Столица — г. Киев, основан в VII в. восточнославянским племенем полян. 29 глава




Практика русской революции в значительной степени повлияла на формирование идейно-теоретической базы левых во всем мире. Во-первых, как Запад, так и Восток воспринял не классический марксизм, а его специфическую русскую версию, воплощенную большевиками в виде советской власти. Во-вторых, и классический марксизм, уже с XIX в. прочно вошедший в общественное сознание европейских интеллектуалов, после беспрецедентного социального эксперимента большевиков тоже был подвергнут значительной ревизии и воспринимался уже не как «руководство к действию», а как серьезная научная теория, которая, тем не менее, нуждается в тщательном переосмыслении.

Левая идеология

Л

Появление неомарксизма обычно связывают с именами К. Корша, Э. Блоха, Д. Лукача, А. Грамши, В. Беньямина. Сознавая в целом неизбежность трансформации капитализма как исторически преходящего способа организации общества, они считали, что переход к социализму произойдет не насильно, а через завоевание новым классом идеологического лидерства, через создание новых типов общественных отношений. Таким образом, борьба должна вестись, прежде всего, за сознание, за надстройку, утверждал, например, Грамши, полемизируя с «ортодоксальными» марксистами.

Влиятельнейшими теоретиками левого направления были представители франкфуртской школы — М. Хоркхаймер, Т. В. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, позднее — Ю. Хабермас. Эта школа возникла на базе Франкфуртского института социальных исследований в начале 1930-х гг. и объединила ученых, придерживающихся леворадикальных позиций. В 1933 г. они перебазировались в Париж, а в 1934 г. — в США, где продолжали свою деятельность при Колумбийском университете. В 1949 г. участники школы возвратились в Германию.

Франкфуртская школа, просуществовавшая свыше 40 лет, оказала огромное влияние на политическую жизнь послевоенной Европы, ее духовную атмосферу. Более того, против воли ученых, многие их идеи оказались теоретическим обоснованием движения «новых левых» в 1960-е гг. и даже идеологической базой для политических экстремистов, выступающих под левацкими лозунгами («Красные бригады», РАФ и мн. др.). Даже после фактического распада школы в начале 1970-х гг. идеи «франкфуртцев» продолжают оказывать серьезное влияние на формирование взглядов представителей левых, экологических, антивоенных, антиглобалистских, феминистских организаций.

Хоркхаймер видел причину кризиса капитализма в интрументализации разума. Адорно видел выход из ситуации в критике всех форм «отождествления», эквивалентности, позитивизма, что для него было равнозначно консерватизму. Маркузе использовал в своих построениях психоанализ. В работе «Эрос и цивилизация» (1955) он пытался доказать, что в основе общественной жизни лежат инстинкты, и был убежден, что подлинное переустройство общества произойдет при освобождении их в результате всплеска «новой чувственности». По Маркузе, в обществе сформировался «одномерный человек», не способный к критическому отношению ни к себе, ни к обществу, а соответственно, и к революционному действию. Это под силу лишь маргинальным, «неодномерным» слоям — студентам, безработным, люмпенам, нацменьшинствам.

Не случайно, что именно идеи Маркузе о раскрепощении «новой чувственности» были так популярны среди участников массовых волнений в Европе — «студенческой революции» 1968 г. На их мировоззрение (и в целом на идеологию «новых левых») немалое влияние оказали и взгляды французского писателя и философа, основателя французского экзистенциализма Ж.-П. Сартра. По мнению мыслителя, человек должен своим свободным выбором «изобретать», строить себя, встраивать в себя факты бытия. Индивидуум «всегда натыкается на собственную ответственность». Историю Сартр понимал как человеческое творчество, в ней человек предстает не просто объектом истории, но и ее агентом. Сам философ активно участвовал в политической деятельности и поддерживал ультралевых радикалов.

Одной из влиятельнейших левых идеологий второй половины XX в. является маоизм. Доктрина Мао Цзэдуна, базируясь на традиционных китайских учениях, впитала в себя и элементы западной мысли. В 1930-х гг. Мао провозгласил главенствующую роль крестьянства в революции — впоследствии (1950–60-е гг.) эта идея трансформировалась в доктрину «наступления Мировой деревни», под которой Мао понимал Азию, Африку и Латинскую Америку, где с невиданной силой развернулось революционное народное движение. «Партизанской базой», откуда пойдет наступление на «Мировой город», объявлялся Китай.

Учение Мао о противоречиях провозглашало необходимость искусственно обострять и стимулировать противоположности, что стало основой деятельности Мао на международной арене. Маоизм характеризуется абсолютизацией насилия («винтовка рождает власть», «бунт — дело правое»), опорой на деклассированные элементы и политически незрелые слои молодежи для «организации» революций, которые, по мнению Мао, до полной победы коммунизма должны происходить перманентно.

Маоизм получил распространение в качестве ультралевой политической идеологии в других странах, в т. ч. Непале, Шри-Ланка, Камбодже, Албании, а также в среде европейской леворадикальной интеллигенции (группа «Тель-Кель» и др.), у революционно настроенной молодежи США и Европы в конце 1960-х гг.

Большое влияние на леворадикальные течения 1960–70-х гг. оказали труды французского философа Л. Альтюссера, трактовавшего К. Маркса с позиций структурализма и обосновывавшего марксизм как строгую научную теорию. Он преподавал в Высшей нормальной школе (Париж). Среди его учеников выделяются М. Фуко и Ж. Деррида (см. Постмодернизм).

Одним из направлений теоретической деятельности М. Фуко было изучение взаимодействия стратегий власти и дискурсивных практик и разоблачение изощренных способов осуществления тотального властного контроля в современном обществе. По утверждению Фуко, современные структуры власти принципиально децентрированны и несубъектны. Власть лишена иерархически привилегированной точки, она «исходит отовсюду» и действует уже не в поле запретов и принуждений, но на микроуровне

Ленин

социальной жизни, в области наиболее тонких и персональных поведений, в сфере вкусов, желаний, удовольствий. Именно здесь надежнее всего осуществлять незримый, но неусыпный контроль над каждым моментом индивидуального выбора. Могущество неинституциональной власти в том, что, делая выбор, человек не сомневается, что делает его самостоятельно, исходя из собственных желаний, принципов, представлений о благе. Таким образом, индивидуальное уже не является независимым, но формируется в человеке властью, конституирующей его тело посредством специфических практик и формирующей его сознание с помощью «научных дискурсов».

Анализируя итоги молодежных бунтов 1960-х гг., Фуко, например, показывал, что средства борьбы молодежи были буржуазны, поэтому и потерпели поражение. Так, сексуальная революция не может привести к освобождению, потому что с начала своего зарождения сексуальность была орудием буржуазии, стремящейся к триумфу тела и контролем над ним.

Антивластный пафос был присущ и работам Ж. Деррида, посвященным деконструкции метафизики. По Деррида, сущность метафизического способа мышления — логоцентризм, стремление во всем найти, а то и навязать всему на свете Логос (порядок и смысл). Порядок — это структурированность, а всякая структура зависит от центра, функция которого стабилизация элементов системы. Деконструкция направляет свои усилия на освобождение от установки на центр, относительно которого постулируются различия между противоположными понятиями. В традиционных бинарных оппозициях один из членов оппозиции всегда превалирует над другим как основополагающий (бытие над ничто, власть над народом, мужчина над женщиной, больной над здоровым и т. д.). Деконструкция расшатывает отношения основного и маргинального, главного и второстепенного, девальвируя понятия центра, смысла, означаемого.

Работы Деррида, как и других постструктуралистов, стали основой доктрины политической корректности, постулирующей равноправие социального большинства и любых меньшинств и маргинальных групп. Для современной идеологии левых партий и организаций характерна эклектичность и широкий диапазон: от социал-демократических установок до левацких лозунгов экстремистского характера.

Немалое влияние на взгляды современных левых продолжают оказывать, хотя не в такой степени, как в XX в., такие течения как троцкизм, маоизм, анархизм. В последние годы заметна тенденция сближения, как организационного, так и теоретического, разнообразных течений: «зеленых », феминисток, представителей национальных и религиозных меньшинств на «левой» платформе. На самом деле все эти течения объединяет неприятие либеральных ценностей, господствующих в капиталистическом обществе эпохи транснациональных корпораций.

Современные левые идеологи (С. Жижек, Н. Хомский, Субкоманданте Маркос и многие другие) ищут способы обновления «левой идеи», которая оказалась в кризисе после наступления неолиберализма и неоконсерватизма и крушения СССР.

ЛЕНИН (Ульянов-Ленин Владимир Ильич, 1870–1924) — политик из числа тех, кто определил историю XX в. Ленин основал большевистскую партию, объявившую бескомпромиссную войну царизму и Временному правительству и захватившую власть в России в 1917 г., создал Советское государство.

После победы Октябрьской революции Ленин стал руководить стра ной в качестве главы правительства — Совнаркома — и вождя правящей коммунистической партии. Эту деятельность он осуществлял до своей кончины в 1924 г.

В. Ульянов родился в семье инспектора народных училищ Ильи Николаевича Ульянова и Марии Александровны Ульяновой (Бланк) в г. Симбирске (ныне Ульяновск) 22 апреля 1870 г., третий из 6 детей в семье. Отец умер в 1886 г., а старший брат Александр, одаренный молодой человек, вступив в террористическую организацию, которая наследовала распавшейся «Народной воле», был казнен в 1887 г. за подготовку покушения на царя Александра III.

Это трагическое событие повлияло на молодого Владимира Ульянова исключительным образом: по свидетельству современников, он поклялся отомстить царскому режиму за гибель брата. И практически вся последующая жизнь будущего вождя революции определялась ненавистью ко всем без исключения институтам существующего государства — политике, экономике, религии, культуре, нравственности. Еще от брата Володя воспринял революционные и демократические традиции, узнал о марксистской литературе.

В семейной библиотеке Ульяновых были и произведения Л. Толстого, А. Герцена, Н. Добролюбова, Ч. Дарвина.

Окончив с золотой медалью симбирскую классическую гимназию, В. Ульянов поступил в Казанский университет. В конце 1887 г. задержан за участие в революционной сходке студентов и политическом семинаре, исключен из университета и сослан в дер. Кокушкино под надзор полиции. Осенью 1888 г. В. Ульянову было разрешено вернуться в Казань, где он вступил в один из марксистских кружков.

Осенью 1889 г. семья Ульяновых поселилась в Самаре. В 1891 г. В. Ульянов экстерном сдал экзамены по праву в Петербургском университете. Проработав несколько месяцев в Самаре помощником присяжного поверенного (адвокатом) в суде, он полностью посвятил себя революционной деятельности. С августа 1893 г. проживал в Петербурге; вошел в марксистский кружок студентов Технологического института, вел занятия в рабочих кружках.

Ленин

Л

В 1894–95 гг. написал первые крупные работы «Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов» и «Экономическое содержание народничества…», в которых трактовал марксизм как единственно верную революционную теорию. Первоочередной задачей социал-демократов В. Ульянов считал организацию социалистической рабочей партии, способной возглавить пролетариат в борьбе против царизма, а затем и капитализма.

В 1895 г. выезжал за границу для установления связей с группой «Ос вобождение труда» Г. В. Плеханова. В сентябре 1895 г. стал одним из организаторов Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», а уже в декабре был арестован и затем направлен в ссылку в село Шушенское (Красноярский край). Там вступил в брак с приехавшей к нему невестой — Надеждой Крупской, с которой познакомился в 1894 г. В ссылке написал 30 работ, в т. ч. книгу «Развитие капитализма в России». В ней он обосновывал тезис, что с появлением в России нового социально-экономического уклада и возникновением класса наемных работников — пролетариата — в стране вполне возможна и социалистическая революция.

В июле 1900 г. после окончания срока ссылки выезжает за пределы России и совместно с Г. Плехановым и др. основывают в Мюнхене нелегальную политическую газету «Искра» (средний годовой тираж — 8000 экз.). Распространение газеты способствовало созданию сети подпольных организаций на территории Российской империи.

В декабре 1901 г. впервые подписал письмо Г. Плеханову псевдонимом Ленин (другие псевдонимы: В. Ильин, В. Фрей, К. Тулин — всего свыше 160). Критикуя «экономистов», выступавших за удовлетворение исключительно экономических требований рабочих, Ленин выступал за создание централизованной партии как боевой организации. Эта идея была развита в 1902 г. в работе «Что делать?» («Дайте нам организацию революционеров и мы перевернем Россию!»).

В 1903 г. на рабочей окраине Брюсселя открылся исторический II съезд РСДРП. Из-за преследований полиции работа съезда была буквально сразу же перенесена в Лондон. Съезд принял ленинскую Программу партии, в которой утверждалась руководящая роль пролетариата в борьбе за демократию и социализм. В качестве основной выдвигалась задача борьбы за диктатуру пролетариата. При выборах Центрального Комитета и редакции Центрального Органа партии сторонники В. Ленина получили большинство голосов — с тех пор их стали называть «большевиками». Оставшиеся в меньшинстве оппортунисты — «экономисты», центристы и т. д. — получили название «меньшевики». На съезде стало очевидным утверждение Ленина в роли бесспорного вождя партии.

С началом событий 1905 г. РСДРП собирается на очередной, III съезд, чтобы определить свою тактику в революции. На съезде Ленин подчеркивал, что главная задача этой революции — покончить с самодержавием. Ее вождем, по мнению Ленина, должен стать рабочий класс, а его надежным союзником — крестьянство. Одобрив точку зрения Ленина и признав главной задачей партии организацию вооруженного восстания, съезд поручил всем партийным организациям принять конкретные меры к вооружению пролетариата и подготовке вооруженного восстания. Аналогичную деятельность вела через свою агентуру японская и английская разведки.

В начале ноября 1905 г. Ленин нелегально прибыл в Петербург и возглавил работу Центрального и Петербургского комитетов РСДРП. Осенью 1907 г., когда дальнейшее пребывание в России стало опасным, Ленин вновь эмигрировал за границу. Практически все время своей политической деятельности в качестве вождя социал-демократов (большевиков) Ленин провел за границей — окончательно вернулся в Россию лишь после падения царизма. За границей были написаны большинство его работ различного характера.

Общеизвестно, что Ленин был посредственным философом. Изучение и «развитие» философских идей служило для него ответом на вызов времени, изменение расстановки сил на идеологическом поле. Так, книгу «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) Ленин писал, пытаясь на фундаментальном уровне доказать несостоятельность набиравшего популярность в русской революционной среде позитивизма махистского толка, представленного, в первую очередь, А. Богдановым. А 10 «философских тетрадей», составленных Лениным в 1914–16 гг., обязаны своим существованием необходимости детальной разработки марксистской философии в условиях, когда некоторые теоретики II Интернационала отрицали наличие в марксизме собственной философской системы и пытались «скрестить» экономическое учение Маркса с неокантианством и тем же махизмом.

Нельзя назвать Ленина и крупным, как Маркс, экономистом. Сила Ленина была в ином. Он, до конца своих дней считая себя марксистом, яростно боролся за чистоту учения Маркса и Энгельса, и, не являясь кабинетным ученым, отнюдь не в теоретических построениях, а на практике воплотил принципы большевизма в одной из самых крупных стран мира. В официальной версии советских времен он объявлен продолжателем дела Маркса-Энгельса и их духовным наследником. На самом деле Ленин кардинальным образом пересмотрел учение немецких теоретиков.

Отцы-основатели научного коммунизма рассматривали революцию как непрерывный мировой процесс, в результате которого коммунизм воцарится во всех без исключения странах мира. Решающая роль в революции отводилась развитому пролетариату западных стран, из чего вытекала невозможность представить в авангарде мирового революционного движения Россию с ее неразвитым пролетариатом, отсталой промышленностью,

Ленин

преимущественно крестьянским населением и едва начавшимися устанавливаться капиталистическими отношениями. О невозможности революции в подобных условиях писали в начале XX в. как «ревизионисты» Э. Бернштейн и К. Каутский, так и русские меньшевики Г. Плеханов, Ю. Мартов и т. д.

В. Ленин, в известной степени продолжавший дело «народников», напротив, настаивал на возможности построения социализма в России. Исходя из тезиса о неравномерности экономического и политического развития капитализма, в 1916 г. Ленин доказывал возможность прорыва цепи мирового фронта империализма в ее наиболее слабом звене. Слабое звено — Россия, страна, «которую грабят». В «странах, которые грабят», даже несмотря на развитость тамошнего пролетариата, по мнению Ленина, революционная ситуация возникнуть не может. Революция вспыхнет там, где рабочий класс влачит наиболее униженное существование. Лишь после этого огонь перекинется на все прочие страны. Мировая революция станет не только неизбежным следствием революции в России, но и гарантией ее успеха: от победоносных выступлений европейского рабочего класса зависит, сможет ли выстоять под напором империалистического окружения страна победившей революции.

Идеи «отца русского марксизма» Г. Плеханова, убежденного, что социалистическая революция невозможна в стране, где промышленный пролетариат находится в зачаточном состоянии и слаба буржуазия, Ленин опровергнул практическим образом. Он показал, что движущей силой революции может быть не «сознательный рабочий класс», а небольшая группа революционеров, сплоченных железной дисциплиной. Созданная им (после раскола РСДРП в 1902–03 гг.) партия большевиков, РСДРП(б), последовательно воплотила в жизнь ленинские представления о том, какой должна быть диктатура пролетариата.

Февральская революция 1917 г. оказалась для Ленина неожиданностью, о факте ее свершения он узнал из газет. При содействии А. Парвуса германские власти позволили Ленину и его соратникам выехать из Швейцарии через Германию в «запломбированном вагоне», который им было запрещено покидать вплоть до границы. Германские правительство и Генштаб были, безусловно, хорошо осведомлены о том, кто такой Ленин, о его лозунге «поражения своего правительства в войне» и призывах превратить империалистическую войну в войну гражданскую.

По некоторым сведениям, руководимые Лениным большевики, как и ряд других оппозиционных российских партий, финансировались немецким правительством с целью обеспечить поражение России в войне. Подобная тактика использовалась и японцами во время войны 1904–05 гг. Финансирование так же поступало и через американские и английские источники (банкир Я. Шифф, связанный с Морганом и Рокфеллером, а с большевиками через брата Я. Свердлова) были заинтересованы в том, чтобы Россия не получила дивидендов от победы над Германией.

Приезд в Россию Ленина 3 апреля 1917 г. получил большой отклик в пролетарской среде. 4 апреля Ленин выступил перед большевиками с «Апрельскими тезисами», в которых изложил свой план борьбы партии за переход от буржуазно-демократической революции к социалистической.

Поначалу большевики восприняли план Ленина как фантастический, но он вскоре доказал, что правительство Керенского, связанное с английскими и американскими кругами и не заинтересованное в победе России над Германией, не представляет угрозы для тех, кто решил взять власть. После расстрела Временным правительством мирной демонстрации 3–5 июля, заканчивается период двоевластия, большевики переходят в открытую конфронтацию с правительством и начинают подготовку к новой революции.

До самого начала октября 1917 г. Ленин скрывается от полиции на конспиративных квартирах. Вечером 24 октября Ленин прибыл в Смольный и приступил к непосредственному руководству восстанием вместе с Л. Троцким. 25 октября (7 ноября по новому стилю) правительство А. Ф. Керенского было низложено (см. Октябрьская революция).

Ленин стал председателем первого советского правительства — Совета народных комиссаров (Совнаркома), созданного на базе коалиции большевиков и левых эсеров. Чтобы обеспечить, в соответствии с Декретом о мире, выход России из Первой мировой войны, были начаты мирные переговоры с Германией, выдвинувшей жесткие требования по территориальным уступкам. Несмотря на противодействие левых коммунистов, Ленин сумел добиться заключения Брестского мирного договора с Германией 3 марта 1918 г., выполнив все ее требования. Это был беспрецедентный случай в истории: фактический победитель в войне (Россия) фактически сдался побежденному (Германии) да еще и со значительными уступками.

30 августа 1918 г. на Ленина было совершено покушение эсеркой Ф. Каплан, приведшее к тяжелому ранению.

Государственную работу Ленин продолжал совмещать с теоретической. В работах «Пролетарская революция и ренегат Каутский», «Очередные задачи Советской власти», «Детская болезнь “левизны”» он обосновал свои представления о роли государства при переходе от капитализма к коммунизму, которые совершенно расходились с классической марксистской теорией.

Во время Гражданской войны он ввел режим военного коммунизма и стал одним из главных организаторов и вдохновителей «красного террора» — кровавых репрессий в отношении кулаков, «буржуев», священнослужителей, профессуры и проч. «неблагонадежного элемента».

В 1921 г. на XX съезде РКП(б) он выдвинул задачу перехода от политики «военного коммунизма» к новой

Либерализм

Л

экономической политике (НЭП), который понимался как временная уступка капитализму.

С 1922 г. в связи с тяжелой болезнью Ленин фактически не руководил государством и, потеряв вследствие инсульта работоспособность, включая даже речевые навыки, был фактически устранен от власти. В январе 1924 г. в состоянии его здоровья внезапно наступило резкое ухудшение, и 21 января в 18.50 Ленин скончался.

Наследием Ленина великолепно воспользовался его преемник на высшем партийном и государственном посту — И. Сталин. Именно он стал творцом посмертного культа личности Ленина, попутно созидая культ собственной при жизни — как единственного наследника и продолжателя ленинского дела.

Именно в 1920–30-х гг. произошла «канонизация» Ленина. Последствия ее до сих пор продолжают отражаться в общественном сознании. Для многих миллионов россиян, главным ообразом старшего поколения, вождь Октябрьской революции и создатель Советского государства до сих пор остается «знаковой фигурой», кумиром, образцом великого государственного деятеля. В России нет ни одного крупного населенного пункта, где бы не было памятника Ленину, на Красной площади до сих пор стоит его Мавзолей. Объясняется это в т. ч. тем, что нескольким поколениям людей, выросших при Советской власти, внушался миф о непогрешимости вождя, именем Ленина клялись при вступлении в пионеры, комсомол и партию.

Сакрализация Ленина приносила свои плоды даже тогда, когда в конце 1980-х гг. на политическую арену страны вышла значительная группа деятелей, занимающих антисоветскую, антисоциалистическую позицию. Имя Ленина широко использовалось в дискуссиях периода «перестройки» для развенчания культа личности Сталина и борьбы с тоталитаризмом под флагом «возвращения к ленинским нормам партийной жизни», хотя в реальности все обстояло с точностью до наоборот.

Именно Ленин и Троцкий ответственны «за великий красный террор», который при Сталине, с середины 1920-х гг., уменьшился минимум в 10 раз.

Троцкий, Свердлов, Зиновьев, Дзержинский и другие вожди революции последовательно и с большим размахом реализовали идеи Ленина (идеи «трудовых армий», концлагерей, беспощадного уничтожения «эксплуататорских классов», тотального контроля над всеми общественными институтами, идеи «перманентной революции» и «пролетарского интернационализма»), от которых Сталин отказался, попутно уничтожив и саму «ленинскую гвардию».

ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. liberalis — свободный) — социально-политическое учение и общественное движение, провозглашающее самодостаточную ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества.

Возникло в европейских странах в XVII–XVIII вв. Впервые либералами назвали группу людей, готовивших текст конституции в Испании (1812). Различают либерализм экономический, культурный, социальный и политический.

Экономический либерализм выступает за свободу предпринимательской деятельности и торговли, за частную собственность, свободную конкуренцию и против государственного регулирования экономической деятельности.

Культурный либерализм выступает за личную свободу и против ограничений на нее из соображений патриотизма или религии.

Социальный либерализм выступает за равенство возможностей в обществе.

Политический либерализм предполагает превалирование гражданского общества над государством, наличие демократических полити ческих институтов, провозглашает такие права и свободы личности как свободу совести, слова, печати, право выбора места жительства, право на участие в государственной жизни, право объединяться в общественные, политические, профессиональные и др. организации, партии.

В большинстве развитых стран современный либерализм представляет собой смесь всех этих форм.

Возникновение либерализма было обусловлено крушением традиционных общественных укладов и формированием буржуазного общества. Феодальное общество не знало понятия свободной личности — в его иерархии каждый человек занимал строго отведенное ему место. В Новое время одновременно с секуляризацией общества появляется феномен эмансипации личности от социальных институтов. Вовлекаясь в экономические отношения, человек приучался осознавать свой частный, обособленный интерес, а себя самого как самостоятельную личность, а не частицу клана, общины, конфессии.

Буржуазные революции в Англии и Франции XVII–XVIII вв. привели к падению феодализма и абсолютизма, ограничению привилегий аристократии, появлению буржуазии. Движущей силой этих революций были экономические мотивы: желание положить конец феодальным привилегиям, гильдиям и королевским монополиям, ограничениям на собственность и на свободу заключения контрактов. Система ценностей буржуазии, видевшей в государстве потенциальную угрозу свободе экономической деятельности, воплотилась в либерализме, первоначально исходившем из идеи свободы как свободы экономической деятельности. Немаловажную роль в развитии либеральных идей сыграло и протестантско-реформаторское движение, выступившее с требованием свободы вероисповедания.

Фундаментальный либеральный принцип — принцип экономической свободы как права на личное владение собственностью при защите этого права государством — сформулировал Дж. Локк (1632–1704). Основой его политической теории является представление о естественных правах: на жизнь, на личную свободу и на частную собственность. Однако, в силу постоянного посяга

Либерализм

тельства на его жизнь и имущество со стороны других людей, человек расстается со своей «свободой» в пользу верховной власти, чтобы она защищала его естественные права. Эта власть становится на службу народу, разделяет свои полномочия и проводит в жизнь законы, «о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица» («Два трактата о правлении», 1690).

Именно сохранение своей собственности является, по Локку, основным мотивом людей «искать убежища под сенью установленных правительством законов»: «великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности» (там же). Дж. Локк выступил и автором теории разделения властей, согласно которой для обеспечения эффективного самоуправления и защиты прав экономических меньшинств необходима система противовесов и сдержек.

Обогащенная позднее идеями Ш. Монтескьё (1689–1755), она также стала составной частью идеологии политического либерализма. Тезис о невмешательстве государства в экономику (laissez-faire — фр. «позволить делать») развивался в классических теориях английских политэкономов. Так, А. Смит (1723–1790) утверждал, что рынок регулируется самостоятельно, за счет «свободной конкуренции корыстолюбивых индивидов», обеспечивающей экономический рост и социальный порядок. Д. Рикардо (1772–1823) настаивал, что источником экономического роста является накопление капитала, и вся экономическая политика государства должна быть направлена на то, чтобы облегчить и способствовать такому накоплению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: