Проведение аукционов имело мало общего со свободным рынком, поскольку, как показали их итоги, победители были известны заранее. Так, возглавляемый М. Ходорковским банк «Менатеп», приобретший 8 декабря 1995 г. через подставную фирму ЗАО «Лагуна» 45% госпакета акций одной из крупнейших в мире нефтяных компаний ЮКОС, заплатил за них лишь 159 млн долларов (всего на 9 млн долларов больше стартовой цены), в то время как консорциум из Инкомбанка, Альфа-Банка и банка «Российский кредит» предложил за акции 350 млн долларов. Но заявка конкурентов по формальной причине принята не была, поскольку регистрацией участников аукциона заведовал именно «Менатеп».
По подобной же схеме проходила сделка с 38% акций РАО «Норильский никель», сердцевиной которого является лидер мирового рынка цветных металлов Норильский горно-металлургический комбинат. В результате инсценированных торгов, в которых участвовали только «свои» фирмы, причем некоторые из них были зарегистрированы на бомжей, ОНЭКСИМ-банк стал владельцем крупнейшего в мире комбината всего за 170 млн долларов, в то время как компания «Конт», представлявшая интересы банка «Российский кредит» и отстраненная от участия в аукционе из-за «недостаточных финансовых гарантий», была готова предложить 355 млн долларов. При этом уплаченные ОНЭКСИМбанком деньги никуда из банка не ушли — считаясь бюджетными, они в течение года оставались на счетах в ОНЭКСИМе как уполномоченном банке Госкомимущества. Оценочная прибыль банка за прокрутку этой суммы составила порядка 85 млн долларов.
Кроме того В. Потанин добился от правительства Черномырдина льгот по налогам и списания части долгов, в финансовом отношении сопоставимых с той суммой, что была получена бюджетом в качестве кредита от ОНЭКСИМ-банка.
|
В результате залоговых аукционов компания НК «Сургутнефтегаз» досталась НПФ «Сургутнефтегаз» (сумма кредита 400 млрд рублей), АО «Северо-Западное морское пароходство» — МФК (6,05 млн долларов), АО «Челябинский металлургический комбинат» — компании «Рабиком» (13,3 млн долларов), РАО «Норильский никель» — ОНЭКСИМ-банку (170 млн долларов), НК «ЛУКойл» — НК «ЛУКойл» и банку «Империал» (35,1 млн долларов), НК «Сиданко» — МФК и ОНЭКСИМбанку (130 млн долларов), АО «Новолипецкий металлургический комбинат» — ОНЭКСИМ-банку и МФК (31 млн долларов), АО «Мурманское морское пароходство» — АОЗТ «Стратег» (4,125 млн долларов), НК ЮКОС — АОЗТ «Лагуна» и банку «Менатеп» (159 млн долларов), АО «Новороссийское морское пароходство» — компании «Новороссийское морское пароходство» и Токобанку (22,65 млн долларов), АО «Нафта-Москва» — АО «НафтаМосква» и Юнибест-банку (20,01 млн долларов), АО «Сибирская нефтяная компания» — банку «Столичный банкъ сбережений» и ЗАО «Нефтяная финансовая компания» (100,3 млн долларов). Общая сумма поступлений в бюджет составила 691,535 млн долларов, 400 млрд рублей.
Проведение залоговых аукционов сопровождалось серией громких скандалов, в ходе которых проигравшие банки обвиняли победителей и Госкомимущество в нарушении правил добросовестной конкуренции. Отмечалось, что стоимость на рынке переданных под залог акций компаний как минимум в 20, а нередко и в сотни раз превышала сумму залогов.
Запад
Очевидно, однако, что правительство Ельцина не стремилось продать государственное имущество по максимально возможной цене. Об этом говорит, в частности, тот факт, что к участию в аукционах не были допущены иностранные компании. Государственные активы фактически передавались в руки лояльных предпринимателей в обмен на поддержку непопулярных политических лидеров на парламентских выборах 1995 г. и президентских выборах 1996 г. Гарантией лояльности было проведение аукционов в два этапа: официально их победители должны были получить предприятия в свою собственность лишь после второго раунда аукционов в 1997 г.
|
Получившие свои крупнейшие активы предприниматели стали своего рода заложниками, поскольку залоговые аукционы проводились на фактически нелегитимной основе. Их основанием были лишь указы Президента и ведомственный нормативный акт, при их проведении не была обеспечена конкуренция, для выдачи кредита правительству были использованы государственные деньги, находившиеся на счетах банков-победителей. Таким образом, практически все полученные активы могли в перспективе быть по суду отданы обратно государству.
Спешка со «строительством капитализма» в России привела к тому, что в основу нового общества, экономики был заложен изначально не правовой и аморальный фундамент, на котором невозможно строить надежное здание.
До сих пор, спустя более чем десятилетие, и народ, и государство, и сами владельцы полученных таким образом активов считают сделки нелегитимными, а значит, не могут всерьез строить отношения друг с другом на моральной и правовой основе. Всевозможные гонения на олигархов, в т. ч. и известное дело ЮКОСА, — последствие эпохи залоговых аукционов.
|
ЗАПАД — западная часть Старого Света, в переносном смысле — пространство, населенное народами, унаследовавшими культуру, сложившуюся на основе греко-римской античности и христианства.
В настоящее время данный термин нередко используется как синоним таких понятий, как «современное общество», «цивилизация», «демократия», «наука и техника», «прогресс», «гуманизм».
Принято считать, что именно страны Запада дали миру самые совершенные политические, экономические и социальные институты, являющиеся эталоном для остального человечества, которое по мере приближения к ним будет избавляться от варварства. Именно так в древние времена воспринимали собственное государственное устройство греки, а затем и римляне. В этом смысле они, безусловно, были «Западом» той эпохи, противостоящим варварскому Востоку. Несомненно, в этом смысле «Западом» себя ощущали и византийцы по отношению к варварским королевствам германцев, возникшим на обломках Западной Римской империи.
Но в современном значение понятие «Запад» оформилось лишь в конце XIX в. До этого в ходу было словосочетание «христианский мир», «христианское сообщество». Именно так в Утрехтском мирном договоре 1713 г. было обозначено единство европейских стран в противостоянии враждебному миру дикости и варварства.
Когда в XIX в. историки А. Мартен и Ж. Мишле впервые выдвинули идею построения единого западного политического сообщества, они полагали, что это прежде всего будет союз европейских государств, включая и германские, во главе с Францией против Российской империи, «жандарма Европы». Но после того как в 1871 г. Пруссия разгромила Францию, конфигурация возможно го единого сообщества значительно изменилась — вплоть до 1949 г. Германия оставалась для французов главным врагом.
Островная Великобритания, на протяжении веков дистанцировавша яся от континентальной Европы, не могла стать центром, вокруг которого консолидировалось бы западное сообщество. Им стали после своего вступления в Первую мировую войну в1917г. США, впервые за время своего существования выступившие в качестве полноценной «европейской» и мировой державы.
Именно США после 1945 г. и превратились в главную составную современной западной цивилизации. Америка за годы Второй мировой войны удвоила свой национальный доход и, в отличие от разгромленной Германии и истощенного войной СССР, реально могла претендовать на место лидера в мире.
Уже в 1944 г. журналист, основатель и редактор журналов Time и Life Г. Люс объявил, что XX в. будет «американским», подобно тому как XIX в. был «британским». Не удивительно, что после 1945 г. именно американизм стал идеологией западного сообщества, оттеснив на периферию европейские проекты — французский, немецкий, российский.
Американцы никогда не подвергались иностранной агрессии на своей земле, не знали поражений от какоголибо противника и в иных сферах деятельности. Отсюда проистекает их безграничная вера в технологический прогресс как в панацею от всех экономических неурядиц и социальных проблем.
Общество потребления, уровень которого и формируется высокотехнологичным производством, по мнению американцев демократично уже потому, что дает шанс обычному человеку пользоваться благами цивилизации на равных с элитой. «Век, в который мы вступаем, — говорил во время Второй мировой войны вице-президент США Г. Уоллес, — может и должен стать веком простого человека».
По сути дела, ко второй половине XX в. пресловутая «американская мечта» из пуританского проекта «Град на холме», где Америке была уготована роль Иерусалима, превратился в мессианизм «Макдоналдса» и попкорна. И европейцы, продолжающие осознавать себя частью западной ци
Зеленые
З
вилизации, всерьез (и не без оснований) опасались вульгарности и меркантилизма заокеанской цивилизации. Видный испанский философ Х. Ортега-и-Гассет писал: «Особенность нашего времени в том и состоит, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду».
Именно США в XX в. оказались единственной державой в мире, способной предложить человечеству куда более универсальный проект, чем либеральный европейский, нацистский — Германии и коммунистический — России. Поэтому он и был положен в основу того, что в мире осознается как «Запад» — сообщество США, Европы, Японии, государств, осознающих общность принципов, на которых базируется внешняя и внутренняя политика и формулируется стратегия развития. Однако, уже в конце XIX — начале XX вв. в Европе и в России звучала критика «универсалистского подхода» к человеческой истории.
Так, русский мыслитель К. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер выступили с идеей «самоценности» каждого народа и каждой культуры. Ни одну из культур нельзя измерять внешней для нее меркой чужой культуры, что сплошь и рядом делает Запад.
Антропологи М. Мосс, К. ЛевиСтросс и другие показали, что иные культуры и их представители во многих отношениях превосходят западного человека, а вовсе не являются «варварскими и недоразвитыми».
Одна из впечатляющих работ по этому вопросу принадлежит Э. Саиду. В книге «Ориентализм» он показал, как на протяжении столетий Западом формировался искаженный образ Востока.
Подобные умонастроения все больше овладевают мировой интеллектуальной элитой. В научных работах критикуется «евроцентризм» и «западоцентризм». В свою очередь в Японии и Китае принят на вооружение лозунг «Модернизация без вестернизации», призванный сохранить культурную идентичность и специфику великих восточных цивилизаций в условиях глобализации. Политическое продолжение идей культурного плюрализма стоит ожидать и во многих других странах в ближайшее столетие.
ЗЕЛЕНЫЕ — движение, выступающее против загрязнения окружающей среды, за ненасилие, сокращение военных бюджетов, децентрализацию общественной жизни и т. п.
Термин «зеленый» (нем. Grun) был введен организаторами немецкой Партии зеленых в 1980 г. Платформа «зеленых» близка феминизму, левому либерализму, анархизму и восходят к ря ду учений эпохи Просвещения (Ж. Ж. Руссо) и романтизма (Ф. Р. де Шатобриан, И. К. Ф. Гельдерлин и т. д.), в частности, тезису, что технический прогресс и цивилизация уводят человека от природы, составляющей его сущность и высший идеал, с которой нужно находиться в гармонии.
В течение XIX в. эти идеи выражались различными эскапистскими общинами и отдельными мыслителями. В XX в. развитие индустрии и эксплуатация природных ресурсов, нанесение серьезного вреда окружающей среде привели к все большей популяризации взглядов «зеленых» у широких народных масс. На Западе появились движения хиппи (экологизм был одной из оставляющих их идеологии), Римский клуб (1968), всемирная неправительственная организация экологов Гринпис (1971), а в 1972 г. оформилось и политические партии «зеленых» — «Объединенная тасманская группа» (Австралия), «Малая партия» (Канада), «Партия ценностей» (Новая Зеландия).
Наибольшего размаха движение «зеленых» приобрело в Германии (ФРГ), где в 1980 г. была организована немецкая Партия зеленых, объединившая ряд организаций и групп (ок. 40 тыс. членов), выступивших с позиции охраны окружающей среды, в т. ч. против развития ядерной энергетики. В том же году они впервые приняли участие в выборах на федеральном уровне.
В 1983 г. Партия зеленых получила в Бундестаге (парламенте ФРГ) 24 места, в 1987 г. — 42 (3 млн голосов избирателей).
После участия в коалиционных правительствах на уровне земель в течение нескольких лет, в 1998 г. вместе с Социал-демократической партией Германии в т. н. Красно-зеленом альянсе «зеленые» попали в федеральное правительство. В результате деятельности «зеленых» Германия превратилась в «законодателя мод» в области экологии, тратя на охрану окружающей среды 1,75% от ВВП (США — 1,3%, Япония — 1%). В 2001 г. под нажимом «зеленых» было заявлено о свертывании ядерной энергетики в Германии.
Партии «зеленых» действуют и в большинстве других западноевропейских стран. В Бельгии, Португалии, Швейцарии, Финляндии и Франции они также входили в парламент или в правительства на национальном уровне. В 1984 г. представители партий 9 стран создали «Координационный комитет “зеленых” в Европе».
На выборах в Европарламент в 1989 г. «зеленые» получили 38 мест. В СССР «зеленые» идеи выражали последовательно «сторонники Вернадского», «деревенщики», движение КСП (Клуба самодеятельной песни, чья идеология, была, конечно, шире, но включала в себя экологизм как серьезный элемент), «экологическое движение» и проч.
Первая в СССР партия «зеленых» — Социально-экологический союз — была создана в декабре 1988 г. С. Забелиным и объединила ряд неправительственных организаций. В марте 1990 г. была образована Партия зеленых, в результате трений ее создателей — анархо-коммунистов В. Дамье и С. Фомичева и анархосиндикалистов А. Шубина и др. — в мае 1991 г. расколовшаяся соответственно на Лигу зеленых партий и Российскую партию зеленых. Одновременно появилось еще несколько «зеленых» партий, которые, однако, вскоре растворились вследствие своей политизации в разношерстной
Золотой миллиард
массе демократических партий и исчезли с политической сцены после августа 1991 г. Исключение составляла лишь партия «Кедр», чьи истинные цели, впрочем, были весьма далеки от собственно экологических проблем.
Созданное в начале 1993 г. предпринимателем А. Панфиловым Конструктивно-экологическое движение России «Кедр» (с 1994 г. — Экологическая партия России «Кедр», с 2002 г. — Российская экологическая партия «Зеленые») не раз пыталось пройти в Госдуму, но всегда демонстрировало свой статус политического аутсайдера (набрав в 1993 г. 0,76% голосов избирателей, в 1995 г. — 1,39%, в 2003 г. — 0,42%).
27 октября 2007 г. постановлением Центризбиркома партия была снята с выборов в ГД в связи с большим процентом недостоверных подписей, собранных в ее поддержку. Тем не менее, на сегодняшний день РЭП «Зеленые» являются единственной в России зарегистрированной политической партией экологической направленности, имеющей общероссийский статус.
В России и в других странах мира многочисленные «зеленые» организации часто используются их спонсорами как в коммерческих, так и в политических интересах. Так, например, известно, что СССР использовал западных «зеленых» для блокад американских военных баз, а США использовал наших экологов для торпедирования позднего СССР (перестройка начиналась с экологических митингов и протестных кампаний, например, «против поворота северных рек»).
Сейчас многочисленные «зеленые организации» и партии используются транснациональными корпорациями в борьбе друг с другом. Плодом такого противоборства часто становятся аферы, охватывающие население всей планеты. Примерами служат т. н. «антиасбестовая лихорадка» 1970-х гг., оплаченная химиками — производителями заменителей асбеста, или афера, связанная с пресловутыми «озоновыми дырами», раздутая в начале 1990-х гг. буквально на пустом месте. В результате последней Россия подписала соглашение не производить фреоновые холодильники, остановила их производство, и теперь мы покупаем те же фреоновые холодильники на Западе.
«Мнения» экологов нередко становятся составной частью экономического прессинга на те или иные страны и, в частности, на компании, занимающие лидирующие позиции на мировом рынке. Один из ярких примеров — публикация в октябре 2006 г. компанией Blacksmith тенденциозного списка самых загрязненных городов мира, в первой десятке которого оказались сразу три российских города — Дзержинск в Нижегородской обл., Рудная Пристань в Приморье и Норильск.
В результате инвестиционной привлекательности городов фигурантов списка был нанесен немалый ущерб. Характерно, что публикация доклада совпала по времени как с активизацией претензий к проекту «Сахалин-2», так и с сообщениями о готовящейся покупкой российской компанией «Норильский никель» металлургического бизнеса компании OM Group, одного из мировых лидеров химической индустрии. Тревожные «факты», приводимые в докладе, были призваны серьезно подмочить репутацию «Норильского никеля» в глазах как его партнеров, так и «мировой общественности».
Несомненно, выбросы диоксида серы в норильском промышленном районе являются серьезной экологической проблемой. Решить же ее может не только внедрение новых природосберегающих технологий (на что до 2015 г. «Норильский никель» направит более 1 млрд евро), но и снижение им объемов производства. Это ему и навязывается с помощью экологов, требующих внедрить в малозаселенной зоне Крайнего Севера европейские экологические стандарты.
К слову, многие российские нормативы воздействия на окружающую среду значительно жестче западных: в России контролируется содержание в атмосферном воздухе более 600 загрязняющих веществ, а в выбросах алюминиевых заводов — порядка 50 веществ, в США же соответственно 168 и 2. Таким образом, очевидно, что деятельность экологических организаций часто имеет цели, далекие от реальной заботы о сохранности природы.
Не отрицая важности проблемы бережного отношения к окружающей среде, необходимо задаваться вопросом и о том, кто конкретно и зачем каждый раз оплачивает «зеленым» те или иные акции. Радикализм ряда участников мирового экологического движения нередко рассматривают как реальную угрозу обществу: многие экологические экстремисты считают единственными достойными представителями человечества только себя, прочие же, по их мнению, погрязли в эгоизме и безответственности.
В 1992 г. во время всемирной экологической конференции ООН в Риоде-Жанейро группа из 56 всемирно известных ученых, писателей и общественных деятелей обратилась к мировой общественности с меморандумом, в котором предостерегла мир от крайностей экологического движения.
ЗОЛОТОЙ МИЛЛИАРД — условный миллиард жителей наиболее богатых и развитых стран мира (США, Канада, Евросоюз, Япония).
Впервые о «золотом миллиарде» заговорили в середине 1970-х гг. после первого серьезного мирового кризиса природных ресурсов. Группа ученых из различных университетов, назвавшаяся Римским клубом, подготовила и распространила доклад «Пределы роста», в котором утверждала, что при существующих темпах экономического роста природные ресурсы земли будут исчерпаны в течение 20–50 лет, а следовательно, необходим переход на энерго- и ресурсосберегающие технологии, ограничение рождаемости в развивающихся странах, «консервация прогресса». Неявным выводом из этого доклада было то, что развитым странам (странам «золотого миллиарда») нет при
Зубков
З
чин способствовать развитию слаборазвитых стран, т. к. все они могут стать конкурентами за все более и более редкие ресурсы.
На Международном форуме по проблемам регулирования народонаселения в Рио-де-Жанейро в 1992 г. было также заявлено, что если все страны мира когда-нибудь достигнут такого же благополучия, как США и другие развитые страны, это будет означать увеличение нагрузки на биосферу и атмосферу Земли в сотни раз и мгновенную гибель от нехватки ресурсов. Это означает, что такой уровень развития просто невозможен, а значит, страны мира перестают делиться на развитые и развивающиеся, они делятся на те, кому разрешено медленно развиваться и те, кому это запрещено, на «отставших навсегда».
Привилегированные страны — это и есть страны «золотого миллиарда», которые уже сейчас потребляют две трети мировых ресурсов, обязаны бороться за стагнацию в странах неразвитых, за поддержание их на низком уровне развития.
Этим объясняется политика в отношении вымирающей Африки, опутывание долгами стран Южной Америки и Азии, сдерживание и препятствование росту России, Китая, Индии, повсеместное провоцирование кризисов, создание «горячих точек» ради ухудшения инвестиционного климата, организация «бархатных революций», насаждение марионеточных несуверенных режимов.
Такая политика, однако, не является разумной: планета у нас одна, и нищее население стран «третьего мира» мигрирует в благополучную Европу, в США. Возникают серьезные конфликты, в целом сильно падает моральный авторитет развитых стран, они больше не рассматриваются как локомотив прогресса, а, напротив, предстают паразитами на теле всей планеты. Кроме того, новейшие исследования показывают ошибочность многих исходных параметров, на основании которых делались выводы о скором исчезновении на земле ресурсов.
Поступательное гармоничное развитие человечества возможно без эгоистического перераспределения и войн за ресурсы, если будет лучше использован научно-технический потенциал человечества.
Внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий противостоят транснациональные корпорации (ТНК), которые сделали огромные инвестиции в старые технологии и ждут полной выработки и отдачи. Таким образом, концепция «золотого миллиарда» есть циничное, антигуманистическое мировоззрение узкой прослойки недальновидных дельцов и политиков.
ЗУБКОВ Виктор Алексеевич — первый заместитель Председателя Правительства России, председатель Совета директоров «Газпрома».
Родился 15 сентября 1941 г. в п. Арбат Кушвинского р-на Свердловской обл. С 1958 по 1960 гг. работал слесарем на Мончегорском ремонтно-механическом заводе, затем на руднике «Ниттис-Кумужье» комбината «Североникель» в Мурманской обл. В 1965 г. окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт по специальности «агроном-экономист».
Отслужив в армии, в 1967 г. начал карьеру в сельском хозяйстве, работая в различных совхозах Ленинградской обл., где прошел путь от управляющего отделением до генерального директора объединения совхозов «Приозерское».
Член КПСС с 1967 по 1991 гг. С 1985 по 1991 г. — на партийной работе, занимал должности председателя горисполкома г. Приозерска (Ленинградская обл.), первого секретаря Приозерского городского комитета КПСС, заведующего отделом сельского хозяйства и пищевой промышленности и аграрным отделом, затем первого заместителя председателя Ленинградского областного комитета, отвечающего за сельское хозяйство (с 1989 г.). По словам бывшего исполнительного секретаря СНГ Ю. Ярова, благодаря В. Зубкову сельское хозяйство Ленинградской обл. в конце 1980-х гг. находилось на подъеме, а показатели надоев были даже лучше, чем в Финляндии.
В 1992 г. В. Зубков назначается заместителем председателя Комитета по внешним связям мэрии г. СанктПетербурга (председатель — В. Путин). В ноябре 1993 г. становится начальником Государственной нало говой инспекции (ГНИ) по СанктПетербургу — заместителем руководителя Государственной налоговой службы (ГНС).
В мае 1995 г. вступил в движение «Наш дом — Россия». После переименования ГНС в Министерство по налогам и сборам в ноябре 1998 г. был назначен начальником управления МНС по Санкт-Петербургу (позднее объединенного Управления МНС по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл.), а в июле 1999 г. — замминистра по налогам и сборам. Занимал обе должности по ноябрь 2001 г.
В 1999 г. баллотировался на пост главы администрации Ленинградской обл. (избирательной кампанией руководил Б. Грызлов). На выборах 19 сентября 1999 г. занял 4-е место из 16, набрав при этом 8,64% голосов.
В 2000 г. В. Зубков — член СанктПетербургской инициативной группы за избрание президентом В. Путина, доверенное лицо кандидата В. Путина. В мае 2000 г. избран председателем политсовета Санкт-Петербургского отделения движения «Единство», который возглавлял до сентября 2000 г.
В июне 2002 г. вошел в Центральный координационный совет сторонников партии «Единая Россия ».
В ноябре 2001 г. В. Зубков был назначен первым заместителем министра финансов РФ — главой Комитета по финансовому мониторингу Минфина. Фактически с нуля создав орган финансовой разведки страны, за год работы добился того, что Россия была исключена из черного списка FATF (Межправительственной комиссии по борьбе с отмыванием криминальных капиталов), а в 2003 г. сама вступила в эту организацию.
Зюганов
В марте 2004 г. назначен на пост главы федеральной службы по финансовому мониторингу. 14 сентября 2007 г. В. Зубков был утвержден в должности премьер-министра Российской Федерации. На этом посту проявил себя как деятельный организатор, не желающий мириться со свойственными ряду чиновников волокитой и безответственностью.
12 мая 2008 г., после вступления в должность Президента России Д. Медведева, Зубков получил пост первого вице-премьера во вновь сформированном правительстве В. Путина. С июня 2008 г. В. Зубков является Председателем совета директоров ОАО «Газпром».
Действительный государственный советник РФ 1-го класса (2003). Кандидат экономических наук (тема диссертации — «Совершенствование налогового механизма минерально-сырьевого комплекса на примере Ленинградской обл.»), член-корреспондент Российской инженерной академии (РИА). Имеет государственные награды: ордена «Знак Почета» (1975), «Трудового Красного Знамени» (1981), «За заслуги перед Отечеством» IV (2000) и III (2006) степени.
ЗЮГАНОВ Геннадий Андреевич — лидер КПРФ.
Родился 26 июня 1944 г. в учительской семье в деревне Мымрино Хотынецкого р-на Орловской обл. Окончил с серебряной медалью среднюю школу, год проработал в ней учителем. В 1962–69 гг. учился на физико-математическом факультете Орловского педагогического института (ОГПИ). В 1963–66 гг. служил в Советской армии в радиационно-химической разведке.
В 1966 г. вступил в КПСС. С 1967 г. занимался комсомольской работой на выборных должностях районного, городского и областного звена. Параллельно с 1969 по 1970 гг. преподавал физику и математику в ОГПИ. В 1972–74 гг. работал первым секретарем Орловского обкома ВЛКСМ. В 1974–83 гг. — секретарем райкома, вторым секретарем Орловского горкома КПСС, заведующим отделом пропаганды и агитации Орловского обкома КПСС.
С 1978 по 1980 гг. учился на основном отделении Академии общественных наук при ЦК КПСС. Окончил аспирантуру АОН. В 1980 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему социального планирования больших городов.
В 1983–89 гг. Зюганов работал в отделе агитации и пропаганды ЦК КПСС инструктором, заведующим сектором. В 1989–90 гг. был заместителем заведующего идеологическим отделом ЦК КПСС. Делегат Учредительного съезда Компартии РСФСР (июнь — сентябрь 1990 г.) и XXVIII съезда КПСС (июнь 1990 г.).
После создания Коммунистической партии РСФСР в июне 1990 г. на I учредительном съезде был избран секретарем ЦК и членом Политбюро партии, председателем постоянной Комиссии ЦК КП РСФСР по гуманитарным и идеологическим проблемам.
22 августа 1991 г. после путча ГКЧП деятельность КП РСФСР была приостановлена. В декабре 1991 г. Зюганов был кооптирован в состав Координационного совета Российского общенародного союза. Тогда же был избран членом КС Движения «Отчизна». В 1992 г. участвовал в I соборе (съезде) Русского национального собора (РНС), стал членом президиума собора, также вошел в оргкомитет Фронта национального спасения (ФНС).
На II чрезвычайном съезде Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) в 1993 г. был избран членом Центрального исполнительного комитета партии, а на I организационном пленуме ЦИК КП РФ — председателем ЦИК.
С 21 сентября 1993 г. — после выступления Б. Ельцина с сообщением о роспуске парламента — находился в Доме Советов. Участия в силовых акциях противников президента РФ 3–4 октября не принимал, выступал по телевидению с призывом не выходить на улицы «во избежание кровопролития». Оппозиция расценила это как недвусмысленную поддержку Ельцина. В результате один из ближайших сподвижников Зюганова В. Видьманов получил от власти субподряд на работы в разрушенном Белом доме.