаветной версии иудаизма — талмудизм. Последняя основывалась на том, что откровение всемогущего Творца, полученное Авраамом, затем в виде Моисеевых заповедей было оформлено в виде писаного закона.

Согласно Ветхому Завету (т. е. договору) с Господом евреи в качестве своих обязательств в обмен на помощь Всевышнего и обретение грядущей власти над миром и всеми народами гарантировали свое полное послушание, безусловное выполнение заповедей, изложенных в Моисеевом Декалоге. И, разумеется, обещаний своих не сдержали, за что были наказаны. Не помог и обязательный в раннем иудаизме обряд жертвоприношения, когда только так можно было очистить весь народ от грехов и заслужить прощение Яхве.

Со временем дискредитированным оказался и институт священства, чей статус прописан был в Библии (в книге Левит и Второзаконии), и роль жреческого сословия и левитов с крушением Второго Храма сошла на нет.

После короткого периода независимости в период династии Хасмонеев и восстановления Храма царем Иродом Израиль вновь попал под чужеземное иго. Попытка освободиться от римского владычества привела к чудовищным для евреев последствиям. В 70 г. войска Тита, будущего императора Рима, взяли Иерусалим, храм был разрушен, тысячи евреев были убиты или проданы в рабство, многие бежали в сопредельные провинции Римской империи. Были разгромлены радикальные секты зилотов и ессеев, утратили былое могущество некогда влиятельные религиозные партии саддукеев и фарисеев.

С крушением главного религиозного центра иудеев роль главных хранителей веры от священников и левитов перешла к раввинам и богословам. Разбросанные по многим странам евреи для отправления культа стали собираться в синагогах, превратившихся в центры общественной жизни еврейских сообществ. Там читали Тору и комментировали ее, приспосабливая Закон к изменившимся условиям обитания за пределами Палестины. Толкования Торы были вскоре записаны и составили Мишну, а комментарии к ней — Гемару. Из них и сложился Талмуд.

Есть два варианта этой книги — Вавилонский и Иерусалимский. После ТаНаХ — это главная книга иудеев. Как и Ветхий Завет, она является не только священным текстом, но и кодексом, который строго регламентирует жизнь каждого еврея. В Талмуде отражены уголовные и гражданские законы, нравственные нормы, предписания как исполнять обряды, практические рекомендации по семейной и личной жизни.

Сложный религиозный культ иудаизма включает в себя множество обрядов, молитв, предписаний, запретов, праздников. В Талмуде содержится 365 запретов и 248 повелений, строгое следование которым является обязанностью каждого верующего. Главные догматы «талмудического» или «раввинского» иудаизма сформулированы были в Средние века, и, естественно, испытали немалое влияние религиозных и философских систем той эпохи — от взглядов Платона до воззрений мусульманских теологов.

Средневековый философ Мойше Маймонид (1135–1204) сформулировал 13 принципов веры: существование Бога; его единственность; его нематериальность; его вечность; необходимость поклонения только ему одному; вера в пророчество; абсо

Иудаизм

лютное верховенство Моисея как пророка; божественное происхождение Торы; неизменность Писания; божественное провидение; вознаграждение и кара; пришествие Мессии; воскресение мертвых.

Строгая регламентация Талмуда обеспечила евреям, разбросанным по всему миру, возможность сохранить свою идентичность путем самоизоляции. Авторитет раввинов, законоучителей в общинах был исключительно высок. Изучение Писания было обязательным для всех. Поэтому практически все евреи, даже самые бедные, были грамотными, что во многом облегчало им впоследствии возможность занимать ведущие позиции в торговле и финансовой жизни большинства стран проживания.

Гетто представляли собой фактически «государства в государстве», жившие по своим законам. В большинстве стран правители, как правило, не вмешивались во внутреннюю жизнь еврейских общин (кагалов).

Евреев всего мира объединял и объединяет, кроме почитания Торы, Талмуда, общих обрядов и языка богослужения — иврита, главный догмат иудаизма — мессианизм. В древности в Мессии видели вполне реального царя-освободителя, который избавит народ Израиля от чужеземного ига. Позднее, в эпоху рассеяния — мистического посланника Яхве, который, собрав в земле обетованной всех евреев, восстановит Храм, покарает всех врагов иудеев и поставит их над всеми народами мира.

Поэтому многие ортодоксальные иудеи отрицательно отнеслись к сионистскому проекту, возникшему в конце XIX в. и реализованному в 1947 г., когда возникло государство Израиль. Оно носит исключительно светский характер, вынужденно сосуществует с враждебным арабским окружением и менее всего воплощает вековую мечту евреев.

Враждебен ортодоксальному иудаизму и хасидизм — мистическое направление в этой религии. Он возник в XVIII в. в Восточной Европе как реакция бедных масс еврейства против всесилия раввината и финансовой верхушки кагала. По своим воззрениям хасиды — пантеисты, они рассматривают мир как эманацию божественной сущности и провозглашают возможность непосредственной связи с Богом без раввинов с их талмудической ученостью. Но сложившийся институт цадиков (праведников) вскоре фактически заменил в хасидизме раввинат.

Получило распространение в иудаизме и такое эзотерическое учение как каббала (от др.-евр. «предание»), которое соединило пантеистические построения неоплатонизма (учение об эманации и др.) и идеи гностицизма с иудейской традицией аллегорического толкования Библии. Окончательно оно оформилось в XIII в. в Андалусии («Зогар», или «Книга сияния», на арамейском языке). Так называемая «практическая каббалистика» основана на вере в то, что при помощи специальных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс. Сегодня каббала в достаточной степени подверглось профанации и превратилась в модное учение, среди последователей которого немало западных актеров и поп-звезд (Мадонна, Гай Ричи, Деми Мур и т. д.).

На протяжении Нового времени в иудаизме возникали многочисленные течения, последователи которых пытались приспособить древние догматы к бурно меняющейся действительности — в начале XIX в. т. н. реформированный иудаизм, в первой четверти XX в. — консервативный, в 1930-е гг. — реконструкционизм. Его теоретики убеждены, что иудаизм — это «религиозная цивилизация», вобравшая в себя всю совокупность еврейской истории. Реконструкционисты склонны приписывать иудаистской этике общечеловеческое значение.

Ортодоксальный иудаизм в Израиле формально является государственной религией. В реальности количество последовательных иудеев, строго соблюдающих предписания Талмуда, не слишком велико, а религиозные партии за всю историю этого государства никогда серьезного влияния на формирование его политики не оказывали. На сегодняшний день число последователей иудаизма оценивается примерно в 18 млн человек. (около трети из них проживают в США).

В России действует целый ряд иудаистских организаций. Наиболее влиятельными считаются Федерация еврейских общин России (ФЕОР) и Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР). Главными раввинами России признаются председатель Раввинского Совета ФЕОР Берл Лазар и глава КЕРООР Адольф Шаевич. Общую численность россиян, исповедующих иудаизм, его формальных приверженцев и сочувствующих, оценивают в 200 тыс. человек.

Казахстан

К

К

КАЗАХСТАН (Республика Казах стан) — государство в Центральной Азии. Столица — г. Астана.

В качестве независимого государства появился на политической карте мира 16 декабря 1991 г. — после подписания Беловежского соглашения (8 декабря 1991 г.) о расформировании СССР.

На севере и западе граничит с Россией, на востоке с Китаем, на юге с Киргизией, Узбекистаном и Турк менистаном; на юго-западе омывается водами Каспийского моря. Площадь — 2724,9 тыс. кв. км (9-е место в мире после России, Канады, Китая, США, Аргентины, Бразилии, Индии и Австралии).

Население — 15 млн чел. Столица г. Астана (с 10 декабря 1997 г.), ранее называлась Целиноград, Акмолинск, Акмола. До декабря 1997 г. столицей являлась Алма-Ата.

Государственный язык — казахский, относящийся к группе тюркских языков. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.

Казахстан выделяется среди бывших республик СССР высокой долей русскоязычного населения (ок. 45%). Казахи традиционно являются приверженцами ханафитской школы суннитской ветви ислама, а русские исповедуют православие.

В начале 1990-х гг. в стране активизировали деятельность религиозные организации Турции, Саудовской Аравии и др., предоставляя средства для развития мусульманского образования, строительства мечетей и т. д. Однако по сравнению с другими государствами Центральной Азии, влияние ислама в Казахстане остается слабым.

С 1936 по 1991 гг. Казахская Советская Социалистическая Республика входила в качестве союзной республики в состав СССР. Ее границы были оформлены в конце 1930-х гг. — после принятия Конституции СССР 1936 г. Долгое время до этого Казахстан представлял собой часть Туркестанской АССР в составе РСФСР.

Северные районы современного Казахстана никогда не являлись местами традиционного обитания казахов, они были освоены русскими поселенцами и исторически являются частью России.

Нынешний культурный и экономический центр Казахстана, бывшая столица г. Алма-Ата, был основан в качестве крепости русскими казаками в 1854 г. и носил название Верный. Большинство городов также были построены русскими, украинцами, белорусами.

Со второго тысячелетия до н. э. на территории Казахстана жили различные кочевые народы, в т. ч. восточная чудь (угры) на севере и азиатские скифы на юге. Впоследствии через нее проходили волны кочевников — усуни и гунны (I в. н. э.), тюрки (VI–VIII вв.), арабы (VIII–IX вв.), огузы (X–XI вв.), монголо-татары (XIII–XIV вв.). Каждый из этих народов оставлял след в генофонде, языке, культуре и т. д. казахских племен.

Первое казахское государство было сформировано при хане Касыме (годы правления 1511–23). При ХакНазаре (1538–80) в районах кочевок различных групп племен сформировались три родоплеменных объединения — Старший жуз (Семиречье), Средний жуз (Центральный Казахстан) и Младший жуз (Западный Казахстан). У каждого жуза существовала клановая структура, а их ханы со временем стали самостоятельными правителями.

В XVIII в. казахские ханства подвергались разорительным нашествиям джунгар, которые терроризировали казахов, нападали на их кочевья, угоняли в плен тысячи людей. Необходимостью найти защиту от них в лице сильного государства было продиктовано поэтапное вхождение казахских жузов в состав Российской империи. В 1731 г. хан Млад шего жуза Абулхайр присягнул на верность России в обмен на военную помощь и защиту.

То, что будущее казахов — только в союзе с Россией, прекрасно понимали и главы других жузов, напр. Аблай-хан (Средний жуз). Поэтому вхождение всех трех квазигосударственных образований казахов — жузов (орд) — было лишь вопросом времени.

В составе Российской империи казахи (называемые тогда киргизами) жили по законам степного права. Именно после добровольного присоединения казахов к России, а не раньше, как предполагают некоторые исследователи, подавляющее большинство степняков перешло в ислам — благодаря миссионерской деятельности учрежденного Екатериной II 22 сентября 1788 г. Оренбургского Магометанского собрания — первого Духовного управления мусульман в России.

Российские власти не вмешивались во внутренние дела казахов, самоуправление осуществлялось на территории всех трех жузов старейшинами родов в соответствии с традициями племенного права и норм шариата.

В 1815–24 гг. ханская власть в жузах была ликвидирована. На основе разработанного М. М. Сперанским «Устава о сибирских киргизах» Россия начала упорядочивание административного управления казахами, делая упор на их превращение в земледельцев.

Приобщение степняков к русской культуре привело к появлению в конце XIX в. среди казахов прослойки образованных людей. Именно на это время приходится расцвет творчества поэта и просветителя Абая Кунанбаева.

Обретение казахами государственности произошло уже в XX в., после Октябрьской революции. В 1918 г. земли Старшего жуза вошли в Туркестанскую АССР, а территории Среднего и Младшего жузов в августе 1920 г. — в Киргизскую Автономную Советскую Социалистическую Республику со столицей в г. Оренбург. После национально-государственного размежевания в 1924–25 гг. последняя была переименована в Ка

Казахстан

захскую АССР, а ее столица была перенесена в г. Кзыл-Орда. Позднее ее статус был повышен до союзной, что и закреплено было в Конституциях 1936 и 1977 гг.

В годы Советской власти Казахстан из отсталой аграрной окраины, где основным занятием населения было отгонное скотоводство, превратился в республику с развитой добывающей и перерабатывающей промышленностью.

Во время Второй мировой войны в республику были эвакуированы важнейшие промышленные предприятия, что дало толчок индустриальному развитию Казахстана.

В 1953–65 гг. в казахских степях реализовывалась программа Н. Хрущева по освоению целинных земель, ранее использовавшихся как пастби ща. Эта масштабная программа позднее была признана ошибочной и даже вредной.

Развитие экономики Казахстана шло неравномерно: рост как промышленного, так и сельскохозяйственного производства обеспечивали, в основном, северные территории, населенные преимущественно русскими. Центральные же и южные области республики, где преобладало коренное население, продолжали сильно отставать в развитии от Севера.

Столица Казахской ССР г. АлмаАта, где были сосредоточены управленческие кадры и интеллектуальные ресурсы, долгое время была преимущественно русскоязычным городом. Процесс приобщения степняков к культуре и образованию занял не один десяток лет, и лишь во второй половине XX в. в Казахстане сформировалась национальная правящая элита, чему энергично способствовал ставленник Л. Брежнева Д. Кунаев, который руководил республикой с 1964 по 1986 гг. и был членом Политбюро ЦК КПСС с 1971 г. Именно с этого времени начинается процесс вытеснения неказахов с руководящих постов, представители титульной нации в массовом порядке стали занимать высокие должности в образовании, культуре, здравоохранении, торговле, сфере услуг.

После развала Советского Союза и провозглашения независимости Казахстана начался массовый отъезд русских из республики. Но до сих пор они, составляя почти половину населения страны, сохраняют серьезные позиции в ряде сфер — в бизнесе, науке, образовании.

Интенсивная эмиграция в 1990–98 гг. (до 400 тыс. человек ежегодно) привела к резкому снижению доли некоренного населения и численности населения страны в целом.

В Казахстане дискриминация русских и русофобия, конечно, никогда не принимала такого размаха, как в некоторых других республиках бывшего Союза. В отличие от Таджикистана, Молдавии и Грузии Казахстан избежал кровопролитных гражданских войн.

Правящий режим Нурсултана Назарбаева не допустил и возможности инспирированной Западом «цветной революции», как это произошло в Грузии, на Украине и в Киргизии. Реальной оппозиции Назарбаеву так и не сложилось, отсутствуют скольконибудь серьезные силы, сопоставимые по влиянию с правящим кланом.

Н. Назарбаев (председатель Совета министров Казахской ССР с 1984 г., первый секретарь ЦК КП Казахстана с 1989 г.) был назначен на пост президента Казахстана в апреле 1990 г. Верховным Советом Казахской ССР. С декабря 1991 г. несколько раз избирался на этот пост всенародным голосованием. В декабре 1991 г. являлся сторонником сохранения СССР, затем — идеи сильного Содружества независимых государств (СНГ). В 1994 г. предложил создать вместо СНГ Евразийский союз, который должен был управляться Советом президентов, иметь выборный наднациональный законодательный орган, единую валюту, общую экономическую и внешнюю политику.

Согласно Конституции 1995 г. Республика Казахстан — демократическое правовое унитарное государство, имеющее 3 независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Сенат — 47 депутатов и Мажилис — 67 депутатов).

В 2007 г. казахский парламент отменил норму Конституции, ограничивающую количество сроков президентства, что автоматически делает нынешнего хозяина Астаны пожизненным главой государства. Вместе с тем, позднее парламент Казахстана на совместном заседании обеих палат принял поправки к закону «О президенте Казахстана», предусматривающие сокращение срока президентского правления с 7 до 5 лет. Это первый подобный случай на всей территории бывшего СССР. Кроме того, президент теперь не может самостоятельно назначить главу правительства — для этого необходимо согласие нижней палаты парламента (Мажилиса).

К авторитарному режиму в Казахстане либеральное общественное мнение Запада, тем не менее, относится благосклонно. В богатой природными ресурсами стране, занимающей важное геополитическое положение, Америка видит возможного альтернативного России поставщика углеводородов. Многие компании активно участвуют в разработке месторождений нефти и газа на казахстанской территории. По данным журнала «Мировая энергетическая политика» уже к лету 2003 г. западные компании контролировали 27% нефти и 40% газа каспийского региона, бульшая часть которых приходится на Казахстан. Так, только в СП «Тенгизшевронойл», разрабатывающем одно из крупнейших месторождений страны — Тенгиз (извлекаемые запасы — 9 млрд баррелей) 50% принадлежит ChevronTexaco (США), 25% — ExxonMobil (США), у Казахстана же — всего 20%. При этом ежегодный рост нефтедобычи в Казахстане превышает 14%.

В пересчете на душу населения Казахстан обогнал Россию в качестве нефтепроизводителя и экспортера нефти. Транспортировка казахской нефти в обход российской территории давно рассматривается на Западе

Капитализация

К

как геополитический вопрос первостепенной важности. Одним из таких маршрутов является нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан, создание которого активно лоббировалось американской администрацией, и эффективность использования которого зависит, в основном, от участия или неучастия Казахстана в поставках по нему своей нефти. Казахстан является экспортером сырья и импортером готовых изделий.

Основная статья казахского экспорта — нефть, составляющая вместе с природным газом, каменным углем и железной рудой 38% общего объема экспорта. По объему запасов полезных ископаемых Казахстан занимает 1-е место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, 2-е — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, 3-е — по газу, углю, золоту и олову.

ВВП Казахстана составляет 176,9 млрд долларов (2008 г., 56-е место в мире), на душу населения — 11500 долларов (2008 г., 94-е место в мире). Товарооборот между Казахстаном и Россией достигает 20 млрд долларов (2009).

Казахстан является членом Организации Объединенных Наций (ООН), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Координационного совета НАТО, программы НАТО «Партнерство во имя мира», Экономического координационного совета, Всемирной торговой организации (ВТО), имеет статус наблюдателя в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

Вместе с Китаем и Россией Казахстан стал инициатором создания ШОС (Шанхайской организации сотрудничества).

Являясь членом Содружества независимых государств, республика входит в ЕврАзЭС и ОДКБ. Относительная политическая стабильность в стране базируется исключительно на режиме личной власти Н. Назарбаева.

КАПИТАЛИЗАЦИЯ — 1. Реинвестирование получаемых доходов, т. е. превращение прибыли или части прибыли предприятия в добавочный капитал или в добавочные факторы производства, такие как средства производства, квалифицированная рабочая сила и т. д.

1. Суммарная рыночная стоимость акций, обращающихся на определенной фондовой бирже либо в рамках отдельной страны.

2. Оценка стоимости активов компании на основе приносимого дохода.

Основные фонды, или средства производства — важнейший элемент капитализации. Вкладывание прибыли в модернизацию основных фондов — главный фактор расширенного воспроизводства стоимости, роста и развития предприятия, а в условиях жесткой рыночной борьбы — еще фактор выживания.

Уровень необходимой капитализации зависит от степени износа основных фондов, величины прибыли, общего состояния рынка и положения предприятия на нем. Обычно капитализационные отчисления не превышают прибыль предприятия, однако в критических условиях это правило не соблюдается.

История знает примеры капитализации в масштабах целых государств. Эти процессы имели место в СССР в 1930-е и в Японии в 1960-е гг. Любопытно, что в обоих случаях индустриализация осуществлялась «при закрытых дверях», т. е. собственными средствами и в соответствии с политикой полного изоляционизма. Подобный подход позволил осуществить форсированную капитализацию и практически полностью заменить, а во многих случаях создать современные основные фонды.

Высокая капитализация предприятия — один из показателей эффективности его функционирования, которое в свою очередь невозможно при наличии одних лишь средств производства и отсутствии других важных факторов. К подобным факторам относятся интеллектуальная собственность, квалифицированная рабочая сила, хозяйственные связи предприятия, модель управления, прозрачность его финансовых операций.

Распад СССР, приведший к разрыву хозяйственных связей между предприятиями страны, резко уменьшил их капитализацию. Завод, который ничего не производит, или продукция которого не находит сбыта, стоит дешевле, чем бетон, из которого он построен. Самый современный станок — всего лишь груда металла без того, кто умеет им пользоваться. Предприятие с заниженным фондом заработной платы вряд ли получит крупный кредит.

Еще одним фактором высокой капитализации предприятия является котировка его акций на бирже. Помимо того, что IPO (первичное размещение акций на фондовой бирже) дает возможность привлечь новый капитал, котировка на бирже — это своего рода сертификат соответствия предприятия требованиям легальности и прозрачности, которые лежат в основе представлений о цивилизованном бизнесе. Чтобы получить этот сертификат многие предприятия готовы мириться с такими крупными недостатками выхода на биржу, как наличие миноритарных собственников, интересы которых, как правило, хорошо защищены, а также зависимость благосостояния компании от биржевых процессов. То есть процессов, которые не всегда отражают положение дел на самом предприятии, и которые оно (предприятие) не в силах контролировать.

Противоположность капитализации — «проедание капитала», когда потребляется не только полученная прибыль, но продаются, потребляются, разбазариваются и основные фонды, нематериальные активы. Процессы «проедания капитала» активно шли в России в 1990-е гг.

КАПИТАЛИЗМ (от лат. capital e— деньги, приносящие процент) — тип общества, основанный на частной собственности и рыночной экономике.

Слово «капитализм» было внедрено в общественное сознание К. Марксом, автором знаменитого «Капитала». Марксисты определяют капитализм как общественно

Капитализм

экономическую формацию, которая, достигнув зрелости, создаст предпосылки для возникновения коммунизма. М. Вебер видит в капитализ ме воплощение на практике этических представлений немецких и английских протестантов. Многие исследователи характеризуют капитализм как «открытое общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное», «информационное», «постинформационное»…

Если для коммунистов капитализм — всего лишь предыстория человечества, то для либерала Ф. Фукуямы он — ее конец. В странах «третьего мира», живущих по вполне капиталистическим экономическим законам, капитализм, тем не менее, воспринимается как абсолютное зло и синоним неоколониализма. До сих пор спорят о том, что же на самом деле есть капитализм? Общество классового неравенства и беспощадной эксплуатации или, напротив, общество всеобщего благоденствия и равных возможностей? Исторически преходящая стадия в мировой истории или просто образ мысли («капиталистический дух») и жизни?

Разнообразие точек зрения на природу этой специфической модели мироустройства не отменяет того, что является его родовой чертой: капитализм — это тотальное товарное производство, где товар определяется как продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для продажи. Этим определяются все остальные атрибуты и характеристики капитализма: и господство частной собственности (и ее сакрализация), и подробно описанный К. Марксом в «Капитале» механизм получения прибавочной стоимости, и эксплуатация наемной рабочей силы, и связанное с этим отчуждение человека от результатов своего труда, и демократическое государство, закрепляющее этот порядок, и идеология, оправдывающая существующее положение вещей.

Производство товаров и извлече ние прибыли является главной целью капиталистической экономики, смыслом ее существования. При капитализме товаром является буквально все — вплоть до тех, кто их производит и кто потребляет: и люди, и идеи, и общественные институты, и моральные устои. Даже складывавшиеся тысячелетиями, задолго до возникновения буржуазного миропорядка, религиозные каноны в условиях рыночного общества были пущены с молотка и «капитализированы» — как, например, это сделали протестанты. У них отношения с Богом (как, впрочем, и у иудеев) оформлены в виде торгового соглашения, где стороны несут взаимные обязательства.

Эту природу капитализма убедительно раскрыли К. Маркс и Ф. Энгельс: «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи». Нигде до возникновения капитализма — ни в античную эпоху, ни в Средние века в Европе, ни в экономиках восточных цивилизаций (Индии, Китая, исламского мира) — производство не носило исключительно товарного характера, свойственного капитализму. А он проявился уже с момента зарождения нового экономического уклада, когда в XIII–XIV вв. в городах-коммунах Северной Италии (Ломбардии — отсюда название распространенного ныне финансового учреждения) возникли первые институты рыночной экономики — прообразы современных банков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: