Рост расходов на вооружение в мире — следствие не только неурегулированных конфликтов, но и усложнения оружия и соответственного роста его стоимости. Чтобы сохранять боеспособность, современная армия должна использовать высокотехнологичные виды оружия и, как следствие, увеличивать объемы затрат на их приобретение. Государства как бы оказываются заложниками своих армий и военных бюджетов, гонка вооружений идет по спирали, не может остановиться даже в отсутствие военной опасности, которую теперь уже изобретают политики.
Выход из этой ситуации, разоружение, пока не стал доминирующей идеологией. Краткий период эпохи Горбачева, когда, казалось бы, разоружению дан зеленый свет, был цинично использован США для наращивания своего военного преимущества и диспартитета. На сегодняшний день Россия занимает 8-е место в мире по уровню военных расходов (24 млрд долларов) — после США (550 млрд долларов), Великобритании (51 млрд долларов), Япо нии (45 млрд долларов), Франции (41 млрд долларов), Германии (32 млрд долларов), Китая (30 млрд долларов), Индии (25 млрд долларов).
Введенный в 2006 г. план перевооружения армии и флота отличается не только резко возросшим объемом финансирования, но существенным изменением самой структуры расходов. Если предыдущая программа, которая составлялась в условиях жесточайшего дефицита государственного бюджета, была ориентирована преимущественно на создание новых образцов вооружений и военной техники, то новый документ предполагает серийные закупки новейших образцов вооружений и военной техники.
По словам С. Иванова, в то время — министра обороны РФ, «если все прошлые годы мы создавали своеобразный задел по научно-исследовательским работам, то теперь сможем купить два батальона танков Т-90, эскадрилью новых самолетов, новые артиллерийские системы для оснащения целых батарей и т. д.».
|
Впервые со времен смутных 1990-х гг., когда с российских стапелей не сходило ни одного корабля, ни одной подлодки, в 2006 г. стратегические силы ядерного сдерживания России пополняются двумя атомными субмаринами, оснащенными ракетными комплексами «Булава» и «Тополь-М». Продолжается и модернизация в целом ракетных войск стратегического назначения. На вооружении есть ракетные установки, траектория полета ракет которых не по зубам никакой ПРО. И это несмотря на то, что американский военный бюджет во много раз превышает российский.
По словам В. Путина, наша армия должна опираться не на количественные показатели, а на российский интеллектуальный потенциал. Поэтому и развиваться она в ближайшие годы будет не экстенсивным, а интенсивным путем.
Рост оборонных расходов России обусловлен как новыми вызовами и угрозами, появившимися в последнее время (в т. ч. международный терроризм), так и необходимостью реагировать на усиление военной мощи Китая и США и неуклонное продвижение НАТО к российским границам, примером которого является размещение Соединенными Штатами компонентов своей системы противоракетной обороны на территориях Чехии (РЛС — радиолокационная станция, предназначенная для нацеливания противоракет) и Польши (10 противоракет). По словам В. Путина, «Процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации альянса или обеспечению безопасности в Европе. Наоборот — это серьезный провоцирующий фактор».
|
Россия продолжает выступать за снижение международной напряженности, понимая, однако, что это очень сложный и долговременный процесс. По расчетам специалистов, перераспределение всего лишь 10% всех мировых военных расходов на решение глобальных проблем позволили бы решить проблему голода, нищеты и эпидемий в отсталых странах, предотвратить экологическую катастрофу на планете.
ГОРБАЧЕВ Михаил Сергеевич — первый и последний президент СССР.
Родился 2 марта 1931 г. в Ставропольском крае. Окончил юридический факультет Московского государственного университета в 1955 г., а в 1967 г. — Ставропольский сельскохозяйственный институт (агроном-экономист). В партийной карьере дорос с должности парторга Ставропольского территориально-производственного сельхозуправления до Генерального секретаря ЦК КПСС (1985), во многом благодаря связям родственников жены Раисы Максимовны Горбачевой (Титоренко), учившейся в МГУ на философском факультете и всю жизнь оказывавшей идеологическое и политическое влияние на мужа.
Вся политика Горбачева (т. н. перестройка) носила весьма противоре чивый и волюнтаристский характер. Возглавив страну, начал «совершенствование» социализма с лозунга «ускорения социально-экономического развития» и с проведения т. н. силовой антиалкогольной кампании, в результате которой количество потребления спиртного (даже с учетом
Горбачев
Г
всех видов суррогатов) сократилось на треть, вновь достигнув уровня 1986 г. только в 1994 г., а кроме того, был зафиксирован рост ожидаемой продолжительности жизни.
|
Однако кампания имела серьезные издержки: в Крыму и на Кавказе было вырублено больше 240 тыс. га виноградников, госбюджет нес огромные убытки, людям не разъяснялись ни цели, ни методы, ни результаты кампании, что привело к резкому снижению авторитета Горбачева среди населения. Это тем более удивительно, что сам Горбачев выступал против силовых методов, но за совершенствование идеологии и «гласности».
«Гласность» выразилась в упразднении партийного контроля над СМИ. По сути был дан импульс широкомасштабным фальсификациям советского периода истории. Это привело к росту «неформальных организаций», которые ставили своей целью не только реформирование, но и ликвидацию СССР, многие из них подпитывались идеологически и финансово из-за рубежа.
Национальные неформальные народные фронты в республиках СССР также были разрешены. Это в свою очередь привело к росту национализма и сепаратизма и межэтническим столкновениям в ряде регионов страны — Нагорном Карабахе, Туве, Чечне, Тбилиси, Вильнюсе, Риге, Баку и т. д., которые были подавлены по приказу Горбачева силовым образом, довольно жестоко, неуклюже, с человеческими жертвами.
Проводимая Горбачевым политика реформирования социалистической экономики также отличалась крайней противоречивостью. Почти одновременно принимались законы о развитии кооперации и о борьбе со «спекуляцией»; о демократизации управления предприятиями и об усилении централизованного планирования.
Экономика страны вошла в полосу глубокого системного кризиса, приметами «горбачевской эпохи» стали галопирующая инфляция, дефицит продовольствия, карточная система распределения товаров повседневного спроса, непродуманные денежные реформы, огромный внешний долг в размере 50 млрд долларов, который был выплачен только в 2006 г.
В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР избрал Горбачева президентом СССР. Тогда же была определена новая цель реформ — переход к правовому государству, рыночной системе экономики, а также изменена редакция ст. 6 Конституции СССР — было изъято положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы.
В международных делах Горбачев выступил с позитивной по сути доктриной «нового мышления», на деле вылившейся в отказ от государственных, национальных, классовых, религиозных ценностей во имя абстрактных «общечеловеческих ценностей», которые на самом деле были всего лишь типичными европейскими либерально-демократическими ценностями. Поэтому Горбачев во всех вопросах проявлял поразительную мягкотелость, являясь объектом циничного манипулирования со стороны лидеров западных держав (прежде всего Р. Рейгана) и без боя сдавая позиции одну за другой.
Поддавшись на американский блеф с программой «Звездных войн», пошел на крайне невыгодные условия ядерного разоружения. Подписание Горбачевым в 1990 г. в Париже «Хартии для новой Европы» фактически означало капитуляцию СССР в холодной войне, повлекшую за собой распад советского военного блока, утрату позиций в Европе, вывод войск с территорий восточноевропейских стран.
Даже западные лидеры были готовы к тому, например, что за вывод войск из Афганистана или объединение Германии и роспуск Варшавского договора Горбачев потребует ликвидации или, как минимум, нерасширения НАТО, огромных материальных возмещений убытков СССР, которые Запад был готов компенсировать. Ничего этого Горбачев не потребовал. За что был удостоен почетного звания «Немец столетия» и Нобелевской премии мира 1990 г.
К середине 1990 г. почти все республики СССР провозгласили государственный суверенитет. В апреле 1991 г. Горбачевым были подписаны соглашения с руководителями 10 союзных республик о совместной подготовке проекта нового Союзного договора, призванного сохранить Советский Союз. Подписание договора было назначено на 20 августа, но произойти этому было не суждено.
19 августа 1991 г. Председатель Верховного Совета СССР А. Лукьянов выпускает указ о низложении (по состоянию здоровья) М. Горбачева и введении в стране чрезвычайного положения. ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) под руководством вице-президента СССР Г. Янаева стремится предотвратить развал Союза, предусматриваемый договором об ССГ (проект по заключению Союза Суверенных Государств, предполагавший создание из республик бывшего СССР союза государств в форме мягкой федерации), укротить идеологический ха ос, приостановив деятельность всех политических партий, заморозить и снизить цены и бесплатно раздать земельные участки по 15 соток.
Горбачев был изолирован на даче в Форосе и, вернувшись в Москву после провала путча, сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС. 25 декабря 1991 г., уже после развала СССР, Горбачев объявил о своей отставке с поста президента, передав Президенту РФ Ельцину кремлевскую резиденцию и чемоданчик с кодами ядерной атаки. В 19.38 советский флаг над Кремлем был заменен на российский триколор.
С 1992 г. до настоящего времени Горбачев является президентом Международного фонда социально-экономических и политологических исследований («Фонд Горбачева»). В 1996 г. Горбачев баллотировался в президенты России, но набрал всего 1% голосов избирателей. В сентябре 2008 г. «за мужественную роль в окончании холодной войны» М. Горбачев был награжден «Медалью Свободы», присуждаемой в США Национальным конституционным центром.
Государственная Дума
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА — нижняя палата российского парламента — Федерального Собрания Российской Федерации.
Согласно ст. 11 на федеральном уровне Государственная Дума вместе с Советом Федерации представляют законодательную власть Российской Федерации. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от их места проживания на территории России.
Депутат не связан жесткими правовыми обязательствами перед своими избирателями, и они не могут определять его позицию, поскольку в Конституции РФ отсутствуют такие ин ституты как наказы избирателей депутатам и их отзыв избирателями. Вместе с тем депутаты ГД поддерживают связь с избирателями в регионе, рассматривают поступившие от них предложения и жалобы, способствуют решению содержащихся в них вопросов; информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через СМИ.
Депутат ГД не может быть одновременно депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также членом Совета Федерации. Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Госдума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 4 года. 5 ноября 2008 г. в своем послании Федеральному собранию Президент РФ Д. Медведев предложил со следущих выборов увеличить срок полномочий депутатов Госдумы до 5 лет, а президента — до 6 лет. По его мнению, это даст дополнительный ресурс для стабильного функционирования институтов власти. В ноябре — декабре 2008 г. проекты поправок в Конституцию РФ утвердили Госдума и СФ и одобрили региональные парламенты. Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» вступил в силу 31 декабря 2008 г.
До 2007 г. ГД формировалась на основе выборов как по мажоритарным одномандатным округам, так и по партийным спискам (50/50%). В 2007 г. депутаты ГД впервые избирались только по партийным спискам. Проходной барьер составлял 7% (до 2005 г. — 5%).
Первая Государственная Дума избиралась вместе с Советом Федерации в день референдума по Конституции 12 декабря 1993 г. сроком на 2 года. Работу Думы возглавляет Председатель (спикер) Думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя ГД. Председателями Госдумы являлись И. Рыбкин (1994–1996), Г. Селезнев (1996–2003). С 2003 г. по настоящее время Председателем Госдумы является Б. Грызлов.
Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов Госдумы, образуемых в начале первой сессии. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов. Комитеты Государственной Думы разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции РФ и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности и т. д.
К полномочиям Госдумы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ.
Депутат или группа депутатов ГД вправе обращаться с запросом к Правительству РФ, Генеральному про курору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям органов исполнительной власти разного уровня по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов. Последние обязаны дать ответ на подобный запрос в течение 15 дней. 31 декабря 2008 г. вступил в силу Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации», согласно которому Правительство РФ обязано предоставлять Государственной Думе отчеты о результатах его деятельности, в т. ч. по вопросам, поставленным Госдумой.
Депутат пользуется правом безотлагательного приема руководителями и должностными лицами любой организации, расположенной на территории РФ, а также правом на получение и распространение любой информации, независимо от степени их секретности, касающейся вопросов, связанных с его депутатской деятельностью.
Материалы, представляемые СМИ депутатом по поручению палаты, подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней. В течение всего срока полномочий члены ГД обладают неприкосновенностью. Однако депутатская неприкосновенность не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и производстве определенных следственных действий.
Госдума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания, но Президент РФ может созвать заседание ГД ранее этого срока. Первое заседание ГД открывает старейший по возрасту депутат, а в дальнейшем
Государство
Г
до избрания Председателя или заместителя Председателя ГД председательствуют представители всех избирательных объединений. Заседания проводятся открыто, гласно, освещаются в СМИ; на них приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, представители СМИ и независимые эксперты, необходимые для дачи заключений по вопросам, рассматриваемым ГД.
Депутаты могут также принять решение о проведении закрытого заседания. Конституцией РФ предусмотрен роспуск Госдумы Президентом РФ в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства РФ. В этом случае Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает ГД и назначает новые выборы. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ, после чего президент вправе объявить об отставке правительства, либо не согласиться с решением депутатов.
Если ГД в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству, президент объявляет об отставке правительства либо распускает Госдуму. Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Выборы в Государственную Думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007 гг.
Депутатское объединение в ГД, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в ГД, называется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы. Депутат ГД вправе состоять только в одном депутатском объединении. Основные парламентские фракции в ГД 5-го созыва: «Единая Россия » — 315 мест, 70% голосов; КПРФ — 57 мест, 12,7% голосов; ЛДПР — 40 мест, 8,9% голосов; «Справедливая Россия » — 38 мест, 8,4% голосов.
ГОСУДАРСТВО — основной институт политической системы, ус танавливающий и регламентирующий социальные нормы и правила жизни в стране путем законов.
Государство возникло в глубокой древности как универсальный способ выхода из кризиса родоплеменных отношений в эпоху разложения первобытнообщинного строя.
Управление в первобытнообщинном строе осуществлялось по принципу родства. Рост рода, а затем и племени приводил к необходимости выработки новых принципов управления. В жизни людей произошли значительные изменения. Возникли новые ремесла, значительно выросла производительность труда, появились излишки для обмена и торговли, начали оформляться новые формы собственности.
Увеличение продолжительности жизни и, соответственно, рост народонаселения привели к территориальным спорам и конфликтам между различными союзами племен.
Необходимость защиты от внешних врагов и ограничения единоличной власти вождя и стала причиной зарождения органа публичной власти, который регулировал бы новые социальные связи не на основе родовых обычаев и традиций, а исходя из таких отношений между людьми, когда они, с одной стороны, впервые получают права (подданство или гражданство определенного государства, защиту под сенью его законов и проч.), с другой стороны, обязуются нести в пользу государства некие повинности (служат в армии, платят налоги и проч.).
«Цель государства — главным образом обеспечение безопасности, — писал Т. Гоббс (1588–1679). — При установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов» («Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», 1651).
Дж. Локк (1632–1704) главной, «великой» целью государства считал сохранение собственности. Ж. Ж. Руссо (1712–78) источник государственной власти видел в общественном договоре: «По Общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает» («Об Общественном договоре, или Принципы политического права», 1761).
В том, что целью государства является свобода, убеждены были Б. Спиноза (1632–1677), И. Кант (1724–1804) и Г. Ф. В. Гегель (1770–1831). Последний, например, утверждал, что в ранние эпохи, на Востоке, в Египте, государство служило свободе одного, в античности — свободе некоторых, в Новое время — свободе всех.
В эпоху буржуазных революций распространились различные антиэтатистские теории, трактующие государство как исторически преходящую форму организации общества, свойственную непросвещенным несвободным людям, которые еще не ощущают себя личностями и не настаивают на реализации своих прав и свобод. Государство рассматривается как механизм насилия и эксплуатации.
Анархист П. Кропоткин (1842– 1921) утверждал: «Государство в совокупности есть общество взаимного страхования, заключенного между землевладельцем, воином, судьей и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты» («Современная наука и анархия», 1913). В. Ленин (1870–1924) настаивал: «Государ ство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: су
Государство
ществование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы («Государство и революция», 1917).
Антиэтатизм либералов заключался в стремлении обосновать необходимость максимального ограничения функций государства, превращения его в «ночного сторожа».
Максимальное развитие институтов гражданского общества, независимых от государства, последовательная реализация прав и свобод приведет в конце концов к тому, что государство окажется ненужным. Марксисты же, рассматривающие государство исключительно как механизм обеспечения господства одного класса над другим, связывают отмирание государства со становлением бесклассового коммунистического общества.
Крайний антиэтатизм нашел выражение в теории и практике анархизма. Однако многочисленные револю ции и перевороты за всю историю показали, что уничтожение или ослабление государства ведет к уничтожению или упадку общества в целом (и в сферах культуры, и в экономике и проч.).
Даже плохое государство лучше, чем его отсутствие. Плохое государство и его чиновники могут злоупотреблять своими правами, могут нарушать права других, но без государства вообще нет никаких прав, и общество погружается в вакханалию резни, правового беспредела, войн за собственность, гражданских, межнациональных и религиозных войн.
В России исторически роль государства была исключительно велика. Как только оно ослабевало, страна оказывалась на грани распада. «Крепкое государство для россиянина — не аномалия, не нечто, с чем следует бороться, а, напротив, источник и гарант порядка, инициатор и главная движущая сила любых перемен», — убежден В. Путин.
По способу управления, еще со времен Аристотеля (384–322 до н. э.) государство подразделяют на шесть типов: три «хороших» (монархия — власть одного ответст венного мудрого правителя, аристократия — власть лучших, республика — власть большинства добропорядочных граждан) и три «испорченных» (тирания — власть самодура, узурпатора, олигархия — власть жадных, безответственных крупных собственников и демократия — власть озлобленной черни).
Согласно М. Веберу (1864–1920) власть может иметь своим источни ком традицию, авторитет (в монархиях), харизму, некие способности политиков (выборы), рациональный принцип (карьера, как в СССР или нынешнем Китае).
Способ решения национального вопроса определяет структуру государства: оно либо унитарное, либо федеративное (конфедеративное). В большинстве современных государств принято разделение властей: власть законодательная (представительная), власть исполнительная (правительственная) и власть судебная. Каждая ветвь власти действует в строго определенном правовом поле, не допуская превышения полномочий и вторжения в сферу деятельности другой. Иногда выделяется также власть первого лица — монарха, президента и т. п.
Соотношения между полномочиями ветвей власти в разных странах различно. Часто первое лицо выполняет символические функции (английская королева, президент в Германии), а во многих странах, наобо рот, первое лицо обладает широчайшим кругом полномочий (президенты в США, России, Франции, монархи в исламских государ ствах и др.).
Правительство является важнейшим элементом государства и обладает полнотой исполнительной власти. Оно выступает от имени государства, а его решения обязательны для исполнения всеми государственными институтами, учреждениями и гражданами. Правительство реализует свои полномочия через такой важный элемент исполнительной власти как административная система, в которую входят различные организации (министерства, ведомства, госкомитеты, государственные учреждения и др.), а также государственные организации, обладающие относительной независимостью: государственные предприятия, центральные банки, органы контроля, главной задачей которых является управление экономической, социальной и культурной сферами деятельности.
В современном обществе роль управленческих структур (бюрократии) значительно возросла. Это свя зано с усложнением задач экономического и социального развития в условиях научно-технической революции. Правительство несет ответственность за свою деятельность перед главой исполнительной власти, действующим на основании Конституции и законов, принятых выс шим органом законодательной власти (парламентом, Федеральным собранием, конгрессом и т. д.).
Самостоятельный характер в демократическом государстве имеет судебная власть, представляющая собой систему независимых судов со строго определенными пределами их компетенции — от судов первой инстанции (мировые судьи, районные суды) до Верховного и Конституционного судов.
Для сохранения государственного строя, поддержания общественного порядка, защиты прав граждан, разрешения трудовых споров, охраны внешних границ необходимы армия, полиция, службы государственной безопасности и разведки, а также органы правосудия: суды, прокуратура и юстиция. Не случайно в различных теориях основным проявлением государственной власти является право принятия законов и использование легитимного принуждения как средства для их соблюдения.
Важнейшим элементом государства являются местные органы государственной власти, функции и полномочия которых варьируются в различных социальных системах.
В современных государствах местные органы власти (органы местного самоуправления, муниципалитеты) обладают известной самостоятельностью в решении социально-экономи
Гражданская война
Г
ческих проблем, формируют местные бюджеты, принимают решения о благоустройстве территорий, занимаются проблемами образования, переобучения и трудоустройства населения, финансируют развитие социальной и культурной сферы и т. д.
Государственная власть является ядром политической системы общества. Через представительную и законодательную власть гражданское общество (общество граждан государства, преследующих частные цели) представляет свои интересы, влияет на государство.
Гражданское общество включает в себя политические партии, общественные и религиозные организации, профсоюзы, группы давления, влияющие на функционирование государственной системы. Многие из этих институтов (церковь, СМИ, фонды, клубы), формально не являясь политическими, способны оказывать серьезное влияние на политическую власть и на принятие важных государственных решений.
Государство прямо или опосредованно определяет и регламентирует экономическую систему. Оно непосредственно влияет на развитие экономики путем определения налогов, контроля финансовой сферы и введе ния таможенных пошлин. Это позволяет не допустить высоких темпов инфляции, избежать дефицита бюджета и отрицательного сальдо торговли с другими странами.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА — боевые действия, происходящие в пределах одного государства, в которые вовлечена значительная часть населения страны, все классы, слои и группы общества.
Гражданские войны происходили на территории большинства государств мира на протяжении многих веков, но до сих пор у большинства историков нет четкого определения, что такое «гражданская война» и чем она отличается от иных военных действий (см. Война).
Так, марксисты видят в гражданских войнах способ продолжения классовой борьбы пролетариата и буржуазии: именно последняя, отчаянно сопротивляясь, навязывает войну передовому, победившему классу. Именно в таких терминах и описывались события 1918–21 гг. в России: гражданская война и иностранная интервенция стали реакцией свергнутой российской буржуазии и мирового капитала на социалистические преобразования в стране.