Зюганов приобрел репутацию единственного умеренного лидера левых. КПРФ осталась на «левом поле» в полном одиночестве, в 1993 г. прошла в Госдуму с результатом в 12,4% голосов (3-е место в общефедеральном списке). В 1995 г. партия добилась еще более внушительных результатов на выборах в Государственную Думу, заняв 1-е место (22,3% голосов).
Являясь на протяжении нескольких созывов одной из самых многочисленных фракций в Госдуме, КПРФ выступала за увеличение социальных обязательств государства, против приватизации российских промышленных предприятий.
Вместе с тем результаты голосования коммунистической фракции очень часто, мягко говоря, удивляли избирателей. По команде Зюганова КПРФ голосовала за серию «бюджетов вымирания», за ратификацию антироссийских договоров (в т. ч. СНВ-2), за всех ельцинских премьеров (включая Кириенко), за отказ от вотума недоверия правительству, за отказ от дополнительного налогообложения, за законы о ввозе отработанного ядерного топлива и т. п.
Показная «оппозиционность» Зюганова всегда искупалась в глазах демократических властей его политикой заискиваний и заигрываний. Одновременно росло и личное благосостояние коммунистического вождя.
По непроверенным данным СМИ Зюганов владеет недвижимостью в ряде городов России, а также рядом зарубежных предприятий, в т. ч. нефтеперерабатывающим комплексом в Сирии, заводом по производству цемента в Ливане. Помимо этого он владелец яхты, приписанной к порту Триполи (Ливия), а ориентировочная стоимость принадлежащей его семье виллы на побережье Катара переваливает за 1 млн долларов.
Зюганов
З
Ряд аналитиков сходятся на том, что, несмотря на массированную рекламную кампанию и привлечение огромных средств олигархической верхушки в поддержку Ельцина, Зюганов вполне мог победить на президентских выборах 1996 г.
|
Причинами «сдачи» Зюгановым своих изначально лидирующих позиций называют как обыкновенный подкуп «вождя», так и его малодушие — он просто побоялся взять власть в стране и вместе с ней ответственность за улучшение жизни народа, за интересы которого много лет «боролся» на словах.
В первом туре выборов, состоявшихся 16 июня 1996 г., Зюганов набрал 31,96% голосов избирателей, а во втором туре, 3 июля 1996 г. — 40,41%.
Первым поздравив Ельцина с победой на президентских выборах, Зюганов позже много говорил об их фальсификации, обещал судиться, но так и не предпринял сколько-нибудь серьезных попыток оспорить их итоги.
В 1996–2000 гг. Зюганов возглавлял Народно-патриотический союз России, целью создания которого было объединение левых сил для победы на парламентских выборах 1999 г. и президентских 2000 г. Однако НПСР так и не удалось мобилизовать силы: Зюганов рассорился и расстался с бывшими союзниками по Союзу. В итоге представительство КПРФ в Госдуме в 1999 г. сократилось в 1,5 раза, а Зюганов проиграл президентские выборы 2000 г. Путину в первом же туре, набрав 29,21% голосов. Это стало началом конца политической карьеры Зюганова.
Конфликтуя с соратниками по «левому лагерю», Зюганов не стесняется вступать в переговоры и финансовые взаимоотношения с теми, кого он публично именует «грабителями» и «кровопийцами» — крупными предпринимателями.
В 2002 г., отказавшись от объединения патриотических сил, Зюганов начал активные контакты с Б. Березовским, заявив тогда о необходимос ти объединения левой и правой оппозиций, включил в партийные списки более 20 представителей олигархических структур, в т. ч. топ-менеджеров ЮКОСа А. Кондаурова и С. Муравленко, которые в 2003 г. стали депутатами ГД РФ. За это КПРФ получила внушительную финансовую компенсацию — до 30 млн долларов.
|
Помимо Б. Березовского и В. Видьманова в разное время бизнес-партнерами Зюганова были фигуранты ряда уголовных дел: М. Ходорковский, В. Гусинский, М. Живило, Л. Невзлин, И. Анненский и другие.
