Столица — г. Киев, основан в VII в. восточнославянским племенем полян. 23 глава




Произвольная эта прибавка возникла в VI в. на поместном соборе Испанской церкви в Толедо. Сначала папа Лев III отверг этот догмат, но затем, когда римские первосвященники стали претендовать на всю полноту власти в христианском мире, он был принят основополагающим.

Одной из причин утверждения исхождения Св. Духа «и от сына» явились и политические события, а именно падение династии Меровингов и узурпация трона императоров Каролингами. Требовалось обосновать возможность прерывания традиции, т. е. обосновать возможность получения власти не только «от отца».

Но главная причина разделения церквей — в претензиях римских епископов быть непогрешимыми наместниками на земле Господа Иисуса Христа. Не способствовало популяризации католической версии христианства и введение еще в ранние века христианства целибата — обязательного безбрачия священников.

В VIII в. римские папы стали обосновывать свою власть, ссылаясь на так называемый «константинов дар», грамоту о передаче власти императором Константином в IV в. папе Сильвестру. В XV в. итальянские же гуманисты доказали подложность этого дара.

Окончательный раскол христианства на западную (католическую) и восточную (православную) церкви (т. н. «схизма») произошел в 1054 г. при папе Николае II, хотя фактически вдохновителем раскола был его соправитель, следующий папа Григорий VII, часто называемый «отцом католицизма». Именно Григорий провел реформы, которые придали католицизму новый облик, сохранившийся в общих чертах до сегодняшнего времени. Он ввел новый «григорианский» календарь, активно и успешно боролся с монархами того времени за инвеституру (право самостоятельно, без короля, назначать епископов). До него в христианских монастырях было разнообразие уставов, Григорий, взяв за стандарт Клюнийский монастырь, распространил принятый в нем устав и каноническое право на все католические монастыри: за образец были взяты хоральное пение и готическая архитектура.

Преемник Григория папа Урбан II продолжил экспансионистскую политику и объявил в 1095 г. «крестовый поход» за освобождение Гроба Господня.

В военном отношении несколько крестовых походов были неудачны. Первые успехи и завоевание Иерусалима в дальнейшем обернулись не только провалом, но и значительными геополитическими потерями Европы. В 1204 г. крестоносцы, давно превратившиеся в мародеров, веро ломно захватили и разорили форпост христианства на Ближнем Востоке — столицу Византии Константинополь. Этот предательский удар в спину подорвал могущество самого культурного государства того времени, привел впоследствии к падению Византии и фактическому установлению многовекового турецкого ига над большим количеством восточноевропейских народов.

Однако из крестовых походов нищая и необразованная Западная Европа вынесла не только огромное количество христианских святынь и материальных благ, были заново открыты хранимые Византией и арабскими учеными античные источники. В Европе стали активно изучать право (слово «юстиция» — от имени Юстиниана, византийского императора, создавшего свод законов). От византийцев западноевропейцы переняли неоплатоническую философию и бани, от арабов — алгебру и арабские цифры, стихотворные ритмы и даже порядок подачи блюд к трапезе.

Культурные контакты с Востоком привели в итоге к эпохе Возрождения в Европе.

Римская церковь начала играть серьезную политическую роль в мире. Монашеские ордена бенедиктинцев, доминиканцев, францисканцев, тамплиеров и госпитальеров активно проникли в правящие круги европейских монархий и скрыто управляли политическими и экономическими процессами. В отношении России римским престолом вдохновлялись походы Ливонского ордена (остановленные Александром Невским), поход Мамая (остановленный Дмитрием Донским), организовывались процессы раскола в православной церкви (люблинская уния).

Огромная власть и богатство римского престола способствовали нарастанию негативных процессов в католичестве. Должности папы и епископов активно покупались и продавались, различные партии проводили перевороты, занимались убийствами и отравлениями. В то же время римская церковь активно преследовала ученых-гуманистов (Г. Галилей, Дж Бруно и др.), свирепствовала инквизиция, сотни тысяч женщин сжигались по подозрению в колдовстве, велись целые войны против многочисленных еретиков (катаров, альбигойцев, таборитов и проч.).

