После поражения в Ливонской войне, когда Россия утратила не только завоеванные в Ливонии земли, но и устье Невы, и последующей дестабилизации внутриполитической обстановки Иван IV фактически утрачивает способность к управлению государством и после тяжелой болезни умирает в 1584 г.
Его наследник, Федор Иоаннович (г. ц. 1584–98) был человеком исключительно благочестивым и набожным, но совершенно неспособным к государственной деятельности. Вся власть в стране сначала фактически, а после смерти Федора и номинально перешла к Борису Годунову, видному деятелю опричнины.
Борис Годунов (г. ц. 1598–1605) принадлежал к боярскому роду, предки его вышли из Орды еще при Иване Калите. Он был опытным администратором, волевым и деятельным человеком, и за короткое время сумел отчасти навести порядок в стране, доведенной до разорения крайностями правления Ивана Грозного в поздний период царствования.
Годунов привел в порядок казну, пришедшую при Иване в полный упадок, и впервые за много лет бюджет государства стал профицитным. Для увеличения поступлений в казну царь Борис, отменив Юрьев день, ввел на Руси крепостное право, запретив крестьянам переход от одного хозяина к другому. Успешно завершив войну со шведами, Годунов возвратил Руси невское устье, укрепил границы, заключил почетный мир с Польшей. Вместе с тем, он не отказался от репрессивных мер, характерных для предыдущего царствования. При нем распространилась система всеобщего доносительства, которая создавала в обществе обстановку нестабильности, недовольства.
Ситуацию подогревали слухи о том, что царевич Дмитрий, наследник престола, был во младенчестве убит Борисом Годуновым. А когда в течение трех лет кряду в стране были страшные неурожаи, и начался голод, недовольство вылилось в открытое вооруженное выступление. Этим воспользовались внешние враги Руси, прежде всего Речь Посполитая, поддержавшая претензии на московский престол самозванца, именуемого в историографии Лжедмитрием I, объявившим себя «чудесно спасшимся царевичем Дмитрием». Когда его немногочисленный отряд вторгся в русские пределы, он без труда был бы уничтожен московским войском. Но Годунов перестал пользоваться в народе поддержкой, и даже его стрельцы переходили на сторону самозванца.
|
После смерти Бориса Лжедмитрий без труда занял Москву и был провозглашен русским царем. Так началась Смута. Менее чем через год после воцарения, в 1606 г., Лжедмитрий был свергнут и убит, а престол занял инициатор этого переворота князь Василий Шуйский (г. ц. 1606–10). Но он уже не контролировал ситуацию в стране.
Вскоре вместе с польскими отрядами и казаками в Россию вступил Лжедмитрий II, более известный как Тушинский Вор. Кроме польских интервентов на Русь вторглись шведы и захватили Новгород. Свергнувшие Василия представители «семибоярщины» предложили сыну польского короля Сигизмунда Владиславу занять русский престол.
Страна оказалась на грани распада, и лишь решительные действия народа предотвратили его. Второе (нижегородское) ополчение К. Минина и князя Д. Пожарского освободило Москву от поляков, позднее захватчиков изгнали и из других земель.
В 1613 г. Земский собор, представлявший все сословия русской земли, избрал царем Михаила Федоровича Романова. Первый царь новой династии не обладал талантом государственного деятеля, поэтому реальную власть осуществлял сначала Земский Собор, а потом сформированная им исполнительная власть — система приказов. С их укреплением в России окончательно оформилась сословно-представительная монархия.
|
Земские соборы, в составе которых были представители как родовой знати и духовенства, так и служилых и посадских людей, купечества и крестьянства, созывались все реже и практически утратили свое влияние на формирование власти. В царствование Алексея Михайловича (г. ц. 1645–76) русское государство значительно укрепилось. Длительная война с Польшей привела к тому, что после знаменитой Переяславской Рады 1654 г. в состав Московского царства вошли исконно русские земли днепровского левобережья (см. Украина).
Не менее впечатляющими были территориальные приобретения на востоке. Завоеванию Урала и За
Московское царство
М
падной Сибири положил поход казачьего отряда Ермака Тимофеевича в 1581 г. по личному распоряжению Ивана Грозного. Именно тогда началась не имеющая прецедента во всемирной истории эпопея мирного завоевания Сибири и Севера, когда многие языческие народы охотно принимали православие и русское подданство. Ясак, который они должны были выплачивать в казну, был необременительным — охотникам и скотоводам куда больше приходилось платить до этого многочисленным ордам степных разбойников.
В Сибири и на Дальнем Востоке возникли первые русские остроги — крепости с гарнизонами из казаков или стрельцов, защищавшие как русское, так и аборигенное население от набегов чужаков. Отряды русских землепроходцев, состоящие из казаков и служилых людей, продолжали упорно двигаться за Урал и на протяжении всего XVII в., изучая, осваивая огромные, почти безлюдные территории. Казаки и стрельцы обучали аборигенов навыкам земледелия, учили строить более теплое жилище, снабжали железными орудиями труда и оружием для охоты.
|
В результате экспедиций Дежнева, Хабарова, Атласова, Пояркова и др. первопроходцев, к российскому государству была присоединена огромная территория, охватывающая весь северо-восток Евразии. Именно в этот период границы России стали границами, которые в значительной степени сохранились до сегодняшнего дня. Россия стала одним из самых больших и могущественных государств мира.
Управление огромными территориями, вошедшими в состав государства, требовало не просто увеличения количества чиновников, но более глубоких реформ в др. сферах. Замена стрелецкого войска полками иноземного строя началась еще при Иване IV. Но при Алексее Михайловиче во многом именно они, а не стрельцы, стали превращаться в основу русского войска. Это и обусловило факт участия стрельцов во всех антиправительственных выступлениях второй половины XVII в. — «хованщине» и прочих стрелецких бунтах.
Необходимость перевооружения войска артиллерией, мушкетами требовала разработки новых месторождений руды на Урале. Когда позднее Демидовы развернули здесь сеть горнорудных предприятий и металлургических заводов, они основывались на данных рудознатцев, занимавшихся в этих краях геологоразведкой по указу Алексея Михайловича.
Государство остро нуждалось в образованных людях. Алексей Михайлович приглашал в Россию иностранцев. При нем возникло первое в истории страны высшее учебное заведение Славяно-греко-латинская академия братьев Лихудов. Возросла роль в управлении государством образованных деятельных чиновников — дьяков в приказах. Часто это были незнатные люди, добившиеся высокого положения благодаря энергичности и компетентности.
Реформы были проведены и в церкви, но это привело к расколу. За многие столетия христианства на Руси богослужебная литература, многократно переписанная, изобиловала ошибками и отличалась от канона, принятого в греческой (вселенской) церкви. Православные христиане южных земель — сербы, болгары, греки и жители малороссийских земель крестились троеперстием, а на Руси — двумя перстами, существовали различия в богослужении. После присоединения малороссийских земель к русскому государству многие священники выступили с инициативой исправления богослужебных книг и приведения богослужения в соответствие с канонами греческой вселенской церкви.
Инициатором реформы выступает избранный в 1652 г. на высший церковный пост патриарх Никон. Но сам иерарх претендовал не только на церковную, но и на светскую власть. Царь Алексей согласился с тем, что патриарха, как и его, будут именовать «великим государем» и оказывать ему царские почести. Никон вмешивался в государственные дела, преследовал противников нововведений, включая своих недавних единомышленников и друзей: Ивана Неронова, Стефана Вонифатьева и протопопа Аввакума. В конце концов, он не удержался на патриаршей кафедре и был заточен в монастырь. Но начатые им реформы продолжались и имели колоссальные для страны последствия — часть народа, храня «древлее благочестие» уходило в оппозицию к власти; люди убегали целыми деревнями на окраины, в глухие леса.
Сын Алексея Михайловича от первой жены, Марии Милославской, Федор Алексеевич, вступивший на престол после смерти отца в 1676 г., процарствовал недолго и умер молодым в 1682 г.
После стрелецкого бунта 15 мая 1681 г. царями провозгласили Ивана (сына Милославской) и Петра (сына второй жены Алексея Михайловича Натальи Нарышкиной), а по причине их малолетства регентшей назначили их сестру царевну Софью Алексеевну. Подавив волнения стрельцов («хованщину»), она вместе со своим фаворитом князем Василием Голицыным довольно успешно правила русским государством, пока противники из клана Нарышкиных не ускорили приход к власти Петра, с эпохой царствования которого и связывают окончание эпохи Московской Руси.
В идейной борьбе, развернувшейся в XIX в. в России между «западниками» и «славянофилами», последние идеализировали ту систему государственного устройства и общественной жизни, которая существовала в стране до петровских преобразований. С их точки зрения, именно Московская Русь была образцом государственного строя, наиболее отвечавшего духовному складу русского народа. Однако новый Царь Петр Первый, находясь под значительным влиянием протестантизма, взял курс на строительство светского государства — Российской империи.
Мэр М
МЭР (от лат. major — главный) — глава города или иного муниципального образования, избираемый на определенный срок в результате голосования жителей либо членов органа местного самоуправления.
Основная функция мэра — осуществление руководства административно-хозяйственной деятельностью на территории управляемого им муниципального образования, управление административным аппаратом, в т. ч. назначение и смещение ключевых должностных лиц, а также представительские функции.
Должностные обязанности мэра обычно закрепляются в специальном документе, утверждаемом органом местного самоуправления. Формирование института мэрства в современном виде связывают с процессом освобождения европейских городов от феодальной зависимости, происходящим на фоне зарождения крупной городской буржуазии, заинтересованной в большей свободе правил и норм торговли, а также в возможности личного участия в процессе управления.
Своего высшего воплощения институт мэрства достиг в Средние века в Венеции, Генуе и городах Ганзейского союза, где избираемые главы городов фактически были главами независимых государств-республик.
В Российской империи функции мэра долгое время исполнял чиновник (воевода), назначаемый царем и совмещающий административнохозяйственную деятельность с военными и судебными полномочиями, впоследствии переданными губернаторам и генерал-губернаторам.
В СССР в сфере городского управления, как и во многих других сферах, существовало двоевластие: если номинально главой города являлся председатель горисполкома, то фактически гораздо большими полномочиями обладал глава городского комитета КПСС.
Должность мэра в европейско-американском виде возникла в России в начале 1990-х гг. на фоне крушения партократической системы и общей демократизации государства. В большинстве городов, обладающих статусом столиц регионов, мэр избирается населением сроком на 4 года с правом последующего переизбрания.
Полномочия мэров российских городов не всегда одинаковы и закреплены в Уставах этих городов, однако, как правило, функции мэра не выходят за рамки административно-хозяйственных. Мэр Москвы и Санкт-Петербурга назначается президентом, что связано с особым статусом этих городов, которые одновременно являются субъектами Российской Федерации. Согласно Уставу Москвы, мэр непосредственно или через органы городской администрации решает вопросы социально-экономической жизни города, осуществляет управление городским хозяйством и в этих целях устанавливает и изменяет структуру городской администрации, определяет компетенцию органов городской администрации и устанавливает фонды оплаты труда их работников в пределах средств, предусмотренных бюджетом города; от имени Москвы своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности; выражает согласие исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на назначение прокурора Москвы и начальника Главного управления внутренних дел Москвы, руководителей территориальных органов исполнительной власти РФ и др.
По вопросам своей компетенции мэр издает распоряжения. В результате отделения сферы местного самоуправления от государственной власти (согласно Конституции РФ от 1993 г.) мэры получили большие полномочия и остались фактически бесконтрольными. Это привело к коррупции и многочисленным злоупотреблениям. Большое количество мэров стали фигурантами уголовных дел.
Сегодня реформа местного самоуправления ставит своей задачей с одной стороны, поставить мэров под контроль государства и депутатов, с другой стороны, высвободить инициативу широких масс избирателей.
Нанотехнологии
Н
Н
НАНОТЕХНОЛОГИИ — спосо бы производства и применения искусственно созданных объектов нанометровых размеров (1 нанометр (нм) равен одной миллиардной доле метра).
Вещества, созданные на основе нанотехнологий, называют наноматериалами. Невооруженным глазом человек способен увидеть предмет, размером примерно 10 тыс. нм. От использования нанотехнологий в последние годы стали зависеть темпы научно-технического прогресса.
В научный оборот термин «нанотехнологии» ввел в 1974 г. японский физик Норио Танигучи, предложивший его для обозначения механизмов, размером менее одного микрона.
Считается, что предтечей нанотехнологий был Дж. Истмэн, изготовивший в 1883 г. фотопленку. В 1905 г. А. Эйнштейн опубликовал работу, в которой доказывал, что размер молекулы сахара составляет примерно 1 нм. В 1931 г. немецкие физики М. Кнолл и Э. Руска создали электронный микроскоп, впервые позволивший исследовать нанообъекты. В 1959 г. Р. Фейнман впервые описал методы, которые впоследствии назовут нанотехнологиями, предположив возможность перемещать атомы отдельно, механически — при помощи манипулятора соответствующего размера.
Широкой публике нанотехнологии стали известны благодаря американскому футурологу Э. Дрекслеру, опубликовавшему в 1986 г. книгу «Машины созидания: грядет эра нанотехнологии», где прогнозировался скорый и бурный рост этой отрасли высоких технологий (см. Хай-тек). Однако до сих пор нанотехнологии находятся в начальной стадии развития, хотя очевидно, что, став достоянием завтрашнего дня, они коренным образом изменят облик нашей планеты.
В силу того, что в наномасштабе площадь поверхности на единицу объема чрезвычайно велика, нанотехнологии способны кардинально изменить методы, ныне применяемые в микроэлектронике, оптоэлектронике, медицине, энергетике и проч.
Например, проектируемые в настоящий момент электрические магистральные кабели на углеродных нанотрубках способны проводить ток высокого напряжения лучше медных проводов и при этом весить в 5–6 раз меньше. Существует проект создания наносистемы для введения медикаментов, изменяющих определенные биологические функции внутри живых организмов, в частности, для развития иммунитета против конкретных болезнетворных организмов. Возможно создание нанороботов-врачей, которые способны, находясь внутри организма, устранять все возникающие повреждения и бесконечно регенерировать отмирающие клетки, что теоретически может обеспечить человеку физическое бессмертие.
Ожидается, что уже в 2025 г. появятся первые роботы, созданные на основе нанотехнологий, которые смогут конструировать из готовых атомов любой предмет. Молекулярные роботы способны будут производить пищу, заменив сельскохозяйственные растения и животных. Новые виды промышленности не будут производить отходы, отравляющие планету, что позволит стабилизировать экологическую обстановку.
Первые практические результаты в области нанотехнологий уже достигнуты. Так, в 1998 г. голландский физик С. Деккер создал транзистор на основе нанотехнологий. Наноматериалы используют для изготовления защитных и светопоглощающих покрытий, спортивного оборудования, светоиспускающих диодов, топливных элементов, лекарств и медицинской аппаратуры, материалов для упаковки продуктов питания, косметики и одежды. Нанопримеси на основе оксида церия уже сейчас добавляют в дизельное топливо, что позволяет на 4–5% повысить КПД двигателя и снизить степень загрязнения выхлопных газов.
В 2005 г. компания Intel создала прототип процессора, содержащего наименьший структурный элемент размерами примерно 65 нм. В том же году компания Altair Nanotechnologies (США) объявила о создании наноматериала для производства аккумуляторов нового поколения.
Нанотехнологии имеют и блестящее военное будущее, в т. ч. в областях создания и противодействия «невидимости», энергетических ресурсов, самовосстанавливающихся систем (например, автоматической починки поврежденной поверхности танка или самолета), связи, обнаружения химических и биологических загрязнений. Возможно создание военных роботов размером в 200 микрон, способных отравлять незащищенных людей (летальная доза токсина ботулизма составляет 100 нг, количество вещества, достаточное для уничтожения человечества, может храниться в чемодане).
Еще в 1995 г. американский адмирал Д. Джеримайя заявил: «Нанотехнологии способны радикально изменить баланс сил, в большей степени, чем даже ядерное оружие». Вместе с тем, такой крупный ученый как Фримен Дайсон скептически относится к мировому нанодвижению. По его мнению нанотехнологии стали ширмой для большого количества научных шарлатанов, которые используют модную вывеску для ненаучных экспериментов или просто для осваивания бюджетов.
Очевидно, что в ближайшие 10 лет нанотехнологии приведут к такому рывку научно-технического прогресса, что обладающие ими страны окончательно и бесповоротно закрепят свое лидирующее положение в мире. Неудивительно, что ведущие державы тратят огромные средства на поддержку исследований в этой области. Так, в США только федеральные ассигнования на нанотехнологические программы и проекты выросли с 464 млн долларов в 2001 г. до 1 млрд долларов в 2005 г. Еще
НАТО
2 млрд долларов в 2005 г. потратили на те же цели американские корпорации (в т. ч. HP, NEC и IBM).
Исследования в этой сфере активно ведутся также в странах Евросоюза, в Японии, Австралии, Канаде, Китае, Южной Корее, Израиле, Синга пуре, Бразилии. Общемировые затраты на нанотехнологические проекты превышают 9 млрд долларов в год.
Прогнозы показывают, что к 2015 г. суммарная стоимость товаров, производимых с использованием наноматериалов, приблизится к 1 трлн долларов.
Россия, не успевшая к технологическому буму 1990-х гг., связанному с телекоммуникациями, теперь имеет все возможности войти на равных правах в будущее, которое обещают нанотехнологии, названные президентом В. Путиным в послании Федеральному собранию 2007 г. «локомотивом всех высоких технологий».
Пока в этой области явного превосходства нет ни у кого. Всем ясно, что именно здесь будет совершен прорыв. 21 июня 2007 г., выступая на заседании правительственного совета по развитию нанотехнологий, первый вице-премьер РФ С. Иванов заявил, что российское государство готово всемерно поддерживать национальную наноиндустрию и собирается выделить на развитие наноиндустрии до 2015 г. около 200 млрд руб.
19 июля 2007 г. для содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии была создана Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий». Генеральным директором ГК «Роснанотех» с 22 сентября 2008 г. является А. Чубайс.
НАРЫШКИН Сергей Евгеньевич — глава Администрации Президента РФ.
Родился 27 октября 1954 г. в Ле нинграде. В 1972 г. поступил на Приборостроительный факультет Ленинградского механического института (Военмех).
Совмещая учебу и общественную деятельность, к 1978 г. — году окончания вуза — С. Нарышкин занимает должность секретаря комитета комсомола института и является кандидатом в члены Ленинградского обкома ВЛКСМ. В 1978–82 гг., по некоторым данным, проходил обучение в 101-й школе ПГУ КГБ, специализирующейся на подготовке оперативных работников со знанием иностранного языка.
В 1982 г. поступил на работу на должность помощника проректора по международному сотрудничеству в Ленинградский политехнический институт. В 1988 г. перешел на должность эксперта в Государственном комитете по науке и технике, а менее чем через полгода получил назначение в Брюссель в аппарат экономического советника посольства СССР в Бельгии.
В 1992 г., по возвращении на родину, С. Нарышкин возглавляет отдел внешнеэкономических связей комитета по экономике и финансам мэрии Санкт-Петербурга. Тогда же произошло его знакомство с В. Путиным, на тот момент руководителем комитета мэрии Санкт-Петербурга по внешним связям.
В 1995 г. Нарышкин покидает госструктуру и становится начальником отдела внешних инвестиций Промстройбанка. Но уже через 2 года возвращается на госслужбу и возглавляет департамент инвестиций правительства Ленинградской обл. А еще через год становится руководителем областного комитета по внешнеэкономическим и международным связям. Благодаря его деятельности, менее чем за 6 лет приток иностранных инвестиций в Ленинградскую обл. утроился.
В 2004 г. С. Нарышкина приглашают в Москву, где за короткий срок он сменяет 3 должности, став сначала заместителем начальника экономического управления Администрации Президента, затем заместителем руководителя Аппарата Администрации Президента и, наконец, руководителем Аппарата Правительства РФ. На новом поприще Сергей Нарышкин проявил себя опытным аппаратчиком и сумел добиться передачи в ведение своей службы целого ряда важных функций, в т. ч. разработку бюджетной и экономической политики.
В короткий срок С. Нарышкин сумел добиться такого уровня четкости и организованности своей службы, что о нем заговорили как о лучшем руководителе аппарата правительства за всю его историю.
В 2007 г. Нарышкин, оставаясь руководителем аппарата правительства, занял пост вице-премьера, в ведение которого были переданы вопросы формирования внешнеэкономической политики.
В мае 2008 г. С. Нарышкин возглавил Администрацию Президента РФ.
НАТО (Организация Североатлантического договора, North Atlantic Treaty Organisation, NATO) — международный военно-политический союз, созданный для обеспечения американского военного преимущества в Евразии на основе Североатлантического договора, подписанного в 1949 г. в Вашингтоне США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Ка надой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией.
Своими целями организация объявила обеспечение защиту своих членов от возможного нападения вероятных противников (прежде всего, СССР, который в то время был «страной вдов и инвалидов, с разрушенной войной экономикой, и конечно, не представлял никакой угрозы), а также координацию оборонной и внешней политики стран — участников альянса. Нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом.
В рамках НАТО существует ряд программ, среди них важнейшая — «Партнерство во имя мира», политической основой которой является Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП), куда входят 46 стран, в т. ч. Украина и Российская Федерация (последняя приостановила свое участие в СЕАП после решения НАТО о вторжении в Косово в марте 1999 г., однако частично возобновила его в феврале 2000 г.).
После теракта в США 11 сентября 2001 г. в НАТО было решено создать специальную структуру по борьбе с терроризмом. Согласно уставу НАТО, она открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность.
В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. — ФРГ, в 1982 г. — Испания. В 1966 г. Франция вышла из военной организации НАТО (вернулась в 2009 г.), в 1974 г. — Греция (вернулась в организацию в 1980 г.).
По окончании холодной войны в альянс вошли Чехия (1999), Польша (1999), Венгрия (1999), Эстония (2004), Латвия (2004), Литва (2004), Румыния (2004), Словакия (2004), Словения (2004), Болгария (2004), Албания (2009), Хорватия (2009). Таким образом, на сегодня в НАТО входит 28 стран.
Начиная с 1999 г., в НАТО вступают только бывшие соцстраны и бывшие республики СССР. В списке возможных членов и партнеров НАТО числятся Финляндия, Швеция, Австрия, Швейцария, Ирландия, однако они не стремятся вступить в Альянс, в т. ч. потому, что на членство в нем потребуются дополнительные финансовые средства, которые эти страны не считают рациональным тратить на сдерживание мифической угрозы, якобы исходящей от России.
Стать членами альянса стремятся Грузия и Украина. Но им отказано в присоединении к Плану действий по членству в НАТО благодаря принципиальной позиции 8 государств, в т. ч. Германии и Франции. Однако в итоговом коммюнике 60-го саммита НАТО (Страсбург, Кельн, 3–4 апреля 2009 г.) руководители Альянса зафиксировали решение о том, что Украина и Грузия должны стать членами НАТО в обозримом будущем. Для этого НАТО начнет оказывать помощь по реформированию экономик и армий этих двух стран.
1 апреля 2008 г. на совместной с Дж. Бушем пресс-конференции В. Ющенко выразил убеждение, что украинские граждане поддержат вступление страны в НАТО на референдуме, который украинская власть обещает провести после массированной пропагандистской кампании.
Согласно проведенному украинским отделением Фонда «Общественное мнение» 25 января — 2 февраля 2008 г. социологическому опросу, с тем, чтобы Украина стала членом НАТО, согласны лишь 16,9% украинцев, категорическое же несогласие выразили 59,9% опрошенных.
Мотивы принять в альянс Украину у НАТО есть. В первую очередь, возможность расположения военных бах НАТО у самых российских границ, а также взятие под контроль украинских ВПК и армии, способной решать сложные боевые задачи. Сами жители Старого Света по возможности уклоняются от участия в военных действиях — они стали слишком хорошо жить, чтобы допускать мысль о том, что есть такие ценности, ради которых можно пожертвовать жизнью.
Европейские силы НАТО неуклонно и методично снижают свою боеспособность. ВС стран НАТО (за исключением США, Канады, Греции и Турции) в 1990 г. имели 13,7 тыс. танков и 4000 боевых самолетов, а в 2007 г. соответственно, 9700 и 2900. И это при том, что с 1990 г. количество европейских стран в альянсе увеличилось с 12 до 22. Таким образом, большую, чем раньше, территорию им приходится сегодня оборонять значительно меньшими силами.
Чем грозит размещение натовских баз на территории Украины, разъяснил на февральской встрече с Ющенко президент В. Путин. «Если Украина готова ограничить свой суверенитет, мы не имеем права и не будем вмешиваться, но эти ограничения суверенитета приводят сейчас в реальной жизни к определенным последствиям: скажем, размещение баз или размещение позиционного района противоракетной обороны ставит перед Россией необходимость ответных действий», — заявил он. И добавил: «Страшно сказать, подумать страшно, что Россия в ответ на подобное размещение таких позиционных районов (а теоретически нельзя исключить этого) на украинской территории нацелит на Украину свои ракетные системы».
Как опасная провокация расценивается и возможное присоединение к НАТО Грузии. Чем грозит кавказскому региону перевооружение этой страны наглядно показали события августа 2008 г. в Южной Осетии. После конфликта в Южной Осетии в августе 2008 г. НАТО в одностороннем порядке пре кратило отношения с Россией на политическом уровне. Первые шаги к восстановлению отношений были сделаны со стороны Альянса лишь весной 2009 г. 29 апреля в Брюсселе открылось формальное заседание Совета Россия — НАТО (СРН) на уровне послов. Россию представлял постоянный представитель РФ при НАТО Д. Рогозин. 19 мая в Брюсселе состоится заседание СРН уже на уровне министров иностранных дел.
Вместе с тем, Альянс продолжает поощрять грузинского агрессора, что выражается в частности, в стремлении провести с 6 мая по 1 июня на территории Грузии учения под эгидой НАТО (1300 военнослужащих из стран Альянса и его партнеров, в т.ч. двух стран — членов СНГ: Азербайджана и Армении).
Как геополитическая структура НАТО является воплощением идеи «отца атлантизма» Н. Спайкмена (1893–1943) о необходимости контроля Соединенными Штатами т. н. «римланда» (береговых территорий Евразии, в первую очередь Европы), что позволит Америке доминировать в морях и успешно блокировать континентальную мощь Евразии.
Американские политики и историки не раз признавались, что создание НАТО по сути является расширением доктрины Монро на Европу, которая становится для США еще одной Латинской Америкой (сенатор Т. Кон налли, историк С. Эмроуз и др.).