Отказ от объединения с союзниками, малодушие и стяжательство вождя партии, предательство интересов избирателей стали причинами провала КПРФ на парламентских выборах 2003 г. Получив только 12,6% голосов, КПРФ практически сравнялась с ЛДПР. В одномандатных округах выиграли лишь 12 коммунистов. От КПРФ отвернулись около 10 млн сторонников партии, голосовавших за нее много лет, а численность самой партии упала в 2 раза: с 500 тыс. в 1996 г. до 250 тыс. в 2004-м. В итоге рейтинг Зюганова к началу 2005 г. снизился до 3–5%, фракция КПРФ в Госдуме 4-го созыва сократилась до 52 депутатов (ГД 5-го созыва — 57 депутатов) и утратила влияние в парламенте.
По итогам 2004 г., согласно опросу ВЦИОМ, Зюганов вошел в шестерку самых непопулярных людей России в компании Чубайса, Жириновского, Ельцина, Березовского и Немцова.
На президентских выборах 2 марта 2008 г. Г. Зюганов занял 2-е место с результатом 17,72%.
Свои взгляды — скорее национально-патриотические, нежели коммунистические или даже социалдемократические — Зюганов излагает в многочисленных публикациях и книгах, из которых можно заключить, что его больше всего занимают не внутренние проблемы России, а глобальное противостояние России (стержня и главной опоры евразийского континентального блока) гегемонистским тенденциям «океанской державы» США и атлантического «большого пространства».
|
Желаемая модель России, по Зюганову, находится в прошлом — в идеализированном XIX в. (времени «симфонии властей», торжества принципов самодержавия, православия и народности, приоритета «солидарных, коллективных, собор ных форм общественной самоорганизации»).
Г. Зюганов — доктор философских наук. Диссертация в виде научного доклада на тему «Основные тенденции и механизм социально-политических изменений в современной России» защищена в 1995 г. в МГУ. Имеет хобби — игра на ложках.
Идеология
И
ИВАНОВ Сергей Борисович — заместитель Председателя Прави тельства РФ.
Родился 31 января 1953 г. в г. Ленинграде в семье служащих. Учился в специализированной школе № 24 с углубленным изучением английского языка. В 1975 г. окончил филологический факультет Ленинградского Государственного университета им. А. Жданова по специальности «английский язык».
После окончания университета работал в системе КГБ СССР — сначала 2-го управления (контрразведка), в затем 1-го главного управления (ПГУ, внешняя разведка).
В 1976–77 гг. — сотрудник 1-го (кадрового) отдела Управления КГБ по Ленинграду и Ленинградской обл., работал в одном подразделении вместе с В. Путиным.
В 1977 г. окончил Высшие курсы КГБ СССР в г. Минске. В 1982 г. — московскую «101-ю школу» ПГУ КГБ СССР (ныне — Академия Службы внешней разведки РФ).
С 1981 по 1991 гг. работал в центральном аппарате КГБ — в системе ПГУ, начинал с должности оперуполномоченного. Находился в длительных служебных командировках за границей. До 1985 г. был сотрудником резидентуры в Хельсинки, затем — резидентом в Кении. В 1991–98 гг. состоял в штате Службы внешней разведки, созданной на основе ПГУ КГБ СССР — в штабквартире СВР в Ясеневе. Последняя должность в системе СВР — заместитель директора Европейского департамента. Последнее воинское звание — генерал-лейтенант.
В августе 1998 г. перешел из СВР в ФСБ, был назначен заместителем директора ФСБ — директором Департамента анализа, прогнозирования и стратегического планирования. 15 ноября 1999 г. указом президента Б. Ельцина назначен Секретарем Совета безопасности (СБ). 27 мая 2000 г. вновь утвержден на должность секретаря Совбеза указом нового президента — В. Путина.
Основной сферой деятельности С. Иванова на этом посту стало формирование системы базовых документов, определяющих деятельность государства по обеспечению национальной безопасности по всем направлениям возможных угроз, в т. ч. в сфере информационной безопасности.
9 ноября 2000 г. был формально уволен с военной службы. 18 ноября 2000 г. включен в состав Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. 28 марта 2001 г. назначен Министром обороны РФ. 18 мая 2001 г. на заседании Совета министров обороны стран СНГ избран председателем Совета министров обороны.
Весной 2003 г. предложил свой план военной реформы, который предусматривал постепенный перевод армии на профессиональную (контрактную) основу с выделением Министерству обороны 150 млрд рублей на реформу и сокращением срока обязательной службы начиная с 2007–08 г. На заседании правительства 24 апреля 2003 г. план С. Иванова встретил сопротивление председателя правительства М. Касьянова, который выступил за финансирование реформы в объеме не более 50 млрд рублей.
В начале октября 2003 г. Иванов выступил в Минобороне с докладом «Актуальные задачи развития вооруженных сил», в котором содержалось утверждение, что Россия отныне допускает применение превентивных ударов по другим государствам в том случае, если военная угроза Российской Федерации зрима, внятна, неотвратима, а все другие меры, включая политические, экономические и международные санкции, исчерпаны.
12 мая 2004 г. введен в состав Комиссии по военно-промышленным вопросам при Правительстве РФ. С апреля 2005 г. С. Иванов — председатель Комиссии по экспортному контролю РФ.
14 ноября 2005 г. назначен заместителем Председателя Правительства РФ, сохранив должность Министра обороны РФ.
15 февраля 2007 г. С. Иванов покинул пост Министра обороны, будучи назначен первым заместителем Председателя Правительства РФ. По словам В. Путина, с задачами, которые стояли перед Министром обороны, С. Иванов справился достойно, и теперь сфера его ответственности расширяется за счет координации работы не только в ВПК, но и в гражданском секторе экономики.
12 мая 2008 г., после вступления в должность Президента России Д. Медведева, С. Иванов получил пост вице-премьера во вновь сформированном правительстве В. Путина.
С. Иванов свободно владеет английским и шведским языками. Женат с 1976 г., супруга Ирина — экономист, работает по специальности. Сыновья (1977 и 1980 г. р.) также экономисты по образованию.
ИДЕОЛОГИЯ (от греч. idea — вид, образ, и logos — учение, наука, связь; буквально: наука об идеях, совокупность идей).
Слово появилось в наполеоновской Франции и введено в оборот Д. де Траси. Первоначально он и его единомышленники предполагали создать науку о закономерностях смены идей в обществе и о воздействии на массовое сознание тех или иных идей. Проект «идеологов» был высмеян, так как теоретики позитивизма вроде А. Сен-Симона и О. Конта заявляли, что в эпоху разгара научнотехнической революции не актуальны мифы религий и идеологии, ибо наступает эра научного знания, эра, в которой общество будет управляться в соответствии с научными законами. Не будет конкуренции идеалов, так как в науке нет конкуренции и споров по поводу того, сколько будет дважды два. Единственной идеологией этого неидеологического будущего общества будут идеология прославления великих ученых и прогрессивных деятелей и борьба со
Империя
И
средневековым, религиозным, мифологическим и идеологическим мракобесием.
Марксизм унаследовал этот научный пафос и принципиально противопоставлял себя идеологии. Человеческое сознание есть всего лишь нечто производное от человеческого бытия (см. К. Маркс, «Немецкая идеология»), а следовательно, во-первых, никаких идей навязать людям нельзя, так как идеи диктует им их бытие, а во-вторых, наука об идеях бессмысленна, нужна наука о самом бытии, т. е. об экономических основах всех идеологий. Поэтому в СССР идеология тогда называлась не просто коммунизмом, а «научным коммунизмом». И споров по поводу общественного устройства у нас не должно было быть именно потому, что доводы, законы и доказательства науки едины для всех разумных существ. А наука железно и логично утверждала, что на смену капитализму идет социализм. Спорить с доводами разума мог только безумный, а значит его место в психиатрической лечебнице, куда и препровождали диссидентов.
Правда, еще в конце XVIII в. философ И. Кант доказывал, что наука и сознание вообще не столько отражают бытие, сколько накладывают на него свои схемы, а следовательно все утверждения науки не являются набором истин, а представляют лишь набор гипотез.
Потребовалось не менее полутора веков, чтобы религиозное преклонение перед наукой в западном мире сменилось на более-менее адекватную ее оценку.
Получалось, что в СССР неправильно понимали науку, что ее относительные истины сделали абсолютными, что советская наука — есть замаскированная религия, т. е. идеология. Необходимо вернуться к «открытому обществу», где конкурируют научные гипотезы в соответствие, с истинным смыслом науки. Поэтому в высшей степени удивительно то, что в период перестройки ее вдохновители и прорабы заявляли об отказе от идеологий.
Подобно марксистам столетней давности они были уверены, что нашли абсолютную истину. Просто теперь абсолютная истина коммунизма в их головах оказалась заменена абсолютной истиной демократии. Им не надо было никакой конкуренции идеалов, идеологий и гипотез, все уже известно: есть, оказывается, «столбовой путь цивилизации».
Поразительно, что либералы сами говорили об идее «открытого общества» и при этом не понимали, что эта идея предполагает, что никаких «столбовых дорог цивилизации» не существует. Нет и не может быть никаких «законов истории», как нет и не может быть «идеальных обществ» ни в Европе, ни в США, ни в Китае, называй их хоть «демократией», хоть «комму низмом». И то, и другое — лишь гипотезы, принципиально опровергаемые. Есть только открытая и свободная конкуренция мировоззрений.
В XX в. А. Грамши писал, что современная власть держится не столько на насилии, сколько на согласии, а согласие есть продукт принятия определенной идеологии. Крупнейший теоретик власти XX в. М. Фуко посвятил всю жизнь борьбе с нелепым и вредным представлением о власти как о чем-то негативном, представлением, что власть — это насилие. Власть властвует именно потому, что предлагает новый проект мира, предлагает нечто новое и позитивное.
Современное общество тем и отличается от прежних, что не дает над собой властвовать никому, кто бы предварительно не объяснил своих действий, кто бы не обосновал свое право на власть, кто бы не убедил большинство в значимости и ценности своего проекта, своей идеологии. Недаром в современных обществах применение силы со стороны государства рассматривается не как признак власти, а как признак отсутствия власти, как признак слабости.
Недостаточно просто быть властью. Нужно уметь предложить такой идеологический проект, такую идеологию, которые приведут к согласию, которые будут конкурентоспособными, которые будут приняты.
В современном лексиконе слово идеология почти утратило первоначальный смысл и употребляется как синоним слова «мировоззрение».
ИМПЕРИЯ (от лат. imperio — управляю, почетный титул главнокомандующего римской армии, а затем и главы государства в Риме) — мощное многонациональное государство, включившее в своей состав тер ритории других стран и управляющее ими из единого центра.
Человеческое общество проходит несколько стадий самоорганизации: общинно-племенной строй — национальное государство — многонациональное государство (империя). Объединение многих народов в империю обусловливается различными факторами. В прежние времена это преимущественно было завоевание одних народов другими, впоследствии — осознание народами общих экономических, внешне- и внутриполитических интересов, общей культуры, судьбы, исторической миссии.
Империей впервые назвала себя Римская империя, провозгласив новый тип государственности, существенными чертами которой были полиэтничность, религиозная толерантность (римский пантеон включал в себя всех богов завоеванных наро дов), действие на всей огромной территории единых норм, стандартов и понятий «римского права».
После распада Римской империи преемственность по отношению к ней стали провозглашать Византия (Империя Ромеев) и Священная Римская империя германского народа. К ним, в свою очередь, возводили «родословные» Российская империя, Австро-Венгерская империя, Германская, Французская, Испанская и Британская империи.
Уже по аналогии империями стали называть и империю А. Македонско го, китайскую империю, империю османов, японскую империю, империю Великих моголов и проч.
Первоначальный смысл слова «империя» постепенно утратился, так как, например, китайскую и тем более японскую империи нельзя на
Инвестиции
И
звать полиэтничными, сиамскую или марокканскую (а там главы государств носят титул императора) империи уже нельзя назвать большими по территории.
Постепенно, в связи с национально-освободительными движениями в разных странах с XIX по XX вв., слово «империя» получило негативный оттенок. Оно означало государство, которое строится на политическом угнетении, экономической эксплуатации и культурном подавлении входящих в империю народов одним титульным народом. В этом смысле слово «империя» зачастую употребляется и сейчас.
Следует, однако, помнить, что далеко не все империи строились на эксплуатации метрополией провинции. Например, Российская империя зачастую в ущерб центральным районам развивала и укрепляла окраины, которые часто имели такие политические и экономические привилегии, которых не имела метрополия. Эту же практику продолжил и СССР, доводя ее порой до абсурда: русские ученые создавали учебники национальных языков, музеи, насаждали «покоренным народам» их же собственную культуру, форсированно проводили индустриализацию, развивали науку через квотирование мест в вузах. Дошло до того, что уровень жизни в национальных окраинах в разы превышал уровень жизни в центральной России.
Паразитическая элита этих окраин затем приняла активное участие в развале СССР. Бывшие республики без подпитки центра быстро обнищали и культурно деградировали, а народу было объяснено, что это «наследие имперского прошлого», плод «вековой эксплуатации». Нежелание России продолжать безвозмездно содержать антироссийские режимы выдается за вредительство, «имперские амбиции» и проч.
Привыкшая к подачкам элита этих стран обратила взоры на США и Европу, которых привычно рассматри вает в виде спонсоров. За небольшую плату и символическую поддержку она поддерживает у себя лояльные Западу несуверенные режимы, выступает транслятором антироссийских позиций, провоцирует конфликты, занимается мелким шантажом.
Такая политика не только сеет вражду между народами, но и реально ведет к ускоренной деградации экономического, культурного и научного потенциала созданного еще при СССР, к увеличению зависимости от Европы и США и, в конечном итоге, от той же России.
ИНВЕСТИЦИИ (от лат. investio — одеваю) — вложение капитала с целью получения дохода.
Объекты инвестиций делятся на материальные (чаще всего земля и недвижимость), нематериальные (лицензии, патенты, знания), финансовые (чаще всего акции и облигации).
Инвестиции — одна из основных предпосылок экономического роста. Объем инвестиций в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
По объему прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Россия в 2007 г. (49 млрд долларов) опережала Японию, Индию и многие другие стра ны, но значительно уступала Китаю (82,7 млрд долларов).
По данным UNCTAD (структура при ООН), в ближайшие два года центрами притяжения будут Китай, Индия, США и Россия. Общий приток ПИИ во всем мире в 2007 г. составил 1,54 трлн долларов.
В 1990-е гг. Россия находилась на самой дальней периферии интересов западных инвесторов. Политическая нестабильность, непредсказуемость власти, широко распространенная практика рейдерских захватов, тесная связь руководства многих предприятий с криминалитетом, а также общий упадок российской экономики в результате бездарных реформ начала 1990-х гг. вызывали резонные опасения иностранных инвесторов.
Плохой инвестиционный климат в России ряд отечественных ученых и публицистов пытались объяснить объективными факторами. Так, по мнению А. Паршева, привлечению иностранных инвестиций в России мешают суровые природные условия (средняя годовая температура ниже 0°, восьмимесячный отопительный сезон на большей части территории страны, необходимость строить на сваях и в три кирпича).
Россия и в самом деле расположена в климатических зонах, которые требуют повышенных расходов. Однако есть немало и других факторов инвестиционной привлекательности. И эти факторы не замедлили сказаться со стабилизацией политической и экономической обстановки в стране в начале 2000-х гг.
Россия — страна, чрезвычайно богатая природными ресурсами. Обилие месторождений металлов, угля, нефти, газа дает нам существенное конкурентное преимущество. Попрежнему высок уровень квалификации и образованности кадров. И еще один плюс — Россия очень крупное государство, в т. ч. и по населению. А население — это тот самый покупательный спрос, который потенциально может абсорбировать все предлагаемые продукты и услуги, что генерирует бизнес. И поэтому Россия как крупная страна, имеющая шанс стать богаче в недалекой перспективе, представляет большой интерес как для международного, так и для российского национального капитала.
Но главный «витамин роста» инвестиционной привлекательности страны — это общий уровень эффективности ее экономики. В России произошло кардинальное изменение перспектив получения дохода от инвестиций в ее экономику.
Дефолт 1998 г. создал российским производителям, работающим на внутреннем рынке, конкурентные преимущества. Это дало толчок росту стоимости компаний. Другая причина роста стоимостей инвестиций — постепенное нивелирование рисков, которые ассоциировались с Россией у международного инвестиционного сообщества.
Некоторые российские активы торгуются сегодня с большей премией, чем западные аналоги. Российский бизнес выходит на новый уровень,
Инвестиции
И
опровергая своим поведением на фондовых рынках устоявшееся мнение о своей предельной закрытости, криминальности, коррупционности. Одно из ярких тому доказательств — настоящий бум на рынке IPO (первичном публичном размещении акций компании среди инвесторов).
В классическом понимании IPO является размещением акций на фондовой бирже, при этом покупателями могут быть физические и юридические лица. Цель IPO — привлечение дополнительных средств для развития компании, увеличение объема собственных средств, а значит и базы, под которую в дальнейшем можно привлекать кредиты.
Именно стремление увеличить объем собственных средств отличает первичное размещение акций и от обычных, или т. н. «вторичных» биржевых торгов. При первичном размещении компания продает как бы часть самой себя, предлагая покупателям акций внести средства и стать совладельцами существующего бизнеса. Именно поэтому покупатели, приобретающие акции, предлагаемые в рамках первичного размещения, одновременно являются для компании инвесторами.
По закону объем привлекаемых компанией кредитов не может превышать объем ее собственных средств.
Проведение IPO свидетельствует о том, что компания превратилась из частной в публичную.
После того как совладельцами компании становятся независимые инвесторы, жизнь ее преображается кардинально. Ведь отныне у компании уже не один, а множество собственников, каждый из которых вправе знать все подробности о жизни компании, в которую он вложил собственные средства. Именно поэтому деятельность публичных компаний регламентируется гораздо жестче, чем деятельность компаний частных, т. е. принадлежащих одному (или нескольким) владельцу(ам). Предлагая свои акции инвесторам, компания должна предложить им и максимально полную информацию о своей деятельности.
Само по себе проведение IPO не в состоянии сделать компанию ни отрытой, ни прозрачной. Но успешно прошедшее первичное размещение это реальное подтверждение того, что компания отвечает самым высоким стандартам в организации бизнеса.
У публичной компании больший потенциал роста. В частности, она имеет возможность на более выгодных условиях получить кредитование под свои проекты — листинг на всемирно известных фондовых площадках является сигналом для западных банков о прозрачности и серьезности планов компании.
Для России IPO как способ привлечения в компанию дополнительных средств для развития достаточно нов. Еще несколько лет назад большинство российских собственников предпочитало использовать в качестве источников инвестиций выручку, внутренние средства или банковские кредиты, а торговля акциями компаний происходила посредством частных сделок. Покупатель, принимая инвестиционное решение, тратил очень много времени и сил на детальное изучение бизнеса компании.
Надо сказать, что тогда на российском рынке не было достаточных инвестиционных ресурсов, чтобы компании могли претендовать на достойную оценку. К тому же нормативное поле в нашей стране не было в полной мере понятным и прозрачным, и инвесторы были склонны оценивать риски вхождения в российские проекты слишком высоко.
В 2005 г. первичное размещение провели сразу 13 компаний (против пяти в 2004 г.), в числе которых АФК «Система», НЛМК, «Новатэк», «Пятерочка», Rambler Media. Общий объем привлеченных средств составил 4,55 млрд долларов, это примерно 70% средств, привлеченных за все предыдущее десятилетие.
В 2007 г. Россия стала первой среди стран Европы по объему средств, привлеченных в ходе IPO (29,4 млрд долларов в результате 25 сделок; для сравнения: предприятия Великобритании за тот же период привлекли 22 млрд долларов, предприятия Германии — 11 млрд долларов). Все это свидетельствует об общем повышении интереса к российскому бизнесу.
Прорывным в отношении инвестиционной привлекательности России стал 2006 г. В августе Россия досрочно погасила долг бывшего СССР в рамках Парижского клуба кредиторов, уплатив сумму, эквивалентную 23,74 млрд доллларов. В сентябре влиятельное агентство Standard&Poor’s повысило долгосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте до «ВВВ+», а в национальной валюте — до «А–».
Россия впервые вошла в шестерку стран, наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций (согласно исследованию международной консалтинговой компании
A. T. Kearney). А по мнению британской газеты Independent, для западных инвесторов российский рынок уже сегодня намного привлекательнее, чем тот же китайский.
Только в 2007 г. в экономику России поступило 120,9 млрд долларов иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 г. По состоянию на конец 2007 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 220,6 млрд долларов (против примерно 7 млрд долларов в 2001 г.).
Крупнейшими иностранными инвесторами России являются Кипр, Нидерланды и Великобритания, на долю которых приходится соответственно 22,5%, 17,7% и 13,3% всех накопленных инвестиций в страну. По прогнозам экспертов в ближайшее время ПИИ в российскую экономику увеличатся втрое.
Итак, Россия неуклонно повышает свою привлекательность для иностранных инвестиций. Но это лишь одна сторона медали. Очень важно, что российский бизнес сам перешел во «взрослое» состояние и стал полноценным игроком на международной инвестиционной арене.
Объем российских инвестиций за рубежом в 2007 г. составил 74,63 млрд долларов, он вырос на 43,6% по сравнению с 2006 г. Иностранные инвестиции, сделанные за последние годы
Индия
российскими компаниями, аккумулируются в их капитализации, за счет чего создается дополнительная стоимость для акционеров и в целом приращивается мощь российского капитала. Кроме того, перед российскими инвесторами открывается возможность приобретения новых технологий, новых знаний. Таким образом экспансия на западные инвестиционные рынки становится еще одним фактором превращения России в мощную, современную, конкурентоспособную и процветающую державу.
Мировой финансовый кризис, затронувший большинство стран мира, не обошел и Россию, что в т. ч. выразилось в снижении ее инвестиционной привлекательности. В 2009 г. по этому показателю Россия опустилась с 6-го (2008) на 9-е место. Согласно исследованиям Ассоциации фондов прямых инвестиций на развивающихся рынках (EMPEA) и фонда Coller Capital, в начале 2009 г. непривлекательной для вложений в течение ближайшего года страну считали 74% мировых инвесторов. По данным ЦБ, в 2008 г. прямые инвестиции в нефинансовый сектор России составили лишь 60,2 млрд долларов, в I квартале 2009 г. — 8,4 млрд долларов.