Возникла порочная для остального христианского мира практика т. н. индульгенций, когда верующий получал право путем денежных взносов или иных материальных пожертвований сократить время своего пребывания в чистилище — том месте загробного мира, куда попадают души не успевших раскаяться грешников (в православном богословии понятия чистилища нет).

Продажа свидетельств об отпущении грехов, широко распространившаяся в католических странах с XII в., в значительной степени подорвала авторитет римского престола. Гонения на науку с одной стороны, непотизм (раздача папами доходных должностей, высших церковных званий или земель близким родственникам) и симония (практика продажи и покупки священного сана) с другой стали причинами реформации — антикатолического движения в Европе.

Китай

К

На реформацию Римская власть ответила созданием Ордена иезуитов (чьей основной доктриной стал пробабилизм с его лозунгом «цель оправдывает средства»).

Иезуитов справедливо называли рыцарями плаща и кинжала за то, что они совершали политические убийства в интересах папского престола. Реформационные и антиреформационные войны и костры инквизиции привели к тому, что к середине XVII в. население Европы сократилось на треть (а в Германии, например, с 16 до 4 млн чел.). Мир установился постепенно на основе отрицающего свободу совести принципа «чья власть, того и вера».

В самом католицизме сложилась строгая централизация духовной власти. Главой церкви считается римский епископ — папа, который избирается пожизненно коллегией кардиналов. Согласно католическому учению, папа является преемником Святого Петра в римском епископате, наместником Христа на Земле. В решениях I Ватиканского собора в 1869–70 гг. было оформлено учение о непогрешимости папы и его безошибочности в суждениях по вопросам веры и морали.

С этим учением категорически не согласны ни православные христиане, ни протестанты. Папа назначает высших иерархов римско-католической церкви: кардиналов, примасов, патриархов, митрополитов, епископов. Кроме того, римский епископ является сувереном государства Ватикан, созданного в 1929 г. в результате Латеранских соглашений между фашистским правительством Италии, возглавляемым Б. Муссолини, и папой Пием XI.

Как и православие, католицизм признает 7 таинств. Однако до недавних пор во время литургии для священников в католицизме сохранялась привилегия причащаться вином, тогда как прихожане причащались только хлебом (в отличие от православия — только пресным, но не квасным). Это вытекало из представления католиков об особой роли (благодати) священнослужителей (клира).

На протяжении всего XX в. католическая церковь вынужденно пыталась модернизировать свое учение и культ. В 1962 г. по инициативе папы Иоанна XXIII был созван II Ватиканский собор. Он длился до 1965 г. и закончился уже при понтификате следующего предстоятеля Римскокатолической церкви — Павла VI. Собор принял решение об участии католиков в экуменическом движении, цель которого состоит в объединении всех христианских течений и церквей. На одном из заседаний было оглашено совместное заявление Римского престола и Константинопольского патриархата (носит титул «Вселенского»), в котором провозглашался взаимный отказ от анафемы 1054 г.

В среде католического духовенства до сих пор продолжаются дискуссии о судьбах христианства в мире. В ареале широкого распространения католичества — в Латинской Америке — еще в 1960-е гг. возникла «теология освобождения» — попытка совместить христианство с идеями социальной справедливости и социализма (Г. Гутьеррес, Л. Бофф, У. Ассман и др.). Сторонники ее провозглашают революцию основной формой реакции на империалистический террор. Официальный же Ватикан откровенно поддерживает США и Евросоюз в их попытках установления мировой гегемонии. Предшествующий папа — Иоанн-Павел II (поляк Кароль Юзеф Войтыла) играл активную роль в мировой политике и способствовал разрушению СССР и советского блока. С апреля 2005 г. папой является Бенедикт XVI (немец Иозеф Ратцингер).

КИТАЙ (Китайская Народная Республика, КНР) — государство в Центральной и Восточной Азии, располагающее 3-й по величине территорией в мире (после России иКанады) и самым большим населением — 1,339 млрд чел. (2009). Темпы ежегодного прироста населения оцениваются примерно в 1,3%.

В КНР 56 национальностей. 92% от общего числа населения составляют ханьцы.

Китай — древнейшее государство мира, насчитывающее многотысячелетнюю имперскую и культурную историю. Здесь родились не только шелк и фарфор, бумага и порох, книгопечатание и компас, но и многие философские системы, религии, великие образцы поэзии, литературы, музыки.

Китайцы — один из немногих народов в мире, история которого начиналась на той же территории, где этот самый многочисленный в мире этнос живет и в настоящее время. Все это во многом и определило традиционное мировоззрение китайцев, считающих все прочие этносы отсталыми народами.

Идея этнической и культурной неполноценности окружающих «срединные царства» народов получила выражение в учении Конфуция. Логическим следствием этой идеи явилась доктрина о мессианской роли Китая, его духовной обязанности просвещения своих соседей и невозможности обратного процесса.

По традиционной китайской доктрине мироустройства Китай является центром мира, а все страны, когдалибо с ним контактировавшие, находятся от него в иерархически выстроенной вассальной зависимости. Место каждого из этих государств зависит от того положения, какое оно занимало во внешнеполитических интересах Поднебесной. Согласно этому представлению Китай имеет право на территории всех тех народов, что когда-либо жили в пределах империи либо платили ей дань, посылали послов или даже ее… покоряли. Эта парадигма сохраняется и по сию пору.

Основные религии Китая — буддизм северной ветви, даосизм и кон фуцианство, зачастую сильно смешанные между собой.

Китайская цивилизация зародилась в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. Необходимость обеспечения нормального режима ирригации (организация работ по прокладке каналов, строительству оборонительных сооружений) привела к возникновению первых государств.

Китай

Согласно традиционной китайской историографии первой династией была Ся (предположит. XXI–XVI вв. до н. э.), создавшая первое в истории рабовладельческое государство. В те времена были возведены городские стены, создана армия, тюрьмы, календарь, введен уголовный кодекс. После упорной борьбы племя ся было изгнано из долины Хуанхэ племенем шан (позднее инь).

При династии Шан-Инь (1766– 1122 гг. до н. э.) достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные надписи и бронзовые сосуды. Уже у высшей иньской знати и администрации возникает представление о верховенстве Инь над соседними территориями, которое обеспечивает верховный правитель древних китайцев в силу того, что он является наместником на земле Верховного владыки, шан ди — высшего божества.

В начале первого тысячелетия до н. э. Шан-Инь попало под власть племени чжоу, пришедшего с запада. Чжоусцы заимствовали и развили иньские институты государственности, а также культ Верховного владыки, которого стали именовать Тянь (Небо), и, соответственно, представление о власти своего правителя, получившего наименование Тяньцзы (Сын Неба). Процветало сельское хозяйство, были усовершенствованы земледельческие орудия труда, создано много памятников литературы и искусства, а также трудов по философии, политике и истории («Книга песен»). Царство Чжоу просуществовало с 1122 до 247 гг. до н. э., когда окончательно распалось на отдельные княжества.

Этот период государственной раздробленности в китайской исторической традиции называется эпохой Чуньцю, то есть «Весны и Осени» (770–403 гг. до н. э.). В это время были изобретены технологии выплавки железа. Зародился обычай использовать рогатый скот при обработке земли. На смену рабовладельческому пришел феодальный строй. Именно к этому времени относится появление самоназваний хуа ся и Чжунго (Срединное государство) и завершение процесса формирования этнического самосознания.

Это не могло не внести качественные изменения в представление об обитаемом мире. Если раньше идея главенства над соседними племенами и народностями исходила из представления о божественном характере власти правителей, то теперь эта идея подкрепляется представлением о принадлежности к более высокоорганизованной культуре.

С 403 по 221 гг. до н. э. продолжалось время Воюющих Царств. Победителем из многолетней кровопролитной войны семи царств вышло царство Цинь. Его правитель, 30-летний Чжан-ван, стал именоваться Цинь Шихуанди. Он стал первым императором династии Цинь (221–206 гг. до н. э.), покончил с всевластием удельных князей, провел административную реформу, разделив страну на области и уезды, правители которых назначались и снимались лично им, ввел единую денежную систему, упорядочил меры веса и длины, установил единые образцы, по которым должны были шиться одежда, изготавливаться оружие и другие предметы.

Семью он воспринимал как важную часть государственного механизма, она по закону несла ответственность за поведение своих членов.

Цинь Шихуанди проводил активную внешнюю политику. Услышав пророчество, что «Цинь погубят хусцы с севера», он бросил десятки тысяч людей на строительство оборонительного вала для защиты от северных кочевников. Это колоссальное сооружение, которое потом достраивалось многими поколениями китайцев, вошло в историю под названием Вань Ли чан чэн («Стена длиной в 10 тысяч ли»), или Великая Китайская стена.

Династия Цинь закончилась после смерти ее основателя. Вспыхнула междоусобная борьба, победителем в которой стал правитель волости Лю Ба, основавший новую династию — Раннюю (Западную) Хань (206 г. до н. э. — 25 г. н. э.). Новый правитель отменил наиболее жестокие законы своего предшественника, дал свободу значительной части подневольных людей, принял энергичные меры по восстановлению сельского хозяйства, развитию различных ремесел.

Экономический рост в ханьской империи способствовал укреплению государства, правители стали проводить завоевательную политику по отношению к соседям. Войны разоряли простой народ и государственную казну. Начались бунты. Воспользовавшись смутой, в 9 г. н. э. трон захватил сановник Ван Ман. Против узурпатора выступили широкие народные массы, вспыхнуло восстание Краснобровых. После гибели Ван Мана в 23 г. власть в стране захватил Лю Сю, положивший начало Поздней (Восточной) Ханьской династии (25–220). Столица была перенесена с запада — из г. Чанъань на восток, в Лоян. В этот период произошли значительные изменения в производстве — для выпаривания соли и выплавки чугуна стали применять воздуходувки на природный газ; нашли способ изготовления дешевой бумаги из древесной коры и старого тряпья. Но бесчисленные войны, которые вели правители, привели в конце концов к массовому недовольству.

Грозное Восстание Желтых повязок в 184 г. нанесло Поздней Хань смертельный удар, от которого она так и не сумела оправиться. Последний император династии Хань Сяньди стал заложником военачальников Цао Цао и Дун Чжо. Наступил период Троецарствия (220–280), закончившийся, когда войска царства Вэй, покорившие в 263 г. царство Шу, разгромили государство У.

Уже с 265 г. правящая династия Вэй стала именовать себя Западной Цзинь. В 318 г. на смену ей пришла династия Восточная Цзинь. Наступило время Южных династий. На севере укрепились неханьские (некитайские) династии сяньбийцев, в т. ч. Северная Чжоу. В 581 г. власть в государстве захватил Ян Цзянь. Он за

Китай

К

воевал Северный Китай и, разгромив на юге династию Чэнь, в 589 г. объединил всю страну.

Основанная Вэнь-ди (так стал именовать себя Ян Цзянь) династия Суй просуществовала менее 30 лет. Император пал от руки собственного сына Ян Гуаня (Ян-ди), а после того, как тот сам погиб от рук придворных, трон перешел к полководцу Ли Юаню, принявшему императорское имя Гао-цзу. Так началась длительная эпоха династии Тан (618–907).

В это время в стране происходит значительный культурный подъем, создаются великолепные образцы искусства, литературы, особенно поэзии. Танский Китай стал ведущей державой Восточной Азии. Значительно расширились границы империи. Танские правители вели завоевательные войны. На западе — с тюрками, Тибетом и Арабским халифатом, на юге — с Вьетнамом.

В VIII в. власть императора ослабевает, резко возрастает влияние военных губернаторов. Мятеж Ань Лушаня, а затем и крестьянское восстание Хуан Чао в 874 г. поставили империю на грань гибели. После падения династии Тан в 907 г. начался период «Пяти династий и десяти царств». Междоусобица закончилась в 960 г. утверждением новой династии, правителю которой в 979 г. удалось объединить весь Китай.

На протяжении всей эпохи Сун (960–1279) китайцам приходилось вести упорную борьбу с враждебными государствами Севера: сначала с царством тангутов Си Ся и киданьским царством Ляо, а затем с чжурчжэнями. Они захватили Северный Китай, основав свое государство Цзинь, которое просуществовало с 1115 по 1234 гг., пока не было разгромлено монголами. Проиграв войну чжурчжэням, императорский двор переехал на юг, в Ханьчжоу. Начинается период Южной Сун (1117–1279).

Правление этой династии — один из самых плодотворных периодов в китайской истории. Именно в сунское время были изобретены книгопечатание, порох, компас. Но слабость власти, непопулярность династии в народе ослабили империю, и она не могла противостоять мощному натиску с севера. Разгромив чжурчжэней, монголы положили конец династии Сун, основав собственную — Юань, которая правила Китаем с 1280 по 1368 гг.

Впервые в истории Китай оказался подчиненным чужеземцам. Однако китайцам удалось «китаизировать» своих захватчиков, которые в значительной степени переняли не только нравы и обычаи, но и систему государственного управления, законодательство. Столицей Юаньской империи стал г. Пекин (Дада). Весь период монгольского владычества китайцы боролись с захватчиками. Изгнать их удалось отрядам буддийского монаха Чжу Юаньчжана. Началась эпоха правления династии Мин («Блестящая») — с 1368 по 1644 гг.

Бесконечные войны, которые вели минские императоры, истощали казну, разоряли крестьян и ремесленников. Ответом народа на притеснения чиновников стало восстание Ли Цзычэна. Он собрал большое войско, захватил Пекин и провозгласил себя императором. Минский правитель вынужден был прибегнуть в борьбе с восставшими к помощи воинственных маньчжуров. После разгрома восставших северяне отказались покидать китайскую территорию, разгромили минские войска и основали новую династию Цин (1644–1911), последнюю династию императоров в китайской истории.

Эпоха Цин была временем, когда Китай значительно расширил свою территорию. На западе китайцы присоединили к империи земли Джунгарского ханства и Тибет, на севере — монгольские территории. К началу XVIII в. Китай превращается в самое могущественное государство Восточной Азии, представлявшее собой метрополию (имперский центр), окруженное вассальными и зависимыми государствами, включая современные Корею, Индокитай, Таиланд, Бирму и Непал.

Влияние Китая распространялось от территории российского Дальнего Востока через Южную Сибирь до оз. Байкал и на территорию современного Казахстана, затем в южном направлении в сторону Индийского океана и на восток через Лаос и Северный Вьетнам.

У Китая была самая крупная экономика в мире. Еще в 1750 г. на долю Китая в мировом выпуске продукции обрабатывающей промышленности приходилась одна треть. Население страны составляло 200 млн чел., при этом цинский Китай занимал ве дущие позиции в мире не только по производительности сельскохозяйственного труда, промышленным нововведениям, но и по уровню жизни, а также военной мощи.

Но уже к концу XVIII в. обозначаются признаки упадка, вызванного отсталостью, застоем в хозяйственной жизни. Политика самоизоляции усугубляла глубокий социально-экономический кризис китайского общества. В середине XIX в. Китай оказался бессилен против колониальной экспансии западных держав, прежде всего Великобритании, навязывавших крайне вредоносную для Китая «свободную торговлю», в т. ч. и наркотиками, составлявшими в конце XIX в. 30% китайского импорта.

Итогом первой «опиумной войны» с Великобританией стало заключение унизительного для Поднебесной договора: китайцы вынуждены были открыть несколько портов для беспошлинной торговли иностранцами и уступили Британии Гонконг. Еще более кабальными были условия Тяньцзинского договора 1858 г. после окончания второй «опиумной войны», когда плохо вооруженная и деморализованная цинская армия была наголову разгромлена объединенными силами англичан и французов. А после того как в ходе третьей «опиумной войны» 1860 г. армия западных союзников вошла в Пекин, Китай быстрыми темпами стал превращаться в полуколониальную страну, где хозяйничали иностранцы.

Китай

Отвечая на вызов эпохи, правящая элита инициировала т. н. «политику самоусиления» (1861–94), направленную на собственную капитализацию и приумножение военной мо щи Китая. Лозунгом «движения самоусиления» стал тезис «китайская мудрость для фундаментальных принципов, западная мудрость для практического использования», авторство которого обычно приписывается видному сановнику-реформатору того времени Чжан Чжидуну.

Под знаком «движения самоусиления» в Китае стали возникать внешнеполитические ведомства, первые оружейные заводы, верфи, металлургические предприятия, железнодорожные и пароходные компании, с 1901 г. начинается реформа китайских вооруженных сил, на учебу в японские учебные заведения отправляются многие тысячи молодых людей. Вместе с тем китайское правительство старалось монополизировать процесс капитализации Китая, вытесняя частных предпринимателей и ограничивая развитие рынка свободной рабочей силы. Подобный государственно-милитаристский капитализм не способствовал подлинной капиталистической трансформации общества.

Неспособность правящей верхушки обеспечить суверенитет государства и сбросить ярмо унизительной зависимости от империалистических держав вызвали в начале XX в. мощное народное движение против династии Цин. В 1911 г. династия была свергнута в ходе Синьхайской революции. Но пришедший к власти генерал Юань Шикай продолжил политику Цин. После его смерти страна фактически распалась: губернаторы и генералы не подчинялись центральному правительству, располагали собственными армиями, самостоятельно заключали союзы с западными державами.

Подлинным центром объединения Китая в эти трагические годы стал юг страны, где действовало правительство Сунь Ятсена, основателя Национальной партии (Гоминьдана), одного из лидеров китайской революции. Тогда же выдвигается генерал Чан Кайши, начальник штаба гоминьдановской армии.

После смерти Сунь Ятсена он становится во главе правительства и партии. В результате победоносного Северного похода в 1925–27 гг. его власть признал почти весь Китай за исключением Маньчжурии. После этого Чан Кайши, ранее активно поддерживаемый СССР, резко меняет политический курс и начинает сближение с Западом. Многие в Китае восприняли это как предательство идеалов национальной революции, идей доктора Сунь Ятсена. Немалое число китайцев, разочаровавшихся в Чан Кайши и непоследовательной политике Гоминьдана, примкнули к коммунистам, контролировавшим ряд территорий страны.

С 1929 г. борьбу Коммунистической партии Китая (КПК) за власть в стране возглавил Мао Цзэдун (1893–1976). На словах представляясь марксистом и другом СССР, Мао демонстрировал поразительную неразборчивость в стратегических связях во имя захвата власти. Еще в октябре 1940 г. он ратовал за то, чтобы на международной арене проводить линию союза фашистских Германии, Италии и милитаристской Японии с СССР. Внутри же страны предлагал создать единый фронт с японцами и Ван Цзин-вэем против Чан Кайши (большинство членов КПК придерживались противопо ложного мнения, высказываясь за антияпонский единый фронт в союзе с Гоминьданом).

В конце Второй мировой войны Мао Цзэдун вел активные переговоры и с представителями Коминтерна, и с американцами, находившимися в 1944–45 гг. в столице Особого района Китая г. Яньань в составе союзнической группы наблюдателей («миссия Дикси»). Хотя в конце войны стратегические интересы КПК и США были в основном едины (скорейшая победа над Японией и достижение Китаем мощи и стабильности), Вашингтон не смог преодолеть свою идеологическую непримиримость. С приходом к власти президента Трумэна главной стратегической целью США стало сдерживание коммунизма, и, соответственно, высшим стратегическим интересом в Китае — создание проамериканского правительства и недопущение попадания страны в сферу интересов СССР.

В июне 1946 г. в Китае началась полномасштабная гражданская война. На фоне сокрушительных побед поддерживаемых Советским Союзом китайских коммунистов над вооруженными силами Гоминьдана США приняли решение оказать военную и финансовую (в размере 570 млн долларов) помощь правительству Чан Кайши. Ослепленность классовой ненавистью к коммунистам помешала тогда Вашингтону пойти навстречу ясно выраженному стремлению руководства КПК к сотрудничеству с США и осознать вполне очевидный факт, что установление отношений с новым Китаем помогло бы Америке сдерживать Советский Союз.

Отношения между КНР и США оказались замороженными на длительный срок — с 1949 по 1972 гг. Одновременно Америка продолжала в эти годы поддерживать разносторонние, в т. ч. дипломатические, отношения с частью китайской нации на о-ве Тайвань, куда после революции 1949 г. бежал бывший китайский руководитель Чан Кайши.

1 октября 1949 г. Мао Цзэдун провозгласил образование КНР. Советский Союз первым признал Китайскую Народную Республику и установил с ней дипломатические отношения на следующий же день. 14 февраля 1950 г. был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР. Советский Союз предоставил правительству КНР долгосрочный экономический кредит, пересмотрел в пользу КНР соглашение от 14 августа 1945 г. о Чанчуньской железной дороге, Порт-Артуре и Дальнем.

С провозглашением КНР в Китае была установлена новая система государственной власти. «Демократическая диктатура народа» предполагала

Китай

К

союз рабочего класса, крестьянства, мелкой буржуазии и национальной буржуазии. Конституция 1954 г. закрепила руководящую роль Коммунистической партии в деятельности всех правительственных и общественных институтов.

КПК является центром сосредоточения политической власти и политического влияния в Китае и в настоящее время.

В начальный период своего существования КНР проводила курс на поддержку «социалистического лагеря» во главе с СССР и противостояние «империалистическому лагерю» во главе с США. Социалистический лагерь приобрел угрожающие очертания — вместе с Китаем и СССР он занимал огромную территорию, включал в себя чуть ли не половину населения Земли и сосредоточивал значительную часть природных и хозяйственных ресурсов.

После XX съезда КПСС (февраль, 1956) началось идеологическое размежевание между КНР и СССР, приведшее в результате к ярко выраженной конфронтации. Провозглашенный Н. Хрущевым принцип мирного сосуществования фактически лишал Китай как части руководимого СССР соцлагеря права на самостоятельную политику по отношению как к Америке, так и к развивающимся странам, а стало быть, ставил под сомнение тезис Мао о лидерстве КНР в «мировой деревне» — странах третьего мира. Большой обидой для Мао Цзэдуна стало и аннулирование в июне 1959 г. соглашения о предоставлении КНР образцов атомной бомбы. В ответ Китай активизировал деятельность по расколу мирового коммунистического движения для создания «нового антиимпериалистического блока», оказывая давление на руководителей зарубежных профсоюзов и представителей компартий развивающихся стран.

16 июля 1960 г. Н. Хрущев принял решение об отзыве из КНР советских специалистов, что еще больше ожесточило китайскую сторону и привело к обострению конфронтации между СССР и Китаем.

С середины 1960-х гг. внешняя политика Китая основывалась на идее Мао о борьбе КНР с «гегемонизмом сверхдержав», а главным образом — с Советским Союзом. В 1963 г. начинают озвучиваться территориальные претензии Китая к СССР — всего на более чем 1,5 млн кв. км. К тому времени КНР уже имела возможность демонстрировать мускулатуру на международной арене — до ее вступления в «ядерный клуб» оставались считанные месяцы.

Первые испытания китайской атомной бомбы состоялись в октябре 1964 г., всего через 2 дня после отстранения Н. Хрущева от власти. Китайская пресса писала о неизбежности военного столкновения с Советским Союзом. С резкими выпадами против советского ревизионизма выступали все ведущие политические деятели страны, в т. ч. авторы будущих реформ и возрождения Китая Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин. В 1969 г. китайцы осуществили акты агрессии на о-ве Даманский и в районе оз. Жаланашколь, но были отбиты советской армией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: