Столица — г. Киев, основан в VII в. восточнославянским племенем полян. 36 глава




В сложной ситуации в условиях кризиса оказался американский автопром. Знаменитая «большая тройка» — General Motors, Crysler и Ford, будучи не в состоянии конкурировать с японскими и китайскими автопроизводителями, открывшими в США свои сборочные линии, оказались на грани банкротства, а над тремя млн. работников автомобильной отрасли нависла угроза увольнения.

Сторонники сохранения американского автопрома настаивают на вмешательстве государства и помощи терпящим экономическое бедствие заводам из федерального бюджета. Эту проблему обозначил в качестве одной из ключевых в своей экономической программе избранный президент США Б. Обама.

Цель национализации, в каком бы объеме она ни проводилась, — усиление социального аспекта в экономике. При монетаристском подходе социальные программы «подвисают», потому что исчезают источники их финансирования и, как следствие, возрастает социальная напряженность. К этому и привело осуществление либеральных реформ правительством Е. Гайдара в1992г.

Тезис либералов: «частный собственник всегда эффективнее государства» оказался верен только для малых и средних предприятий, а в остальных отраслях все показатели упали в 2–3 раза в сравнении с советскими. И дело не только в том, что многие предприятия оказались неконкурентоспособными. Вполне конкурентоспособная нефтедобыча также упала в 2 раза и достигла советского уровня только сейчас. Более того, «эффективный собственник» — понятие расплывчатое: можно украсть завод, продать его и сбежать в оффшор вместе с деньгами, это будет предприимчиво и эффективно. Но обществу такая эффективность частного собственника обходится слишком дорого. Поэтому возвращение многих предприятий государству в России стало практически естественной реакцией общества для своего самосохранения.

То, что Российское государство возвратило себе контроль над рядом стратегически важных отраслей экономики — главным образом, нефтегазодобычей, доходы от которой являются основными при формировании бюджета, не является попыткой вторичной масштабной национализации образца 1918 г. Просто это инструмент, который позволит и обеспечить исполнение социальных программ, и создать условия для развития инновационной экономики.

НАЦИОНАЛИЗМидеология и политика, а также психология в национальном вопросе, основывающиеся на понятии нации как высшей ценности и формы общности, на тезисе о ее первичности в государствообразующем процессе.

Националисты выдают за общенациональные интересы устремления социальной группы, которая выступает в данных конкретно-исторических условиях носителем и проводником националистической идеологии и политики. Национализм нередко принимает крайние формы (шовинизм), характеризуется этнической, культурной и религиозной нетерпимостью, сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.

Как политологическое понятие национализм вбирает в себя целый комплекс представлений, складывавшихся на протяжении многих веков. До сих пор нет критериев, которые позволили бы дать определение, максимально ясно и непротиворечиво раскрывающее значение этого термина.

Для одних «национализм» — просто аналог патриотизма, преданность своей стране: и мононациональной, когда государство воспринимается в массовом сознании как воплощение коллективной воли данного этноса, и мультинациональной — как в США, где понятием «нация» обозначается общность всех граждан этой страны, независимо от их этнической принадлежности. Для других это синоним расизма, шовинизма и фашизма.

Национализм

Н

В ХХ в. в странах третьего мира борьбу за освобождение от колониальной зависимости возглавили представители радикальных организаций, чьей идеологией был национализм. И даже официальная советская пропаганда, базирующаяся на принципах «пролетарского интернационализма», признавала «прогрессивность» национализма, если его исповедуют в странах «социалистической ориентации».

Терминологическая путаница в понимании того, что такое национализм, объясняется тем, что последний нередко отождествляется с национальными и национально-освободительными движениями. Они, в свою очередь, есть результат перманентных этнических процессов с их противоречивой, нелинейной динамикой. С этой точки зрения можно вообще борьбу любого народа против иноземных захватчиков считать «национальным движением», например — греков в древности — против персов, французов — против англичан во время Столетней войны, испанцев — против мавров во время Реконкисты и т. п.

Но ни в древности, ни в Средние века, ни в раннекапиталистическую эпоху национальный вопрос нигде не осознавался главным — боролись против непосильной дани, угнетения, за свою веру (а позднее — за свободу веры). Национализм зародился в конце XVII в. в рамках процессов секуляризации и модернизации, противопоставив феодальной преданности монарху, хозяину или религии преданность государственному образованию на основе этнической или языковой принадлежности.

В XVIII в. распространились идеи т. н. органического национализма, основанного на широко понимаемом культурном единстве населения страны. Политические мыслители того времени активно разрабатывали тему национальных характеров. Монтескьё связывал «различные характеры народов» с разными климатическими условиями, аналогичная идея высказывалась Вольтером и Руссо. Гердер ввел понятие «народный дух» как то, что одухотворяет культуру народа, выражается в его языке, обычаях, традициях и ценностях и является одной из движущих сил исторического развития наций.

В первой половине XIX в. учение о «национальном духе» и представление об обществе как одушевленном национальном «организме» получает развитие в романтической и почвеннической философии и становится предметом многочисленных историософских спекуляций (немецкие романтики, славянофильство в России).

Все большее влияние стал приобретать этнический национализм, исходящий из убеждения, что национальное единство основано на общем этническом происхождении, и те, кто имеют иное происхождение, не могут по своей природе быть частью национальной культуры.

Национализм как особая форма этнического самосознания тесно связан с усилением процесса создания мировых колониальных империй. С одной стороны, острую потребность в шовинистической идеологии испытывали правящие круги мировых держав (отсюда: «Правь, Британия, морями!», «Германия превыше всего» и т. п.). С другой стороны, национализм становился знаменем угнетенных народов, ведущих борьбу за свою свободу против колонизаторов.

Идеология национализма подвергалась беспощадной критике со стороны русских философов. Владимир Соловьев, известный как глашатай «русской идеи», понимал последнюю не как апологию национальной исключительности соотечественников, но как идею, «во имя которой защищаются и освобождаются народности, слабые и угнетенные». Напротив, по мнению В. Соловьева, «национализм или национальный эгоизм, т. е. стремление отдельного народа к утверждению себя за счет других народов, к господству над ними, есть полное извращение национальной идеи».

Русская, христианская идея, состоящая в том, что индивидуальное спасение невозможно, и что спасение возможно лишь когда все ответственны за всех, проявляла себя и впоследствии, во время Первой и Второй мировых войн, когда русские солдаты демонстрировали готовность сложить голову за право всех, даже самых малых народов, сохранять свою культуру, язык и историю.

Во второй половине XIX в. в Европе стали популярны расовые концеп ции национального характера, интерпретирующие его как совокупность врожденных расовых способностей и дарований (прежде всего арийский миф в Германии). Одним из их теоретических оснований стали естественнонаучные теории середины XIX в., объединяемые общим понятием «социал-дарвинизм».

Представление о том, что эволюция есть естественный отбор, когда в результате борьбы выживает более приспособленный и сильный вид, было распространено и на законы, по которым развивается история общества. Согласно взглядам социалдарвинистов, есть более сильные люди и более слабые, более сильные, полноценные этносы и отставшие в своем развитии, обреченные подчиниться или быть уничтоженными. Так в недрах буржуазного национализма сформировалась расистская теория, которая в ХХ в. нашла свое воплощение в чудовищном социальном эксперименте нацистов.

Было бы, впрочем, преувеличением говорить, что национализм неизбежно ведет к своей крайней форме — расизму и фашизму. Это может случиться далеко не во всякой стране, а лишь при стечении ряда факторов — экономических, политических, социальных, военных, идеологических, геополитических — как это было, например, в Веймарской Германии. Но то, что логика развития практически любого национального движения неизбежно порождает ту или иную форму национализма, — несомненно. Так было в Европе XIX в., когда чисто просветительские намерения немногочисленных представителей нарождавшейся национальной интеллигенции (собирание и публикация памятников народной поэзии, создание обществ по изуче

Национал-социализм

Н

нию родного языка и обрядов своего народа, литературное возрождение) оборачивались созданием политических, а нередко и вооруженных организаций, под националистическими лозунгами вступающих в борьбу за автономию и полную независимость. Так случилось и на рубеже XX–XXI вв., когда произошел развал социалистического лагеря, и на пространстве бывшего СССР.

Символично, что во главе националистических режимов во многих бывших союзных республиках стали именно интеллигенты — филолог З. Гамсахурдиа, музыкант В. Ландсбергис и т. п. В ряде вновь образованных стран, в частности, в государствах Прибалтики, сложилась обстановка крайней нетерпимости к представителям нетитульных наций. Только в Эстонии до сих пор лишены гражданских прав и прозябают на положении людей второго сорта около 200 тыс. чел.

В 2006 г. комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью Совета Европы в довольно резкой форме выразила недовольство положением русскоязычного меньшинства в Эстонии, прежде всего теми фактами, что половина русского населения этой страны все еще не могут получить гражданства, что среди него непропорционально велика безработица, и что в стране имеют место и расизм, и расовая дискриминация. Однако эстонское руководство так ничего и не сделало для решения проблемы.

Спекуляция на националистических (антирусских) настроениях части общества стала одной из движущих сил «оранжевой революции» 2004 г. на Украине. С тех пор президент В. Ющенко пытается объединить страну под националистическими лозунгами, принижает в правах русский язык, который считает родным более половины населения Украины. Однако разгул украинского национализма характерен лишь для западной части этой страны и в некоторой степени для ее столицы.

Национализм является для России одной из самых острых проблем, а спекуляция на национальных, религиозных и культурных различиях — единственным фактором, способным взорвать ситуацию в условиях политической стабильности. Тот, кто желал бы уничтожать Россию, понимал бы, что ему нужно зажечь Кавказ, что ему нужно расшевелить Татарстан, ему нужно спровоцировать беспорядки между несколькими десятками национальных диаспор в Москве. Если такая война разгорится, это спасет и Европу, и Америку. Они давно уже мечтают воевать с мусульманским миром нашими руками «до последнего русского».

В феврале 2006 г. основные политические партии России подписали «Соглашение о противодействии национализму, ксенофобии и религиозной розни» («Антифашистский пакт»), разработанный партией «Единая Россия » и призывающий создать атмосферу нетерпимости к проводникам идей межэтнической и межрелигиозной розни в политике, общественной деятельности и СМИ.

«В нашей стране законодательно запрещена деятельность, направленная на разжигание национальной розни, расовой и религиозной вражды, — говорится в тексте пакта. — Однако подобная деятельность должна подвергаться и моральному осуждению. Вокруг тех, кто исповедует и проповедует фашизм, расизм, национализм и ксенофобию, должен быть сформирован общественный и информационный вакуум. Они должны стать изгоями».

НАЦИОНАЛ�СОЦИАЛИЗМ (нацизм) — идеология, политическое движение, а в 1933–45 гг. и государственный режим в Германии, придавшие при диктатуре А. Гитлера законную силу наиболее агрессивным устремлениям правого экстремизма и расизма.

Одно из немногих учений в миро вой истории, признанное на международно-правовом уровне человеконенавистническим, пропаганда его запрещена во всем цивилизованном мире и сама по себе является преступлением. В отношении национал-социалистических убеждений принципы плюрализма и свободы слова, являющиеся священными для демократической цивилизации, не действуют: нацизм, как и расизм, шовинизм, терроризм, объявлен международным сообществом вне закона. И это более чем справедливо, поскольку реализация нацистских идей на практике ввергла мир в страшную войну и привела к неисчислимым жертвам, которых человечество не знало за всю свою многотысячелетнюю историю (более 50 млн чел.).

Нюрнбергский процесс осудил не только главарей нацистской партии, но и саму идеологию гитлеризма, руководствуясь которой национал-социалисты совершали чудовищные преступления против человечества.

Как получилось, что Гитлер, который никогда не был выдающимся мыслителем и вообще не получил систематического образования, стал вдруг не просто лидером политической партии, а вождем нации?

Прежде всего, следует отказаться от штампа, что национал-социализм придумал сам будущий фюрер, который изложил его азы в «библии» нацизма «Майн Кампф», первый том которой он продиктовал своему соратнику Гессу в баварской тюрьме Ландсберг, где оба отбывали срок за участие в «пивном путче» в 1923 г.

Когда Гитлер в 1919 г. занялся политической деятельностью, теоретическая база для возникновения нацизма была уже подготовлена в виде т. н. ариософии, созданной Г. фон Листом, Р. Д. Горслебеном, Ф. Б. Марбки, З. А. Куммером и др. крайне правыми идеологами. Учение это в основе своей базировалось на ставших модными среди европейских интеллектуалов на рубеже XIX–XX вв. эзотерических восточных доктринах и обосновывало «историческое» право арийской расы (лучшими представителями которой являются якобы германцы) господствовать над народами Земли и уничтожать их в войне за «жизненное пространство», как позже заявят Гитлер, Розенберг, Гиммлер, Геббельс и др. практики национал-социализма.

Национальная идея

Другим важным компонентом будущей теоретической платформы нацистов стали идеи антисемитизма, зерна которых в послеверсальской Германии легли в подготовленную почву. В поражении страны в Первой мировой войне, крушении империи, унизительном для нации Версальском мире будущие нацисты обвиняли крупный еврейский капитал. Он действительно во многом определял как стратегию держав-победительниц, так и внешнюю и внутреннюю политику побежденной Германии. Неудивительно, что вскоре после подписания Версальского договора в стране возникли многочисленные движения реваншистского толка.

Послевоенная разруха, чудовищная инфляция (зарплату тогда выдавали по 2 раза в день), страшная нищета провоцировали народные массы в Веймарской республике на социальный взрыв.

Социальные проблемы, необустроенность на фоне идейной неразберихи, отсутствие четких идеологических ориентиров в государстве — вот почва, на которой взошли ядовитые сорняки нацизма в Германии 1920-х гг. Поэтому Гитлер и его сторонники демагогически позиционировали свое движение как партию социального действия, защищающую интересы трудового народа.

Партия, куда вступил бывший ефрейтор вермахта А. Гитлер, называлась Немецкой рабочей партией, а позднее, когда Гитлер стал ее лидером, — Национал-социалистической немецкой рабочей партией.

Таким образом нацизм как теория являет собой причудливое, эклектичное сочетание элементов восточных мистических учений, к тому же вошедших в гитлеровскую доктрину не непосредственно, а в вольной интерпретации европейских же теоретиков (теософов, антропософов, позднее — ариософов), вульгарного псевдоницшеанского имморализма, геополитических построений К. Хаусхофера, расистского учения Чемберлена-Гобино, реваншистских настроений германского послевоенного общества, антисемитизма и идей социальной справедливости, препарированных как привилегия «избранного народа», т. е. арийцев, на мировое господство. К слову, последнее объясняет, почему между нацизмом и коммунизмом нельзя ставить знак равенства, как это ничтоже сумняшеся сделали либералы и демократы.

Коммунизм — принесение в жертву себя ради других, спасение других народов от тотального уничтожения. В коммунистической доктрине со времен Маркса заложен принцип интернационализма, в России идея всемирной революции соединилась с существовавшей веками православной традицией мессионизма, жертвенности, необходимости отдать жизнь «за други своя». Это полностью противоречило тому, что составляло идейный фундамент нацизма — право одной нации на мировое господство, исключающее право других на полноценное существование в этом мире.

Вторая мировая война была в глазах всего человечества столкновением этих двух принципов. Победа над Германией означала не по просто победу над отдельным государством, а историческую победу над самими принципами национал-социализма.

Страшные преступления, документальные подтверждения которых были представлены на Нюрнбергском трибунале (фабрики смерти, газовые камеры, трудовые концентрационные лагеря, пытки и медицинские эксперименты над заключенными, промышленное производство мыла из человеческих тел) ужаснули человечество. Казалось, такое невозможно в XX в., казалось, такое не забудется еще несколько тысячелетий. Однако единодушно осужденная всем миром теория, оправдывающая массовое убийство целых народов, до сих пор, увы, жива и даже стала знаменем для отдельных сил на Западной Украине, в странах Прибалтики. Потомки тех, кто по замыслам нацистов, должны были быть полностью уничтожены, либо онемечены, сегодня ставят памятники эсесовцам и оскверняют могилы тех, кто спас их народы от тотального уничтожения и рабства.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ — систематизированное, устойчивое ко времени обобщение национального самосознания, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических, художественных произведений, т. е. могущее иметь как рациональный, так и образный вид.

Например, есть высказывания Эмерсона, Вильсона и Адамса о миссии Америки, которая должна управлять миром, а есть «образ» американской мечты («чистильщик сапог, который стал миллионером»), который тиражировался писателями, киноиндустрией. Национальная идея как бы отвечает на вопрос о смысле бытия определенной исторической общности: этноса, народа, нации, государства, отвечает на вопрос об их специфике, духовной миссии.

Национальная идея конкретизируется целым рядом вопросов, характеризующих ее содержание. Среди них вопросы о «начале» исторической судьбы народа, вопрос о важных исторических победах, о поражениях, оставивших исторический шрам, о точках развилки истории и сделанном историческом выборе, об историческом будущем и целях существования, о специфическом месте на карте мира, среди соседей, в мировой культуре и мировом разделении труда, об основаниях и чертах народного характера и проч.

Национальная идея часто представляется как продукт произвольного исторического конструирования или выбора великих политических деятелей («князь Владимир выбрал православие как религию и крестил Русь», Петр I «Россию поставил на дыбы», повернул в сторону Европы» и т. д.), но в то же время другие мыслители настаивают на нечеловеческом происхождении национальных идей («Идея нации есть не то, что она сама о себе думает во времени, но то, что Бог думает о ней вечности», — писал В. Соловьев).

Россия на протяжении своей истории сменила несколько «национальных идей». После возникновения именно русского государства (до то

Национальные проекты

Н

го это были различные славянские и финно-угорские племена) князь Владимир принял православие в качестве государственной религии и идеологии. Монгольское нашествие и потеря суверенитета привели к тому, что собственная идентичность стала переживаться наиболее остро, появилось множество монастырей, святых. Это был период «Святой Руси». Падение Византии и освобождение от ига Орды позже вообще сделало Россию чуть ли не единственной сильной православной державой, возникла концепция «Третьего Рима».

Смутные времена были связаны с поиском новой идентичности, колебаниями между приверженностью старым порядкам и мессианством России и влиянием Европы. Петр I разрешил это противоречие, начав вестернизацию России, но с дальней целью — саму Россию сделать лидером Европы (чтобы Россия рожала «собственных платонов и быстрых разумом невтонов»). XVIII в. был веком увлечения Голландией, Германией, Францией, вообще Европой в России.

Иллюзии кончились после похода Наполеона и победы русских, когда стало ясно, что Европа больше ниче му Россию научить не может и сама слабее духом, сама переживает закат. Чаадаев, Пушкин, Достоевский, Соловьев, Федоров и другие мыслители вновь ставят вопрос о предназначении России.

Вопрос в целом решался в консервативном духе: Россия — страна, которая должна спасти мир от одностороннего механистического бездуховного материализма Запада, любовью скрепить все человечество, Запад и Восток, объединить все начала, дать религиозное основание науке и технике, накормить и одеть угнетенных и страждущих. XX в. можно рассматривать как неожиданную реализацию этого принципа, либо переинтерпретацию, обновление национальной идеи.

СССР видел своей миссией освобождение человечества от эксплуатации, построение самого правильного и справедливого общества, с прогрессом, служащим человеку. Москва претендовала на роль эталонного коммунизма, все отклонения от которого считала ревизионизмом.

Крах советского проекта привел к новому смутному времени, сейчас вопрос о национальной идее для России более чем актуален. Гарантированно суверенен только тот народ, чей суверенитет никто не только не может, но и не хочет колебать. А это возможно только тогда, когда народ обладает ценностью в глазах других народов, когда он уникален, незаменим и неповторим, когда несет миссию, нужную другим народам. Когда он, говоря языком рынка, имеет «уникальное торговое предложение», «уникальное позиционирование». Но мало быть уникальным: Северная Корея тоже уникальна. Важно быть нужным другим, быть востребованным. Если Россия не связана ни с какой ценностью, ни с чем дорогим, то ее никто не будет беречь, ни мы сами, ни соседи, никто в мире.

Тот, кто хочет быть сувереном, гарантированным сувереном, тот должен обеспечить себе такое место в мире, когда другие государства предпочтут умереть сами или нанести вред себе, нежели покуситься на того, кого считают воплощением некой духовной ценности.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕК� ТЫ — приоритетные национальные проекты — программа по росту «человеческого капитала» в России, реализующаяся с 2006 г.

Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России В. Путиным 5 сентября 2005 г. в обращении к правительству, парламенту и ру ководителям регионов и озвучена 9 сентября 2005 г. на первом заседании осенней сессии ГД, где президент выступил с инициативой реформы социального блока.

Необходимость в реализации приоритетных национальных проектов назрела давно, однако реальные возможности для этого появились у страны лишь к 2005 г., когда были основательно разобраны завалы проблем, накопленных за 1980–90-е гг. К этому времени удалось решить наиболее острые проблемы обеспечения безопасности и национального суверенитета. Было укреплено внешнеполитическое положение, достигнута внутриполитическая стабильность, существенно улучшилась макроэкономическая ситуация. У государства появились значительные финансовые ресурсы, которые могли быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции.

Укрепление государственной власти, в частности новая система избрания руководителей субъектов Федерации, способствовало лучшему обеспечению согласованных действий всех ветвей и уровней государственной власти. Государство перешло к трехлетнему циклу бюджетного планирования, что давало социально-экономическим программам дополнительные гарантии. Страна подошла к возможности развития высокими темпами, к возможности решения масштабных, общенациональных задач.

Ключевым вопросом государственной политики стало повышение качества жизни граждан России. По словам В. Путина, «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России… это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит — в будущее России».

В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» были выделены здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» — образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны.

Задачи по нацпроектам были поставлены на ближайшие 2 года, эффект от реализации заявленной

Национальные проекты

Н

программы должен ощутить практически каждый гражданин. Так, например, уже к 2008 г. планировалось:

в здравоохранении — в 4 раза увеличить объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи; полностью укомплектовать участковую службу квалифицированными врачами и медицинскими сестрами, обеспечить ее необходимым оборудованием;

в образовании — подключить больше половины школ страны к сети интернет; выделить тысячи грантов талантливой молодежи, ученым, лучшим учителям;

в жилищной сфере — обеспечить адресную поддержку десятков тысяч молодых семей, молодых специалистов на селе; обеспечить массовое строительство новых микрорайонов;

на селе — направить миллиарды рублей на поддержку предоставления дешевых долгосрочных кредитов на строительство и перевооружение животноводческих комплексов, а также на развитие производства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, а это новые рабочие места и рост доходов сельских жителей.

Для разработки мер, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов и демографической политики, указом Президента РФ от 21 октября 2005 г. был образован «Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике». Совет рассматривает концептуальные основы, цели и задачи приоритетных национальных проектов и демографической политики, определяет способы, формы и этапы их реализации, проводит анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики и подготовку предложений по ее совершенствованию.

Главой Совета, согласно указу, стал Президент РФ В. Путин. Первым заместителем главы Совета назначен Д. Медведев, заместителями главы Совета стали вице-премьер А. Жуков и помощник президента И. Шувалов. В президиум Совета вошли 17 человек, в частности, Министр финансов А. Кудрин, глава Минэкономразвития Г. Греф, Министр здравоохранения и социального развития М. Зурабов, глава Аппарата Правительства РФ С. Нарышкин, глава «Газпрома» А. Миллер, спикер Совета Федерации С. Миронов и т. д.

За 2006–07 гг. из федеральных средств на реализацию нацпроектов было направлено около 400 млрд руб., а на 2008 г. запланировано око ло 300 млрд руб. (данная сумма не включает в себя финансирование из региональных бюджетов).

Промежуточные итоги реализации ПНП подвел 28 февраля 2008 г. на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Д. Медведев. За 2 года, прошедшие с начала реализации ПНП, стала увеличиваться средняя продолжительность жизни (ежегодно сейчас она увеличивается более чем на год), почти на 10% снизилась смертность населения, а смертность в трудоспособном возрасте — на 20%, прирост рождаемости составил почти 10%.

В рамках ПНП 13 млн чел. смогли пройти диспансеризацию, а 60 млн чел. были сделаны прививки. По программе родового сертификата качественная медицинская помощь была обеспечена более чем 2,5 млн женщин и новорожденных. Поставка нового диагностического оборудования сократила время ожидания в очередях, повысила качество обследований. Более 300 тыс. пациентов получили высокотехнологичную медицинскую помощь. Существенно обновлена база оказания первичной медицинской помощи, проведена масштабная переподготовка медицинского персонала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: