Столица — г. Киев, основан в VII в. восточнославянским племенем полян. 20 глава




Другая попытка отнести к СМИ практически все ресурсы Рунета — уже с точки зрения необходимости их государственного лицензирования и установления регистрационного сбора — исходила от Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Впрочем, никаких юридических последствий не повлекла за собой и она.

Четкого правового статуса у сетевых СМИ не имеется и по сию пору. Любопытным явлением в развитии интернета стал т. н. Web 2.0 (термин предложен в 2005 г. известным издателем Тимом О’Рейли). Успешнейшие проекты этого формата, появившиеся на фоне кризиса сугубо коммерческих интернет-проектов — Wikipedia, YouTube, Flickr, LiveJournal и др. — наиболее яркие примеры нового поколения интернет-сервисов, базирующихся на принципах открытости, доступности, кооперации, интерактивности. Именно использование «коллективного разума», по мнению О’Рейли, является ключевой характеристикой Web 2.0, превращающей всемирную сеть «в некое подобие глобального мозга».

Web 2.0 открыл новую парадигму ведения бизнеса в интернете, когда веб-сайты предоставляют свои услуги или информацию бесплатно, получая прибыль за счет рекламы или, как в случае с Google, сами становятся крупнейшими рекламными агентами. По оценкам, рекламный рынок интернета измеряется десятками млрд долларов США. В ближайшее время ожидается, что объем рекламных бюджетов интернета и печатных изданий сравняется.

Интернет является продуктом и одновременно одним из инструментов глобализации. Ускоряя процесс стандартизации культурных ценностей, интернет, с одной стороны, нивелирует многие самобытные культуры, с другой же способствует формированию «племен», объединенных каким-либо узким интересом (см. Трайбализм). Вместе с тем, интернет безусловно важнейший на сегодня фактор приобщения к мировой культуре, обмена информацией, ускорения различных транзакций.

Обеспечение свободным доступом в сеть интернет более половины школ России является частью национального проекта в области образования.

Ирак

ИРАК (Республика Ирак) — государство на Ближнем Востоке, в Месопотамской низменности, в долине рек Тигр и Евфрат. Столица — Багдад.

На севере граничит с Турцией, на востоке — с Ираном, на западе — с Иорданией и Сирией, на юге — с Саудовской Аравией и Кувейтом, на крайнем юго-востоке имеет выход в Персидский залив.

Территория 437 тыс. кв. км. Население 26 млн чел. (2005). Из них 75% — арабы, 18% — курды, 7% — туркмены, ассирийцы, армяне и др.

94% верующих исповедуют ислам. Шииты составляют более поло вины всех мусульман и преобладают на юге. В остальных областях большинство составляют сунниты. 3% населения — христиане.

Основа экономики — добыча нефти. Ок. 4000 г. до н. э. территорию Месопотамии заселили шумеры, со здавшие здесь древнейшую в мире цивилизацию с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, орошаемым земледелием, монументальной архитектурой и письменностью. Позднее Месопотамия входила в состав великих древних государств — Вавилонии и Ассирии, в состав персидского государства Ахеменидов. Затем она была завоевана Александром Македонским, входила в состав Парфянского царства, в Римскую империю, империю Сасанидов.

В 636 г. Месопотамия завоевана арабами. Большинство местных жителей-христиан было обращено в ислам. С 762 г. Багдад был центром Арабского халифата.

С 1258 г. до сер. XIV в. регион находился под властью монгольской династии Хулагуидов. В 1534 г. междуречье Тигра и Евфрата было завоевано турками-османами, гегемония которых продолжалась почти 400 лет.

С 1914 по 1921 гг. Месопотамия находилась под британской оккупацией. В 1920 г. Великобританией было создано современное иракское государство. В него вошли три провинции Османской империи: Басра (из которой ранее был выделен Кувейт), Мосул и Багдад. В 1920 г. Лига наций выдала Великобритании мандат на управление Ираком, действовавший до 1932 г.

В 1921 г. было провозглашено Королевство Ирак (араб. «земля меж берегов») во главе с эмиром Фейсалом (сыном шерифа Мекки) из династии Хашимитов. В 1932 г. Ирак получил формальную независимость, но реальные рычаги управления страной были сосредоточены в посольстве Великобритании.

После Второй мировой войны британские войска находились в Ираке до осени 1947 г. В 1948 г. Ирак участвовал в неудачной первой арабо-израильской войне, а в 1949 г. отказался подписать соглашение о перемирии с Израилем. В 1955 г. Ирак вместе с Турцией, Ираном, Пакистаном и Великобританией вошел в поддерживаемый США военный блок — Багдадский пакт.

В 1958 г. члены подпольных организаций «Фронт национального единства» и «Свободные офицеры» свергли в Ираке монархический режим и провозгласили республику. Король Фейсал II был казнен. Новое правительство возглавил бригадный генерал Абдель Керим Касем. В 1959 г. Ирак вышел из Багдадского пакта, а в 1961 г. экспроприировал участки, находившиеся в концессии у компании «Ирак петролеум», и выдвинул претензии на территорию Кувейта, получившего независимость от британской короны.

В 1963 г. сторонников националистов и Партии арабского социалистического возрождения (Баас) осуществили военный переворот. Касем был убит, власть захватила хунта, состоявшая из баасистов и арабских националистов во главе с Абделем Салямом Арефом. В 1966 г. место президента, погибшего в авиакатастрофе, занял его брат Абдель Рахман Ареф, свергнутый в 1968 г. в результате военного переворота, организованного партией Баас.

К 1975 г. в Ираке был завершен процесс национализации нефтяной промышленности. Подъем цен на нефть странами — членами ОПЕК упрочил экономическую мощь страны, начавшей осуществление крупномасштабных проектов экономического и социального развития. Сформировалась система бесплатной медицины, всеобщего светского образования, пенсионного обеспечения. Власть в стране постепенно переходила от слабеющего президента Ахмеда Хасана аль-Бакра к его преемнику Саддаму Хусейну, занявшему пост президента в 1979 г.

Идеология правящей в стране группировки претерпела значительные изменения. От лозунгов построения окрашенного в национальные арабские тона социализма (как в Египте, Сирии, Алжире, Южном Йемене) режим перешел к идеям исламистского толка. Хотя в свое время Хусейн проводил против организаций исламского толка массовые репрессии и фактически уничтожил их структуры точно так же, как ранее — иракских коммунистов.

Переориентация на исламские ценности в качестве базовых для страны носила во многом декоративный характер и потому, что сам инициатор этой идеологии не принадлежал в религиозном плане к большинству иракцев, которые исповедуют шиизм.

Хусейн был суннитом и не мог выступать в качестве полноценного религиозного лидера в стране шиитских святынь — Неджефа и Кербелы. Поэтому, когда режим шаха Мохаммада Пехлеви в соседнем Иране пал в результате т. н. «исламской революции», приведшей к власти воинствующих представителей шиитского духовенства во главе с аятоллой Хомейни, иракское руководство решило, что Тегеран реально претендует на духовное лидерство не просто в регионе, но и в самом Ираке, и возобновило старый спор об иракоиранской границе.

Хусейн использовал пограничные инциденты в качестве предлога для военного вторжения в Иран в 1980 г. Ирано-иракская война длилась 8 лет и унесла жизни многих сотен тысяч жителей двух стран. Иракское руководство применяло в этой войне отравляющие вещества и активно использовало деньги западных стран.

В 1988 г. было заключено ираноиракское соглашение о прекращении огня. По окончании войны США запретили экспорт в Ирак оборудования, которое могло использоваться в военных целях, а Израиль выступил с угрозами нападения на иракские заводы по производству химического и ядерного оружия. Серьезные проблемы, возникшие в стране — депрессивная экономика, полное социальное бесправие, нищета, нерешенные проблемы с курдами и шиитским большинством — усугубила экономическая политика Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов, которые продавали более 270 тыс. тонн топлива в сутки сверх квоты, установленной ОПЕК.

«Экономическая агрессия» и неудача в переговорах с Кувейтом толкнули режим С. Хусейна на новую внешнеполитическую авантюру. В 1990 г. иракская армия вторглась в Кувейт, объявленный 19-й провинцией Ирака. Реакция Запада, заинтересованного в нефтяных ресурсах, последовала незамедлительно — в 1991 г. вся мощь вооруженных сил США обрушилась на Ирак. В результате военной операции «Буря в пустыне», которую фактически санкционировало и тогдашнее советское руководство во главе с М. Горбачевым, был восстановлен суверенитет Кувейта, а экономическая инфраструктура Ирака оказалась полностью разрушенной.

Ирак превратился в государствоизгоя. Были введены санкции, в силу которых страна не могла реализовывать на мировых рынках нефть — главный продукт иракского экспорта. В результате санкций ООН в стране воцарились разруха и голод, половина сельского населения лишилась чистой питьевой воды. За 10 лет детская смертность возросла вдвое.

С 1991 по 1998 гг. инспекторы ООН контролировали в Ираке процесс уничтожения ракет и оружия массового уничтожения, однако с 1998 г. Хусейн перестал допускать представителей ООН в страну. Неуступчивость Ирака вынудила американцев и их натовских сателлитов начать военную операцию против этой страны. Поводом для войны стала воздушная террористическая атака в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., в результате которой погибло около 3000 человек. В поддержке террористов были обвинены Афганистан и Ирак.

В 2003 г. войска международной коалиции (основные участники — США и Великобритания) вторглись в Ирак под предлогом уничтожения оружия массового поражения. Планируемый блиц-криг не удался, не было обнаружено и оружие массового поражения. Но американские лидеры не стесняясь заявили, что оружие массового поражения — не главное, причина войны — контроль над нефтью. Результатом боевых действий стали свержение режима Хусейна при поддержке шиитов и курдов и оккупация Ирака странами НАТО, главным образом американцами, чей военный контингент насчитывает свыше 130 тыс. человек. Во главе временной администрации Ирака становится американец Д. Гарнер, затем П. Бремер.

Одновременно США начали процессы «демократизации» Ирака. В 2005 г. в Ираке состоялись выборы в Учредительное собрание, бойкотированные арабами-суннитами, в результате практически исключенными из политической жизни страны. Суннитские партии отвергли и проект новой конституции, заявив, что закрепленная в нем федерализация Ирака предоставляет возможность курдам на севере и шиитам на юге фактически монопольно распоряжаться доходами от добычи нефти.

Вмешательство Лиги арабских государств поспособствовало согласию суннитов поддержать проект конституции. На выборах в парламент — Национальную ассамблею — победу одержал шиитский Объединенный иракский альянс (128 мест из 275). 55 мандатов получила суннитская Исламская партия Ирака, 53 — Альянс курдских партий.

По новой конституции правительство Ирака формируется крупнейшей парламентской фракцией и возглавляется премьер-министром, пост которого с 2006 г. занимает Джавад (Нури) аль-Малики.

В 2006 г. Верховный трибунал Ирака приговорил С. Хусейна к смерти через повешение по обвинению в организации карательной операции в шиитской деревне Эд-Дуджейл в 1982 г., в ходе которой погибло 148 человек. Специально для Хусейна в стране была восстановлена смертная казнь. 30 декабря 2006 г. марио неточный режим премьера Малики привел приговор в исполнение. Казнь экс-диктататора поддержали лишь 4 страны — США, Великобритания, Австралия и Иран. По циничному выражению Дж. Буша казнь С. Хусейна является «важной вехой для Ирака на пути продвижения к демократии », а по словам главы МИДа Австралии А. Даунера «эта казнь будет способствовать процессу объединения стран мира сегодня и в будущем».

Свержение С. Хусейна не принесло спокойствия в Ирак. Страна стоит на пороге гражданской войны, а количество жертв растет с каждым днем. Уже после ареста диктатора в ходе военной операции США в стране были убиты более 150 тыс. мирных иракцев. Понесли многотысячные потери и войска коалиции. Находящаяся в подполье партия «Баас» объявила о решении отомстить США за казнь своего лидера. Уже в начале 2007 г. по стране прокатилась новая волна террора, вспышек насилия и массовых акций протеста.

Ирак ждет неминуемый развал на три фактически независимых формирования — суннитскую, шиитскую части и иракский Курдистан. Буш объявил об увеличении американского военного присутствия, в то время как в США его рейтинг из-за неудачной войны упал до рекорднонизких отметок.

В феврале 2009 г. 44-й президент США Барак Обама обнародовал новую стратегию в отношении Ирака, предусматривающую вывод из страны к августу 2010 г. всех подразделе

Ислам

ний, участвующих в обеспечении безопасности, а к 2011 г. — оставшихся военнослужащих, занятых подготовкой иракских сил безопасности.

ИСЛАМ (мусульманство) — самая молодая из всех мировых религий.

В отличие от родственных ей «авраамических» религиозных течений — иудаизма и христианства, ислам четко связан с именем реального человека. В 610 г. христианской эры торговец из аравийского города Мекка — религиозного центра Аравии в те годы — Мохаммад (Мухаммед) объявил сначала своим близким, а потом и согражданам, что к нему явился ночью архангел Джибраил (Гавриил в христианском варианте) и надиктовал ему главу (суру) из Корана — последнего и самого главного откровения Господа. С той поры посланец Аллаха транслировал Мохаммаду священные тексты регулярно. И, записанные со слов неграмотного торговца, они и легли в основу священной книги всех мусульман мира — Корана. Считается, что оригинал ее хранится на небесах, и ни буква, ни слово в аятах (стихах) изменению не подлежат.

В Коране содержится масса мотивов из Ветхого и Нового Заветов. Эта преемственность и откровенное заимствование библейских сюжетов в главной книге мусульман отражено и в факте признания в коранических же текстах особого статуса иудеев и христиан как «людей Писания» («ахль аль-Китаб»), в отличие от язычников.

Мусульманские богословы полагают, что «Таурит» Мусы (Пятикнижие Моисея), «Забур» Дауда (Псалтырь, сочинение которой приписывается царю Давиду) и «Инджиль» (так мусульмане именуют книги Нового Завета) — боговдохновенные книги, которые надлежит почитать, как и Коран. Потому что и Авраам, и Моисей, и Иисус — все пророки Аллаха: предшественники самого великого и последнего из их чреды — Мохаммада. Именно он и стал создателем государства аравийских кочевников, в течение несколько десятилетий завоевавших весь тогдашний обитаемый мир.

Созданный под руководством Мохаммада и его сторонников военнополитический союз арабских племен, живших в Мекке и Ясрибе (позднее — Медине) захватил власть в Хиджазе, а потом, еще при жизни Мохаммада, — во всей Аравии и на Ближнем Востоке.

Последующие завоевания арабов привели к созданию исламской цивилизации, пределы влияния которой распространялись на огромные территории — от Испании и севера Африки до Индии. Но просуществова ло это государство — халифат — по историческим меркам недолго. Распри начались уже при правлении первых «праведных» (как они именуются в мусульманской традиции) халифах — «наследниках» пророка Мохаммада. Последний из них — Али и его сыновья — Хасан и Хусейн пали жертвами дворцовых интриг. Именно они и стали главными персонажами пантеона шиитов — второго по численности направления в исламе.

В отличие от суннитов, которые составляют подавляющее число мусульман (в т. ч. и в России) и чтят наряду с Кораном и Сунну — сборник хадисов (высказываний пророка Мохаммада, не вошедших в Коран), шииты провозгласили принцип наследственной духовной власти, в соответствии с которым законными духовными преемниками Мохаммада являются потомки 4-го «праведного» халифа Али — зятя пророка. Согласно шиитской версии истории именно его потомок Мохаммад, погибший в конце XI в., на самом деле не был убит, а взят на небо живым. И в день Страшного Суда он — спаситель («махди»), «скрытый имам» — явится на землю для того, чтобы восстановить социальную справедливость, равенство и божественную благодать.

Во многом именно воззрения шиитов и определяют облик того, что современным Западом воспринимается как «исламский экстремизм», хотя на самом деле нынешний мир ислама (в мусульманских странах, а также в государствах Европы, в США приверженцев этой религии насчитывается свыше 1 млрд чел.) многолик и разнообразен. Только 18% мусульман живет в арабских странах. Почти 50% всех мусульман проживает в Северной Африке, около 30% — в Пакистане и Бангладеш, большое количество мусульман являются гражданами Индонезии, США, Китая, стран Европы, России, Индии и Южной Америки.

Ислам в его суннитском варианте легко распространился практически по всей планете. В большинстве мусульманских государств ныне господствует именно суннизм. Он распространен и в России — в Татарстане, Башкортостане, республиках Северного Кавказа (за исключением Северной Осетии), странах СНГКазахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении.

Ислам в шиитской версии является религией Ирана, большей части Ирака, Йемена и Азербайджана. Значительные группы шиитов есть в Афганистане, Пакистане, Сирии, Ливане, Египте, Палестине. Но кроме двух основных течений в исламе существуют и другие.

Суфизм — мистико-аскетическое направление в исламе — возник еще в конце VIII в. как еретическое течение. Преследовалось ортодоксальными мусульманскими теологами. Так, был казнен знаменитый мудрец Халадж, заявивший, что «Я есть Бог». Суфии проповедовали аскетизм, отказывались от выполнения религиозных обрядов, иносказательно толковали Коран. В их теологию вошли элементы неоплатонизма и буддизма, сформировав пантеистический характер их воззрений. Суфиями были великие поэты и философы Средневековья — Омар Хайям, Аттар, Руми, Рудаки, Навои. Ныне суфизм во многом перерос границы ислама и представляет собой транснациональное сообщество «посвященных», исповедующих эзотерические религиозные воззрения, радикально отличающиеся от основных догматов ислама. В сущности, его

Ислам

И

можно считать вариантом «исламского протестантизма», хотя ересей в исламе предостаточно.

Друзы и алавиты (нусайриты) в Сирии и Ливане (а также в Израиле) при некоторых формальных признаках близости их к мусульманской обрядности представляют собой достаточно замкнутые сообщества, напоминающие средневековые ордена крестоносцев.

В еще большей степени это относится к исмаилитам — радикальному направлению шиизма. Именно в их среде и возник «орден» ассасинов» (гашишинов). Предводимый Великим Старцем, резиденция которого находилась на горе в местечке Аламут, он являлся настоящей террористической организацией с разветвленной международной сетью. Ассасины организовывали покушения на ханов, эмиров и королей. Беспрекословное подчинение Старцу у ассасинов было законом. В XIII в. Аламут был взят монголами во время их похода на Ближний Восток и разгромлен.

Причина того, что ислам легко завоевывал себе адептов даже в тех странах, где господствовали более древние и традиционные верования, заключалась в исключительной простоте исламского вероучения и обрядов. Для того, чтобы стать мусульманином, следует публично признать, что «нет Бога кроме Аллаха, и Мохаммед — пророк Его» (шахада, т. е. свидетельство), пятикратно молиться каждый день — совершать намаз, жертвовать часть своих доходов в пользу общины (закят), поститься в священный месяц Рамадан (саум) и совершить паломничество — хадж в священные города Мекку и Медину. Собственно, соблюдение этих ритуалов — «пяти столпов ислама», не требовавшее особых усилий от поклонников, и привлекло к мусульманству миллионы последователей.

Мусульманская вера (иман) включает в себя веру в единого Бога (таухид, или монотеизм); веру в Ангелов; веру в Книги; Веру в Пророков и Посланников; Веру в Судный день; Веру в Предопределение (кадар).

Ритуал молитвы (намаза) не является особенно сложным. Перед тем как войти в мечеть (масджид) для совершения молитвы нужно совершить омовение.

В исламе, в отличие от других религий, отсутствует институт священнослужителей как таковой. Мулла, или имам, является просто знающим Коран и хадисы Сунны человеком, выбранным членами прихода (махалли) для исполнения обрядов. Богословы (улемы) выносят суждение, оформленное письменно (фетва), по любому общественно значимому поводу, которое имеет значение юридически оформленной нормы.

В мечети полностью отсутствуют предметы сакрального предназначения. Ислам запрещает изображать людей и животных, и, тем более, поклоняться им. Мусульмане видят в этом идолопоклонство и объясняют тем, что они сторонники последовательного единобожия (Таухида) и исполняют заповедь пророка Моисея (Мусы) — «Не сотвори себе кумира».

Во время молитвы верующие обращаются к «стене киблы». «Кибла» и обозначает направление, указывающее мусульманам, в какой бы части света они ни жили, где находится Мекка — главная святыня мусульман. Михраб (убежище) в стене мечети является главным элементом «стены». Обращаясь во время молитвы к михрабу, верующие молятся, стараясь быть ближе к Мекке.

Справа от михраба располагается минбар — кафедра, состоящая из узких ступеней с перилами, ведущими к платформе. Именно оттуда произносится полуденная проповедь по пятницам, в день для всех мусульман святой — во время молитвы джуманамаз. Когда имам поднимается вверх для проповеди, он никогда не становится на верхнюю ступень минбара, признавая тем самым превосходство Пророка.

Мусульмане, захватывая страны, обеспечивали покоренному населению экономические преференции, если оно принимало ислам. Поэтому он распространился даже на территориях, где столетиями господствовали языческие культы — в субтропической и тропической Африке. Те же, кто оставались верными своим традиционным религиозным воззрениям в странах, попавших под власть исламских правителей, обязаны были платить специальный налог для неверных — джизью.

У мусульман принят лунный календарь. Он короче солнечного примерно на 11 дней. Поэтому порядок отсчета лет в исламских странах отличается от того, что принят в большинстве стран мира — от нашей эры, т. е. Рождества Христова. Летоисчисление мусульман основано на Хиджре, времени переселения Мохаммеда и его последователей из Мекки, где их преследовали, в Ясриб — будущую Медину. Это, по представлениям последователей ислама, произошло летом 622 г. — спустя 12 лет после чудесного ниспослания пророку Мохаммеду первой суры Корана. Поэтому месяцы мусульманского календаря отличаются от общепринятых в западном мире. Их названия: мухаррам, сафар, раби аль-авваль, раби тани, джамади аваль, джамади тани, раджаб, шаабан, рамадан (рамазан), шавваль, зуль-каада и зуль-хиджа.

Прибытие пророка в Медину относят к 12 раби аль-авваля (24 сентября 622 г.), а первый год мусульманского летоисчисления — хиджры — начинается 1 мухаррама (16 июля 622 г.).

Мусульмане убеждены, что полученный через божественное откровение в Коране шариат является сводом законов и принципов, которые определяют и юридические, и нравственные нормы, по которым должна жить умма — сообщество людей, которых, согласно исламу, связывает не кровное родство, а вера в Аллаха.

Социальные идеи ислама базируются на том, что духовная и социальная жизнь неразрывны, а регулятором всех процессов в обществе является шариат.

Начавшиеся в мире еще в XIX в. процессы серьезных изменений привели к радикальным реформам тра

Иудаизм

диционного ислама, который после двух поражений мусульман всемирно-исторического масштаба — крушения Арабского халифата и Османской империи — оказался перед угрозой полной утраты своей идеологической привлекательности для мыслящего человечества.

В России это в конце XIX в. вылилось в джаддидизм, ярчайшим представителем которого стал татарин Шахабуддин Марджани. На Кавказе в 1820–50-х гг. получил распространение т. н. мюридизм («послушничество»), имеющий основание в суфийском представлении о тарикате (буквально «путь», т. е. путь мистицизма, путь истины) как стадии совершенства, превосходящей мусульманский закон и благочестие, т. е. шариат, и позволяющей познать истину мистическим путем, воедино сливаясь с Богом. Подобной стадии совершенства достигают лишь единицы, и именно они могут быть имамами, народные же массы не восходят далее шариата.

Суфийское учение о тарикате принес на Кавказ в 1823 г. бухарец ХассМохаммед. Его последователи наследовали от него уверенность, что именно в мюридизме лежит залог нравственного и политического возрождения ислама. Обращенный в суфизм Мулла-Мохаммед воодушевил горцев на массовое усвоение нового учения.

Среди его последователей был Кази-Мулла, распространивший мюридизм к концу 1829 г. в значительной части Чечни и Дагестана. Мечтая об основании всемусульманского халифата, он провозгласил себя имамом и объявил против русских священную войну, газават. В 1832 г. Кази-Мулла был убит в штурме с. Гимры. После заговора аварцев против его преемника Гамзат-бека в 1834 г., имамство захватил Шамиль, стяжавший мюридизму и в целом Кавказу небывалую доселе степень могущества.

Долговременная «антиколониальная» кавказская война сопровождалась неслыханной жестокостью со стороны последователей Шамиля.

Получило распространение рабство, причем горные чеченцы торговали одинаково и русскими, и кавказскими невольниками. Шамиль жестоко вырезал целые аулы и кланы, насаждая теократические порядки имамата.

Используя ситуацию, османские, французские и английские политические круги поддерживали Шамиля, пытаясь расшатать ситуацию на Кавказе. Наиболее активные попытки к этому предпринимались во время Крымской войны 1853–56 гг. В 1859 г. Шамиль был пленен русской армией, Кавказская война закончилась поражением сторонников имамата.

Еще одной, более ранней реакцией на упадок ислама, стал возникший в конце XVIII в. в Хиджазе, на земле мусульманских святынь, т. н. ваххабизм — движение Абд-аль Ваххаба, чье имя ныне связывается с деятель ностью экстремистских террористических организаций, спекулирующих мусульманскими лозунгами. Последние, отстаивая приоритет шариата перед нормами международного права, нередко прибегают к насильственным методам.

На территории Российской Федерации попытка воплотить модель «исламского государства» на практике была предпринята на Северном Кавказе, когда на территории одной из бывших автономий была создана т. н. Чеченская республика Ичкерия. В августе 1999 г. в соответствии с планами экстремистов создания «исламского халифата» на Северном Кавказе отряды бандитов, значительную часть которых составляли наемники, вторглись из Чечни в Дагестан. В Дагестане, как и в Чечне, было немало сторонников суфийских орденов накшбенди и кадирия. Во многом на их поддержку террористы и рассчитывали.

После разгрома этих незаконных военных формирований и восстановления конституционного порядка на территории Чеченской Республики материальная база террористов в основном была ликвидирована. И радикально сократились их возможности влиять на умонастроения значительной части россиян мусульманского вероисповедания — а их в РФ насчитывается 20 млн.

Современные воззрения сторонников ислама во многом основаны на теоретических изысканиях мусульманских теологов, многие из которых получили образование вне своих стран и преподавали в университетах Америки и Европы. Так, труды одного из идеологов исламского фундаментализма Маудуди послужили теоретической базой для идейного обоснования существования Исламской Республики Пакистан. Его книги повлияли и на формирование взглядов партий и организаций экстремистского толка, включая «Аль-Каиду».

ИУДАИЗМ — религия еврейского народа, возникшая во втором тысячелетии до н. э.

Ареал ее распространения — Ближний Восток, Аравийский п-ов, автохтонное население которого составляли кочевые племена семитов. Поклонение собственному племенному божеству, распространенное в древности повсеместно, у небольшого западно-семитского кочевого народа хабиру, или Бану Исраэль, трансформировалось в первую в истории человечества монотеистическую религию — иудаизм, который, так же как христианство и ислам, сформировавшиеся под сильным влиянием верований древних евреев, принято называть авраамической религией.

Все 3 учения чтят Авраама (Ибрагима) пророком, первым сформулировавшим идею Единого Бога — Творца всего сущего. Но в отличие от христианства и мусульманства, в иудаизме с момента возникновения была четко сформулирована идея богоизбранности (генотеизма) только одного народа, заключившего с Богом союз, «завет». Господь через пророка Моисея дал евреям Закон, Тору (библейское Пятикнижие, состоящее из книг Бытия, Исхода, Левита, Чисел, Второзакония).

Именно тезис об исключительности евреев и сложившаяся в более поздние времена сложная обрядность, регламентировавшая абсолютно все



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: